Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 13:30, реферат
В изобразительном искусстве экспрессионизм отличается необычной силой, мощью и энергией в работе с различными материалами и техникой, а также яркими, резко контрастирующими друг с другом цветами, использованием грубой, шероховатой поверхности, искажением естественных форм и пропорций предметов и человеческих фигур. До 20 в. художники не стремились специально работать в такой манере, но тем не менее значительное число произведений прошлого могут быть названы экспрессионистическими. Среди них, например, создания первобытного и примитивного искусства, в т.ч. фигурки, связанные с культом плодородия и имеющие нарочито преувеличенные половые признаки, или средневековая скульптура, особенно отталкивающие изображения чертей и нечистой силы, и т.п.
ноЭкспрессиони́зм (от лат. exp
Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора..
Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Принцип выражения преобладает над изображением .Очень распространены мотивы боли и крика.
Экспрессионизм в искусстве.
В изобразительном искусстве экспрессионизм отличается необычной силой, мощью и энергией в работе с различными материалами и техникой, а также яркими, резко контрастирующими друг с другом цветами, использованием грубой, шероховатой поверхности, искажением естественных форм и пропорций предметов и человеческих фигур. До 20 в. художники не стремились специально работать в такой манере, но тем не менее значительное число произведений прошлого могут быть названы экспрессионистическими. Среди них, например, создания первобытного и примитивного искусства, в т.ч. фигурки, связанные с культом плодородия и имеющие нарочито преувеличенные половые признаки, или средневековая скульптура, особенно отталкивающие изображения чертей и нечистой силы, и т.п.
В 20 в. художники, особенно немецкие, сознательно стремились передавать при помощи искусства свои чувства и ощущения. На них оказали глубокое влияние произведения примитивного и средневекового искусства, африканская пластика, а также в высшей степени эмоциональная живопись голландского художника Винсента ван Гога и его норвежского современника Эдварда Мунка. В 1905 в Дрездене возникла группа «Мост». Ее члены, среди которых были Эрнст Людвиг Кирхнер, Карл Шмидт-Ротлуфф (1884–1976), Эмиль Нольде и Макс Пехштейн, считали, что их произведения должны быть мостом между современностью и тем, что они считали живым и мощным, т.е. экспрессионистическим, в искусстве прошлого. В живописи художников группы «Мост» натура деформирована, цвет экстатичен, краски положены тяжелыми массами. В графике стремились возродить средневековую традицию гравюры на дереве. Некоторые особенности ксилографии (угловатые рубленные формы, упрощение контура, резкие тональные контрасты) оказали влияние на стилистику их живописи.
Позднее, в 1911–1914, в Мюнхене существовала группа «Синий всадник» («Blauer Reiter»). В 1912 вышел альманах «Синий всадник». Члены группы – Василий Кандинский, Франц Марк, Пауль Клее, Лионель Файнингер (1871–1956) и др. – оказали значительное влияние на развитие абстрактного экспрессионизма. Программные позиции членов объединения были основаны на мистических установках: «внутренние закономерности» и трансцендентные сущности природы художники пытались выразить с помощью отвлеченной красочной гармонии и структурных принципов формообразования.
Среди других выдающихся экспрессионистов – Оскар Кокошка, Макс Бекманн (1884–1950), Жорж Руо и Хаим Сутин. Это направление развивалось также в искусстве Норвегии (Эдвард Мунк), Бельгии (Констан Пермеке), Голландии (Ян Слёйтерс).
В Америке эскпрессионизм возник в конце 1940-х. Несмотря на то, что представители абстрактного экспрессионизма, такие, как Клиффорд Стилл (1904–1980), Джексон Поллок и Ханс Хофманн, совершенно отказались от изобразительного, их приемы работы в технике живописи создают ощущение такой личностной эмоциональности и энергии, что это оправдывает их причисление к экспрессионизму.
Понятию экспрессионизм нередко придается более широкий смысл, им обозначают различные явления в изобразительном искусстве, выражающие тревожное, болезненное мироощущение, присущее различным историческим периодам.
К экспрессионизму принадлежат
многие произведения скульптуры. Некоторые
из работ позднего периода творчества
Микеланджело, с искаженными пропорциями
и участками необработанного
камня, могут быть названы
В архитектуре влияние
экспрессионизма выразилось в использовании
криволинейных, неправильных форм, нетрадиционных
углов и драматического освещения.
В отличие от живописцев и скульпторов,
архитекторы-экспрессионисты
Искусство экспрессионизма было поневоле социально
ориентированным, так как развивалось
на фоне резких социально-политических перелом
История возникновения
С конца XIX в. в немецкой культуре сложился
особый взгляд на произведение искусства.
Считалось, что оно должно нести в себе
лишь волю творца, создаваться «по внутренней
необходимости», которая в комментариях
и оправданиях не нуждается. Одновременно
происходила переоценка эстетических
ценностей. Появился интерес к творчеству
готических мастеров, Эль Греко, Питера Брейгеля
Старшего. Заново открывались художественные
достоинства экзотического искусства
Африки, Дальнего Востока, Океании. Всё это отразилось
на формировании нового течения в искусстве.
Экспрессионизм — это попытка показать
внутренний мир человека, его переживания,
как правило, в момент предельного духовного
напряжения. Своими предшественниками экспрессиони
Первой значительной вехой в истории экспрессионизма
считается возникновение объединения
«Мост» (нем. Bracke). В 1905 г. четверо студентов-
Хотя объединение появилось тотчас же
за выступлением парижских фовистов в
Осеннем салоне, представители «Моста»
утверждали, что действовали самостоятельно.
В Германии, как и во Франции, естественное развитие изобрази
Первая выставка «Моста» состоялась в 1906 г. в помещении
завода осветительной аппаратуры. И эта
и последующие выставки мало интересовали публику. Лишь экспозиция 1910 г. была снабжена
каталогом. Но с 1906 г. «Мост» ежегодно издавал так называемые
папки, каждая из которых воспроизводила
работы одного из членов группы.
Постепенно члены «Моста» перебирались
в Берлин,
ставший центром художественной жизни Германии. Здесь они выставлялись в галерее
«Штурм» (нем. «буря»).
В 1913 г.
Кирхнер опубликовал «Хронику художественного
объединения «Мост»». Она вызвала резкое
несогласие остальных «мостовцев», посчитавших,
что автор слишком завысил оценку собственной
роли в деятельности группы. В результате
объединение официально прекратило существование.
Между тем для каждого из этих художников участие в группе «Мост» оказалось важной
вехой творческой биографии.
Стремительный взлет экспрессионизма
определен редким соответствием нового
направления характерным чертам эпохи. Его расцвет недолговечен.
Прошло немногим более десятилетия, и
направление утратило былое значение. Однако за короткий срок экспрессионизм
успел заявить о себе новым миром красок, идей, образов.
Под экспрессионизмом примените
К вершинам экспрессионизма относится творчество немецкоязычной «пражской школы». Пражских писателей (Франц Кафка, Густав Мейринк, Лео Перуц, Альфред Кубин,Пауль Адлер) при всей несхожести их творческих установок объединяет интерес к ситуациям абсурдной клаустрофобии, фантастическим сновидениям, галлюцинациям. Отдельные писатели-экспрессионисты работали и в других европейских странах — России (Л. Андреев, Е. Замятин), Чехословакии (К. Чапек), Польше (Т. Мичинский) и др.
В качестве оригинальных течений
в недрах литературного экспрессионизма
некоторые специалисты
В изобразительных искусствах среди предшественников экспрессионизма художники: француз П. Гоген, голландец В. Ван Гог, норвежец Э. Мунк, бельгиец Дж. Энсор, швейцарец Ф. Ходлер и другие мастера, в разной степени близкие к символизму. Наиболее последовательно принципы экспрессионизма были воплощены в творчестве художников объединения «Мост» (Э. Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф; к ним примыкал Э. Нольде). Они противопоставляли засилью вещей и подавленности личности социальным механизмом пафос «первозданно» свободного восприятия мира; их творческие искания, устремленные к обострённому самовыражению («экспрессии»), к субъективной интерпретации реальности, неизбежно принимали оттенок анархического бунтарства. Более созерцательны по образному строю произведения представителей общества - «Синий всадник» (В. В. Кандинский, Ф. Марк и др.), чья эстетическая программа была во многом близка мистическим идеалам немецких романтиков; здесь возникли одни из наиболее ранних образцов абстрактного искусства. Вне этих объединений работали живописец, график и писатель О. Кокошка, скульптор, график и писатель Э. Бардах, живописец и график М. Бекман, скульптор В. Лембрук. У ряда художников благодаря росту антивоенных настроений и влиянию массового революционного движения экспрессионизм получил антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Барлах, Ж. Грос, О. Дикс, Л. Мейднер, О. Нагель и др.). Наряду с живописью и скульптурой -- чаще всего «яростно»-эмоциональными по манере, тяготеющими к острым цветовым контрастам или резким пространств, смещениям, -- важное (если не центральное) значение обрела станковая и книжная графика экспрессионизма, достигшая значительных результатов благодаря смелым сочетаниям гротеска и гиперболы, предельно концентрированным контрастам света и тени.
В музыке экспрессионизм сформировался
в 1-м десятилетии 20 в.; ряд его
элементов проявился в
Э́двард Мунк (норв. Edvard Munch; 12 декабря 1863, Лётен, Хедмарк —
Эдвард Мунк был вторым ребёнком военного врача Кристиана Мунка. Когда Эдварду было пять лет, от туберкулёза умерла его мать, а в 1877 году от той же болезни — старшая сестра Софи, которой было пятнадцать лет.
В 1879 году Мунк поступил в Высшую техническую школу в Осло, но вскоре перешёл в Государственную академию искусств и художественных ремёсел. Сначала его преподавателем был скульптор Миддльтун, а с 1882 года — живописец Кристиан Крог. В 1885 году он получил возможность совершить поездку в Париж, где посетил восьмую и последнюю выставку импрессионистов. Тогда же он создал свою первую широко известную картину, «Больная девочка», в которой нашли отражение болезнь и смерть Софи Мунк. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.
В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». В него вошли работы, объединённые тематикой любви, женственности, страха, отчаяния и смерти. Многие из этих картин Мунк в течение жизни создавал в нескольких вариантах, снова и снова возвращаясь к одной и той же теме. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма; Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.
Мунк создал четыре версии «Крика», используя различные техники:
В музее Мунка представлен один из двух вариантов, выполненных маслом, и одна пастель.
В Национальном музее Норвегии выставлена наиболее знаменитая, вторая по счёту версия (илл. справа). Она написана маслом.
Единственная версия сюжета, остающаяся в частных руках, выполнена пастелью. Она принадлежала норвежскому миллиардеру Петтеру Олсену, который выставил её на аукцион 2 мая 2012 года[3]. В итоге картина была продана Леону Блэку за 119 млн 922 тыс. 500 долларов, что представляет собой рекорд для произведений искусства.
«Крик» не раз становился мишенью злоумышленников:
В 1994 году картина была украдена из Национальной галереи. Несколькими месяцами позже она была возвращена на своё место.
В 2004 году «Крик» и другое известное произведение художника «Мадонна» были украдены из музея Мунка. Обе картины были возвращены в 2006 году. Они получили некоторые повреждения и снова были выставлены на показ в мае 2008, после реставрации.