Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 20:47, курсовая работа
Моя тема называется роль и значение цвета в интерьере. История цветаимеет за собой века и века человеческого опыта, попыток понять, что такое цвета и как с ним жить, как использовать. История цвета полна порой и жестокости. История цвета включает в себя людской опыт, пройденный от боязливого и благоговейного поклонения Цвету до современного уверенного использования его, как полезного инструмента.
Как развивались представления людей о цвете?
Введение……………………………………………………………………...3 стр.
Глава 1. Теория цвета
1.1 Классификация цветов…………………………………………………..5 стр.
1.2 Понятия первичных, вторичных и третичных цветов………………....6 стр.
1.3 Система Манселла…………………………………………………….....7 стр.
Глава 2. Психологическое воздействие цвета
2.1 Цветовые предпочтения…………………………………………………8 стр.
2.2 Цвет в интерьере………………………………………………………..12 стр.
2.3 Семь контрастов цвета…………………………………………………16 стр.
Глава 3. Освещение в интерьере
3.1 Освещение и цвет……………………………………………………….20 стр.
3.2 Влияние освещения в интерьере………………………………………21 стр.
Глава 4. Цветовая теория времен года
4.1 Четыре сезона……………………………………………………….......23 стр.
4.2 Определение сезона, близкого состоянию человека…………………25 стр.
Заключение………………………………………………………………...30 стр.
Список использованных источников……………………………………32 стр.
Приложения………………………………………………………………...33 стр.
Разработать эту концепцию не так уж и сложно, если знать критерии, которые помогут правильно сориентироваться даже дилетантам. Эти критерии предлагает так называемая теория времен года, уже прижившаяся в области моды. С ее помощью можно детально спланировать цветовую организацию или переорганизацию квартиры.
Природа является нам во всех мыслимых цветах и оттенках. Сочетания, которые она бесплатно показывает человеку во все времена года всегда гармоничны. В этой гармонии человек живет испокон веков и она радует его больше, чем другие цветовые эффекты.
Цветовой облик природы меняется в зависимости от времени года. В каждом сезоне доминирует какой-нибудь основной цвет. Весной – это желтый, летом – голубой, осенью – красный, зимой – снова голубой.
Красный и желтый воспринимаются в общем как теплые цвета, а голубой, напротив, как холодный. Имея в виду эти базовые краски, весну и осень можно считать временами года теплых оттенков, а зиму и лето – холодных. Разделение цветов на холодные и теплые даст практическую помощь в овладении умением ориентироваться в цветах четырех времен года.
Основополагающая закономерность такова: в каждом времени года встречаются все цвета, но со своим характерным оттенком. Кроме того, совершенно отчетливо просматривается: краски весны и осени вследствие общей для них теплоты основного тона проявляют друг к другу гораздо больше родства, чем к холодным краскам лета и зимы. То же самое можно сказать и про цвета обоих "холодных" сезонов. На практике это означает следующее: в сомнительных случаях можно примешать к весенним краскам какой-нибудь осенний оттенок или зимний цвет внедрить среди летних, и при этом не возникнет кричащего диссонанса. Но если скомбинировать зиму с осенью или весну с летом, появится напряжение, которое вызовет впечатление дисгармонии.
Весенние цвета отличаются от осенних прежде всего тем, что они легче и радостнее, тогда как осенние нюансы насыщенны, землисты и тяжелы. Прохладные тона лета кажутся слегка полинялыми, застиранными, тогда как зимние краски яркие или излучают ледяной пастельный свет.
Издавна ведется спор о том, должны ли существовать твердые правила эстетической оценки цветов или нет. Вряд ли он разрешим, даже если краски можно подвергнуть "объективированной" оценке – например, при помощи точно измеренной длины волны отраженного света или силы его излучения. Все же научные анализы нечто иное, чем цветовое впечатление. Анализы дают измеримые результаты, впечатление же у каждого свое, субъективное. И все же в этом следует найти консенсус - как всегда, когда люди хотят понять друг друга. Этот консенсус и предлагает теория времен года. У нее нет притязаний считаться научной, однако она базируется на полученном из опыта знании об эстетически-гармоничном сочетании цветов и его воздействии на организм в целом. Если вы не уверены в сочетании цветов, очень удобно ориентироваться на времена года и их цветовое настроение. Кто усвоит этот принцип, может позволить себе некоторые отклонения. Они могут быть очень пикантными и сообщат вашему жилищу индивидуальную ноту.
4.2 Определение сезона, близкого состоянию человека
Как во всех аспектах работы с цветом, лучше всего спонтанное, интуитивное решение. Оно чаще всего однозначно показывает, какое время года было бы идеально для вашего жилья.
Но помочь в этом вопросе может таблица5.1, в которой расписано, какое время года характерно для определенного психического типа.
Таблица 5.1
Меланхолик: Это рассудительный человек, ценит упорядоченные отношения, скрытен. Склонен к бездействию. Цвет, родственный ему по сути – голубой. Действует успокаивающе, сдержанно, пассивно, прохладно. Дает меланхолику гармонию, удовлетворенность, расслабление.Время года, родственное ему по сути – лето. Компенсирующие цвета: дополнительные нюансы – из красной, оранжевой или желтой области спектра. Они придают меланхоликам импульс к действию, активизируют их. |
Флегматик: Любит покой и устойчивость. Обладает уравновешенным стабильным темпераментом. Интроверт и часто пассивен. Цвет, родственный ему по сути - зеленый. Действует успокаивающе, стабилизирующем, придает равновесие. а) В желтоватых нюансах: приветливый, веселящий б) В голубоватых нюансах: прохладный, способствует сосредоточенности, дистанцирует от внешнего. Время года, родственное ему по сути - при варианте а) – осень при варианте б) - лето. Компенсирующие цвета: теплый, активный и оживляющий красный и желтовато-красные тона. |
Сангвиник: Это веселый и открытый человек. Способен испытывать одновременно небесный восторг и смертную печаль. Настроен все же оптимистически. Цвет, родственный ему по сути - желтый. Действует на сангвиника солнечно, воздушно, весело, легко, приветливо, оптимистично. Время года, родственное ему по сути – весна. Компенсирующие цвета: дополнительный фиолетовый дает равновесие. Также неяркие, темные тона могут несколько приглушать фонтанирующий темперамент сангвиника. |
Холерик: Экстраверт, общительный, часто очень темпераментный. Отлично уживается с красным цветом, даже в самых интенсивных его формах. Цвет, родственный ему по сути – красный. Действует динамично, активно, темпераментно, броско. Время года, родственное ему по сути – зима. Компенсирующие цвета: голубовато – красный приглушает слишком общительный темперамент, в то же времяне доводя холерика до пассивности. Уравновешивающем действует дополнительный зеленый. |
Весенние краски природы
Радостные, светящиеся, но все же неизменно мягкие, лишенные пронзительности краски типичны для весенней природы: фиолетовый цвет сирени, интенсивная краснота тюльпанов и маков, кремовая белизна нарциссов, розовые и абрикосовые тона цветущих фруктовых деревьев. И среди этого - сочная зелень травы и пронизанная солнцем золотистая зелень первой древесной листвы. Весна к лицу также и небесной синеве, и голубизне незабудок, мягкому коричневому цвету почек и ветвей и желтовато-бежевым камешкам на дне ручья.
Весенние цвета жилища
Весенние краски природы, перенесенные в жилые помещения всех видов, производят радостное легкое настроение на базе солнечного желтого цвета. Определяющие цвета стен и пола – мягкие, теплые тона цвета яичной скорлупы, золотисто – желтого, липово – зеленого, фиалкового или абрикосового. Краски для акцента и для оживления общего фона должны быть как первые цветы: васильковые, водянисто – голубые, майской зелени, маково – красные, кораллово-красные. Нейтрально действуют гранитно – серый и теплые коричневые тона – такие, как нуга или светло-коричневый. Комбинируя весенние краски с такими натуральными материалами, как дерево, камень, металл, нужно следить за тем, чтобы у этих материалов был желтоватый подтон. Играют роль также и форма мебели и структура ее поверхности: хорошо, чтобы стиль ее носил легкий, веселый характер, родственный основному цвету. Это значит, что поверхности должны быть мало структурированы, лучше всего гладкие, мягкие и шелковистые (подробнее об этом можно прочитать в разделе "Подбор материалов по теории времен года").
Летние краски природы
Настроение этого времени года определяют не яркие, но приглушенные тона: прохладная голубизна морской воды, дымка, окутывающая ландшафт теплым утром, нежный фиолет лавандовых лугов, выгоревший коричневый и серый цвета сухих камней и потрескавшейся земли. И только розовый цвет роз всех интенсивностей, пылающий ярко-розовый цвет дикого горошка, который не в состоянии приглушить ни дымка, ни знойное марево, оживляют летнюю картину.
Летние цвета жилища
Помещения, оформленные в летних красках, выглядят элегантно и приятно – прохладно. Неяркие, размытые краски и повсюду присутствующий в качестве основного тона голубой сообщают жилищу представительский характер или прелесть южной провинции. Поскольку стены и потолок окрашиваются предпочтительно в молочно – белый, стальной или цвет старой розы, комнаты летнего стиля почти всегда выглядят просторными и светлыми. Серебристо – серые, мятно – зеленые или голубовато – бежевые полы усиливают этот эффект. Цветовые акценты летнему помещению придадут малиновый, бургундский, небесно-голубой или смарагдовое – зеленый. Подходящие коричневые тона – шоколадный или кофе с молоком. Металлы и природные материалы должны быть при этом скорее серебристыми и голубоватыми. Мебель по форме и по структуре поверхностей должна быть сдержанно-элегантной.
Осенние краски природы
Для осени типичны цвета урожая: насыщенный красный яблочный, мягкий золотисто-коричневый – лука, который положили сушиться на солнце. Косо падающие лучи солнца придают всем краскам характерный красновато-теплый оттенок. Но особенную прелесть придают осеннему великолепию контрасты, встречающиеся повсюду: красный и зеленый, желтый и фиолетовый, синий и оранжевый подчеркивают изысканные оттенки друг друга.
Осенние цвета жилища
Теплые краски с сильным излучением придают осенним комнатам подчеркнуто уютный облик. Основной тон этого времени года - красный. Он сочетается со всеми остальными осенними красками. Возникает особый контраст, если глубокий красно-фиолетовый, хвойно-зеленый, яично-желтый или зелено-голубой цвет драпировок и обоев сочетается с мебелью и паркетом в теплых ржавых или махагоновых тонах. На стенах и потолке желтовато-белый так же уместен как и кукурузный, и зелено-голубой (жадаит). Экзотические узоры индийских бордюров, тигровый рисунок придадут осеннему жилищу неповторимый колорит. Главное правило: в уютную мягкую цветовую картину не должны вмешиваться никакие яркие или слишком легкие тона. Дерево, камень и металл очень хорошо вписываются в осень, поскольку их природные красновато-золотистые тона автоматически связаны с этим временем года. Мебель может быть при этом барочно-пышной и уютной. Поверхности - структурированы и имеют "природный" вид.
Зимние краски природы
Контраст черно – белого господствует в зимнем ландшафте. На фоне сверкающей белизны в беспощадном ясном свете холодного времени года те немногие краски, что остались в распоряжении природы, предстают в двойном великолепии: густая зелень хвои, светящаяся краснота рябиновых ягод, желтизна первых крокусов, ледяная голубизна неба, бирюза заснеженных закованных в лед озер, нежно – розовый цвет утренней зари, темная синева далеких горных вершин и темно-коричневая земля, проглядывающая сквозь снег.
Зимние цвета жилища
Так же, как и в природе, жесткий контраст черного и белого типичен для жилища, оформленного в зимнем цветовом настроении. Вместо льда и снега здесь вносят оживление сильные цвета чистых нюансов. Ярко – красный, лазурно – голубой, солнечно – желтый и хвойно – зеленый очень эффектны на черном фоне. Они близки некоторым ярким весенним тонам, но кажутся более жесткими благодаря голубоватому подтону. Холодный голубой оттенок характерен также для зимних белых красок стен и потолка, подчеркивающих черные детали и все цветовые акценты. Дерево плохо вписывается в цветовую картину зимы. Ясные, стилизованные, лишенные витиеватости формы, лаковые поверхности, синтетические материалы, серебристые металлы и поблескивающий холодом камень – вот идеальное довершение картины.
Заключение
Логическим дополнением и завершением композиции является цвет. Цвет – это свойство тел вызывать определенные зрительные ощущения в соответствии со спектральной характеристикой отражаемого или испускаемого видимого излучения. Цвет должен быть увязан с объемно – пространственной структурой орудия труда и помещения. Цвет фона должен контрастировать с цветом обрабатываемых материалов.
Цвет выполняет две функции, являясь источником информации и фактором психологического комфорта.
Существенное значение имеет подбор цветов для окраски помещений и интерьеров т.к. цвет очень сильно воздействует на психику человека. Установлено, что длинноволновые (красный) цвета действуют возбуждающе, а коротковолновые (фиолетовый) цвета вызывают подавленное настроение, одновременно способствуя наибольшему зрительному утомлению. Средневолновые цвета благотворно влияют на нервную систему, способствуют снижению утомляемости. При естественном расположении цветов человек чувствует более уверенно и спокойно. Если изменить этот естественный порядок, то, например, землисто – коричневый потолок будет восприниматься как плита, которая тяжело давит и подчеркивает отгороженность от окружающего пространства. Темный потолок всегда кажется ниже, а при светлом потолке темные стены делают помещение выше.
Один и тот же цвет на разных поверхностях создает различный психологический эффект. Так, коричневый цвет на полу вселяет уверенность, создает впечатление устойчивости; на стене этот же цвет производит впечатление землистости, вещественности, ограничения помещения. Синие стены вызывают грустное настроение, синий пол напоминает лед или воду, а синий потолок усиливает впечатление холода. Светло – желтый пол создает впечатление песка, голубой – удобства для хождения, а розовый кажется менее пригодным для хождения, чем красный.
Цветовая сфера позволяет
подобрать психологические
Радость возникает в светлом тоне, теплом цвете и в движения над горизонталью. Покой создается при наличии равновесия между светлым и темным, теплым и холодным, при ориентации на горизонталь. Печаль возникает в темном тоне, холодном цвете и в движении под горизонталью.
Выбор цветового оформления определяется характером трудовой деятельности. Для работ с физическими или нервными нагрузками, с высоким температурным режимом интерьеры помещений необходимо окрашивать в светлые тона голубых, серо – голубых, зелено – голубых и других холодных цветов невысокой насыщенности. Периодические физические и умственные нагрузки легче выполняются в обстановке теплых цветов, повышающие активность организма.