Значение закаливания организма в укреплении здоровья и профилактики заболеваний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 05:36, контрольная работа

Краткое описание

Под закаливанием понимают целенаправленное использование дозирован¬ных изменений таких естественных факторов внешней среды, пак воздух, лу¬чистая энергия и вода с целью повышения устойчивости организма к дейст¬вию метеорологических факторов — холода, тепла, пониженного атмосфер¬ного давления. Необходимой составной частью закаливания являются рацио¬нальные режим и уход за ребенком, массаж и гимнастика, соответствующее возрастным потребностям питание. В данной главе мы разбираем лишь первую группу факторов.

Вложенные файлы: 1 файл

1 Значение закаливания организма в укреплении здоровья и профилактики заболеваний.docx

— 68.86 Кб (Скачать файл)

Одеться.

Отдых до следующего купания.

Методические замечания. Едва ли не все родители моих воспитанников утверждают, что самостоятельно никогда бы не рискнули использовать холодную воду для оздоровления своего ребенка – настолько силен страх перед простудой. И мой совет такой:

налейте холодную воду в ванну, мужественно погрузитесь в нее по шею и, выплескивая не воду, а свои положительные эмоции через край, позовите к себе ребенка и предложите ему пощупать водичку. Уверен, в глазах собственного сына или дочери вы сразу станете героем, и ни страха, ни капризов при проведении водных процедур не будет. Исходя из опыта, я предлагаю следующие варианты купаний и обливаний.

Например, ребенку нужно встать в ванну на 10–15 с, затем сразу же опуститься в нее по шею и лежать так до появления острого желания выйти из обжигающей воды. Тут можно встать, постоять в воде 10–15 с и затем вновь погрузиться в ванну еще раз или два. Воспользовавшись секундомером, вы заметите, что каждое последующее пребывание в воде становится едва ли не вдвое большим, что вполне естественно. Для ребенка, как правило, не само погружение будет едва терпимым, а стояние по колено в воде – ноги холод щиплет нещадно. Ничего, простудиться от этого нельзя, а терпение, уверенность в себе и привычка приходят достаточно быстро. Любой ребенок способен сразу выдержать положенную дозировку в купании, но поначалу все же лучше набрать общее время за 2–3 погружения и только через 3–4 процедуры погружаться в ванну с холодной водой один раз на все время водной процедуры.

Достаточно эффективными в закаливании ребенка являются и два варианта обливаний. Первый вариант – он стоит в тазу, поставленном в ванну, а вы обливаете холодной водой из душа тело ребенка (и головку, если волосы короткие) до наполнения таза. Затем ему следует присесть в ванне, и вы выльете на него всю воду за 10–15 с. Второй вариант – сразу черпать воду из заранее приготовленной емкости или наливать воду в таз из под крана и обливать ребенка за те же 10–15 с. Выполнив обливание в положенных дозах, каждый раз спрашивайте, не хочет ли малыш еще, и если да, не отказывайте ему.

В редких случаях дети просят погреть их после холодных обливаний, и такое желание ребенка для вас – закон. Не удивляйтесь – после холодного купания босому ребенку любой пол кажется горячим, и о простуде в последующие 6 мин его физической активности и думать забудьте. Приступая к водным процедурам после массажа лица, помните, что хронические заболевания носоглотки не являются основой для отказа от применения холодной воды – всегда после этого нос малыша дышит несравненно лучше, чем до массажа. Лишь у детей, страдающих вазомоторным ринитом (аллергическим насморком), после холодной воды отек слизистой носоглотки иногда возвращается. В таких случаях рекомендую повторить массаж яйца и заключительную водную процедуру не делать.

При массаже грудной клетки неприятности вас не ожидают, поэтому, отбросив неуверенность в своих силах, работайте смело. Тренировочная часть программы для Ребенка всегда в радость. Конечно, многое у него может не получаться, и с этим обстоятельством вам придется молча согласиться – период предвестников заболевания не время для шлифовки физкультурных навыков.

 

Для людей, не жалевших времени на закаливание организма, есть в рекомендациях одна «изюминка» – при удовлетворительном самочувствии им не возбраняется провести небольшую тренировку на свежем воздухе именно в первом цикле занятий. Одних это сразу избавляет от инфицирования, и до болезни дело не доходит, а организм других мобилизуется в более короткие сроки к активной иммунной защите, при этом негативных последствий никогда не отмечается.

Одним словом, если при появлении первых признаков болезни вы не станете запасаться лекарствами, а немедленно приступите к выполнению программного цикла физкультурных мероприятий, включающего купание или обливание холодной водой, дыхательные упражнения, массаж, выжимания и другие средства, – есть полная гарантия, что болезнь не разовьется, а остановится на начальном периоде.

Острый период респираторных заболеваний

Грипп

 

Дошкольный возраст. В этом возрасте организм ребенка все еще не способен долго «терпеть» высокую температуру тела, которая обычно характерна для данного заболевания. Это учтено в рекомендациях. Основные задачи: применением комплекса средств физической культуры и гигиенических мероприятий создать организму больного благоприятные условия для успешной борьбы с вирусной инфекцией, предупредить присоединение бактериальной дыхательной инфекции, не допустить выраженного нарушения внешнего дыхания, сохранить закаленность и некоторую физическую активность ребенка. Основные средства физической культуры и гигиенические мероприятия те же, что и в более младшем возрасте плюс диафрагмальное дыхание во время массажа грудной клетки и даже в постели, поскольку вы можете управлять действиями ребенка.

Всю работу следует проводить в рамках 1–1,5-часового цикла круглосуточно до наступления периода выздоровления, используя следующие мероприятия. Смыть пот теплой водой с мылом. 2 мин. Обливание больного, стоящего в тазу, холодной водой из душа или ковша до наполнения таза. Затем присевшего ребенка облить из этого таза. Дозировка: н. – 3 раза, ф. – 5–6 раз (по самочувствию).

Как вариант водной процедуры: не прибегая к теплой воде, сразу купайте больного в холодной ванне. Дозировка:

н. – 2–3 мин (суммарно – стоять и лежать в ванне), ф – 4 мин или больше (по желанию больного).

Промокание тела банным полотенцем.

Одеть и обуть ребенка.

Массаж лица в сочетании с водными процедурами –2 раза (до нормализации носового дыхания).

Массаж грудной клетки и рук – 5-б мин. Основные приемы: поглаживание, растирание, «живот – грудь», «лопатки – руки», «тесто», похлопывание, «гусеничка», выкручивание.

ВЫЖс (предельно долго) – 6 раз. Уложить ребенка в постель, полностью защитив его от случайного озноба (укрыть, оставив открытым только лицо), сразу же растереть ему подошвы догоряча.

Отдых до начала следующего цикла. Во время отдыха сериями по 3 выражение диафрагмальных дыхания, с отдыхом в 3–4 мин в естественном дыхании, тренировать мускулатуру грудной клетки и брюшного пресса и нормализовать внешнее дыхание.

Методические замечания. Методические замечания в основном те же, что и при занятиях с детьми более раннего возраста. Но есть и дополнение. Так, нужно объяснить ребенку, что необходимо следить за носовым Дыханием и появлением жара или обильного пота. Своевременное сообщение об этом и ваши направленные действия позволят избежать ошибок в домашней физкультурной программе. За весь острый период болезни ребенок, естественно, не должен получать никакой пищи (как правило, есть в этот период совсем не хочется), ему полезно только обильное питье.

 

Аденовирусная инфекция

Дошкольный возраст. Все нужно делать, как и при гриппе. В дополнение необходимо как можно чаще промывать нос, полоскать горло и промывать глаза холодной водой.

 

Простудные заболевания

Так называемые простудные заболевания (насморк гайморит, отит, ларингит, трахеит, бронхит, пневмония) вызываются болезнетворной микробной флорой. Обычно закаленный человек застрахован от простуды, поскольку слизистая его носоглотки (где и происходит бактериальное внедрение в организм) при сильных и слабых холодовых раздражителях не отекает, остается все такой же упругой – настоящим биологическим барьером для болезненных горных микробов и их токсинов. Этого не скажешь о неженном тепличным режимом организме, в котором отек слизистой носоглотки возникает довольно часто и Долго сохраняется, а в таких случаях нельзя и мечтать о гранении здоровья – болезнь всегда тут как тут. Умело применяя комплекс физкультурных мероприятий, можно быстро победить недуг.

Дошкольный возраст. Простудные заболевания, начинающиеся острым насморком, при неумелом уходе за ребенком трансформируются в острые заболевания придаточных пазух носа, глоточного лимфоидного кольца, ларингит, трахеит, бронхит и пневмонию. Отсюда вытекают основные задачи: дать «физкультурный бой» внедрившейся инфекции, предупредить распространение ее в организме, постоянно нормализовывать носовое и внешнее дыхание, сохранить закаленность ребенка. Основные средства физической культуры и гигиенические мероприятия: массаж лица в сочетании с водными процедурами, холодные обливания, массаж грудной клетки, рук и ног, диафрагмальное дыхание и выжимания в сочетании с правильным откашливанием, своевременное переодевание больного и перестилание его постели.

Все это должно использоваться круглосуточно в 1,5– 2-часовом цикле по следующей схеме.

Массаж лица в сочетании с водными процедурами до наступления относительно свободного носового дыхания и временного освобождения придаточных пазух носа от патологического содержимого.

Купание или обливание, как при гриппе.

Промокание тела банным полотенцем.

Одеть и обуть ребенка.

Массаж лица в сочетании с водными процедурами, нормализация носового дыхания, высмаркивание.

Массаж грудной клетки – 8-10 мин. Основные приемы: поглаживание, растирание «враздрай», «живот – грудь», «лопатки – руки», «плечо – шея», «тесто», похлопывание, «гусеничка», выкручивание.

ВЫЖс (н. – как можно дольше, ф. – 10–15 с) – 6 раз.

Отдых сидя или в ходьбе – 3 мин.

ВЫЖст или ВЫЖст-2. Дозировка та же, что и в ВЫЖс.

Уложить больного в постель с высоким изголовьем, укрыть, оставив открытым только лицо.

Отдых – 10 мин.

Подъем. Одевание.

Массаж лица в сочетании с водными процедурами до относительной нормализации носового дыхания, полное высмаркивание.

Массаж грудной клетки – 8 мин. Основные приемы те же.

ВЫЖс (н. – как можно дольше, ф. – 10–15 с) – 6 раз.

Отдых сидя или в ходьбе – 3 мин. ВЫЖст или ВЫЖст-2. Дозировка та же, что и в ВЫЖс. Вновь уложить больного в постель. Просить его упражняться в диафрагмальном дыхании (и откашливаний при наличии мокроты).

Отдых до начала следующего цикла занятий.

Методические замечания. Ребенок дошкольного возраста способен управлять своим дыханием, надо только своевременно подать ему команду. Проведение физкультурных мероприятий при бронхите и пневмонии обязательно нужно согласовывать с лечащим врачом.

При правильном и регулярном выполнении изложенной программы занятий острый период болезни никогда не затягивается надолго, поэтому кратковременное голодание ребенка вас не должно пугать, – как только дело пойдет к выздоровлению, появится аппетит и он сам попросит есть.

Период выздоровления

 

Существует целый ряд признаков, которые характеризуют наступление периода выздоровления после острого респираторного заболевания и обострения хронических респираторных недугов. Это и улучшение самочувствия, и появление аппетита, и близкая к нормальной температура, и желание проявлять физическую активность. Естественно, сам факт начала выздоровления должен радовать, но ни в коем случае не расслаблять в ведении домашнего физкультурного режима, поскольку в этом периоде путь к рецидиву респираторного заболевания куда как короче, чем к относительному или полному здоровью. Разберем, какую программу занятий физкультурой использовать в периоде выздоровления.

Дошкольный возраст. Основные задачи: комплексным использованием определенных средств физической культуры и гигиенических мероприятий обеспечить организму ребенка нормальные физиологические условия для восстановления жизненных сил после острого периода болезни, поддерживать и развивать закаленность организма, постоянно нормализовывать носовое дыхание, развивать умение и физическую способность к диафрагмальному дыханию, закреплять навык правильного кашля, проявлять особую заботу о воспитании у ребенка общей выносливости.

Основные средства физической культуры и гигиенические мероприятия: холодная вода, теплая вода, массаж лица в сочетании с водными процедурами, массаж грудной клетки и конечностей, диафрагмальное дыхание и правильный кашель, выжимания, бег трусцой, ходьба, дыхательная гимнастика, общеразвивающие упражнения, рациональная а одежда, сухая постель, умеренное питание.

Информация о работе Значение закаливания организма в укреплении здоровья и профилактики заболеваний