Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 18:28, реферат
Со дня окончания Великой Отечественной войны прошло уже почти 70 лет. Но, чествуя ветеранов, вспоминая с благодарностью их ратные и трудовые подвиги, мы обязательно вспоминаем и тех, кто все тяготы и лишения войны познал еще ребенком. Тех, для кого ужасы войны усугублялись их полным бесправием, каждодневным унижением и страхом за свою жизнь. Это малолетние узники.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что этих людей остается все меньше, и нужно спешить помочь им оставить в назидание потомкам урок мужества и стойкости.
Введение…………………………………………………………………
1. Концентрационные лагеря на территории нашего края……………
1.1. Создание концентрационных лагерей……………………………….
1.2. Фабрика смерти и ее филиалы………………………………..
2. «Детям, которые прошли фашистский ад…»…………………………..
2.1. Дети в концентрационных лагерях……………………………………
2.2. Малолетние узники концлагерей – наши земляки……………………..
Заключение……………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………..
Особенно страдали дети более старшего возраста, которые еще помнили прежнюю жизнь на родине. У взрослых были определенные политические убеждения, они верили в победу социализма. Но какую моральную опору взрослые могли предложить этим детям? Если они понимали, что война скоро кончится и власть фашизма рухнет, то взрослые были рады, что у них тоже появлялась надежда, которая могла их поддержать. Ведь сильнее всего они тосковали по родине.
2.2. Малолетние узники концлагерей – наши земляки
Вот реальная история одного из малолетних узников фашизма.
Паушева Тамара Николаевна родилась в 1940 году в деревне Глядино, Ломоносовского района Ленинградской области. Настоящим началом войны для нее стал захват родной деревни. Немцы заняли дом Тамары Николаевны, а ее вместе с семьей отправили жить в землянку. Через некоторое время они были переведены на территорию ближайшего лагеря. О жизни в лагере Тамара Николаевна помнит немного: холодные ночи, постоянный голод и страх ее близких.
В 1943 году Тамару Николаевну вместе с семьей (матерью Евдокией Филипповной, сестрой Галей(5лет) и братом Толей(7 лет)) стали угонять в Латвию, в качестве бесплатной рабочей силы. Их привезли в город Ауце и отдали работать к латышскому хозяину.
Тамара Николаевна вспоминает: «Однажды весной я провалилась под лед, мимо проходили латыши, и никто не пытался помочь. К счастью Галя оказалась рядом и вытащила меня. Но так как еще стояли морозы, я заболела крупулезным воспалением легких. Моя мама долго просила помощи, но на ее просьбу откликнулись только русские».
Все это время условия жизни были ужасными. Есть было нечего, в день давали путру – похлебка из крупы, заправленная водой, а также немного хлеба. Иногда удавалось найти съедобные травы и сварить суп.
Детей заставляли таскать дрова, полоть пашни, работать на сенокосе, рыть окопы и др. Велась очень строгая дисциплина, за опоздание жестоко наказывали. Радости обычной жизни были под запретом. Такая жизнь продолжалась до 1945 года.
Таких историй война знает множество, но не все они так благополучно заканчились.
Заключение
В ходе исследования я выяснил следующее:
Концентрационные лагеря - специально оборудованные места заключения людей.
Первые концлагеря были выстроены еще за долго до начала войны. Они предназначались для принудительного заключения и содержания следующих категорий граждан различных стран: политических заключенных при некоторых диктаторских режимах, во внесудебном порядке; лиц, лишенных свободы по национальному или иному признаку; заложников, обычно во время гражданских войн или оккупации; предназначенных к ликвидации в лагерях уничтожения в нацистской Германии.
На территории СССР концлагеря появляются сразу с началом войны.
Ленинградская область не стала исключением. Лагеря находились в г. Гатчине, Павловске, Гатчинском, Кингисепсском, Красносельском, Лужском, Ораниенбаумском и Тосненском районах. А также Лагерь для военнопленных № 6 в городе Выборг.
Одним из самых крупных был лагерь под названием «Дулаг-154», расположенный в Гатчинском районе. Лагерь предназначался для военнопленных, евреев, большевиков и подозрительных лиц, задержанных немецкой полицией, среди них были и дети.
В лагерях детский труд использовался на военных объектах третьего рейха, на секретных заводах и полигонах, их использовали для проведения бесчеловечных медицинских экспериментов, брали кровь на нужды Восточного фронта. Для детей имелись особые предписания: никому из них не разрешалось покидать блок, иметь игрушек, они должны были тихо сидеть в углу в дневном помещении. Запрещалось чему-либо обучать детей. Но даже в таких условиях дети тайно обучались чтению, письму и арифметике.
Несмотря на все суровые испытания, оставалось место и для теплых человеческих чувств. Отношения между заключенными женщинами и детьми были не менее сердечными, чем между родными матерью и ребенком.
В настоящее время в некоторых странах начинаются попытки возрождения фашизма. Я считаю, что нам нельзя забывать те страшные события, что испытали люди, и в частности дети, побывавшие в фашистском плену. Чтобы не допустить подобных трагедий в настоящее время, необходимо знать и помнить историю наших предков.
Список использованной литературы