Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 12:51, реферат
Первоначальный эскиз 1861 года значительно отличался от осуществленного памятника. Очевидно, предназначение памятника: запечатлеть матушку-царицу в ее любимой загородной резиденции — подсказало художнику изящную камерную композицию. Микешин представил Екатерину обаятельной женщиной, с непринужденной грацией держащей в руках венок и лиру - символы славы и искусства. На четырехгранном постаменте, прихотливо изогнутом в стиле рококо, должны были разместиться медальоны с портретами Румянцева, Суворова, Потемкина и воспевавшего победы екатерининских орлов Державина, но профессора Академии нашли, что пропорции пьедестала не соответствуют величине фигуры, проект недостаточно монументален, а лира в руках императрицы
«Коллежский асессор» М.О. Микешин получил в награду за памятник орден Святой Анны 2-й степени, такой же орден получил подрядчик, производивший отливку бронзовых скульптур. А.М. Опекушин был удостоен Владимира 4-й степени, а М.А. Чижов — Станислава 3-й степени. Общая стоимость затрат на памятник достигла 500 000 рублей, более чем вдвое превысив первоначально намеченную по смете сумму в 241 740 рублей.
В целом работа Михаила Микешина над памятником Екатерине II заняла двенадцать лет: ровно столько же трудился в России Этьен Морис Фальконе, приглашенный Екатериной в 1766 году для создания памятника Петру I.
По
тонкому замечанию знатока
Силуэт памятника Екатерине II четко очерчен, но в нем нет сухой геометричности, контуры смягчены динамичными разворотами фигур на постаменте. Наиболее интересен памятник со стороны Невского проспекта, откуда он эффектно вырисовывается на фоне ампирного портала Александрийского театра. Хорош он и в боковом ракурсе, на фоне деревьев Аничкова сада: благодаря диагональным складкам мантии, фигура царицы кажется устремленной вперед. Интересен вид со стороны театра, когда мантия императрицы, расшитая орлами, каскадом плавно струится вниз. Отовсюду хочется подойти поближе, взглянуть на массивный картуш со словами «Императрице Екатерине И-й в царствование Императора Александра П-го. 1873 г.». Это эпиграф к разворачивающемуся повествованию.
Над картушем аллегорический натюрморт: книга с надписью «Закон» окружена лавровым венком, символом славы, венчающим атрибуты наук (свитки), искусств (палитра и фанфара), военного и морского дела (клинок, якорные цепи), земледелия (колосья). Суживающиеся покатые ступени, закругленные блоки полированного гранитного подиума направляют взгляд к бронзовому постаменту, окруженному фигурами сподвижников, и выше — к статуе императрицы. Она облачена в широкое, скрывающее очертания фигуры платье, плечи покрыты порфирой, из-под которой ниспадает мантия. На лице Екатерины запечатлено выражение спокойного величия. На голове венец и ветви лавра. Важное смысловое значение имеют детали, почти не видные зрителю снизу: муаровая лента на груди и кованая цепь ордена Святого Андрея Первозванного — высшей награды России. Скипетр — знак державной власти — царица держит легко и уверенно. В левой ее руке — лавровый венок. Вновь и вновь остроконечные лавровые ветви напоминают о славе екатерининского царствования. Гирлянды и венки из лавра декорируют круглый постамент, разделенный на четыре части орнаментированными волютами, обвивают медальон с вензелем Екатерины. Венчающая памятник статуя фиксирует основную композиционную ось. Содержание памятника раскрывается при его обходе, вглядывании в детали, равномерно распределенные по всему периметру постамента.
Задача создания монументального портрета в виде отдельно стоящей фигуры в полный рост чрезвычайно сложна. Резко выраженное движение, запечатленное в бронзе, может придать скульптуре неуместно суетливый оттенок. Полная статика привносит ощущение монотонности. Динамика создается разворотом фигуры, точностью найденного жеста, игрой света и тени в складках одежды. Особенно трудно решить тыльную сторону статуи, поэтому подобные памятники обычно рассчитаны лишь на фронтальный обзор. О микешинской Екатерине этого сказать нельзя. Фигура царицы живет, движется, сохраняя величавую осанку и царственную гордость поступи. Тяжелые складки мантии, подбитой горностаем, спадают на постамент, создавая зримый образ покрова, сени, под которой находят убежище и обретают силы блистательные сподвижники Екатерины.
Прямо под вензелем, у ног императрицы, — изваяние ее ближайшего советника и друга Григория Потемкина.
Его фигура занимает центральное место в группе из трех фельдмаршалов, военачальников Екатерины Великой. Он единственный из изображенных, среди наград и лент которого жалованный портрет Екатерины.
Светлейший князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический (1739—1791) впервые обратил на себя внимание царицы будучи 23-летним вахмистром Конной гвардии. Он был награжден, среди других активных участников переворота 1762 года, званием камер-юнкера, серебряным сервизом и четырьмя сотнями крепостных душ (всего тогда было роздано 18 тысяч). Однако подлинное увлечение Екатерины началось позднее. Это не было очередным капризом. Легенда гласит, что тайное венчание царицы с возлюбленным состоялось в 1775 году в церкви Большого Вознесения у Никитских ворот в Москве. Как всякий фаворит, Потемкин сразу был осыпан чинами и наградами, но проходили годы, целых 16 лет, а светлейший не терял своего места у трона. Екатерина сделала верный выбор. Потемкин отличался не только могучим телосложением и неукротимым темпераментом, но был одним из выдающихся государственных умов своего времени. Его организаторские способности особенно выявились в освоении так называемой Новорос-сии — южных земель, вошедших в состав империи в результате турецких войн. Среди заслуг Потемкина основание Одессы, Херсона, Севастополя, Екатеринослава, создание Черноморского флота, Во 2-й Турецкой войне, будучи главнокомандующим, он по достоинству оценил полководческий дар Суворова, который получил по его протекции титул графа Рымникского.
Григорий
Потемкин с гордо откинутой головой,
благосклонной улыбкой, поигрывая фельдмаршальским
жезлом, попирает ногой турецкую чалму
с полумесяцем. Его внимание поглощено
беседой с Суворовым, непринужденно опершимся
коленом на выступ волюты.
Александр Васильевич Суворов
Светлейший князь Италийский, граф Александр Васильевич Суворов (1730—1800) начал боевую службу тринадцатилетним мальчиком в Семеновском полку. Уже в Семилетней войне Суворов проявил отчаянную храбрость и светлый ум. Его «наука побеждать» рождалась в боевых операциях, значение которых далеко не общепризнанно. Первые ордена он получил в кампаниях по усмирению и разделу Польши, ему доверили доставить в Москву вожака крестьянской войны Емельяна Пугачева. Наиболее значительные победы уворова одержаны им во 2-й Турецкой войне. Тогда он был удостоен высокой боевой награды — ордена Святого Георгия 1 -и степени. В отличие от других вельмож, изображенных на памятнике с одной или двумя звездами, у Суворова их три: Андреевская, Георгиевская и Владимирская; на шее крест Святой Анны — полководец был награжден всеми орденами Российской империи и многими иностранными.
К беседе екатерининских орлов прислушивается фельдмаршал Румянцев, сидящий справа от Потемкина. Он значительно раньше их вступил на путь ратной славы.
Граф
Петр Александрович Румянцев-
За спиной Суворова, справа, — группа из двух фигур, символизирующая государственную и филантропическую деятельность мудрой императрицы. За обсуждением архитектурного чертежа (возможно, Воспитательного дома или Академии художеств) запечатлены Безбородко и Бецкой.
Светлейший князь граф Александр Андреевич Безбородко (1747—1799) отличался острой памятью и умением точно и быстро оценивать ситуацию. Эти его способности привлекли внимание графа П.А. Румянцева, в ведомстве которого началась служебная карьера будущего канцлера. В двадцать восемь лет, по рекомендации фельдмаршала, Безбородко стал секретарем по принятию челобитных императрице. Екатерина, умевшая находить и ценить нужных людей, сохраняла к нему свое расположение до конца дней. После смерти графа Н.И. Панина Безбородко стал фактическим руководителем внешнеполитического ведомства России, хотя звание канцлера (министра иностранных дел) он получил уже при Павле I, как и титул светлейшего князя. Необыкновенная благосклонность императора, не любившего тех, кто нравился Екатерине, наводит на предположение о каких-то особенных заслугах Безбородко. Возможно,будучи доверенным лицом покойной императрицы, Безбородко знал о ее намерении передать престол через отца внуку Александру и своевременно предупредил об этом Павла.
С должным тактом, не теряя, однако, чувства собственной значимости, Безбородко внимает Бецкому, который на сорок три года старше его.
Иван
Иванович Бецкой (1704—1795) занимал при дворе
Екатерины исключительное положение.
Отсутствие титулов не мешало ему оставаться
в числе ближайших советников императрицы.
Он был внебрачным сыном фельдмаршала
князя И.Ю. Трубецкого, родившимся в Швеции,
где находился в плену этот участник Северной
войны. До 1762 года Бецкой жил в основном
за границей. Петр III назначил его главным
директором Канцелярии от строений. В
этой должности Бецкой фактически руководил
осуществлением всех значительных архитектурных
проектов екатерининского царствования.
Но главный его интерес заключался не
в этом. Бецкой, получивший прекрасное
европейское образование, стремился создать
в России новую породу людей, способных
воспринять передовые идеи времени. Для
этого он преобразовал систему закрытых
учебных заведений, включая кадетские
корпуса, основал Воспитательное общество
благородных девиц (Смольный институт),
коммерческое и мещанское училища, два
воспитательных дома для сирот в Москве
и Петербурге, реорганизовал Академию
художеств, президентом которой был назначен.
В следующей группе — два флотоводца, поглощенные беседой. В соседстве Чичагова и Орлова-Чесменского угадывается замысел напомнить об успехах Российского флота на севере и на юге: на Балтике и в Средиземноморье.
Василий Яковлевич Чичагов (1726—1809), начавший морскую службу шестнадцатилетним гардемарином, в 1760-е годы был руководителем секретной морской экспедиции, дважды пытавшейся пройти через льды северных морей на Камчатку мимо Гренландии. В дальнейшем он был начальником Архангельского, Ре-вельского и Кронштадтского портов, принимал участие в войнах с турками. В 1789 году стал командующим Балтийским флотом. На следующий год началась война со Швецией, и тут Чичагову удалось одержать одну за другой две блестящие победы над вражеским флотом под Ревелем и Выборгом, уничтожив 64 шведских корабля. Это принесло ему Андреевскую звезду и орден Святого Георгия 1 -и степени. Чичагов, не занимавший
видного положения при дворе, не без робости смотрит в сторону импозантного Орлова, будто не замечая трофейного шведского флага на своем колене.
Из
пяти любимцев гвардии — братьев Орловых
(Иван, Григорий, Алексей, Федор и Владимир),
обеспечивших успех дворцового переворота
28 июня 1762 года, — граф Алексей Григорьевич
Орлов-Чесменский (1737—1807) сыграл наиболее
эффектную роль. Именно он примчался на
коне в петергофский Монплезир, поднял
с постели Екатерину и доставил в столицу,
где «матушку-царицу» ждали гвардейские
полки, возведшие ее на престол. Однако
уже через неделю радость триумфа была
омрачена смертью в Ропше низложенного
Петра III, свидетелем которой был Алексей
Орлов, повинившийся перед Екатериной,
что ее муж погиб в пьяной драке. Первое
десятилетие царствования Екатерины прошло
под сильным влиянием князя Григория Григорьевича
Орлова (1734—1783), заменить которого в сердце
императрицы смог лишь Потемкин. Алексей
Григорьевич получил почетный титул Чесменского
в Русско-турецкой войне 1768—1774 годов,
когда осуществлял общее командование
сухопутными и морскими силами России
в кампании на Средиземном море. 24 июня
1770 года эскадра под командованием пятидесятисемилетнего
адмирала ГА. Спиридова обратила в бегство
турецкий флот у острова Хиос в Эгейском
море. Через два дня, совершив успешный
маневр, русские моряки сожгли 16 линейных
и около ста мелких судов противника в
Чесменской бухте. Эта победа произвела
сильное впечатление на современников.
Но через пять лет после Чесмы Алексей
Орлов провел операцию, не принесшую ему
славы. Используя свое неотразимое мужское
обаяние, он заманил на корабль адмирала
С.К. Грейга известную авантюристку «княжну
Тараканову», выдававшую себя за дочь
императрицы Елизаветы, и доставил в Петербург,
где она погибла в Петропавловской крепости.
Вскоре после этой истории Орлов подал
в отставку и удалился в Москву, где до
конца жизни занимался разведением знаменитых
орловских рысаков, кулачными боями и
цыганскими хорами. На памятнике же он
изображен как герой самого известного
в истории русского флота сражения — опираясь
на подзорную трубу, он топчет турецкий
флаг с бунчуком.