Модулор Ле Корбюзье, его значение и перспективы практического применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2012 в 23:23, реферат

Краткое описание

Значение творчества Ле Корбюзье, крупнейшего теоретика и мастера, воплощавшего свои новаторские идеи языком зодчего, художника и литератора, четкость его формулировок, броских, как агитационные плакаты, острота композиционных замыслов давно признаны советскими архитекторами. Творческий путь Корбюзье как мыслителя и художника знаменуется переходом от лозунга конструктивизма — виллы в Гарше — к сложному сочетанию идей Марсельской жилой единицы и комплекса Чандигарха.

Вложенные файлы: 1 файл

Модулор Ле Корбюзье.docx

— 47.77 Кб (Скачать файл)

 

* В Англии  принято решение о переходе   на метрическую систему мер, т. е. практически фут в строительстве заменяется модулем 30 см. 

 

При проектировании специальных видов оборудования и мебели могут найти применение также и другие ряды Модулора, приведенные  к тому или иному росту мужчины, женщины или ребенка, округленному до величин, кратных М или ½М (10 или 5 см). Для целей строительства, наоборот, наряду со шкалой, соответствующей  росту человека 180 см, возможно применение условных размерных шкал более крупного масштаба. Исходный размер Модулора 226 см был принят в соответствии с  рекомендованной Корбюзье высотой  жилых помещений. Практически, однако, эта высота в большинстве стран  принимается равной 240 или 250 см, а  высота этажа 260, 270, 280, 300 см. Если построить  соответствующие шкалы размеров в отношении чисел Фибоначчи  или близких к нему рекуррентных рядов, то будут получены размерные  шкалы, которые могут быть использованы для членения размеров зданий, особенно по вертикали *. Непосредственная связь  с ростом человека, естественно, ослабляется, и все размеры приобретают  как бы некоторый запас.  

 

* Одну  из таких шкал, но при исходной  величине высоты помещений 3,28 м, принятой в Индии, и со  знаменателем прогрессия 1,6 предложил   Д. Д. С. Ахлувалия. 

 

Членение таких  шкал, особенно при исходных величинах 240 и 300 см, при небольшом округлении соответствует размерам, кратным  строительным модулям 12М, 6М, 3М, 1½М*, М, ½М. 

 

* Модуль  ½М в СНиП не предусмотрен, но практически он появляется  в тех случаях, в которых  необходимо членение пополам  размеров, содержащих нечетное количество  модулей 3М, например при членении  высоты этажа 2,7 м. 

 

Приведение Модулора к метрической модульной системе, по существу, аналогично схеме приведения его к футам и дюймам по схеме  Корбюзье — Серральта — Мезонье  и представляет ту же возможность  сочетания размеров по Модулору с  необходимыми дополнительными размерами, соответствующими той или иной системе  мер. В данном случае такими мерами являются не метры или футы, а  модуль М и производные от него укрупненные и дробные модули. Размеры в плане, особенно помещений  в целом, имеют меньшую связь  с ростом человека, чем размеры  по вертикали. Поэтому здесь нет  необходимости принимать такие  шаги несущих стен, как 226, 296, 366, 479, 592 см по Модулору, которые могут быть округлены до 240, 300, 360, 480, 600 кратно 6М  и 12М. Сохраняется, естественно, возможность  применять и другие дополнительные размеры, кратные 3М.  

 

Более крупные величины по Модулору 957, 1253, 1549, 2028, 2507, 3281 см еще  в меньшей степени связаны  с размерами человека и могут  быть заменены рядом установленных  модульных размеров больших пролетов 9, 12, 15, 18 (21), 24, 30 м и т. д. 

 

• 

 

Итак, ряды величин  Модулора Корбюзье при незначительной корректировке их размеров могут  быть использованы в современной  метрической модульной системе  и применены в сочетании с  обычными полными рядами модульных  величин, построенными по принципу арифметической прогресии или с так называемым ступенчатым возрастанием (т. е. с  укрупнением модулей по мере возрастания  ряда). Это полностью соответствует  рекомендации самого Ле Корбюзье о  сочетании арифметических, структурных (по Модулору), а иногда (например, при  криволинейных конфигурациях) и  геометрических систем. Целесообразная область применения рядов, построенных  по принципу Модулора, в рамках современной  модульной системы определяется самой идеей Модулора, который  связан с физическими размерами  человека, и с эстетикой пропорций  золотого сечения.  

 

Первое, т. е. связь  с человеком, определяет целесообразность применения закономерностей Модулора при проектировании мебели, различных  видов оборудования, интерьера жилых  комнат, рабочих мест в помещениях, предназначенных для умственного  и физического труда, помещений  отдыха. При проектировании мебели Модулор может применяться весьма свободно, но при агрегатировании (блокировании, комбинировании) элементов оборудования необходимо выбирать размеры, учитывая аддитивные свойства чисел Модулора. Здесь, однако, во многих случаях может  оказаться более целесообразной обычная модульная соразмерность, допускающая более свободное  членение на равные и кратные друг другу части, чем Модулор, или, наконец, сочетание той или иной системы.  

 

Второе, т. е. эстетическая сторона, дает основание для использования  Модулора при выборе пропорций и  расчленении плоскостей и объемов, охватываемых взглядом зрителя или  раскрывающихся перед ним в процессе постепенного обхода здания. Это прежде всего относится к членению плоскостей фасадов, интерьеров, декоративных панно, причем в последнем случае приведение модулора к метрической модульной  системе необязательно. Характерно, что именно такого рода задача наиболее успешно решалась самим автором  Модулора при создании фасада марсельского дома, витражей и настенных ковров в Чандигархе.  

 

Необходимо также  помнить слова Корбюзье о том, что Модулор — это не канон. «Иногда мне показывают неудачные, плохо скомпонованные проекты, оправдывая тем, что это сделано по Модулору. Тем хуже для Модулора, отвечаю  я... Если Модулор приводит Вас к  этому безобразию, выкиньте его. Вашим  единственным критерием должны служить  ваши глаза...» Так оценивает Модулор  сам его автор. Так же должны оценить  его и мы. Модулор — это не истина в конечной инстанции, это  не конец пути, а творческое предложение  одного из крупнейших мастеров архитектуры, основанное на пропорциональных системах, созданных в процессе исторического  развития.  

 

Модулор заслуживает  самого пристального внимания, сознательного  и творческого применения в качестве одного из возможных приемов назначения пропорций и размеров при проектировании зданий, но с учетом метрической  модульной системы, которая является необходимым условием, связанным  с современными индустриальными  методами строительства.  

 

Слово, как говорит  Корбюзье, за теми, кто пользуется Модулором, а также за всеми архитекторами, инженерами, художниками-конструкторами, работающими на основе принятой модульной системы, и за теми, кто должен далее совершенствовать эту систему с учетом не только функциональных, технических и экономических, но и эстетических требований. 

 

Д. Хазанов


Информация о работе Модулор Ле Корбюзье, его значение и перспективы практического применения