Значение закаливания организма в укреплении здоровья и профилактики заболеваний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 05:36, контрольная работа

Краткое описание

Под закаливанием понимают целенаправленное использование дозирован¬ных изменений таких естественных факторов внешней среды, пак воздух, лу¬чистая энергия и вода с целью повышения устойчивости организма к дейст¬вию метеорологических факторов — холода, тепла, пониженного атмосфер¬ного давления. Необходимой составной частью закаливания являются рацио¬нальные режим и уход за ребенком, массаж и гимнастика, соответствующее возрастным потребностям питание. В данной главе мы разбираем лишь первую группу факторов.

Вложенные файлы: 1 файл

1 Значение закаливания организма в укреплении здоровья и профилактики заболеваний.docx

— 68.86 Кб (Скачать файл)

-Раздетого ребенка укладывают  на манеж или стол, покрытые  чистой пеленкой, на 2—3 мин, меняя 1—2 раза его положение (на спине, на животе). Продолжительность воздушной ванны постепенно увеличивается, а температура воздуха понижается,

Каждые 5 дней длительность воздушной ванны увеличивается на 2 мин, но более 30 мин их не продолжают. Температуру воздуха к полутора—двум годам можно снизить до 19—18°С. Приблизительная схема приведена в табл. 74 и.75. Во время воздушной ванны целесообразно делать массаж и гимнастику. Воздушную ванну полезно закончить обливанием или душем, делать ее лучше в первую половину дня через 1—2 ч после еды, старшим детям — после дневного сна, легко возбудимым и нервным — перед ночным сном на 8—10 мин без массажа и гимнастики.

В летнее время начиная с З--4-месячного возраста при температуре в тени не ниже 22э воздушные ванны можно проводить на свежем, воздухе в защищенном от ветра месте.

Воздушные ванны можно проводить и 2—3 раза в день. Помещение, в котором проводится воздушная ванна, должно быть проветрено.

Если во время воздушной ванны массаж и гимнастика не проводятся, то необходимо   стимулировать   двигательную   активность   ребенка,   играя   с  ним.

Дошкольники проводят ванны вначале в трусиках, майках, носках, тапочках, а через две недели уже только в трусах и тапочках. Длительность воздушной ванны дошкольникам может составлять 45—60 мин 2 раза в день.

ЗАКАЛИВАНИЕ   ВОДОЙ

 

        Вода обладает во много раз большей теплопроводностью  (в 30 раз) итеплоемкостью (в 4 раза), чем воздух, поэтому водные процедуры — более 
сильное средство, закаливания.

Водные процедуры (обтирание, обливание, ванна) делят на местные и общие. Начинают с местных процедур, с обтирания.

Обтирания как повседневный режимный момент А. Ф'. Тур';(1974) рекомендовал начинать с 3—4-недельного возраста. В' первые 7—10 Дней проводят сухие обтирания  — сначала  одну конечность,  потом  две,  туловище  и т.-д.

Для  обтирания детей,  излишне упитанных  или      с явлениями  рахита, А. Ф: Тур советовал добавлять десертную. ложку поваренной соли (10 г)  на

литр воды.

Обтирание делают после ночного сна или массажа, или гимнастики. Детей старше 1,5—2 лет можно приучать обтираться самостоятельно утром до сада, начиная с исходной температуры 36° и постепенно снижая ее до комнатной. После влажного обтирания кожу насухо растирают махровым полотенцем до красноты.

Обливание ног — важная закаливающая процедура. Проводят ее начиная с 1,5—2 лет водой температуры 29—30 и постепенно снижая ее (на 1° в неделю) до 20е и даже 18° (для детей 3 лет и старше). Объем воды на каждое  обливание около 1 л.Продолжительность процедуры около 20 с. После обливания ноги насухо вытирают мягким полотенцем до порозовения. Процедуру проводят на ночь, одновременно вырабатывая и полезный гигиенический навык: Отмечено, что дети, которым систематически проводят ножное обливание на ночь, реже болеют простудными заболеваниями.

Ванна для ног была рекомендована Г. Н. Сперанским вместо ножных обливаний.  Методика   проведения   процедуры   аналогична   ножным   обливаниям,  но ей проще придать игровой характер — «топание в тазу».     Длительность процедуры 2—4 мин.

Контрастные ножные ванны — более действенную и активную закаливающую процедуру — проводят детям с достаточно     выраженными признаками адаптивной устойчивости. Согласно В. П. Праздникову  (1983), методика прошения их такова. Наливают воду в два резервуара  (тазы или ведра). Один из них наполняют водой с температурой 37—38?С, а другой — на 3—4° ниже. Количество воды должно быть таково, чтобы прикрыть ноги ребенка до середины голеней. На протяжении 7 дней температуру воды в резервуарах не изменяют, но далее ее понижают во втором резервуаре (в котором она и была ниже)  на  1°С в неделю и доводят ее до 18—20 С. При. проведении процедуры ребенок попеременно на 1—2 мин погружает ноги в резервуар с теплой водой, а затем на 5—10 с —с холодной. Количество таких последовательных погружений — 3—4, но заканчивают процедуру всегда в теплой воде. Продолжительность погружения ног в прохладную воду может дойти до 15—20 с,    а число попеременных погружений до 6.

Проводить ножные ванны целесообразно тогда, когда, у ребенка теплые ноги. Обычно ванны делают во второй половине дня между 17 и 18" часами. После процедуры' ноги вытирают махровым полотенцем до появления небольшого порозовения кожи.

Хождение босиком не является водной процедурой, но начинают, его именно после того, как ребенок адаптировался к ножным ваннам. Начинают процедуру с того, что ребенок  I—1,5 года ходит в    носках по ковру, одеялу, в теплые  летние дни— по траве,  нагретому  песку.  Далее носки снимают. Конечно, надо избегать сквозняков, ветра, холодного пола. Первоначальная длительность хождения босиком по ковру или траве, полу — 15 мин, через неделю — 2 ч в день.

Полоскание горла - эффективное средство профилактики ангин, разрастания: аденоидов, кариеса зубов) возможно лишь, с 4—5 лет, когда ребенок может выполнить эту процедуру. Начинают с воды 303С, каждые 10 дней снижая ее на 1—2°С, постепенно доводя до водопроводной. Процедуру проводят утром и на ночь, совмещая е чисткой зубов.

Общее обливание как специальную процедуру делают у детей, которые уже хорошо стоят, та есть с 1—l,5 года. Если ребенку делали общие обтирания, то начинают обливать его водой температуры на;2° выше той, на которой закончили обтирание. Продолжительность, процедуры 1—2. мин. После обливания тело обтирают махровым полотенцем с легким растиранием кожи до ее покраснения. Обливание лучше: начинать летом, проводить после ночного сна за полчаса до еды» или  после дневного сна; Ориентировочная схема снижения температуры воды для  обливаний  дана в табл. 74- и' 75. Зимой после обливания ребенка, можно на 10—15. ми» уложить в  постель

С первых месяцев жизни обливание входит в состав обычной  ежедневной гигиенической ванны. После ванны, ребенка обливают водой, температура которой на 1-2 ниже температуры воды в ванне. С возрастом температура воды для обливаний может быть снижена еще  на2—З;

Температура воздуха в помещении, где проводится обливание, не должна быть меньше 20—22С; начинать же процедуры надо при температуре воздуха не менее 25?С.

В жаркое время года общие обливания как самостоятельная процедура могут быть    использованы у грудных  детей  в целях  борьбы с перегреванием.

Душ — более сильно воздействующая процедура, чем просто обливание благодаря его механическому воздействию на кожу. Начинают обливание душем с 1,5—2 лет. Температура воды та же, что и при обливании. Длительность процедуры—1,5 мин.

Купание в открытых водоемах начинают с детьми 3—4 лет жизни, ибо при этом имеет место одновременное влияние трех факторов: большой массы воды, солнечной радиации, свежего воздуха. При первых купаниях температура воздуха должна быть не менее 26°, а воды —--не менее 25°. Длительность купания вначале около 3 мин. Дошкольников, как правило, не   стоит купать при температуре воды ниже 23°. Перед купанием ребенок согревается легкими упражнениями или подвижной игрой, затем его досуха вытирают и отводят в тень. Солнечные ванны после купания дошкольникам лучше не делать. Mopские купания начинают также с 3—4 лет. Обычно обучение плаванию начина ют с 4—5 лет. Длительность разового плавания при купании детей раннего возраста около 10—15 мин.

Все педиатры едины в отрицательном отношении к «моржеванию» детей, то есть зимнему плаванию в холодной воде. Причин много.  Одной из них является охлаждение половых органов. Неясен и катамнез  детей, купающихся зимой в северных районах страны в открытых водоемах.

Плавание трудных детей — мощный способ  оздоровления и закаливания детей. Впервые оно начато при типовых детских поликлиниках в 1976--1977 гг. в Москве под руководством доктора В. А. Сутермана, которым на писаны методические рекомендации. «Плавание грудных детей», изданные МЗ РСФСР в' Г978 г. Непосредственную подготовку к занятиям плаванием лучше начинать с ребенком в возрасте отг,5 .дней до"2нед, но собственно плавание только после окончательного заживления пупочной ранки. После 3-4-месячного возраста врожденный плавательный рефлекс (в утробе плод «плавает»  в околоплодной жидкости) угасает. Первые занятия проводят во время ежедневных купаний при температуре воды 37°С в течение 10 мин, приучая ребенка, находящегося в положении на спине, самостоятельно держаться на .поверхности воды. При этом его необходимо поддерживать за голову, шею, и  верхнюю часть спины. В дальнейшем вместо такой поддержки можно использовать различные варианты воздушных резиновых подушек —  поддержек — «чепчик русалки», «пояс Нептуна» и др. Для детей первых месяцев -жизни при плаваний используют бытовые ванны. Постепенно температуру воды снижают, до '32°С, а продолжительность купания увеличивают до '50 мин, проводя 5—6 занятий в' неделю. Совершенно обязательным является предвари тельное обучение родителей у медицинских сестер или врачей, прошедших специальную подготовку. Исчерпывающие рекомендации, советы по практическому внедрению плавания детей с грудного возраста  содержит книга председателя Федерации плавания СССР 3. П. Фирсова «Плавать  раньше, чем ходить» (М.;: Физкультура и спорт, 1978,  1980 м последующие издания). Наш опыт свидетельствует об особой ценности раннего плавания, подводного массажа у детей с родовыми травмам головного мозга, синдромом  двигательных нарушений  при перинатальных  энцефалопатиях, стойкой мышечной гипотонии.

Н. Ж. Александрович (1982—-Г986) проанализировала результативность влияния раннего плавания на состояние здоровья 308 детей. Оказалось, что к году дети, которые начали плавать с первого месяца жизни, обгоняли по физическому (длине тела, окружности головы  и груди) и нервнопсихическому развитию (двигательная активность, ручная и другие умелости и т. д.), в З раза реже болели и переносили ОРЗ легче, по сравнению со сверстниками, которые плаванием не занимались. Они имели имели также меньшую толщину  подкожного жирового слоя, среди них были достоверно меньше детей с паратрофией и ожирением. Очень важно и то, что у таких детей  обычно доминирует поло нательный эмоциональный  тонус,  они  более жизнерадостны  и  реже бывают капризными, нервными.

В заключение еще раз подчеркнем, необходимость специального обучения как медицинских работников, так и родителей, которые начинают обучать плаванию ребенка раннего возраста. Именно поэтому мы и не пишем более подробно о методических особенностях плавания грудных детей.

ЗАКАЛИВАНИЕ СОЛНЕЧНЫМИ ЛУЧАМИ

Связь жизни на Земле с' Солнцем очевидна. Однако лишь в нашем веке родилась наука геобиология, предметом которой является изучение взаимосвязей биологических процессов на Земле с динамикой лучистой энергии Солнца. Основоположником этой науки был выдающийся советский ученый Д. Л. Чижевский, В данном справочнике нет возможности, да нет и необходимости хотя бы кратко рассказать о влиянии активности Солнца на здорового и больного человека.

Установлено, что биологическим действием  на человека обладают все виды лучистой энергии Солнца, а также перечислен те факторы, которые окружают человека и активность которых зависит от активности  Солнца.  В  зависимости  от широты  интенсивность лучистой энергии меняется.

Кроме того, в крупных городах человек большую часть дня проводит в жилище, а на улице ходит в обуви и одежде, поглощающих очень существенную часть различных видов лучистой энергии Солнца и магнитного поля Земли. Поэтому у человека, особенно в северных районах, реально возникает дефицит лучистой энергии Солнца и прежде всего ультрафиолетовая недостаточность.

Особенно желательно ультрафиолетовое освещение в светооблучательных установка длительного действия. Противопоказаниями для проведения профилактического облучения являются: злокачественные новообразования, злокачественное течение болезней крови, коллагенозы, болезни почек и мочевыводящих путей, геморрагические диатезы, субкомпенсированные и декомпенсированные пороки сердца, тубинфицированность и активные формы туберкулеза, вираж туберкулиновых проб, экссудативный диатез с резкими кожными проявлениями, острый период спазмофилии. Предварительное ультрафиолетовое облучение перед профилактической прививкой создает благоприятные условия для формирования специфического иммунитета, но в течение 3 недель после профилактической прививки его проводить не следует. Противопоказаний для ультрафиолетового освещения в светооблучательных установках длительного действия нет (при условии оптимальной профилактичёской дозы).

Солнечные ванны— очень сильный вид закаливания, который детям можно применять только при тщательном контроле их состояния. Детей до 1—1,5года выносить на прямые солнечные лучи не следует, хотя уже во втором полугодии могут принимать воздушные ванны в тени под рассеянными солнечными лучами («лиственное солнце»).

Информация о работе Значение закаливания организма в укреплении здоровья и профилактики заболеваний