Значение закаливания организма в укреплении здоровья и профилактики заболеваний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 05:36, контрольная работа

Краткое описание

Под закаливанием понимают целенаправленное использование дозирован¬ных изменений таких естественных факторов внешней среды, пак воздух, лу¬чистая энергия и вода с целью повышения устойчивости организма к дейст¬вию метеорологических факторов — холода, тепла, пониженного атмосфер¬ного давления. Необходимой составной частью закаливания являются рацио¬нальные режим и уход за ребенком, массаж и гимнастика, соответствующее возрастным потребностям питание. В данной главе мы разбираем лишь первую группу факторов.

Вложенные файлы: 1 файл

1 Значение закаливания организма в укреплении здоровья и профилактики заболеваний.docx

— 68.86 Кб (Скачать файл)

Значение закаливания организма в укреплении здоровья и профилактики заболеваний

  1. Определение и задачи закаливания организма

Под закаливанием понимают целенаправленное использование дозированных изменений таких естественных факторов внешней среды, пак воздух, лучистая энергия и вода с целью повышения устойчивости организма к действию метеорологических факторов — холода, тепла, пониженного атмосферного давления. Необходимой составной частью закаливания являются рациональные режим и уход за ребенком, массаж и гимнастика, соответствующее возрастным потребностям питание. В данной главе мы разбираем лишь первую   группу   факторов.

Отметим, что закаливание достигается за счет вовлечения в адаптацию как безусловно-условно рефлекторных механизмов, так и гормональных, тканевых, клеточных. Причем в результате планомерного, целенаправленного закаливания достигается не только повышение устойчивости организма к действию метеорологических факторов, но и улучшается целый ряд процессов жизнедеятельности, не имеющих прямого отношения к  теплообмену. Т. Н. Сперанский и P. Д. Заблудовская (1964) писали: «...доказано, что под влиянием закаливания тренируется кора головного мозга и центральная нервная система в целом, тонизируется вегетативный отдел нервной системы, улучшается функциональное состояние скелетной мускулатуры, совершенствуются функции дыхания, кровообращения, повышается активность ретикулоэндотелиальной системы, улучшается эмоциональное состояние.

Следует учесть, что при применении Холодовых процедур тренируются и выделительные аппараты. Так, исследованиями кала и мочи установлено, что пищевые продукты (например, углеводы и жиры) используются в организме не полностью, в моче всегда можно обнаружить некоторое количество недоокисленных продуктов. Доказано, что у закаленных людей количество недоокисленных продуктов значительно меньше, то есть окислительные процессы у них происходят энергичнее.

Таким образом, под влиянием закаливания физическими факторами повышается общая резистентность организма, его сопротивляемость вредным влиянием внешней среды, которые могут стать болезнетворными. Следовательно, открывается возможность направленно влиять на организм ребенка и использовать ответные: реакции для его оздоровления».

Рационально проводимое закаливание предполагает:

- улучшение адаптации к резко меняющимся  условиям  внешней среды;

- повышение сопротивляемости организма болезням (уменьшение заболеваемости);

- стимуляцию физического и нервно-психического развития;

- повышение выносливости ребенка к физическим и умственным нагрузкам.

 

  1. Основные средства и правила закаливания

Начинать закаливание можно в любой сезон года, но лучше в теплое время.

В проведении закаливания очень важно соблюдение следующих принципов: начинать и проводить его только при полном здоровье ребенка; повторность закаливающих процедурно есть систематичность закаливания; начало с малых доз и постепенность в увеличении нагрузок на организм (в плане снижения температуры, увеличения длительности процедур); комплексность используемых методов (прогулки, рациональные одежда и режим дня, сон на воздухе, воздушные и солнечные ванны, обливание, плавание, физкультура, мытье ног на ночь и т. д.); индивидуальный подход к ребенку с учетом его конституции, возраста, перенесенных заболеваний, психоэмоционального статуса, в том числе и отношения детей к закаливающим процедурам, условий быта; привычек семьи; стремление внести в закаливание игровой элемент, увлечь, заинтересовать ребенка; добиваться положительной его эмоциональной реакции на проведение закаливающих процедур; постоянный контроль за состоянием ребенка и при плохой переносимости закаливания (вялость или возбудимость, раздражительность, плохие сон и аппетит, быстрая охлаждаемость и др.), либо на время прервать его, либо снизить нагрузку, сменить вид процедур при перерыве в закаливании (болезнь и другие причины) возобновлять процедуры с тех степеней воздействия, которые были в начале закаливающих процедур.

ЗАКАЛИВАНИЕ ВОЗДУХОМ

Закаливание воздухом осуществляется комплексом следующих мероприятий, применяемых систематически (по В. П. Спириной, 1967):

- соблюдение правильного режима проветривания помещения. В холодное время года проветривание повторяется 5—6 раз в сутки. В осенне-зимнее время при проветривании за 12—15 мин температура воздуха в комнате должна снизиться на 2—3°. «Надо заботиться о хорошем ночном воздухе, на что, к сожалению, совершенно не обращают внимания», — писал А. А. Кисель. Очень полезны в этом плане установки кондиционирования' воздуха, аэроионизаторы системы А. А. Микулина и, конечно, проветривание комнаты перед сном;''

- поддержание нормальной температуры воздуха в помещении:' для грудных детей в пределах 22, 20°С; для детей в возрасте от 1 года до З лет в пределах 19, 18"; для детей дошкольного и школьного возраста в пределах 18, 17, 16е;

- правильный подбор одежды, обеспечивающий тепловой комфорт ребенку. Своевременная смена одежды, предупреждающая избыточное охлаждение1 и перегревание;

- воздушные ванны;

- правильная организация прогулки детей во все времена года (чередование спокойной и подвижной деятельности). Создание условий для разнообразных игр, поощрение выполнения всех видов движений, соответствующих возрасту и способствующих всестороннему физическому развитию детей;

- проведение дневного сна на открытом воздухе во все времена года независимо от погоды.

Остановимся на некоторых аспектах закаливания воздухом подробнее. Прогулки – обязательная составная часть режима дня ребенка. Как писал Г.Н. Сперанский, «день, проведенный ребенком без прогулки, потерям для его здоровья». В тёплое время' года, когда температура воздуха в тени превышает 22°; практически весь, день дети должны проводить на воздухе.

Важно, чтобы во время прогулки ребенок не был пассивным наблюдателем, У детей раннего и дошкольного возраста высокая двигательная активность необходима для повышения общего жизненного тонуса, тонуса нервной системы и рационального, соответствующего возрасту психомоторного развития. Во время прогулки необходимы и спокойные игры, ибо чрезмерное возбуждение ребенка вызывает преждевременное утомление, расстройство сна, потерю аппетита. «Руководя поведением ребенка во время прогулки, взрослый должен учитывать психологические особенности детского возраста, не препятствуя, а наоборот, способствуя развитию его воли, инициативы, самостоятельности и ответственности за свои поступки».

Ребенка, родившегося в теплое время года, можно выносить на улицу для прогулок сразу после выписки из родильного дома: при температуре воздуха выше 5° — через 1-2 дня, более низкой  (не ниже —5°) — через 5-7 дней. При более низкой температуре начинать прогулки следует в комнате. Ребенка одевают как на прогулку и выносят в хорошо проветренное и охлажденное помещение. В холодное время года прогулки на улице начинают с двух трехнедельными детьми по 10-15 мин. Недоношенных детей в холодное время года выносят на  улицу при достижении массы тела' 2 800 г и при температуре воздуха не ниже —5°. Можно рекомендовать гулять с недоношенным ребенком в холодное время с грелкой у ног.

В средней полосе Европейской части СССР детей первого полугодия жизни обычно выносят на прогулку при температуре не "ниже—10-12°, а второго полугодия жизни — ниже —15-16° на 30-40 мин 2 раза в день. Во время пр01улки надо следить за состоянием ребенка и, если он охладился, закричал, немедленно унести в помещение. Не следует гулять и «с соской во рту». Даже в прохладное время года ребенок второго полугодия жизни должен быть па улице 3-4 ч.

В местностях с континентальным климатом (Сибирь, Казахстан и др.) ребенка первых месяцев жизни выносят на прогулку при температуре воздуха до —15°, а во второе полугодие жизни — до —25", ибо влажность воздуха в этих районах, как правило, низкая.

В более морозное время года с детьми раннего и дошкольного возраста гуляют, в комнате, в которой открыто окно или форточка. Однако это не заменяет прогулку на открытом воздухе. Опасения зимних прогулок на улице необоснованны. По мнению А. А. Киселя, «в смысле улучшения здоровья детей зима имеет большее значение, нежели лето. Наше короткое лето совершенно недостаточно для укрепления здоровья детей. Можно сказать, что лето — для души, зима — для здоровья».

Одежда, как дома, так и на прогулке — очень важный фактор, определяющий зачастую эффективность закаливания. Чрезмерно теплая одежда, также как и повышенная температура воздуха в комнате, вызывает перегревание, потливость. В этом случае прохладный воздух, проникший через открытые дверь или форточку, может вызвать переохлаждение, простудные заболевания.

Возможна и другая опасность — слишком легкая одежда. Дома или в детском -учреждении в зимнее время года иногда детей заставляют в помещении ходить в легкой рубашке с закатанными рукавами и трусиках или шортах (большая часть рук и ног при этом остается открытой) или на улице в тренировочном костюме и тапочках. В этом случае тепло, излучаемое телом ребенка (конвекция), гораздо сильнее, чем летом, поглощается холодными стенами и окружающими предметами. Ребенок вынужден все время двигаться, играть.

По наблюдениям В. П.. Спириной (1967), в те короткие промежутки времени, когда такие дети были спокойны, они принимали любимую позу — сидели на корточках, прижав колени к груди и обхватив руками ноги (поза, способствующая максимальному сохранению тепла). В. П. Спирина считает, что такую меру закаливания нельзя считать правильной потому, что собственно закаливающий эффект вызывается непосредственно вслед за обнажением ранее закрытой поверхности кожи — кратковременное сокращение просвета сосудов с последующим расширением (так называемая «игра вазомоторов»). Через некоторое время сосуды адаптируются к новым условиям и, если охлаждение избыточно, то наступает паретическое состояние сосудов кожи — артерии временно теряют способность к расширению и сокращению, запускают что сопровождается бледностью и похолоданием, синюшностью кожи. При тщательном обследовании этих детей, проведенном в Институте педиатрии АМН СССР, обнаружены существенные отклонения в их развитии. В частности у них отмечалось замедление общего физического развития, нарушения осанки, отклонения от нормы в показателях ряда физиологических функций дыхания, кровообращения, регуляции тепла и др.

В зимнее и весенне-осеннее время при одевании на прогулку ребенка первого полугодия жизни поступают так: помимо ситцевой распашонки и холодной пеленки, надевают байковую кофту и шерстяные носки, заворачивают в байковые пеленку и одеяло, а затем в ватное. 'На голову надевают ситцевую косынку и шерстяную шапочку. Между 'подгузником и тонкой пеленкой укладывают хлорвиниловую 'пеленку. За спящим на улице малышом надо все время наблюдать, предупреждая как перегрев, так и охлаждение. 'Ослабленным детям между байковым  и ватным одеялом укладывают грелку с водой температуры 38—40°. По мере потепления погоды меняют комплект одежды.

Лицо ребенка на улице при любой погоде должно 'быть открытым. При закрывании лица углом одеяла или простыни доступ свежего воздуха ограничивается,  и ребенок дышит «возвратным» воздухом.

Соски во рту во время прогулки в холодное время не  должно  быть 6— 12-месячного  малыша  можно одевать  в теплое пальто, шубу, а ноги заворачивать в одеяло.

С возрастом ребенка меняется и комплект его одежды во время прогулок н сна на воздухе. Для сна на открытом воздухе в зимнее время на ребенка надевают ситцевую рубашку, байковую кофту, штаны, чулки, шерстяные носки, чепец и далее укладывают в ватный спальный меток  с капюшоном. Главное — подбирать одежду в соответствии с породой, чтобы она обеспечивала ребенку тепловой комфорт. Если ребенок был правильно одет, то при разворачивании после сна кожа его на ощупь будет теплой и умеренно влажной, а нательное белье — сухим.

Одежда для прогулки в зимнее время' должна 'быть 4—5-слойной, не стеснять движений малыша. Резинки, сдавливающие лифчики на прогулку одевать не следует. На ноги одевают чулки, валенки с галошами или утепленные сапожки и шерстяные носки.

Важно как достаточно быстро одеть ребенка до прогулки, так и быстро раздеть после нее!

Ходить на лыжах детей можно приучать с 4—5-летнего возраста, кататься на коньках — с 5—6-летнего,

С детьми 4—7 лет уже целесообразно гулять в холодное время года 2 раза в день — перед обедом и перед ужином по 1—2 ч. Даже в холодное время года ребенок должен находиться на улице — 3—6 ч в зависимости от возраста.

Воздушные ванны — полное или частичное обнажение тела, практически начинают с первой- недели жизни ребенка, когда его на 1—2 мин при смене мокрых пеленок оставляют 2—3 раза в день незапеленутым. С 1,5—2 мес воздушные ванны в комнате должны стать режимным" моментом при температуре воздуха 20—22°. Если ребенок слабенький, быстро охлаждается, то воздушную ванну следует проводить вблизи источника тепла — рефлектора.

Информация о работе Значение закаливания организма в укреплении здоровья и профилактики заболеваний