Реконструкция и реставрация архитектурно-градостроительного наследия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 14:46, контрольная работа

Краткое описание

Памятники истории и культуры, в том числе произведения архитектуры, заслуживают внимания и заботы со стороны общества в силу своих особых исторических, художественных, эстетических и материальных достоинств. Особенного внимания они заслуживают со стороны архитекторов. Архитектор как профессионал обязан в совершенстве знать мировую историю архитектуры, историю архитектуры родной страны и своего города, самые известные памятники архитектуры.

Вложенные файлы: 1 файл

Rekonstruktsia_I_Restavratsia.doc

— 308.00 Кб (Скачать файл)

6. Проект охранной  зоны в обязательном порядке  должен иметь общее заключение, выданное Министерством окружающей  среды и благоустройства территории  и Министерством культуры. После  получения заключений от заинтересованных органов и утверждения соответствующим органом местного публичного управления проект охранной зоны включается в документацию по градостроительству и обустройству территории.

7. В случае, если  документация по градостроительству  и обустройству территории населенного пункта была разработана, ее следует привести в соответствие с новым проектом охранной зоны. Затраты на актуализацию документации по градостроительству и обустройству территории несет заказчик проекта охранной зоны.

8. Разграничение степени охраны производится в зависимости от ценности наследия и воздействия на него и фиксируется в документации по градостроительству и обустройству территории.

 

    1. Стилистические особенности архитектуры г. Ростова-на-Дону конца Х1Х-начала XX вв.

В конце 19 века главной  улицей города Ростова на Дону становится Большая Садовая, протянувшаяся  от реки Темерник до Нахичевани-на-Дону. Планировочные решения центральной  части Ростова-на-Дону определяются четкой сеткой улиц и проспектов, ориентирующих  город вдоль реки Дон. Постепенно сформировавшаяся квартальная сетка уже предопроеделяет характер застройки. Здания четко выстраивают водль красных линий, формируются основные формы планировочных схем построек, угловые, рядовые - все они тяготеют к фасадной схеме застройки. Появляются дворы - колодцы, развивается наряду с секционным типом жилого дома и тип галерейного, столь уместного в южном климате. Так постепенно заложенные в классицистической структуре генплана 1811г. планировочные идеи воплощаются в жизнь и диктуют уже не свойственные классицизму объемно- пространственные решения. Свободно стоящие здания вытесняются периметральной застройкой кварталов. К 1910-м годам Ростов превратился в крупный торгово-промышленный центр Юго-востока России.

   Застройка в конце 19-начале 20 вв была в основном выполнена в стиле эклектики и модерн. В основном это доходные дома и торговые помещения. Первые этажи зданий сдавались под торговые помещения, а верхние служили гостиницей и сдавались в аренду. Также на рубеже веков была построена Городская Дума архитектором Померанцевым.

 

    1. Характерные черты творческого почерка архитекторов г. Ростова-на-Дону конца Х1Х-начала XX вв.

В конце 19-начале 20 века в городе Ростове-на-Дону строились  в основном здания в стиле эклектики  и модерн. Здания имели фронтальную композицию в связи с большой плотностью застройки. Решая фасад здания архитектор старался сделать его как можно более соответствующим функции будущего здания. Ростов-на-Дону был бурно развивающимся купеческим городом с процветающей торговлей. В связи с этим в большинстве жилых домов, выходящих на центральные улицы Ростова первые этажи сдавались под торговые помещения, аптеки, конторы, страховые общества и т.д. таким образом функция первых этажей зданий была общественная, а верхних этажей – жилая. Это отражалось и в оформлении фасадов здания. На первых этажах используются огромные витрины, а выше окна меньшего размера и даже другой формы (Гостиница Московская, арх. Н.Н. Дурбах), (ЦУМ-дом Пустовойтова, арх. Гулин), первый этаж подчеркивается декором, рустовкой, карнизом, лепниной и архитектурными деталями оформляется входная группа. Каждый архитектор старался сделать фасад как можно более выразительным. В отделке фасада использовались мифологические сюжеты тематически связанные с торговлей (Меркурий-Гермес на доме Яблокова, Дом был построен встиле "модерн" в 1898году архитектором Е.М.Гулиным)

 

    1. Что такое реставрация?

Реставра́ция (лат. restavratio — восстановление) — процесс восстановления, возвращения первоначального облика.

Существует множество видов реставрации, которые делят по разным признакам. Во всех видах основная цель реставрации — восстановить утраты и улучшить его внешний вид, а также законсервировать.

Реставрация существует коммерческая и музейная (музейная реставрация). В первом случае цель реставрации восстановить функциональность, во втором случае главной целью становится консервация, то есть сохранение текущего состояния. При этом музейная реставрация предполагает, как правило, только консервацию, а вмешательство в предмет применяется только в случаях крайней необходимости, например, при очевидных признаках обратимых процессов разрушения.

Значительная часть  реставрационных работ предполагает воссоздание исторического облика памятника. Вклад творчества реставраторов  в этот процесс направлен именно на это, замысел автора памятника должен быть сохранен — это принцип реставрации.

Исходя из того, что  памятник неотделим от исторической эпохи, в процессе которой он создавался, ценностная функция реставрации  и консервации заключается в сохранении памятника как произведения искусства, так и свидетельства истории. И это составляет единство взаимодействий всех отраслей науки и техники, способствующих изучению и сохранению художественного наследия

Проведенный анализ позволяет  определить основные принципы научной реставрации и консервации:

минимальное вмешательство  в исторический материал произведения с максимальным его сохранением;

Одним из важных принципов  научной реставрации является принцип  минимального вмешательства в исторический материал, основа которого заложена в Венецианской хартии реставраторов. Актуальность данного принципа сегодня напрямую связана с развитием техники, использования современных материалов и технологий. На это же указывает и Венецианская хартия реставраторов, в которой отмечается: «…реставрация основывается на уважении подлинности материала… В случае, если традиционная техника окажется непригодной, укрепление памятника может быть обеспечено при помощи современной технологии …эффективность которой подтверждена научными данными и гарантирована опытом».

Однако из-за утраты исторических технологий или по каким-либо другим причинам возникает необходимость  применения новых материалов. В этом случае следует помнить об исключении возможности нарушения исторического  облика памятника, иначе памятник как таковой перестает существовать, остаются только его фрагменты. Применение других материалов возможно при условии, что они не причинят вреда объекту, то есть их физико-химические свойства соответствуют материалам памятника.

обоснованность и определение любого реставрационного вмешательства;

Принцип обоснованности и определения любого реставрационного вмешательства. Основа данного принципа заложена в Этических кодексах профессиональных реставраторов культурных, исторических и художественных ценностей и предметов искусств.

научность;

Принцип научности. Основа данного принципа состоит в необходимости  отбора из всего разнообразия информации самого существенного научного материала  для его дальнейшего использования. Он обеспечивает специалистов объективными данными, достоверными фактами и современными достижениями в любой научной области. Для реставрации это означает, что при подготовке реставрационного проекта специалисты вооружены последними достижениями науки, применяемыми в реставрации и дающими возможность предусмотреть последствия применения той или иной технологии.

Например, на сегодняшний  день невозможно обойтись без применения современных материалов и технологий, а это означает, что реставратор  должен быть вооружен научными данными в области физико-химических свойств исторических материалов и их совместимости с современными материалами; уделять особое внимание сбору и систематизации данных о состоянии памятников с учетом данных о применяемых материалах и технологиях; учитывать наличие существующих или разрабатывать новые методики, учитывающие особенности проводимых реставрационных работ; изучать опыт восстановления, использования и возрождения исторических технологий, так как они учитывают художественные нюансы и особенности памятника и уже доказали свою жизнеспособность, позволив ему сохраниться до наших дней.

археологическая реставрация;

Принцип археологической  реставрации предполагает тщательное, методическое изучение памятника в  натуре, подобно изучению объекта  археологии. Основу данного принципа во второй половине XIX века заложили выдающийся английский историк и теоретик искусств Джон Рескин и его последователь Уильям Моррис. Они утверждали, что «подлинность является важнейшим категориальным свойством наследия, из чего был сделан крайний вывод о том, что любое вмешательство в памятник, пусть даже с целью реставрации, разрушительно». Этот подход, развивая принципы так называемой «археологической реставрации», заложил основы современной теории консервации, предполагающей максимально бережное отношение к «патине» времени и различным историческим наслоениям, отражающим бытование здания, каждый этап которого признается ценным. Основу данного принципа составляет принципиальное требование к реставрации — максимальное сохранение подлинности.

стилистическая реставрация;

Принцип стилистической реставрации, при котором памятник «рассматривается по состоянию на определенный период времени, и ему возвращаются те формы, которые, с точки зрения архитектора или реставратора, считаются  наиболее ценными». По мнению ряда авторов, стилистическая реставрация возможна, но только в том случае, если речь идет о рядовых объектах, не имеющих особой исторической или художественной значимости, но сохранение которых необходимо для ценности самой истории. При стилистической реставрации восстанавливается общее архитектурное решение, а утраченные элементы и детали разрабатываются авторами реставрации в соответствии с художественными и композиционными приемами архитектурного стиля эпохи.

историзм;

Принцип историзма. В основе данного принципа лежит «… научное познание объективной действительности, в соответствии с которым объекты и явления должны рассматриваться с одной стороны в их закономерном историческом развитии, а с другой стороны в связи с конкретными условиями их существования. Принцип историзма включает также предсказание развития изучаемых объектов и явлений в будущем».

Соблюдение принципа историзма для реставрации предполагает использование полученных результатов  исторических исследований, архивных материалов, изучение технологий и методик при проведении работ по воссозданию памятников.

Знания об исторических материалах и технологиях необходимы при разработке проекта реставрации, помогают мастерам при работе на объекте.

Использование сохранившихся  авторских чертежей, иконографических и фотоматериалов позволяют с достаточно высокой степенью достоверности провести реставрационные работы и воссоздать исторический памятник.

Таким образом, соблюдение принципа историзма является основой  комплекса задач реставрации

 

    1. Что такое реконструкция?

       Как указывают словари, термин "реконструкция" (от ре... и лат. construction - построение) имеет два значения: 1. Коренное переустройство, перестройка чего-либо с целью улучшения, усовершенствования (напр. реконструкция города); 2. Восстановление первоначального вида, облика чего-либо по остаткам или письменным источникам (напр. реконструкция памятника архитектуры). Реконструкция памятников архитектуры - это восстановление, воссоздание утраченных элементов архитектуры по описаниям, фотографиям и чертежам. Это сложный многоступенчатый кропотливый труд реставраторов, архитекторов, историков и многих других специалистов. Восстановление проходит по чёткому плану с соблюдением очерёдности всех этапов и правил техники безопасности. Перед составлением проекта необходимо провести работу с архивными материалами и планом города - выявить исторический облик здания, его место и значение в жизни города, а затем ознакомиться с картограммой застройки квартала. В этом документе учитываются не представляющие особенной исторической ценности здания и памятники архитектуры. Из картограммы можно извлечь сведения об этажности застройки, ее назначении, используемых стройматериалах, а также степени морального и физического износа. В случае если реконструкции подлежит целый квартал, определяется, возможен ли вариант разборки памятников архитектуры с сохранением фасада здания. Таким образом обеспечивается наибольшая функциональность здания с сохранением исторического облика.

 

    1. Что такое реновация?

Определение реновации или, как правильно говорить, развитие застроенных территорий дано Градостроительным кодексом РФ в ст. 46.1, ст. 46.2 ст. 46.3. Говоря простым, а не юридическим языком, это комплексная реконструкция территории, на которой расположены многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащие сносу, а также пятиэтажные и девятиэтажные панельные жилые дома первых массовых серий или малоэтажные жилые дома постройки до 1960, в которых жилые помещения не отвечают современным требованиям. При оценке учитывается не только метраж помещений и износ зданий, но и обеспеченность территории такими объектами социального и коммунально-бытового назначения как школы, детские сады, поликлиники, магазины, аптеки, клубы, спортивные площадки и объекты инженерной инфраструктуры. Также реновация может производиться по отношению к отдельным зданиям, если их технические характеристики не отвечают современным требованиям.

 

    1. Что такое ревалоризация?

Реабилитация (ревалоризация) — мероприятия по возобновлению  культурных и функциональных свойств объектов культурного наследия, приведения их, в состояние, пригодное для использования. [< лат. re... - приставка, обозначающая возобновление + valor - ценность] например Детский Мир в Москве, Грамотная ревалоризация и реабилитация этого сооружения будут способствовать не только его сохранению как ценного произведения архитектуры, выполненного крупным мастером, но и привлекать клиентов, влиять на рентабельность торгового предприятия, улучшать экономический климат, повышать товарооборот и прибыль. Об этом красноречиво свидетельствует зарубежный опыт освоения исторических торговых зданий. «это реконструкция не памятников архитектуры с целью восстановления их ценности как материальной так и функциональной, как пример с изменением их первоначального назначения. и как я понимаю возможны или скорее всего чаще всего применяются частичные перестройки и достройки.»

 

    1. Современные методы ревалоризации: принципы формирования

При формировании новых, вписанных в историческую среду  объектов, используются материалы, присутствующие в отделке ближайших зданий с совмещением новейших материалов. Использование традиционных строительных технологий.

 

    1. «Метод контраста»

Новый объект существенно  отличается от окружающей исторической застройки, но при этом является фоном для исторической среды.

 

    1. «Метод поиска неожиданного направления в старом»

Информация о работе Реконструкция и реставрация архитектурно-градостроительного наследия