Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 13:27, реферат
Первые в России сады по европейским образцам появились в Петербурге в петровское время с появлением в стране иностранных садовников. В середине XVIII века проектированием парков были заняты крупнейшие архитекторы Б. Растрелли, Ж. Леблон, Ч. Камерон, П. Гонзаго. Непревзойдённым дворцово-парковым ансамблем, получившим всемирную известность, является Версаль. Новый подход к организации пространства, проявившийся в главной резиденции французского короля Людовика XIV, вызвал подражания при устройстве загородных дворцов многих европейских монархов и стал поворотным пунктом в истории садово-паркового искусства.
Введение
Версальский ансамбль
Дворцово-парковый ансамбль в Стрельне под Санкт-Петербургом
Дворцово-парковый ансамбль Шёнбрунн близ Вены
Заключение
Список литературы
Наконец, весной 1718 года на русскую службу был принят итальянец Николо Микетти, который поклялся устроить в Стрельне "чего ещё не бывало на свете". При разработке проекта им были использованы элементы планировки, выполненные ранее, - каналы и дороги по их берегам, поперечные аллеи, проложенные в соответствии с замыслом Леблона. Микетти развил эту планировочную схему, придав ей суховатую правильность, которую несколько "разрядил" введением диагональных дорог и фигурных площадок на перекрестках. Им же были устроены еще один поперечный канал и партеры перед дворцом. В апреле следующего года Микетти приступил к реализации своего проекта в Стрельне.
Летом 1720 года был заложен каменный дворец. Полным ходом шло строительство каменных подпорных стен террас с многочисленными водометами. Строительство Нижнего сада продолжалось до 1722 года. Однако вскоре установили, что болота, лежащие выше Петергофа, дают большее количество воды. То есть в Петергофе фонтаны могут бить гораздо выше. Вот почему Пётр сократил постройки в Стрельне. Незавершенный и оставленный без надлежащего ухода, сад начал приходить в упадок. Некоторые работы проводились в середине XVIII века. Своеобразным напоминанием о попытке восстановить ансамбль являются две пары пилонов ворот, возведенные Ф.Б. Растрелли в 1750-х годах.
Дворец в Стрельне представляет собой уникальный памятник архитектуры петровского времени и раннего итальянского барокко. Он стоит на естественной возвышенности, тремя уступами спускающейся к Нижнему парку. Северный фасад дворца обращен к морю и прорезан в центре тройной аркадой, обрамленной пучками колонн, несущих балкон сложных очертаний. Аркада соединяет два крыла здания и символизирует выход России к Балтийскому морю. Сквозь арку проходит главная ось ансамбля, на которую "нанизан" дворец (эту ось подхватывал не только канал Нижнего сада, но и центральная просека созданного Леблоном к югу от дворца Большого парка).
Грот и террасы - важнейший элемент парадного ансамбля Стрельны. Они не только художественно оформляют природный геологический уступ, на котором стоит дворец, но и приподнимают здание над окружающей местностью, усиливают его значение в ансамбле Нижнего сада.
Стрельнинский дворец выделяется среди других петровских резиденций, достаточно скромных и больше напоминавших загородные дома зажиточных немецких и голландских бюргеров. В нем наиболее последовательно отразились принципы итальянского барокко с его стремлением к "грандиозному", пластическому богатству, смелым пространственным решениям.
Дворец неоднократно страдал от пожаров и каждый архитектор, руководивший восстановлением, вносил в его образ что-то свое.
С Константиновским дворцом органически связана и вся композиция Стрельнинского парка, занимающего площадь 45 га. В плане парк представляет вытянутый прямоугольник. По центральной оси от дворца идет средний, самый широкий, канал, Параллельно ему вдоль западной и восточной границ парка проложены два боковых канала. Эти три канала объединены двумя поперечными. Первый поперечный канал в месте пересечения с центральным каналом образует кольцо, охватывающее круглый плоский остров, засаженный при Петре I соснами, второй — отделяет два партера, непосредственно примыкающие к террасам дворца. Сеть каналов увязана с аллеями. Южная граница Нижнего парка замыкается естественным склоном, в средней части которого перед дворцом устроен грот, а по сторонам его распланированы трехступенные террасы с дерновыми откосами. Террасы, грот и лестница создают переход к дворцу и от него к Верхнему саду.
Строгость регулярной планировки подчеркивалась линейной посадкой деревьев. Композиция парка до 1770 года выявлялась фигурно подстриженными деревьями, крытыми аллеями и различного рода трельяжными сооружениями. Регулярный Стрельнинский парк окружен пейзажными участками, постепенно сложившимися вокруг прудов.
Английский сад между дворцом и верхней Петергофской дорогой начали разбивать около 1800 г. Работами руководил садовых дел мастер Адам Холл; возможно к разработке проекта причастен царскосельский садовник Джозеф Буш, через которого шли поставки зеленого материала. При помощи плотины был устроен обширный Дворцовый пруд, игравший большую роль в композиции сада. В 1850-х гг. сад реставрировал Ф. Рукк. Он дополнил планировку введением новых пейзажных дорожек.
Западнее территории
Константиновского парка
Лестницы, балюстрады на террасах, мостики
через каналы, многочисленные беседки
завершили общую великолепную картину
ансамбля. Однако такого обилия фонтанных
дворцов и скульптуры, как в Версале, здесь
никогда не было. Главное в облике Стрельнинского
парка – это ощущение простора, ясного
и четкого порядка, с которым задуманы
и осуществлены взаимосвязи архитектуры
с окружающим пространством.
В архитектурном отношении
Стрельна принципиально отличается
от Версаля и остальных
Теперь прежний эффект
нарушен как тем, что центральный
вход в каналы засыпан, так и тем,
что внизу вдоль террасы
Константиновским дворец стал официально называться с 1847 года после того как с 1797 года дворец и парк стали собственностью великого князя Константина Павловича, который владел ими около сорока лет. В течение которых у Стрельны появился официальный герб, дворец был обновлен и перестроен в соответствии с модой и инженерными достижениями того времени.
На юго-западе Вены вдалеке от ее центральной части находится дворцово-парковый ансамбль под названием Шёнбрунн. Он являлся императорской резиденцией, начиная с XVI по XX века. Ансамбль включает сам дворец и огромный парк, состоящий из нескольких частей. В парке находится ботанический сад, посаженный в 1753 году, а также самый старый в Европе зоопарк, построенный в 1752 году.
После появления блистательного Версаля, эрцгерцог Австрии Леопольд I захотел создать еще более прекрасный дворец, способный затмить Версаль, выбрав для этого территорию Шенбрунна.
В ходе многовековой истории в парке Шенбрунна сформировалась уникальная композиционная структура, сочетающая черты барокко, рококо и классицизма.
Первоначально
на месте дворцово-паркового
Дворцовый комплекс
в Шёнбрунне в его
Так, в 1692 году началось строительство новой императорской резиденции по подобию французского Версаля, а закончилось оно при правлении Марии Терезии.
Новый замысел
архитектора приобрел вид почетного
двора, вход в который проходил через
украшенные обелисками ворота. Двор был окружен одноэтажными
строениями и в нем находились два бассейна.
Само здание имело прямолинейные формы,
но лестница, верхний павильон и боковые
флигели придавали задуманному проекту
ощущение непринужденности.
Пластичнее выглядит фасад здания, обращенный
к саду. Его центральная часть с округленными
углами более широкая, сильнее выдается.
Подготовительным этапом с 1695 г., а затем и устройством парка с 1705–1706 гг. руководил французский садовый мастер Жан Триэ, один из учеников Анре Ленотра. Планировка парка с прямоугольной системой аллей соответствовала принципам раннего барокко. Главная ось ансамбля проходила с севера на юг, от русла реки Венки через Почетный двор, арочные проемы дворца и в направлении склона Шенбруннского холма. В эту первую фазу строительства обустраиваются ближайшие к дворцу территории. Со стороны паркового фасада дворца, в окружении боскетов из деревьев был устроен «главный зал» парка – Большой партер со звездообразным бассейном. Как и полагается для раннего барокко, в Шенбрунне был организован лабиринт и построена оранжерея в 1714 г. В парке, помимо 20 тыс. буковых саженцев в боскетах, было высажено большое количество плодовых деревьев и кустарников, созданы многочисленные аллейные посадки.
С императрицей Марией Терезией и ее супругом императором Францем Стефаном Лотарингским начинается второй и самый значимый в истории развития ансамбля период. Это время проявления в ансамбле черт позднего барокко, стиля рококо, что позиционировало Шенбрунн в качестве кульминационного объекта этого направления.
Во второй фазе садового устройства новая звездообразная система аллей была включена в старую ортогональную, были расширены существующие дорожки и аллеи, обустроена первая значительная часть боскетов. Композиция парка полностью подчинялась архитектуре дворца, являлась продолжением его интерьеров на открытом воздухе.
Природный ландшафт привнес особую специфику в планировку Шенбрунна. Построенный по образцу Версаля, Шенбрунн получил свою собственную композиционно-пространственную трактовку. В отличие от Версаля, в котором главная ось «восток – запад» уходит в бесконечность горизонта, в Шенбрунне главная ось «север – юг» зафиксирована между дворцом и Шенбруннским холмом с Глориеттой, обеспечивая, таким образом, определенную целостность и компактность этой части ансамбля.
Кроме того, Шенбрунн имеет еще одну важную особенность, выделяющую его из большинства европейских парков этого периода. Диагональные оси, отходящие от террасы дворца в юго-западном и юго-восточном направлениях, играют практически равноценную с главной осью роль, хотя не имеют такой же планировочной проработки. Юго-восточная ось заканчивается фонтаном Обелиск, юго-западная – павильоном Менажерии.
Диагональные оси, сходящиеся на террасе дворца, планировочно объединяют все части ансамбля в единое целое, центрируют положение дворца, нивелируя ассиметричную композицию. Сходящиеся у дворца аллеи – это еще один символ подчинения природы императорской власти.
Парк спланирован так, что на каждом пересечении аллей всегда находятся фонтаны и бассейны, а на открытых участках открываются павильоны, памятники или дворец.
Как и в Версале, в Шенбрунне есть Аллея Света. Она проходит с востока на запад. Однако на этом сходство заканчивается. В Шенбрунне – это поперечная ось, расположенная сразу за дворцом и формирующая вместе с главной и диагональными осями «гусиную лапку» из пяти элементов. Поперечная ось определяет важные оптические и качественные взаимосвязи в барочном саду. Аллея Света – это не аллея из самостоятельных деревьев, а своего рода проход между высокими шпалерами, создающий впечатление нахождения в долине. В то время как главная продольная ось Шенбрунна имеет четкое начало и завершение, поперечная ось Аллеи Света выходит за границы парка, находя продолжение в окрестностях.
Приватные сады примыкают к восточному и западному фасадам дворца.
Третий этап строительства парка приходится на 1772–1780 гг. и связан с перепланировкой парка согласно тенденциям английского пейзажного стиля, под руководством архитектора Хетцендорфа фон Хохенберга. В это время в парке были возведены романтические сооружения – Римские Руины в 1778 г., Фонтан Обелиск в 1778 г., позже – Фонтан Нептуна в 1780 г.
В 1775 г. на Шенбруннском холме воздвигается Глориетта – смотровой павильон для императрицы. Склон холма оформляется террасами с лестничными спусками, двенадцатью водоемами с фонтанами и многочисленными скульптурами. Ввиду недостатка воды для питания вскоре водоемы были засыпаны и вся вода пошла на оснащение главного Фонтана Нептуна у подножья холма. В это же время звездообразный водоем с партера был перемещен в центр западной звезды аллей.
В 1752 г. в конце западной диагональной оси на месте зверинца создается зоопарк, ставший первым зоологическим парком в Европе. В центре зоопарка был построен восьмиугольный павильон, окруженный тридцатью секциями. Центр каждой секции был украшен цветником и бассейном. Это единственный зоопарк в Европе, полностью сохранивший историческую планировку.