Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 22:36, курсовая работа
С кризисом в России опять возникла старая проблема. Что делать с так называемыми градообразующими предприятиями и монопрофильными городами. В СССР очень часто города строились вокруг заводов, скважин, месторождений и так далее. Планировщики того времени не видели необходимости в диверсификации местных экономик, но в рыночных условиях, когда возможны резкие скачки цен на выпускаемую ими продукцию, «моногорода» оказались крайне уязвимы.
1. Введение………………………………………………………………………...1
2. Определение «монопрофильного города», его признаки и критерии………4
3. История возникновения моногородов…………………………………….......7
4. Проблемы «монопрофильных городов»…………………………………….11
5. Решение проблемы и перспективы развития монопрофильных городов……………………………………………………………………………16
6. Заключение…………………………………………………………………….19
7. Список используемой литературы…………………………………………...20
- налогово – кредитные
льготы для монопрофильных
- содействие развитию малого бизнеса.
В настоящее время поддержка монопрофильных территорий на федеральном уровне осуществляется в рамках целевых программ: «Развитие транспортной системы России 2010-2015 гг.», «Жилище», «Реформирование жилищного коммунального хозяйства», «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 – 2015 гг.».
Основная задача сегодня
создать механизм изменения ситуации
в моногородах, адекватной рыночной
экономической системе и потому
обеспечивающие возможность саморазвития
этих населенных пунктов и их гибкой
адаптации к изменениям окружающей
среды без постоянного
КИП является главным основанием государственной поддержки и обеспечивает возможность координации развития моногородов субъектов РФ; позволяет в ходе реализации сконцентрировать возможности федеральных, ведомственных и региональных целевых программ и стратегии развития; дает возможность определить оптимальный путь развития города; создаёт условия для реализации проектов на принципах государственно – частного партнерства.
Реализация КИПов развития моногородов должна привести к переходу моногорода в зону управляемого риска, переходу от индустриального к инновационному пути развития, росту качества жизни населения, увеличения эффективности бюджетной сферы и бизнеса, созданию альтернативных производств, развитию малого и среднего предпринимательства, ориентированного на модернизацию.
Претендующие на государственную поддержку КИПы должны быть увязаны с планами развития региона, отраслевыми стратегиями, прогнозами развития миграционных потоков, строительства дорожной и инженерной инфраструктуры, однако реализация КИПов в регионах сталкивается со следующими проблемами:
- большая часть моногородов
– это небольшие населенные
пункты с низкой бюджетной
обеспеченностью,
- дефицит кадров для структур занимающихся разработкой КИПов и, соответственно, дефицит проектов, отвечающих банковских стандартам инвестирования,
- дефицит квалифицированных кадров для вновь созданных производств,
- отсутствие необходимой инфраструктуры для реализации проектов,
- длительные процедуры
формирования технической и
Во избежание этих проблем правительство должно позаботиться о создании механизмов по оказанию не только финансовой, но еще и креативной помощи (разработки эффективных и экономически оправданных проектов по перепрофилированию и диверсификации экономики каждого конкретного моногорода)
Вывести российские моногорода из социально – экономической депрессии можно лишь способом диверсификации экономики.
Диверсификация экономики может осуществляться в зависимости от териториальных, природных особенностей региона за счет сферы туризма, строительной индустрии, агро – промышленного комплекса, инновационных технологий. При этом задачами диверсификации моногородов является разработка и реализация стратегии развития градообразующего предприятия, предприятий малого и среднего бизнеса, новых для города видов деятельности, привлечение инвестиций в разработанные направления.
Необходимо разработать систему льгот, которая должна носить характер налогового инвестиционного кредита (например, в виде компенсации части процентной ставки по кредитам).
В целом надо отметить, что
государственная поддержка
Заключение.
В русском языке появилось новое слово «пикалевщина». Так теперь называют проблему российских моногородов.
В нашей стране около 500 городов, жизнь которых полностью зависит от состояния дел на градообразующем предприятии. В моногородах живет около 25 млн. человек — четверть всех горожан страны. Иногда таких предприятий в городе два или три, но они связаны друг с другом, так что трудности одного тут же создают проблемы остальным.
Что же делать с моногородами?
Теоретически, на бумаге, все очень правильно, логично, возможно идеально. И все, кажется прекрасно, если бы только не одно «но» - все эти планы возможно осуществить в первоначальном виде только в теории, в современных же российских условиях это очень сложно, практически невозможно.
Сделать моногорода процветающими быстро не получится. Точно так же, как и переселить четверть населения российских городов в другие города. Но у России есть успешный опыт реструктуризации угольной отрасли и перепрофилирования угольных регионов. Не говоря уже об обширном опыте зарубежных стран, которые тоже сумели решить проблему моногородов. Поэтому шансы на успех есть.
Список используемой литературы.
Информация о работе Монопрофильные города. Проблемы и перспективы развития