Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 22:41, реферат
В VIII-VI вв. до н. э., по мере роста населения и развития торговли, греки осваивали новые территории, основывая колонии в Сицилии, Италии, на берегах Черного моря. Некоторые полисы и государства Северного Причерноморья – Ольвия, Херсонес просуществовали почти тысячу лет. Другие – италийские поселения Великой Греции – уже через два-три века были подчинены местными народами, а затем завоеваны римлянами.
Введение
Глава 1. Историография
Глава 2. Храм Посейдона (Геры) в Пестуме.
Глава 3. Храм Зевса в Олимпии.
Глава 4. Механизмы возведения храмов в Древней Греции на примере храма Посейдона в Пестуме.
Глава 5. Характеристика архитектурных форм греческих храмов Vв. до н. э. на примере храмов Посейдона в Пестуме и Зевса в Олимпии.
Заключение
Список литературы
Глава
4. Механизмы возведения
храмов в Древней
Греции на примере
храма Посейдона
в Пестуме.
В то время,
когда создавались храмы
В значительной мере концепцию архитектурного
произведения определяет его материал.
Строители дорических храмов перевоплотили
деревянные конструкции в каменные, и
это перевоплощение объясняет своеобразие
некоторых форм храма: каннелюр, капителей,
антаблемента. Храмы Пестума возведены
из различного камня. К югу от Пестума,
у старого устья реки, располагались карьеры,
поставлявшие материал для древнейших
построек города – Базилики и храма Цереры.
Красноватый камень для храма Посейдона
добывали в прибрежных карьерах у моря.
О том, как проходили работы по изучению,
разработке этих карьеров, как именно
добывали материал, практически ничего
не известно. «Нет никаких сведений об
организации работ в этих каменоломнях,
а иногда даже не указано, где они находились».
К месту строительства каменные монолиты,
обтесанные на местах добычи, доставляли
на низких повозках из твердых пород дерева,
которые тянули упряжки быков. Альтернативным
способом было использование катков из
бревен, подложенных под груз. В таком
случае катки синхронно передвигались
силой человеческих рук, а камень также
тянулся упряжными животными. Чтобы поднять
блоки, греки использовали вороты с углом
наклона 15 -20 градусов максимум, с помощью
которых силой людей или тягловых животных
поворачивали и устанавливали блоки.
Так как высота блоков была различной,
и колонны возводили одна за другой, а
не одновременно, для установки каждого
последующего блока приходилось заново
составлять, разворачивать или поднимать
уровень воротов. Высота колонн храма
Посейдона – 9 метров, и на эту высоту требовалось
поднять балки. Древние греки использовали
изобретение египтян, которые с помощью
таких воротов, составленных из деревянных
балок, поднимали блоки в двадцать раз
тяжелее, чем блоки храмов Пестума. «Брали
два бруса, соответствующих весу поднимаемых
тяжестей. Их ставили, вверху соединяя
хомутом, а внизу расставляя их врозь;
растяжками они удерживаются стоймя. На
самом верху прикрепляется поворотный
блок. Блок состоит из двух колес, вращающихся
на осях». Таким образом, конструкция была
пирамидальной формы с балансирующей
горизонталью на верхушке пирамиды. К
одному концу горизонтали крепили поднимаемый
блок, а к другому противовес – множество
небольших камней, увязанных в сеть. Витрувий
так же описывает в своем сочинении и другой
тип «механизмов» для строительства: «если
же тяжести для постройки будут еще колоссальнее
по размерам и весу, то нельзя доверить
их горизонтальному вороту, но надо поставить
ось с большим барабаном посередине. Их
силы зависят от начала прямого движения,
и другого – кругового». Для возведения
крыши на балки перекрытия укладывались
деревянные вспомогательные конструкции,
по которым передвигались рабочие, постепенно
накрывая храм крышей и устанавливая конструктивные
и декоративные элементы. Черепица из
обожженной глины крепилась на деревянную
«сетку» из продольных и поперечных реек.
После этого устанавливались метопы, триглифы
и отдельные скульптурные композиции
на фронтоны. Вдоль карниза по периметру
храма наклонно крепился водосток из подогнанных
друг к другу глиняных желобов.
У подножия храма, до подъема на уровень
колонны, камень подвергался вторичному
обтесыванию – со строгим соответствием
модульному блоку – и шлифовке камнями
и песком. Равномерность заглубления линий
каннелюр «проверялась количеством и
потоком воды, налитой из сосудов в каннелюры».
Установленные блоки снова обрабатывали
– подвергали окончательной шлифовке.
Затем все скульптуры, колонны, капители
и фронтоны покрывали смесью их извести,
алебастра и мраморной пудры. Если требовал
замысел – окрашивали или облицовывали
отдельные элементы. Для окрашивания использовались
краски, полученные из растений – в верхних
частях горизонтальное и вертикальное
членения подчеркивались красной и темно-синей
красками соответственно. Отделка храма
проходила сверху вниз, чтобы не повредить
уже обработанные поверхности. В это же
время стены храма расписывались изнутри.
Сведений о последовательности и особенностях
системы возведения храмов практически
не сохранилось, однако иллюстрировать
строительство позволяет синтез уцелевших
данных – отчеты о реконструкциях после
землетрясений, описания свидетелей, не
только касаемо Пестума, но и то, что содержится
в других источниках: общие схемы построек
были одинаковы на землях Древней Греции.
Глава 5. Характеристика архитектурных форм греческих храмов Vв до н. э. на примере храмов Посейдона в Пестуме и Зевса в Олимпии.
В VI в до н. э. происходит стабилизация
форм и конструкций, прошедших за
предыдущие века путь постепенного преобразования
из деревянных в каменный материал.
Первоначально идея храмов произошла
от жилища человека – его пространство
ограничено, четко отделено от окружающей
среды и служит для длительного пребывания
в нем. «Само слово «наос» означает одновременно
и храм, и жилище». Соответствие этих форм
прослеживается в некоторых трактовках
элементов, в равновесии продольных и
поперечных стен храма – характерных
чертах древнего дома крито-микенской
культуры. В V в до н. э. окончательно установится
тип и внешний вид храма – «и отныне храмы
великой эпохи будут отличаться один от
другого только оттенками стиля». Несмотря
на то, что к этому времени уже будут разработаны
три ордерные системы – дорическая, ионическая
и коринфская – распространенной останется
наиболее древняя дорическая. Возможно,
этот факт можно объяснить войнами той
эпохи: храмы возводились во славу воинственных
богов Древней Греции (Зевса, Посейдона,
Ареса, Афины), и по традиции в таких храмах
использовался наиболее «мужественный»
ордер – дорический, взявший за основу
пропорции мужского тела. Такие храмы
были массивны и величественны. Одно из
основных свойств всех древнегреческих
храмов – «пространство в уровень и объем
человека». Сопоставляя несколько точек
зрения на храмовое сооружение, зодчие
добивались впечатления величия постройки,
но греки совершенно не занимались композицией
храмовой площади, его окружением. Принимая
созданный природой ландшафт, зодчие ставили
храм в месте, как бы заранее подготовленном
для них – храм служил центром восприятия
окружающего, а не какая-либо площадь из
своей центральной точки открывала основной
вид на здание, как это будет в последующие
эпохи. «Святилище Зевса в Олимпии или
Афинский Акрополь, например, были совершенно
открытыми, незамкнутыми площадями, лишенными
всякого центра». Ни одна из точек зрения,
предусмотренных греческими зодчими,
не дает исчерпывающего вида храма – его
необходимо открывать для себя постепенно.
Греческий храм обыкновенно представлял
собою четырехугольник, длина которого
была приблизительно вдвое больше ширины.
Установилась определенная традиция для
количества опор в колоннаде, окружающей
греческий храм: на длинной стороне храма
число колонн вдвое больше, чем на узкой,
плюс еще одна колонна. Несмотря на все
разнообразие позднейших храмов, их основная
форма осталась неизменной. В основе плана
лежит четырехугольная (обыкновенно продолговатая)
комната или целла, служившая жилищем
божества. Стилобат греческих храмов имел
обычно по три ступени; но так как они были
слишком высоки для человека, то для входа
по сторонам делались лестницы подходящих
размеров. Число входных ступеней всегда
было нечетным для того, чтобы входивший
в храм становился правою ногою на первую
и на последнюю ступень. Жертвенник храма
представлял собой отдельный массив в
общей композиции здания – в Пестуме изначально
он отнесен от храма почти на 15 метров.
Все традиции храмовой архитектуры можно
и сейчас проследить на примере храма
Пестума, который сохранился много лучше,
чем храм Олимпии.
Сравнение планов этих храмов говорит
о том, что «зодчие того храма, что называют
храмом Посейдона, черпали вдохновение
в формах храма Зевса в Олимпии». Общая
ориентировка по оси восток – запад, 6
колонн на фасадах обоих храмов, а на продольных
стенах их соответственно 14 и 13. Пронаос
отделен от перистиля двумя колоннами,
между собой образующими проход. Пространство
целлы разделено на три нефа двумя рядами
стен по 7 колонн в каждом. Как правило,
внутренние колонны того же ордера, что
и внешние, но не такие массивные, более
легкие по пропорциям, более тонкие, чтобы
не загромождать собой целлу и создать
впечатление большей перспективы, чем
есть на самом деле, при беглом взгляде
внутрь храмового пространства. Позади
целлы впервые появляется задний вестибюль
– постикум – не сообщающийся с целлой,
и служащий первоначально для симметрии
храмового пространства. После храмов
Пестума он будет появляться во всех больших
храмах последующих периодов.
Храм Олимпии выстроен из довольно грубого известняка, и он сохраняет в себе, в своих пропорциях, формах и конструкциях, архаическую грубость прежних веков. Однако здесь уже наметились некоторые смягчения форм, и развитие стиля – антаблемент чуть больше, чем раньше, нависает на колоннами, создавая собой подобие карниза, линии колонн становятся более отвесными, меньше направленными на смягчение оптического обмана сужения кверху. В храме Посейдона еще слегка нивелирован этот оптический обман – расширением колонн, но уже не так сильно, как это было принято раньше – всего на 10 сантиметров, что практически незначительно при девятиметровой высоте колонн. Стены между колоннами были сложены кладкой правильными рядами из тёсаного камня. Различие внутренних пространств храмов можно отметить на примере расположения лестниц. В храме Посейдона лестницы служили, по всей видимости, только для жрецов, и это подтверждается расположением пролетов в целле, недоступной для простых греков. Храм Зевса был одним из самых известных святилищ Древней Греции, и был более посещаем. В нем лестничные пролеты, по свидетельству Павсания, служили для подъема на галереи, по которым можно было обойти статую Зевса. Лестница располагалась у входа в целлу. Неизвестно, была ли она одна, или же две – для постепенного прохода и спуска с галерей на другой стороне от входа. Во внутреннем пространстве линии колонн стоят в два «этажа» - в Олимпии для перекрытия галерей, в Пестуме – для чердачного перекрытия. У современного исследователя нет возможности лично убедиться в том, что внутреннее пространство храмов было недостаточно проработано композиционно. Описания, дошедшие до нашего времени, содержат среди прочего упоминания о том, что «в храме Зевса в Олимпии пространство целлы явно чересчур ничтожно для масштаба статуи.». Головой статуи доставали практически до перекрытий, что не является удачным решением, однако для греков свойственно именно невысокое и неглубокое пространство по пропорциям обычного человека. В храме Пестума статуя Посейдона была, скорее всего, такого же масштаба, и, возможно, выполнялась как подражанием статуе Зевса работы Фидия. Известно, что она так же была выполнена из дерева в хрисоэлефантинной технике, но не так богато изукрашена. До нашего времени в пространствах храмов сохранились только кладки основания под статуи.
Различны были типы освещения храмов
классического периода. Витрувий описывает
так называемые гипетральные храмы
– где целла или только центральный
ее неф вообще не накрывались крышей.
Однако неизвестно, являлось ли это правилом
или исключением из него, поиском новых
форм, не получившим распространения.
В пользу исключения из правил говорит
тот факт, что Витрувий интересовался
в первую очередь чем-то необычным, способным
разнообразить его труд об архитектуре.
Были крыши с небольшими отверстиями посередине
крыши – отверстия затягивались пологом
от пыли. По легенде Зевс, довольный работой
Фидия, ударил молнией в пол храма, у ног
статуи. В легенде не содержится сведений
или хотя бы намеков на то, что это повлекло
за собой какие-либо разрушения сооружения,
следовательно, такую легенду можно считать
косвенным подтверждением существования
отверстия в крыше. «Храмы, в отношении
которых с наибольшей достоверностью
установлено существование гипетрального
отверстия, посвящены божествам, олицетворяющим
свет: Зевсу (Олимпия, Селинунт), Аполлону
(Фигалия, Милет)». Храм Посейдона, по всей
видимости, освещался естественным светом
только через дверной проем, а основной
свет обеспечивался при необходимости
искусственными источниками. Такое освещение
создавало впечатление таинственности
и причастности к недоступному пониманию
простого смертного человека, возвеличивая
образ божества.
Заключение
Первые памятники греческих
Наметившиеся новшества получили быстрое
развитие в новых условиях и в тесной связи
с местными архитектурными традициями.
Всего несколько веков шло самостоятельное
развитие этой ветви греческой архитектуры,
и после завоевания территорий Римом начался
новый этап заимствований и изменений
наследия, оставленного Древней Грецией.
Список
литературы
Античное искусство / Дмитриева Н.А. - М.: Дело, 2004. - 380 с.
Архитектура Древней Греции / Поллак С.В. - М., 2001. - 388 с.
Искусство Древнего мира / Любимов Л.В., Андреянов А.И. - М., Просвещение, 2004. - 370 с.
Искусство стран и народов мира / Авдеев К.В. Краткая худ. энциклопедия. - М., 2005. - 409 с.
История древнего мира. Древняя Греция / Бадак А.Н. и др. - Минск: АСТ, 2003. - 416 с.
История Древней Греции / Ильин Л.А. Учебник. - М.: Высшая школа, 2004. - 377 с.
История культуры Древней Греции и Рима / Куманецкий К.С. - М., 2003. - 364 с.