Безопасность жизнидеятельности как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 17:53, контрольная работа

Краткое описание

Безопасность жизнедеятельности - это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие человеку, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания. Безопасность жизнедеятельности как наука находится в стадии своего формирования. Несомненно, она должна опираться на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, окружающей среды и защиты человека в опасных ситуациях, на достижения в области медицины, биологии, химии, физики и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Копия БЖД ПКЗ.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Вариант 1

Введение 

 

  1. Безопасность жизнедеятельности как наука. Место и роль знаний по безопасности жизнедеятельности человека в современном мире

 

Безопасность жизнедеятельности - это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие человеку, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания. 
Безопасность жизнедеятельности как наука находится в стадии своего формирования. Несомненно, она должна опираться на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, окружающей среды и защиты человека в опасных ситуациях, на достижения в области медицины, биологии, химии, физики и т.д. 
            В настоящее время вокруг человека существует множество опасностей природного, техногенного, социального, экологического и др. характера. По сведениям Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Российской Федерации, ежегодно от стихийных бедствий страдают 15-20 тыс. человек. В стране ежегодно регистрируются более 3-5 тыс. производственных и около 50 тыс. бытовых травм. При этом более 20 тыс. человек становятся инвалидами и более 2 тыс. погибают. Гораздо больше российских граждан (около 250 тыс.) ежегодно погибают от опасностей социально-криминального характера. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), смертность от несчастных случаев занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. 
            Факторы, негативно действующие на человеческий организм, принято делить на вредные и опасные. К вредным, согласно определению, данному в законе «Об основах охраны труда в РФ» от 23.06.1999 г., относят факторы, которые становятся причиной заболеваний или снижения работоспособности человека. 
            Опасными называют такие факторы, которые могут привести к травмам и нарушению здоровья, к инвалидности человека. Опасностью обладают все системы, имеющие технически, химически или биологически активные компоненты, а также условия, не соответствующие жизнедеятельности людей. Для взрослого человека опасности возможны на рабочем месте, дома, на улице, в транспорте, во время путешествий, отдыха и т.д. Ребенка опасности могут поджидать на улице во время игры, по дороге в школу, во время учебных занятий, при нахождении дома одного и особенно в период школьных каникул.

 В процессе жизнедеятельности человек может оказаться в любой опасной ситуации (заблудился в лесу, получил травму, подвергся нападению хулиганов и т.д.), когда для выживания потребуется мобилизация всех сил, умений и навыков. Такая обстановка, где присутствует угроза жизни и здоровью человека, называется экстремальной. При этом ограничена или исключена возможность помощи от других людей. По определению группы авторов экстремальная ситуация - это такие возникшие сложные опасности, которые требуют для защиты жизни и здоровья человека напряжения всех его физических и духовных сил (М.П. Фролов, А.Т. Смирнов, С.В. Петров, Е.Н. Литвинов и др.).

Часто на определенной территории в результате опасных социальных ситуаций, природных явлений, техногенных  аварий и катастроф, а также экологических бедствий нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей, возникает реальная угроза их жизни и имуществу.            Такая обстановка называется чрезвычайной ситуацией и требует определенных усилий государственных структур и населения по предотвращению и ликвидации ее последствий. 
Безопасность - это состояние защищенности человека, его имущества и окружающей среды от воздействия неблагоприятных опасных факторов. 
Обеспечение безопасности и здоровья человека, особенно подрастающего поколения, должно быть главной целью любого общества. Для целенаправленной подготовки обучающихся к поведению в возможных опасных ситуациях введены дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в общеобразовательных учреждениях и «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) в средних и высших учебных заведениях. 
         Эти дисциплины изучают сложный процесс взаимодействия человека и окружающей среды.

Основными задачами БЖД  являются: 
• распознавание и оценка негативных воздействий среды обитания; 
• снижение отрицательных последствий опасных и вредных факторов на окружающую среду и человека;

• обучение населения, особенно молодежи, правилам поведения, алгоритмам действий в возможных экстремальных  и чрезвычайных ситуациях. 
          Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки – защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.  
           Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. Это и определяет совокупность знаний, входящих в науку о безопасности жизнедеятельности, а также место БЖД в общей области знаний – экологии техносферы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1. 1. Безопасность жизнедеятельности и производственная среда 

 

3.Утомление и переутомление. Способы их профилактики.

Успешность выполнения трудовых задач и удовлетворить  этим процессом во многом зависит от уровня работоспособности отдельного человека, которая формируется в результате выполнения человеком конкретной деятельности, проявляется и оценивается в ходе ее реализации.   При выполнении конкретной работы работоспособности имеет определенные вполне закономерные колебания. В начале, когда только человек приступил к работе, работоспособность относительно невысока и постепенно повышается. Решение основной задачи здоровье сберегающей педагогики и психологии - сохранение высокой работоспособности, отодвигание утомления и исключение переутомления человека в его деятельности. Исходя из определения работоспособности, это способность человека развивать максимальную энергию и экономно ее расходовать, чтобы выполнять работу качественно и эффективно. Нам предстоит разобраться почему происходит утомление и как повысить работоспособность человека.

Утомление - физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Утомление может появиться как при умственной, так и при физической работе

Умственное утомление - физиологический процесс снижения работоспособности, возникающее в  результате выполнения умственной работы, и характеризующейся развитием  двух фаз: двигательного беспокойства и иррадированного торможения.

Физическое утомление - физиологический процесс временного снижения работоспособности, связанные  с изменением в клетках двигательного  центра, возникающие в процессе выполнения мышечной деятельности: снижение силы, скорости, точности, согласованности и ритмичности движений.

Нередко как синоним  утомления употребляют термин «усталость», хотя это не равнозначные понятия: усталость - субъективное состояние, выражающееся нежеланием продолжать работу, часто  имеющее условно-рефлекторную природу.

Биологическая роль утомления  чрезвычайно висока. Защитная функция, т.е. предохраняет организм от истощения  при слишком длительном или слишком  напряженной работе; повторное утомление, не доводимое до чрезмерной величины, является средством повышения функциональных возможностей организма.

Работоспособность может  быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий  труда (интенсивный шум, пониженное парциальное давление кислорода  во вдыхаемом воздухе). В этих случаях понижение работоспособности является следствием нарушения функционального состояния организма.

Существует множество  способов повышения работоспособности. Важно при этом знать причину  снижения работоспособности. Зная физиологические и психические особенности человека, можно грамотно построить процесс деятельности, например, снижение работоспособности в начальной школе возникает в первую очередь в связи с тем, что школьники должны овладеть тремя основными школьными навыками: письма, чтения, длительного неподвижного сидения. Чтобы повысить работоспособность можно применить способ релаксации - расслабление. Проводить физминутку. Также сохранить повышенную работоспособность помогает регламентация продолжительности и рациональное чередование различных видов деятельности.

Быстрота утомления  зависит от особенностей труда: значительно  скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением ограниченных групп  мышц; менее утомительны ритмичные  движения. Важную роль в появлении утомления играет также отношения человека к выполняемому делу. Хорошо известно, что у многих людей в период эмоционального подъема длительное время не возникают признаки утомления и чувство усталости. Обычно, когда необходимо продолжать интенсивную работу при наступившем утомлении, человек расходует дополнительные силы и энергию - изменяются показатели отдельных функций организма (например при физическом труде учащаются дыхание и сердцебиение, усиленное потоотделение и. т. д.). При этом продуктивность работы снижается, а признаки утомления усиливаются.

Существует классификация  клинических проявлений утомления  по Волкову В. Н.:

Легкое утомление - состояние, которое развивается даже после  незначительных по объёму и интенсивности  мышечной работы;

Острое утомление - состояние, которое развивается при предельной однократной физической нагрузке;

Перенапряжение - остро  развивающеесостояние послеоднократно  предельной нагрузки на фоне снижения функций организма;

Переутомление - это уже  патологическое состояние организма человека, проявляющееся прежде всего в виде невроза.

Недостаточный по времени  отдых или чрезмерная рабочая  нагрузка в течение длительного  времени приводят к хроническому утомлению, или переутомлению. Переутомление в отличие от утомления - это такое сильное нарушение физиологических и биохимических процессов в организме, которое оказывается (именно для данного организма) чрезмерным и приводит к истощению резервов организма

Переутомление -- это крайняя  степень утомления, находящаяся  уже на грани с патологией. Переутомление может быть результатом больших физических и умственных нагрузок. Часто переутомление вызывают и неправильный образ жизни, недостаточный сон, неправильный режим дня и т.д. К переутомлению приводят ошибки в методике подготовки, недостаточный отдых. В состоянии хронического переутомления организм становится более уязвимым, снижается его сопротивляемость к инфекционным заболеваниям. Таким образом, если утомление углубляется и не сменяется охранительным торможением, то можно говорить о переутомлении. При умелом распределении в течение дня умственного и физического труда можно добиться высоких результатов в воспитании и образовании ребенка, а также в его работоспособности.

Переутомление может  выражаться в самых разных нарушениях самочувствия, которые носят стойкий характер. Чаще всего встречаются: чувство вялости и разбитости, общая апатия, головная боль, снижение аппетита, пониженный фон настроения. С точки зрения субъективных ощущений, чувство усталости нормально, а вот чувство разбитости - это уже качественно иное ощущение, которое позволяет заподозрить переутомление либо перетренированность. Разбитость говорит о перенапряжении и истощении. Объективно переутомление выражается в ухудшении всех функций организма и это приводит к возникновению различных хронических заболеваний или обострению заболеваний уже имеющихся.

Профилактика переутомления:

1. Технологические меры - создание наиболее благоприятных  технологических условий для  уменьшения утомляемости (механизация,  автоматизация, улучшение технических характеристик аппаратуры, инструментов и тд.)

2. Рационализация трудового  процесса (экономичность, ритмичность,  перерывы, отдых и тд.). Режим работы  играет важную роль и определяется тяжестью работы: чем тяжелее работа, тем перерывы чаще и короче. В течение рабочего дня необходим большой перерыв (обеденный). Хороший эффект дает также производственная гимнастика и крепкий сон.

3. Рационализация санитарно-гигиенических  условий.

4. Повышение квалификации (тренированности) работников. Высококвалифицированные рабочие обычно утомляются позже.

 

 

Тема 1. 2. Безопасность жизнедеятельности в окружающей природной и жилой (бытовой) средах

  1. Антропогенное загрязнение окружающей среды

 

Загрязнение окружающей природной среды бывает к о  с м и ч е с к о е — естественное, которое Земля получает из  космоса или из-за извержения вулканов, и антропогенное, совершаемое в результате хозяйственной деятельности человека.

Антропогенное загрязнение окружающей среды подразделяют на пылевое, газовое, химическое, (в том числе загрязнение почвы химикатами),  тепловое (изменение температуры воды, воздуха, почвы). Источником загрязнения является хозяйственная деятельность человека: промышленность, сельское хозяйство, транспорт. Доля того или иного источника загрязнения может значительно колебаться в зависимости от региона.

Например, в городах 70 — 80% загрязнения приходится» на транспорт. Среди промышленных предприятий  наиболее "грязными" считаются  металлургические предприятия. Они  на 34% загрязняют окружающую среду. За ними следуют предприятия энергетики, прежде всего тепловые электростанции (27%). Остальная часть приходится на предприятия химической (9%), нефтяной (12%) и газовой промышленности (7%).

Ежегодно на одного жителя Земли приходится свыше 20 т отходов. Основными объектами загрязнения являются воздух, водоемы (включая Мировой океан), почвы. Ежедневно в атмосферу выбрасываются тысячи тонн угарного газа, окислов азота, серы, солей тяжелых металлов и других веществ. И только 10% этих загрязнителей поглощают растения.

Окислы серы — основной загрязнитель, источником которого являются тепловые станции, котельные, комбинаты тяжелой  промышленности. С е р н и  с т ы й г а з и окислы азота при взаимодействии с парами воды (облаками) порождают кислотные дожди, которые уничтожают урожай, растительность, рыбные запасы.

Наряду с сернистым газом  отрицательное воздействие, на состояние  атмосферы оказывают углекислый и угарный газы, получаемые от сжигания углеводородов (угля, нефти и другого  органического топлива). Здесь основным источником загрязнения является транспорт. За все предшествующие годы доля углекислого газа в атмосфере увеличилась на 20% и на начало XXI в. составляет около 30%.

Информация о работе Безопасность жизнидеятельности как науки