Театр как архитектурное сооружение в античной культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2012 в 10:10, реферат

Краткое описание

Театр был неотъемлемой составляющей культурной жизни античности. Для начала следует сказать, что же такое театр как искусство. Театр (от греческого δέατρον) - это род искусства, в котором отражение жизни достигается посредством драматического действия, осуществляемого актером перед зрителями, причем искусство синтетическое, в нем объединяются выразительные средства литературы, музыки, живописи, архитектуры и других видов искусств. Театр как архитектурное сооружение предназначен для проведения театрализованных действий, представлений, место для зрелищ.

Вложенные файлы: 1 файл

Театр как арх сооружение в античной культуре.doc

— 338.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по эстетике архитектуры  на тему:

 

«ТЕАТР  КАК АРХИТЕКТУРНОЕ СООРУЖЕНИЕ В  КУЛЬТУРЕ АНТИЧНОСТИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Термин «античность» происходит от латинского слова antiquus —  древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Античная культура — уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия. Культура Древнего Рима, которая во многом продолжила античные традиции Греции, отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе. Хронологические рамки периода античности, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н. э., времени становления античного общества в Греции, и до V в. н. э., гибели римской империи под ударами варваров.

Театр был неотъемлемой составляющей культурной жизни античности. Для начала следует сказать, что же такое театр как искусство. Театр (от греческого δέατρον) - это род искусства, в котором отражение жизни достигается посредством драматического действия, осуществляемого актером перед зрителями, причем искусство синтетическое, в нем объединяются выразительные средства литературы, музыки, живописи, архитектуры и других видов искусств. Театр как архитектурное сооружение предназначен для проведения театрализованных действий, представлений, место для зрелищ.

 

 

 

Возникновение древнегреческого театра

Театр возник на основе народных песен и плясок во время праздников в честь бога растений Диониса. Из песен и молитв, прославлявших  Диониса (дифирамбов), возникла греческая трагедия. Трагедия собственно означает «песнь козлов». Одетые в козлиные шкуры люди изображали спутников Диониса – сатиров. В культе Диониса сохранилось много пережитков глубокой старины в виде оргиастических плясок под резкие звуки флейт, бубнов и тимпанов, экстатического опьянения, заклания животных и пожирания окровавленного мяса. Культ Диониса распространяется с VII в. по многим городам. В Афинах со времени Писистрата устройство малых (сельских) и больших (городских) дионисий взяло на себя государство, и тогда культ Диониса и Деметры превратился в государственный культ.

Первоначально дифирамбы  в честь Диониса, распеваемые  хором, не отличались ни сложностью, ни музыкальным разнообразием, ни художественностью. И потому было большим шагом вперёд введение в хор действующего лица, актёра. Актёр декламировал миф о Дионисе и подавал реплики хору. Между актёром и хором завязывался разговор - диалог, составляющий основу драматического представления. Первые трагедии созданы были в Афинах ещё в VI в. Во время ионийского восстания Фриних поставил трагедию «Взятие Милета», которая заставила слушателей плакать, но власти наложили на автора большой штраф за то, что он напомнил о близких несчастиях.

Истинным творцом греческой  трагедии считают Эсхила. Введением второго действующего лица Эсхил ещё более оживил рассказ, сделал драму более динамичной и тем самым приблизил её к зрителю. Кроме того, Эсхилу приписывают организацию усовершенствованного сценического аппарата - введение декораций, масок, котурн, летательных, громоносных и других машин.

Собственно с Эсхила и начинается история греческого театра.

 

Греческий театр

Архитектура театров, так  же как и архитектура пропилей, является ответвлением религиозного искусства  греков. Известно религиозное происхождение  сценических представлений. Алтарь, помещавшийся по середине театра, напоминал об этом. Представлениями большого театра Афин руководил жрец Диониса. Понятие театра так тесно связывалось с религией, что нередко неподалеку от театров помещались кладбища, как это было, например, в Сиракузах.

Греческий театр  в Сиракузах — oдно из самых больших и значительных сооружений античности. Театр врезан в скалистые склоны холма Темените; его кавея (латинское: "cavea" — углубление, выемка) обращена к сиракузской равнине, окаймленной морем. Строительство театра было осуществлено в V в. до н.э. под руководством архитектора Демокопоса. В эпоху правления Гиерона II (III в. до н. э.) весь театральный комплекс был подвергнут реконструкции и расширению, что изменило его первоначальный облик. Театр, с давних времен ставший сердцем Сиракуз, использовался для постановки классических трагедий и комедий, а также для народных собраний. При римлянах (I-V вв. н.э.) театральное сооружение было вновь подвергнуто изменениям, необходимым для показа зрелищ и представлений, принятых в римском обществе. К сожалению, в первой половине XVI в. театр во время жестоких разграблений был разрушен, и при Карле V верхняя часть кавеи и сцена превратились в обломки, которые служили материалом для строительства укреплений в Ортигии. Таким образом, вся конструкция театра была серьезно и непоправимо повреждена, нарушена структурная целостность сооружения. Большая кавея, которая насчитывала 67 рядов ступеней, сократилась до 46 рядов, разделенных на 9 секторов. В античные времена ее венчал портик (от латинского "porticus", часть здания, открытая на 1 или 3 стороны и образуемая колоннами (реже столбами) или арками, несущими перекрытие), от которого в наши дни сохранилось несколько фрагментов. В центральной части комплекса находился Нимфей — род искусственного грота, из которого бил водный источник; нимфей был частью системы водоснабжения театра. С 1914 года, по четным годам, в мае-июне здесь даются спектакли "Евпирид" и "Софокл" на древнегреческом языке.

 Театры служили также местом народных празднеств; например раздача почетных венков в Афинах происходила в театре.

Греки не просто любили театр: возникает ощущение того, что вся Эллада была огромным театром. Не было ни одного крупного населённого пункта, в котором не было бы театрального сооружения, и не осуществлялись бы театральные постановки. Театральные здания были поистине грандиозными, некоторые из них вмещали 40 тысяч человек. Можно даже сказать, что театр был составляющей государственной политики, о чём свидетельствовало наличие магистратов, отвечающих за театральную жизнь, а также выделение на это дело средств из государственного бюджета.

Первоначально место  для представлений устраивалось очень просто: хор со своими песнопениями и плясками выступал на круглой утрамбованной площадке-орхестре (от глагола орхеомай - "танцую"), вокруг которой и собирались зрители. До V в. грекам известны были только передвижные подмостки и сиденья для зрителей, устроенные на подмостьях. Во время Эсхила довольствовались еще этой скромной мизансценой. По мере того, как возрастало значение театрального искусства в общественной и культурной жизни Греции и по мере усложнения драмы возникла необходимость в усовершенствованиях, да и обвал подмостьев во время представления драмы Пратина внушил мысль о замене этих непрочных нагромождений более основательным сооружением. Холмистый ландшафт Греции подсказал наиболее рациональное устройство сценической площадки и зрительских мест: орхестра стала располагаться у подножия холма, а зрители размещались по склону.

В V в. до н. э. в Греции сложился устойчивый тип театрального сооружения, характерный для всей эпохи античности. Театр имел три  главные части: орхестру, театрон (места  для зрителей, от глагола теаомай  - "смотрю") и скену (скенэ - "палатка", позже деревянное или каменное строение).

Размер театра определялся  диаметром орхестры (от 11 до 30 м). Скена  располагалась по касательной к  окружности орхестры. Передняя стена  скены - проскений, имевший обычно вид  колоннады, изображал фасад храма  или дворца. К скене примыкали два боковых строения, которые назывались параскениями, которые служили местом для хранения декораций и другого театрального имущества.

Между скеной и местами  для зрителей, занимавшими несколько  более половины круга, находились проходы, через которые в театр до начала спектакля входили зрители, а затем вступали на орхестру хор и актеры.

Планировка греческого театра обеспечивала хорошую слышимость. Кроме того, в некоторых театрах для усиления звука среди зрительских мест размещались резонирующие сосуды. Занавеса в древнегреческом театре не было, хотя возможно, что в некоторых пьесах какие-то части проскения временно закрывались от зрителей.

Театр Диониса в Афинах был первым опытом постройки постоянного помещения.

Театр Диониса находится на холме Акрополя и является одним из самых древних театров в мире. Его возникновение датируется пятым веком до нашей эры – в то время здесь были впервые представлены труды четырех великих греческих представителей драматургии – Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана. Исследователи утверждают, что после того, как театр был реконструирован в четвертом веке до нашей эры - деревянная сцена и ряды сидений были заменены на аналогичные из мрамора, а само здание театра вмещало около семнадцати тысяч зрителей. Театр Дионисия не всегда был каменным. Изначально он был построен из дерева и служил отчасти и торжественным событиям. Долгое время на каждый дионисийский праздник строились временные деревянные ряды для зрителей и сцена, и только в 330 году до н.э. их заменили на каменные. Каменный театр насчитывал 67 рядов и мог вмещать от 14 до 17 тысяч зрителей. Каменные скамьи поднимались до самого основания Акрополя, где еще различимы остатки последнего ряда. Первый ряд состоял из 67 мраморных кресел для VIP - зрителей. Многие из них, относящиеся к разным эпохам античности, с высеченными именами и должностями владельцев, стоят на месте до сих пор. Выступ и кресло во втором ряду - ложа римского императора Адриана, страстного любителя греческой культуры. В современной форме театр был создан в 326-324 гг. до н.э и вмещал от пятнадцати до семнадцати тысяч зрителей. Во время правления Ликурга была увеличена сцена и орхестра театра. Как и основная масса древнегреческих театров, театр претерпел определенные изменения в эпоху Эллинизма и Римское время. Он перестраивался римлянами, в том числе под цирковые и гладиаторские представления. Отсюда высокий бортик перед первым рядом. С художественной точки зрения лучшее в развалинах театра - скульптурный фриз времен императора Нерона с забавными сатирами. Вокруг театра Диониса много других развалин. Перед театром - жалкие остатки двух храмов Диониса VI и IV веков до н.э. Справа - столь же невразумительные камни Периклова Одеона - концертного зала, построенного в 40-х годах до н.э. Зал был знаменит прекрасной акустикой и передовой с инженерной точки зрения конической формой. У Перикла была заостренная форма черепа, и современники смеялись, что он построил концертный зал в форме своей головы.

 

 

Общие приемы устройства театров в классическую эпоху

На рисунке 1 показан общий вид сооружения, представленный сохранившимися частями IV в. Открытый амфитеатр располагается ярусами по южному склону Акрополя; поверх открывается море и вдали виднеется о.Эгина. «Орхестра» A представляет собою свободную площадку, предназначенную для передвижения хоров, а также служит резонатором. Алтарь Диониса занимает центр амфитеатра, трон его жреца отмечен на рисунке буквой В. Задняя часть сцены была декорирована колоннами и обыкновенно изображала царский дворец. Места для зрителей от остальной части города были отгорожены деревянной или каменной стеной без крыши. Введением теорикона Перикл сделал театр доступным для всех афинских граждан.

Сцена, в собственном смысле, представляет собой узкую трибуну, выдвинутую перед служебным двориком, фоном которого служит элегантная дорийская колоннада. Лестницы соединяли трибуну со двором арьерсцены и, по всей вероятности, также с площадкой орхестры. Главнейшие детали указаны на рисунке 2: разрез скамей амфитеатра, профиль трибуны и детали колонны из колоннады арьерсцены.

В дни гражданских празднеств театр  не имел никаких украшений, кроме  этого архитектурного убранства. Для  драматизированных празднеств за трибуной выдвигали легкую передвижную перегородку  с рядом прорезанных в ней  дверей. Расписанные декорации навешивались на перегородку. Никакой иллюзорности при этом не получалось, так как глубина сцены не «раздавалась». Вся мизансцена носила условный характер: дверь, в которую входил персонаж, указывала на его роль или происхождение; поэтому декорации сводились к нескольким картинам, повешенным на передвижной экран, служивший фоном, или поддерживаемым шестами, укрепленными во дворе арьерсцены. Таков был эллинский театр, и все древние театры в основном повторяли эту композицию (Сиракузы, Эпидавр и др.).

Греческий театр был  свободным пространством, образовывавшим полукруг (амфитеатр). Вообще, греческие театры в течение всей истории оставались амфитеатрами, расположенными у подножий холмов, под открытым небом, без крыши и занавеса. Таким образом, уже в самой конструкции греческого театра был заложен демократический принцип. Не связанные закрытым помещением, греческие театры могли быть очень больших размеров и вмещали большую массу народа. Театральные представления давались только в праздники Диониса и составляли первоначально принадлежность культа. Лишь постепенно театр стал приобретать общественное значение, являясь политической трибуной, местом отдыха и развлечения. Высокий общекультурный уровень греческих полисов в значительной степени следует приписать театру, организовывавшему, воспитывавшему и просвещавшему народные массы. Драматические представления неотделимы от демократических полисов, а демократию полисов невозможно себе представить без театральных представлений, на которые иногда собиралась чуть ли не половина города. Наряду с театральными представлениями следует отметить устраивавшиеся государством и частными лицами спортивные состязания, игры, борьбу, музыкальные, литературные и многие другие виды физического и духовного спорта. «Организуя из года в год игры и жертвоприношения, - говорил в одном из своих выступлений Перикл, - мы доставляли нашей душе возможность получить многообразное отдохновение от трудов, равно как и благопристойностью домашней обстановки - повседневное наслаждение, которое прогоняет уныние и тоску». Составитель олигархического трактата считает любовь афинян к театральным представлениям и празднествам одним из естественных следствий демократического строя.

Информация о работе Театр как архитектурное сооружение в античной культуре