Проектирование универсама «Магнит» г. Уржум

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

Торговля является одной из важнейших отраслей народного хозяйства страны. Функции торговли весьма многогранны, обширны и дифференцированы. Торговля призвана решать исключительно важные задачи, информационные содержательные и методологические особенности которых проявляются на фоне общего механизма расширенного воспроизводства. Это механизм включает стадии производства материальных благ, распределения, обмена и их потребления. Все три стадии взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Содержание

Введение..............................................................................................................3
1. Устройство магазина «Магнит»....................................................................4
1.1. Общие сведения о магазине.....................................................................4
1.2. Генеральный план магазина.....................................................................6
1.3. Требования к устройству здания.............................................................7
2. Состав и технологическая связь помещений предприятия.......................10
3. Требования к устройству помещения..........................................................16
4. Санитарно-технические требования к помещению...................................29
Заключение.........................................................................................................34
Список литературы............................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая моя.docx

— 72.80 Кб (Скачать файл)

• боксовая – торговый зал разбит на отделы, изолированные друг от друга. Такая планировка встречается в отдельных магазинах, расположенных в первых этажах жилых домов, которые до перехода на самообслуживание вели торговлю традиционным методом. Используется в крупных магазинах, при продаже через прилавок. Ее недостаток в том, что она тормозит развитие самообслуживания, требует большего количества обслуживающего персонала  и не дает покупателям одновременно приобретать товары в широком ассортименте;

• смешанная – расстановка  оборудования в магазине с использованием комбинаций линейной и боксовой планировок;

• островная – широко применяется в крупных магазинах. Она предусматривает размещение оборудования в центре торгового зала в виде островков прямоугольной, овальной или круглой формы в сочетании с оборудованием, расставленным вдоль стен;

• выставочная – размещение крупногабаритных товаров на различном  оборудовании, т.е. выставка товаров. Используется при продаже товаров по образцам. При такой планировке оборудование делит торговую площадь на части: для показа товаров (большая часть) и для обслуживания покупателей. Она обеспечивает покупателям свободный  доступ к товарам;

• свободная – расстановка  оборудования без определенной геометрической системы в соответствии с формой торгового зала.

 

Устройство и планировка торгового зала должны отвечать требованиям  рациональной организации совершаемых  здесь операций. Важнейшими из этих требований являются: свободное движение покупательского потока; обеспечение  кратчайших путей движения товаров  из зон хранения и подготовки товаров  к продаже к местам их выкладки и размещения; создание условий хорошего обзора и удобства для ориентации покупателей.

Рациональное планировочное  решение торгового зала легче  всего обеспечивается при соотношении  его сторон 1:1. Торговый зал должен иметь по возможности больший  периметр глухих стен и перегородок, что очень важно для расширения возможности установки торгового  оборудования.

Важную роль в формировании интерьера торгового зала играют строительные и отделочные материалы, которые являются основными средствами художественной выразительности композиции интерьера. Поэтому материалы, используемые для отделки помещений торговых залов, должны быть красивыми, прочными и дешевыми. Очень важно, чтобы  они обладали звукопоглощающими  способностями и были экономичными в эксплуатации. Желательно, чтобы  потолки в торговом зале были также  отделаны звукопоглощающими материалами.

Для покрытия полов должны использоваться материалы, обладающие высокой прочностью, большой сопротивляемостью  истиранию. Поверхность полов должна быть ровной, нескользкой, влагоустойчивой.

При формировании интерьера  торгового зала магазина следует  учитывать требования эргономики. Это  относится не только к выбору геометрических параметров помещений, но и к размерам торгового оборудования и мебели. Важные требования предъявляются к  освещению торгового зала. Естественное освещение наиболее благоприятно, однако оно не всегда достаточно из-за короткого  светового дня, неудачного расположения магазина и т. д. Поэтому для освещения  торговых залов магазинов широко используется и искусственное освещение. Оно должно быть равномерным, достаточной  яркости и иметь благоприятный  спектральный состав.

Торговый зал можно  разделить на следующие зоны или  площади: установочную, проходов для  покупателей, рабочих мест продавцов  и площадь зоны расчетного узла.

Установочная площадь - это площадь, занимаемая под установку  оборудования и крупногабаритных товаров, размещаемых на полу. Обычно для  этих целей отводится 27-30 % площади  торгового зала. В нашем случае установочная площадь

Часть площади торгового  зала отводится под зоны для проходов покупателей. Ширина проходов устанавливается  Строительными нормами и правилами. Однако при определении ширины проходов в каждом конкретном магазине следует  учитывать плотность покупательского потока, т. е. число покупателей, приходящихся на единицу площади. Для создания комфортных условий перемещения покупателей необходимо от 4 до 10 кв. м торговой площади на покупателя. Особые требования предъявляются к организации и обслуживанию рабочих мест:

• высокий уровень технического оснащения;

•соответствие оборудования требованиям эргономики (психофизиологическим и антропометрическим возможностям человека в процессе труда);

•размещение оборудования, инструментов, товаров, упаковочных материалов в удобном для работы порядке;

• обеспечение безопасности труда и удобной рабочей позы;

• бесперебойное пополнение запасов товаров, упаковочных материалов;

• своевременный ремонт оборудования и инвентаря.

Площадь зоны расчетного узла включает площадь, занятую кабинами контролеров-кассиров, площадь проходов между кабинами и площадь, необходимую  для оказания дополнительных услуг  покупателям в процессе расчетных  операций.

Планировка узла расчета  должна обеспечивать беспрепятственное  направление движения покупательских потоков, исключать встречные потоки. Кассовые кабины должны располагаться  таким образом, чтобы поток покупателей  проходил слева от рабочих мест контролеров-кассиров. При организации единого узла расчета необходимо предусматривать  применение совмещенной системы  «вход - выход».

В исследуемом мной магазине узел расчета расположен справа от входа, что исключает встречные  потоки, поток покупателей проходит слева от места контролера-кассира.

Немаловажное значение при технологической планировке торговых залов магазинов (а также  других помещений) имеет выбор и  рациональное размещение торгово-технологического оборудования магазина: мебели для  торговых залов и неторговых помещений; торгового инвентаря, торгового  холодильного оборудования; торгового  измерительного оборудования (весы, гири и т.п.); контрольно-кассового оборудования.

Выбор типов оборудования и комплектование его набора должны основываться на следующих основных принципах:

-  соответствие оборудования  товарному профилю и размерам  торгового зала магазина;

- оснащение магазинов  торговым оборудованием должно  осуществляться с учетом используемых  методов продажи товаров;

- оборудование должно  обеспечивать эффективное использование  торговой площади магазина.

- необходимо учитывать  размер, форму и назначение оборудования, тщательно продумать сочетание  предметов больших и малых  габаритов.

Магазин должен располагать комплексом помещений, необходимых для рационального  функционирования торгово-технологического процесса. Состав и размеры помещений  зависят от типа магазина и его  общей площади.

В магазинах, где торговля ведется  через прилавок обслуживания, выделяется площадь для организации рабочих мест продавцов. Ее размер определяется умножением длины фронта прилавка на глубину рабочего места. При этом глубина рабочего места включает ширину прилавка, ширину прохода между прилавком и торговым оборудованием для выкладки и размещения рабочего запаса товаров и глубину этого оборудования.

Площадь зоны расчетного узла включает площадь, занятую кабинами контролеров-кассиров, площадь проходов между кабинами и площадь, необходимую для оказания дополнительных услуг покупателям в процессе расчетных операций.

Для получения данных об эффективности использования торговой площади магазина, ее делят на общую, установочную и экспозиционную.

Общая площадь магазина – это площадь всех помещений  магазина. В состав общей площади  магазина входят все надземные, цокольные  и подвальные помещения, включая  галереи, тоннели, площадки, антресоли, рампы и переходы в другие помещения.

Установочная площадь  – это та площадь, которую занимает торговое оборудование, размещенное  в торговом зале. Она предназначена  для выкладки, продажи товаров  и обслуживания покупателей.

Коэффициент использования  торговой площади (Ку), занятой оборудованием, т.е. отношение установочной площади к площади торгового зала, определяется по формуле:

Ку=П уст. / П т.з., где П уст. – установочная площадь, а П т.з. – площадь торгового зала.

Оптимальная величина коэффициента использования торговой площади, занятой  оборудованием, для непродовольственных  магазинов равна 0,30 – 0,35. Увеличение установочной площади может быть достигнуто за счет увеличения количества горок, тары-оборудования - контейнеров, более широкого внедрения линейной планировки торгового зала.

Экспозиционная площадь  – это суммарная площадь полок, горок, тары-оборудования, вертикальных и наклонных плоскостей для выкладки, показа и демонстрации товаров.

В магазинах, применяющих  традиционный метод продажи, этот коэффициент  равен 0,35 – 0,40, а в магазинах самообслуживания – 0,65 – 0,70.

При одном и том же размере установочной площади площадь  для выкладки товаров может быть различной в зависимости от типа торгового оборудования, его габаритов, количества полок, которые увеличивают  его емкость. Применение многоярусных (до четырех-пяти) горок и тары-оборудования – контейнеров повышает эффективность  использования торговой площади.

Также для определения  эффективности использования помещений  магазина используются показатель отношения торговой площади к общей:

K= Sm / Sо, где Sm – торговая площадь; Sо – общая площадь.

Этот коэффициент показывает, какую часть общей площади магазина занимает торговая площадь. Чем больше значение этого коэффициента, тем эффективнее используется площадь здания магазина.

Планировка рабочих мест продавцов  в магазинах, применяющих традиционные формы обслуживания покупателей, зависит  от ассортимента реализуемых товаров, типа предприятия.

Планировка узла расчета должна обеспечивать беспрепятственное направление движения покупательских потоков, исключать встречные потоки. Кассовые кабины должны располагаться таким образом, чтобы поток покупателей проходил слева от рабочих мест контролеров-кассиров. При организации единого узла расчета необходимо предусматривать применение совмещенной системы «вход – выход». Помимо кассовых кабин, для устройства узлов расчета используют также столы для упаковки товаров покупателями, оборудование для хранения личных вещей покупателей.

 

Особое внимание следует  уделить подбору торговой мебели. Ее размеры и конструкция должны быть тесно увязаны с параметрами  помещений магазинов, чему в значительной степени способствуют ее типизация, унификация и стандартизация.

Под типизацией понимают систему  мероприятий, направленных на устранение излишнего многообразия и отбор  наиболее рациональных типов торговой мебели.

 

Мебель до торговых предприятий делится на следующие основные типы: пристенные и островные горки; секции замкнутых зон внутри торгового зала; прочие товароносители; прилавки; немеханические кассовые кабины для магазинов самообслуживания; корзины для покупок; вешала для одежды.

Для оснащения магазинов также применяются: примерочные кабины, банкетки и подставки для примерки обуви, столы для выписки чеков и упаковки товаров, столы для тканей и крупногабаритных товаров, столы передвижные для телевизоров, подиумы, столы-подиумы.

Наиболее распространенными типами торговой мебели являются пристенные и островные горки, которые могут устанавливаться в торговом зале отдельными секциями или сплошным фронтом.

Различают горки универсальные, предназначенные для выкладки и продажи различных продовольственных или непродовольственных товаров, и специализированные (для обуви, головных уборов). Устанавливают пристенные горки вдоль стен, островные - в средней части торгового зала.

Выложенные на привитринных горках товары можно осматривать как со стороны торгового зала, так и с улицы. Размещают их вдоль оконных витрин.

Прилавки используются для отпуска различных товаров, размещения отборочных корзин и сумок покупателей, а также для упаковки товаров.

Прилавки-витрины, в отличие от прилавков, имеют частично или полностью застеклённую верхнюю часть.

Кассовые кабины являются рабочим местом контролера-кассира. Они оснащаются вращающимся стулом с подъёмным сидением и проволочной корзиной для мелких товаров.

Для оснащения подсобных помещений применяются подтоварники, поддоны, вешала для одежды, лари для хранения сыпучих товаров, а также оборудованием для бракеража и подготовки товаров к продаже.

 

Унификация - приведение к  единообразию форм, конструкций и  размеров деталей, из которых производится сборка торговой мебели.

Мебель, изготовленная из унифицированных деталей, легко монтируется как в виде отдельных секций, так и сплошным фронтом, что приводит к экономии средств за счёт сокращения числа стоек и других элементов. Для оценки уровня унификации торговой мебели может быть использована следующая формула

 

K=Q1/Q2,где Q1 - количество унифицированных элементов, входящих в изделие, Q2 - общее количество элементов, входящих в изделие.

 

Стандартизация торговой мебели предусматривает установление нормативных требований к размерам, материалам, качеству изготовления, правилам приёмки, маркировки, упаковке, транспортировке и хранению торговой мебели.

Информация о работе Проектирование универсама «Магнит» г. Уржум