Альтернативная служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 17:50, курс лекций

Краткое описание

Альтернативная гражданская служба (далее - АГС) является правовым институтом, действующим в России с 2002 года и регламентируемым ФЗ №113 «Об альтернативной гражданской службе» от 25.07.2002 г. (далее - Закон об АГС) ФЗ РФ №113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002г.//СПС «Гарант». - В в е д е н и е - АГС в России можно рассматривать как закрепление гражданской свободы в контексте предусмотренных в Конституции РФ прав граждан страны, также может рассматриваться как институт, ком??нсирующий дефицит рабочих мест в учреждениях социального типа. В понятии АГС заложено две основные цели: защита прав граждан и обес??чение достойного существования социально уязвимым слоям населения.

Содержание

- В в е д е н и е -
Глава 1 Международный опыт и история развития АГС в России
1.1 Развитие АГС в России
1.2 Международный опыт
Глава 2 Практика применения Закона об АГС
2.1 Проблемы практики применения Закона об АГС
2.2 Общественное мнение относительно АГС в России
- З а к л ю ч е н и е -
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Оглавление.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

    

     Оглавление

     - В в е  д е н и е -

     Глава 1 Международный  опыт и история развития АГС  в России

     1.1 Развитие  АГС в России

     1.2 Международный  опыт

     Глава 2 Практика  применения Закона об АГС

     2.1 Проблемы  практики применения Закона об АГС

     2.2 Общественное  мнение относительно АГС в  России

     - З а к  л ю ч е н и е -

     Библиография

     Приложения

     - В в е  д е н и е -

     Альтернативная  гражданская служба (далее - АГС) является  правовым институтом, действующим  в России с 2002 года и регламентируемым ФЗ №113 «Об альтернативной гражданской службе» от 25.07.2002 г. (далее - Закон об АГС) ФЗ РФ №113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002г.//СПС «Гарант». - В в е д е н и е - АГС в России можно рассматривать как закрепление гражданской свободы в контексте предусмотренных в Конституции РФ прав граждан страны, также может рассматриваться как институт, ком??нсирующий дефицит рабочих мест в учреждениях социального типа. В понятии АГС заложено две основные цели: защита прав граждан и обес??чение достойного существования социально уязвимым слоям населения.

     Уже более 5 лет прошло с момента принятия  Закона об АГС, но и как до  принятия закона, так и после  велись многочисленные дискуссии. В настоящее время в России АГС проходят немногим более тысячи человек. Этот опыт показывает, что менее 1%, молодых людей в регионах, где есть служба по призыву, предпочитают АГС, в связи с этим мы решили определить детерминанты отсутствия мотивации молодых граждан выбрать данную форму службы.

     Мало кому  известно, что освобождение от  военной службы по религиозным  убеждениям стало практиковаться  в России еще в XVIII веке. Однако  эта практика была утрачена  в советские годы.

     В России, в  условиях отсутствия Закона об  АГС, сотни молодых людей отказывались служить в армии по убеждениям. И только в 2001 году вернулись к проблемам АГС. Инициатива введения данного института исходила от чиновников Минобороны, но также необходимо учитывать, что институт АГС является гражданским, в связи с этим нужно было в большей сте??ни обратить внимание на социальные проблемы. Актуальность проблем продиктована тем, что до сих пор не подведены ??рвые итоги призывов и не определены тенденции развития данного института.

     Проблемы, касающиеся  института АГС сейчас очень актуальны, в связи с этим целями нашей работы было изучить реализацию Закона об АГС сегодня и определить ??рс??ктивы развития института АГС в дальнейшем.

     Задачи нашей  работы:

     - изучить проблемные  ас??кты Закона об АГС от 25.07.2002 года;

     - проанализировать  опыт зарубежных стран;

     - определить  проблемы правоприменения Закона  об АГС и предложить пути  решения проблем организации  АГС;

     - определить, следует ли расширять институт  АГС в России;

     - провести  социологический опрос по практике применения АГС (в качестве основной массы респондентов определить молодых людей, которые в будущем пойдут служить);

     - определить  дальнейшей ??рс??ктивы развития института  АГС в РФ.

     При написании  работы использовалась следующая литература: нормативные акты, ??чатные издания СМИ, Интернет - ресурсы. Отметим, что фундаментальных исследований в этой области до сих пор не производилось, также отсутствует системный подход к изучению данной темы.

    

    

     Глава 1 Международный опыт и история развития АГС в России

     1.1 История  развития АГС в России

     Альтернативная  гражданская служба ФЗ РФ №113 «Об альтернативной гражданской  службе» от 25 июля 2002г.//СПС «Гарант» - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Право на замену военной службы на АГС имеют граждане, для кото?ы? несение военной службы противоречит их убеждениям и вероисповеданию, а также представители коренных малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся национальными промыслами. Не подлежат призыву на АГС те, кто признан негодным или ограниченно годным по состоянию здоровья в военной службе, а также имеющие отсрочки от освобождения, установленные в законе о воинской службе ФЗ РФ №53 «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998г.//СПС «Гарант».

     Россия была ??рвым в мире государством, которое  ввело институт альтернативной  службы. Введение в России в 1874 году всеобщей воинской повинности вызвало массовые отказы от военной службы. Отказы от военной службы случались не только по религиозным мотивам. В октябре 1876 года «Московские ведомости» сообщали о массовом отказе ссыльных уральских казаков служить в армии. До революции отказников в большинстве случаев осуждали на лишение свободы. С начала ??рвой мировой войны (1914 г.) до апреля 1917 года было осуждено 837 человек. Захарова И.Г, Попова А.А.. Альтернативная Гражданская Служба: прошлое, настоящее, будущее… - М.: Грааль, 2000г. - с.18 После революции 1917 г. советская Россия наряду с Великобританией (1916г.) и Данией (1917г.) стала одной из ??рвых стран, признавших в ХХ веке право своих граждан на отказ от военной службы по соображениям совести.

     4 января 1919 г. был издан Декрет «Об освобождении  от воинской повинности по  религиозным убеждениям», позволявший  альтернативную службу по религиозным  убеждениям (санитары в госпиталях  или другая общественно-полезная  работа) и даже предусматривающий возможность полного освобождения от военной службы. Этот Декрет стал ??рвым законодательным актом Советской республики, дающим реальное право на освобождение верующих от военной службы. Приняв его, Россия обратила на себя внимание мировой прессы и общественности, заслужив положительные отзывы.

     Летом 1923 года  был принят Гражданский процессуальный  кодекс РСФСР, содержащий с??циальную  главу «Об освобождении от  военной службы по религиозным  убеждениям», регулирующую порядок  судебного производства, т.е. освобождение, проводящееся в судебном порядке. В начале 30-х годов в СССР проводились различные экс??рименты по замене воинской службы трудовой повинностью. Так, законом об обязательной воинской службе в редакции 1930г. вводился новый вид воинской повинности -- военно-производственная служба. Согласно ему, часть призываемых рабочих, инженеров и техников вместо воинских частей направлялась на заводы и фабрики оборонной промышленности (авиационной, судостроительной, химической и др.), где и работали до окончания срока своей службы (2 года). Итак, предполагалось восполнить кадры квалифицированных рабочих и техников на оборонных предприятиях. Институт альтернативной службы просуществовал в СССР до 1939 года, в связи с введением всеобщей воинской повинности, и только спустя более половины века лет Россия вновь возвратилась к вопросам АГС.

     Современный  этап становления АГС.

     В 1993 году, в  принятой всенародным голосованием  Конституции РФ было закреплено  право российских граждан на  замену военной службы альтернативной гражданской. В 1994 году предпринималась попытка принять Закон об АГС, и он даже прошел ??рвое чтение в Государственной Думе, но законопроект был отклонен во втором чтении вследствие антипатии либеральных партий. В 1998 году Государственная Дума вновь отклонила доработанный проект и окончательно сняла его с рассмотрения. В 2001 году ситуация с введением АГС в России претер??ла кардинальные изменения. Военные чиновники в??рвые открыто выступили со своей концепцией АГС -- в Государственную Думу был внесен законопроект ряда депутатов из Комитета по обороне. В течение всей ??рвой половины 2002 года в центре внимания оказался процесс разработки и принятия закона. Общественные организации развернули широкомасштабную кампанию, цель которой состояла в том, чтобы добиться принятия максимально цивилизованного, социально ориентированного и либерального закона. В итоге ФЗ №113 «Об альтернативной гражданской службе» был принят 25 июля 2002 г. При принятии закона был использован международный опыт законодательного регулирования АГС. Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2004 года, но до сих пор без решения остается как целый ряд принципиальных моментов, так и большое количество организационных вопросов.

     1.2 Международный  опыт АГС

     В большинстве цивилизованных стран мира институт АГС существует. Но есть и страны, где АГС отсутствует. Это Беларусь, Еги??т, Израиль, Казахстан, Китай, Куба, Северная Корея, Сербия, Таджикистан, Турция.

     В тех странах, где АГС есть, этой службе присущи  свои характерные особенности.

     Наиболее гуманным  и либеральным Законом об АГС  считается германский вариант. В  Германии мужчины, обязанные проходить  военную службу, имеют право заявить  об отказе от военной службы  по убеждениям. В этом случае  они обязаны пройти АГС. Продолжительность АГС не может превышать срока военной службы. Следует отметить, что правом отказа от военной службы также наделены и лица, уже проходящих военную службу по призыву, и профессиональные военнослужащие.

     В Италии  граждане, выступающие против использования оружия при любых обстоятельствах из-за наличия фундаментальных убеждений религиозного, философского или морального характера, имеют право отказаться от военной службы. Срок АГС равен сроку военной службы - 10 месяцев.

     В Украине  существует Перечень, утверждённый Кабинетом ми???тров Украины, которым определены те религиозные организации, членство в кото?ы? даёт право на АГС.

     Закон Кыргызской  Республики содержит большой ??речень  оснований для предоставления  гражданам АГС: по семейным обстоятельствам (сыновьям одинокой матери; гражданам, имеющим на своём иждивении нетрудоспособную жену или жену и ребёнка и т.п.), в качестве меры наказания (призывник был судим и отбывал меру наказания в местах лишения свободы, был судим условно), по вероисповеданию (членам зарегистрированной религиозной организации, вероучение которой не допускает пользование оружием и службу в вооружённых силах), по состоянию здоровья (имеющим ограничения к несению военной службы, предусмотренные «Расписанием болезней и физических недостатков».)

     Прохождение  АГС возможно на предприятиях, в учреждениях, организациях Кыргызской  Республики независимо от ведомственной  принадлежности, форм собственности  и условий хозяйствования.

     Модель АГС  в Узбекистане отличается от других действующих моделей тем, что в этой республике фактически существует два вида АГС: для лиц, проходящих службу по религиозным убеждениям, и для других категорий лиц, при этом ??речень является открытым и не уточняет данные категории. Граждане, проходящие АГС по религиозным убеждениям, от военной подготовки освобождаются.

     Очевидна закономерность: чем более развитой в экономическом  смысле и стабильной в политическом  смысле является страна, тем меньше  служат по призыву. Сорокалетний  опыт АГС в Германии и весь международный опыт могли бы стать отличным примером для России. Но, к сожалению, Россия решила остаться верной самой себе и точнее отдать разработку закона Ми???терству обороны РФ, не учитывая при этом общественное мнение и не привлекая Ми???терство социального развития РФ.

     Глава 2 Практика применения Закона об АГС

     2.1 Проблемы  практики применения Закона об АГС

     Закон об  АГС от 25 июля 2002 года регулирует  отношения, связанные с реализацией  гражданами России конституционного  права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Данный закон конкретизирует порядок замены военной службы на АГС. Несмотря на чёткое указание на наличие такого права в пункте 3 статьи 59 Конституции РФ, на практике его реализация на протяжении многих лет оказывалась невозможной, а суды, призванные путём осуществления правосудия защищать права и свободы человека и гражданина, очень часто отказывали в признании права на АГС по мотивам отсутствия федерального закона, регламентирующего порядок прохождения такой службы. Как указывали в своих решениях Конституционный и Верховный суды РФ, подобная практики противоправна. АГС признаётся особым видом трудовой деятельности, который регулируется Трудовым кодексом РФ Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001г. №193-ФЗ//СПС «Гарант», с учётом особенностей, изложенных в Законе об АГС. Законом предусмотрена процедура доказывания оснований замены военной службы на АГС.

     Срок альтернативной  службы по сравнению с военной  службой увеличен в 1.75 раза Ст.5 ФЗ РФ №113 «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002г.//СПС «Гарант» и составляет 21 месяц. Принцип прохождения службы - как правило, экстерриториальный, т.е. за пределами территории субъектов РФ, в кото?ы? проживают призывники. Предусмотрен достаточно широкий ??речень оснований для отказа в замене военной службы на АГС.

     Решение о  замене воинской службы по  призыву альтернативной гражданской  принимает районная призывная  комиссия по заявлению призывника. Состав призывной комиссии предусмотрен «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. Ст.27 ФЗ РФ №53 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998г.: «В состав призывной комиссии входят: по согласованию глава местной адми???трации или иной представитель местной адми???трации - председатель призывной комиссии; военный комиссар либо заместитель военного комиссара - заместитель председателя комиссии; секретарь комиссии; врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу; представитель соответствующего органа внутренних дел; представитель соответствующего органа управления образованием; представитель соответствующего органа службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы). В состав призывной комиссии могут включаться представители других органов и организаций». .//СПС «Гарант» Заявление гражданин обязан подать за 6 мес. до наступления времени призыва (ст. 11.1) ФЗ РФ №113 «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002г.//СПС «Гарант».

Информация о работе Альтернативная служба