Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 16:12, контрольная работа

Краткое описание

Основной цель данной работы является изучение стихийных бедствий, природы их возникновения, методов предотвращения разрушений и человеческих жертв. Ведь любые действия против природных процессов требуют хорошего их знания. Необходимо знать, как они возникают, механизм, условия распространения и все прочие явления, с этими катастрофами связанные.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….2
1. Виды и характеристика стихийных бедствий ………………………3
2. Основные повреждающие факторы при стихийных бедствиях……7
3. Защита человека от стихийных бедствий …………………………...12
4. Доврачебная помощь при стихийных бедствиях …………………...15
5. Мероприятия по защите населения при стихийных бедствиях…….17
Заключение ……………………………………………………………….22
Список использованной литературы ……………………………………23
Приложения ………………………………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

КР.docx

— 55.53 Кб (Скачать файл)

Магнитуда – способ определения  меры суммарного эффекта землетрясения  по записям сейсмографов. Это условная величина, характеризующая общую  энергию упругих колебаний, вызванных  землетрясением или взрывом. Шкала  измерений – от 0 до 8,8 единицы.

Извержения вулканов реже, но также  становятся гигантскими катаклизмами, имеющими планетарные последствия. Извержение вулкана Кракатау (1883г., Индонезия) вызвало цунами высотой  до 36 м, которые достигли даже Ла-Манша. Звук взрыва вулкана был слышен на расстоянии в 5000 км, на о. Суматра (40 км от вулкана) заживо сгорели сотни  людей, в стратосферу было выброшено  около 20 км3 пепла.

Основными  поражающими факторами при извержении вулканов являются: цунами, пожары, взрывы, завалы, наводнения, оползни. Наиболее частыми причинами гибели людей и животных в районах извержения вулканов являются травмы, ожоги, кислородное голодание, поражение глаз. В течение значительного промежутка времени после извержения вулкана среди населения наблюдается повышение заболеваемости бронхиальной астмой, бронхитами, обострение ряда хронических заболеваний.

Сель, содержащая воду, грязь, камни, деревья  и другие предметы, несется со скоростью  до 15 км/ч, сметая, заливая или увлекая  с собой мосты, постройки, разрушая дамбы, плотины, заваливая селения. Селевые потоки в мае 1998г. в Таджикистане разрушили 130 школ и дошкольных учреждений, 12 поликлиник и больниц, 520 км автодорог, 115 мостов. [2, С.34]

При  оползнях происходит сползание  по склону огромных масс грунта вместе с постройками, деревьями и всем, что находится на поверхности  земли. Последствия оползней – жертвы, завалы, запруды, уничтожения лесов, наводнения. Примером результатов действия оползня является трагедия 6 июня 1997г. в жилом массиве Днепропетровска. Внезапно земная твердь поглотила детсад и 9-этажный жилой дом, стоявший у кромки глубокого оврага. Дом взорвался, на его месте образовалась воронка шириной 150 и глубиной 30м. Туда ушли  школа, мелкие строения, деревья, гаражи. [2, С.35]

При пожарах гибнут люди и животные, наносится огромный материальный  ущерб. Лесные пожары могут быть разных видов:

1) низовой – горит сухой торфяной покров, лесная подстилка, валежник, кустарник, молодой лес;

2) верховой – горит лес снизу  доверху, или кроны деревьев, огонь  движется быстро, искры разлетаются  далеко, верховой пожар развивается  от разряда молнии или низового  пожара;

3) торфяной (подпочвенный) – беспламенно  горит торф на глубине, в  районе пожара возникают завалы  от упавших деревьев из-за выгорания  их корней и появления пустот  под слоем почвы, в которые  проваливается техни-ка и люди, что затрудняет тушение пожаров, делает их особенно опасными.

Ураган все опустошает на своем  пути: ломает деревья, разрушает строения, создает на побережье волны высотой  до 30 м, может быть причиной ливней, а позднее обусловить появление  эпидемии. В 1988г. ураган в Одесской области  вывел из строя 6000 км ЛЭП, оставив  без энергии более 130 населенных пунктов, а также водозабор города. [2, С. 39]

Основная причина жертв при  ураганах и бурях – поражение  людей летящими осколками, падающими  деревьями и элементами строений. Непосредственной причиной гибели во многих случаях является асфиксия от давления, тяжелейшие травмы. Среди выживших наблюдаются множественные ранения мягких тканей, закрытые или открытые переломы, черепно-мозговые травмы, травмы позвоночника. В ранах часто имеются глубоко проникшие инородные тела (почва, куски асфальта, осколки стекла), что приводит к септическим осложнениям и даже к гангрене.

Смерч иногда уничтожает целые деревни. Попавшие в смерч постройки из-за разрежения в столбе воздуха разрушаются  от напора воздуха внутри. Смерч  вырывает деревья с корнями, опрокидывает автомобили, поезда, поднимает в  воздух дома или их элементы (крышу, отдельные части), переносит людей  на несколько километров. У погибших наблюдались декапитация, разбитые пустые черепа, сдавленные грудные клетки.

Снегопады приводят к жертвам и  прекращению снабжения. Движущаяся масса лавины сметает все на своем пути, что приводит к жертвам, обрывам ЛЭП, разрушениям коммуникаций.

Наводнение сносит здания, мосты, строения, повреждает линии электропередач, связи, разрушает дороги, приводит к жертвам. Так, г. Санкт-Петербург испытал за время своего существования более 240 наводнений под воздействием нагонного  ветра. На улицах наблюдались случаи появления тяжелых судов, которые  разрушили строения города. 7 ноября 1824г. уровень воды в Неве поднялся выше нормы на 4м; в 1924г. – на 369 см, затопив половину города; в декабре 1973г. – на 229 см; в январе 1984г. –  на 225 см.    Следствием их были огромные материальные потери и жертвы. [2, С.42]

Среди видов поражения при наводнениях  преобладают травмы (переломы, повреждения  суставов, позвоночника, мягких тканей). Зафиксированы случаи заболеваний  в результате переохлаждения (пневмония, ОРЗ, ревматизм), появления жертв  от ожогов. Частым спутником наводнений является крупномасштабные отравления из-за разрушения очистных сооружений, складов с АХОВ и другими вредными веществами, приводящими к отравлению питьевой воды.

3. Защита человека от стихийных бедствий

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ в Российской Федерации функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации стихийных бедствий (РСЧС), которая располагает всем необходимым, чтобы защитить население и национальное достояние от катастроф, аварий, экологических и стихийных бедствий или уменьшить их воздействие.

Основная  цель создания РСЧС - объединение усилий центральных, республиканских, краевых, областных и городских органов  исполнительной власти, а также возможностей организаций и учреждений по предупреждению и ликвидации ЧС. Организационно РСЧС состоит из территориальных и  функциональных подсистем и имеет  пять уровней: федеральный (вся территория Российской Федерации), региональный (несколько  субъектов Российской Федерации), территориальный (территория субъекта Российской Федерации), местный (район, город) и объектовый.

Территориальная подсистема РСЧС предназначена для  предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории (республики, края, области). Главный руководящий  орган - комиссия по ЧС (КЧС) по защите населения  и территорий. Рабочими органами территориальных  КЧС являются штабы по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных  бедствий.

В министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации создаются функциональные подсистемы РСЧС, задача которых - наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды и обстановкой на потенциально опасных объектах, ликвидация ЧС, защита персонала и населения территорий. Например, экологическая безопасность возложена на силы и средства Минприроды России; наблюдение и контроль за стихийными явлениями - на Росгидромет России; контроль обстановки на потенциально опасных объектах - на Госатомнадзор  и Госгортехнадзор России; экстренная медицинская помощь - на Минздравсоцразвития России; противопожарная безопасность - на МЧС России. Руководство всей системой РСЧС возложено на Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (МЧС России).

Важнейшей частью системы РСЧС являются ее силы и средства, которые подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля; силы и средства ликвидации последствий ЧС.

Силы и  средства наблюдения и контроля включают: органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг, контроль состояния природной среды, опасных объектов, здоровья людей. Силы и средства ликвидации последствий ЧС состоят из: военизированных и невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных формирований федеральных и других организаций; формирования служб защиты животных и растений Минсельхоза; военизированных противоградовых и противолавинных служб Росгидромета; территориальных аварийно-спасательных формирований госинспекции по маломерным судам Минприроды; соединений гражданской обороны; подразделений поисково-спасательной службы МЧС России; соединений и частей радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск Минобороны; военизированных горно-спасательных, газоспасательных частей Минтопэнерго; аварийно-технических центров, спецотрядов атомных станций Минатома; восстановительных и пожарных поездов РЖД; подразделений органов внутренних дел и муниципальной милиции; центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС; аварийно-спасательной службы ВМФ России.

Территория  Российской Федерации разделена  на девять регионов, в которых созданы  региональные центры РЦ РСЧС в городах: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Чита, Хабаровск.

Система РСЧС функционирует в трех режимах:

1) повседневной  деятельности;

2) повышенной  готовности;

3) чрезвычайный.

Решение о  введении соответствующих режимов  в зависимости от масштабов ЧС принимает или Правительство  РФ, или МЧС, или соответствующие  комиссии по ЧС.

Гражданская оборона (ГО) - система мероприятий  по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных  действий или вследствие этих действий.

Основные  задачи, стоящие перед гражданской  обороной: обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих  при ведении военных действий; эвакуация населения, материальных ценностей в безопасные районы; оповещение населения об опасностях; предоставление убежищ и средств индивидуальной защиты; проведение аварийно-спасательных работ; обнаружение и обозначение  районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному  заражению; обеззараживание населения, территорий и пр.; восстановление и  поддержание порядка; разработка и  осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых  для устойчивого функционирования экономики и выживания населения  в военное время и др.

В состав сил  ГО в зависимости от уровня входят воинские формирования, специально предназначенные  для решения задач в области  ГО, и гражданские организации  ГО.

Гражданские организации ГО создаются в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты, важное оборонное и экономическое  значение или представляющих высокую  степень опасности возникновения  чрезвычайных ситуаций в военное  и мирное время. В гражданские  организации ГО могут быть зачислены  граждане России в возрасте: мужчины - от 18 до 60 лет, женщины - от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих  мобилизационные предписания, инвалидов, женщин, имеющих детей до 8 лет. [1, С. 143]

Создание  гражданской организации ГО объекта  начинается с принятия соответствующего решения руководителем предприятия (по статусу начальника ГО объекта) на основании указаний (приказов) регионального  центра, глав администрации города (района), которое закрепляется приказом по предприятию и доводится до сведения всех руководителей и персонала  подразделений. ГО объекта включает штатное подразделение (штаб ГО объекта) и нештатные подразделения (добровольные формирования ГО, эвакоорганы, штабы  ГО площадок, подразделений объекта.

Важной  задачей штаба ГО является обучение и подготовка персонала к действиям  в ЧС. Процесс обучения является многоуровневым. Он включает: вводный  инструктаж, текущий инструктаж, ознакомление с характеристиками и способами  обращения с индивидуальными  и коллективными средствами защиты и т. д.

 

4. Доврачебная помощь  при стихийных бедствиях

Первая доврачебная помощь пострадавшему  – комплекс мероприятий, направленных на восстановление или сохранение жизни  и здоровья пострадавшему; оказывается немедицинскими работниками (взаимопомощь) или самим пострадавшим (самопомощь). Основными условиями успеха при оказании первой помощи является срочность ее оказания, знания и умение оказывающего первую помощь.

Правильная организация оказания первой медицинской помощи предполагает выполнение следующих условий:

1) оказанию доврачебной помощи должен быть обучен каждый работник;

2) на каждом предприятии , в  цехе, в отдельных помещениях  и специаль-но отведенных местах  должны находиться аптечки и  сумки первой помощи;

3) руководитель лечебно-профилактического  учреждения, обслуживаю-щего данное  предприятие, должен организовать  строгий ежегодный контроль за  правильностью применения правил  оказания первой помощи;

4) помощь пострадавшему, оказываемая  не медицинскими работниками,  не занимает помощи врача и  оказывается лишь до его прибытия. [1, С.147]

При оказании помощи важно придерживаться определенного порядка: быстро и  осторожно осмотреть пострадавшего  непосредственно на месте, где он находится, оценить окружающую обстановку и исключить возможность самому попасть под воздействие повреждающего  фактора.

Приступая к помощи, нужно прежде всего немедленно прекратить действие повреждающих факторов и быстрее  удалить пострадавшего из неблагоприятных  условий, в которые он попал (извлечь  из-под завала, вынести из горящего помещения и др.).

Однако, прежде чем приступить к  оказанию помощи, еще до прибытия медицинского работника нужно попытаться выяснить причину тяжелого состояния пострадавшего  и только после этого остановить кровотечение, сделать искусственное дыхание, наружный массаж сердца, наложить повязку и т.п. Если неясно, что надо предпринять, то необходимо как можно быстрее доставить пострадавшего в лечебное учреждение. Прекратить оказание помощи следует только при появлении явных признаков смерти.

Очень важно в процессе оказания доврачебной помощи максимально  защитить пострадавшего от переохлаждения не только на месте происшествия, но и во время перемещения в лечебное учреждение.

Информация о работе Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях