Значение закаливания организма в укреплении здоровья и профилактики заболеваний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 05:36, контрольная работа

Краткое описание

Под закаливанием понимают целенаправленное использование дозирован¬ных изменений таких естественных факторов внешней среды, пак воздух, лу¬чистая энергия и вода с целью повышения устойчивости организма к дейст¬вию метеорологических факторов — холода, тепла, пониженного атмосфер¬ного давления. Необходимой составной частью закаливания являются рацио¬нальные режим и уход за ребенком, массаж и гимнастика, соответствующее возрастным потребностям питание. В данной главе мы разбираем лишь первую группу факторов.

Вложенные файлы: 1 файл

1 Значение закаливания организма в укреплении здоровья и профилактики заболеваний.docx

— 68.86 Кб (Скачать файл)

За основу вам следует принять 2-часовой цикл физкультурного ухода за ребенком круглосуточно, за вычетом того времени, когда он находится в детском саду, используя следующие мероприятия.

Обливание теплой водой и пользование мылом (только в гигиенических целях) – 2 мин. Если тело ребенка чистое, эта процедура отменяется.

Купание в холодной воде (н. – стоять и лежать в воде суммарно 2–3 мин, ф. – 4 мин или больше (по желанию ребенка); или обливание ребенка, стоящего в тазу, из ковша или душевого рожка до наполнения емкости, затем присевшего малыша облить из таза (н. – 3 раза, ф. – 5–6 раз (по самочувствию).

Промокание тела банным полотенцем.

Бег трусцой босиком, в одних трусиках – 6 мин. Пляска вприсядку – 20 раз.

Надеть тренировочный костюм, при хорошем самочувствии можно остаться босиком.

Массаж лица в сочетании с водными процедурами – 1–2 раза (до нормализации носового дыхания).

Массаж грудной клетки – 8-10 мин. Основные приемы: поглаживание, растирание «враздрай», «лопатки – Руки», «живот – грудь», «плечо – шея», «тесто», похлопывание, «гусеничка», выкручивание, точечная вибрация ва межреберных промежутках.

ВЫЖс (н. – предельно долго, ф. – 10–15 с) – 6 раз.

Упражнения А, Б, В. Дозировка: н. – 10, 5, 10 раз, Ф. – 20, 10, 20 раз.

Ходьба с чередованием естественного и выражение диафрагмального дыхания – 3 мин.

ВЫЖст или ВЫЖст-2 (н. – предельно долго, ф. – 10–15 с) – 6 раз.

Бег трусцой в квартире (н. – 6-10 мин, ф. – 6-12 мин).

Со второй недели выздоровления бег трусцой нужно проводить утром и вечером на свежем воздухе (н. – 10–20 мин, ф. – 12–30 мин).

Ходьба с чередованием естественного и выражение диафрагмального дыхания с откашливанием – 3 мин.

Пляска, упражнение К, маховые движения, подтягивание на перекладине, борьба (по желанию ребенка чередовать упражнения с отдыхом (н. – 6 мин, ф. – 10 мин).

Спокойная ходьба – 3 мин.

Привычное обливание холодной водой или купание.

Промокание тела банным полотенцем.

Бег трусцой босиком, в одних трусах – б мин.

Одеться и бодрствовать до очередного цикла оздоровительных занятий.

Ночью через час после засыпания и через каждые последующие 2 ч ребенка обливать или купать в холодной ванне (дозировка обычная), обтирать тело насухо, при необходимости массажем лица восстанавливать носовое дыхание и затем укладывать спать.

При сборах на прогулку или в детский сад проделать следующие мероприятия.

Массаж лица в сочетании с водными процедурами – 1–2 раза.

Купание или обливание холодной водой (дозировка обычная).

Промокание тела сухим банным полотенцем.

Бег трусцой босиком, в одних трусах – б мин.

Растирание спины ладонью догоряча.

Растирание подошв.

ВЫЖс – б раз.

Перед уходом из детского сада домой необходимо восстановить носовое дыхание массажем лица и высмаркиванием, растереть ладонью спину догоряча, переодеть нижнюю рубашку.

Если после прогулки ребенок должен спать, то прежде облейте или искупайте его в холодной ванне, насухо оботрите, дайте ему возможность побегать обнаженным, босиком (6 мин), восстановите носовое дыхание, разотрите ладонью спину догоряча и только тогда уложите его в постель. Если ребенок будет бодрствовать, то после указанных процедур оденьте его, дайте ему отдохнуть с часок и вновь приступайте к выполнению обычного цикла занятий.

Методические замечания. Вести оздоровительную программу с детьми дошкольного возраста – одно удовольствие: им все в охотку, едва ли не все упражнения доступны, а в самостоятельности они подчас не уступают и школьникам. Внушите ребенку, что необходимо делать самомассаж лица, выжимания, дыхательную гимнастику, водные процедуры, в общем все, что он может взять из привычной физкультурной программы.

 

Ремиссия

Неустойчивая ремиссия

Опыт оздоровительной физкультурной работы с детьми и взрослыми показал, что где-то в течение одного года можно преодолеть состояние неустойчивой ремиссии, когда острые респираторные заболевания нет-нет да и дают о себе знать недостаточно закаленному человеку. Конечно, таких случаев в физкультурной семье бывает значительно меньше, болезнь там всегда заканчивается быстро и без осложнений.

Путь к полному здоровью никогда не бывает легким, он тернист и требует огромного труда, а иногда и бессонных ночей. Но и результат не замедлит сказаться: вы обретете и сохраните главное богатство – здоровье.

Основные задачи физического воспитания ребенка или самовоспитания в период ремиссии: комплексным применением определенных средств физической культуры и гигиенических мероприятий в суточном режиме достичь высокой закаленности, нормализовать внешнее дыхание, совершенствовать развитие и физическую подготовленность.

Основные средства физической культуры и гигиенические мероприятия: холодная вода, теплая вода, массаж лица в сочетании с водными процедурами, массаж грудной клетки, выражение диафрагмальное дыхание, правильный кашель, дыхательная гимнастика, выжимания, бег трусцой и ходьба с чередованием естественного и выражение диафрагмального дыхания, общеразвивающие упражнения, рациональная одежда, умеренное питание, использование климатических факторов для закаливания.

Методика применения этих средств в домашней практике такова.

Дошкольный возраст. При посещении ребенком детского сада у вас мало шансов уберечь его от дыхательной инфекции, однако они все-таки есть и пример Марианны Яценко и ее родителей (см. главу II) должен вдохновить вас на неустанный труд.

За 1,5–2 часа до выхода в детский сад разбудите Ребенка, искупайте в холодной ванне, дайте ему возможность побегать, поплясать босиком, обнаженным б мин, проделайте массаж лица и грудной клетки, выжимания, оденьте для тренировки на улице и отправляйтесь с ним на свежий воздух на 45 мин.

За этот академический; час вам нужно успеть сделать следующее.

Упражнения А, Б, В соответственно 20, 10 и 20 раз. Бег трусцой, управляя дыханием. 30 мин. Вариант:

чередование бега трусцой с ходьбой (30 мин) при недостаточной физической подготовленности.

Общеразвивающие упражнения – 12 мин. По возвращении домой с тренировки сразу принять холодную ванну, обтереться, побегать 6 мин босиком и собраться в детсад. Перед самым выходом на улицу хорошо сделать ребенку массаж лица в сочетании с водными процедурами. Уже в саду разотрите ему ладонью спину догоряча, наденьте свежую рубашку, потратьте одну минуту на массаж лица. Хорошо, если воспитательница в течение дня неоднократно напомнит ему о самомассаже лица и о переодевании рубашки. Забирая ребенка домой, нормализуйте его носовое дыхание, разотрите спину и наденьте свежее белье. Дома сразу же – водные процедуры.

За полтора часа до сна необходимо повторить утреннюю тренировку. Ночью два купания обязательны. В воскресные дни тренировка пусть будет одна, но продолжительностью не менее двух часов. Возьмите с собой на улицу футбольный мяч или хоккейные клюшки и поиграйте половину отведенного на занятие времени. Если есть возможность искупаться в реке, непременно воспользуйтесь ею в середине тренировки.

 

Устойчивая ремиссия

Только многие месяцы упорных занятий домашней физкультурой могут привести и взрослых и детей к состоянию устойчивой ремиссии, надежно закалить их организм, повысить иммунитет, естественным путем уничтожить хронические очаги инфекции в дыхательной системе, нормализовать взаимосвязь и деятельность всех жизненно важных органов и систем, значительно улучшить физическую подготовленность человека. И как только такое состояние будет достигнуто, привычная программа занятий физкультурой резко сократится в объеме (значит, и времени на нее будет тратиться меньше), а дальнейшее укрепление здоровья человека пойдет быстрее.

В период устойчивой ремиссии предстоит решить следующие основные задачи физического воспитания ребенка и самовоспитания: комплексным применением определенных средств физической культуры и гигиенических мероприятий в суточном режиме способствовать дальнейшему укреплению здоровья и развитию закаленности, совершенствованию физического развития и физической подготовленности. При этом перечень используемых средств физической культуры и мероприятий остается прежним.

Дошкольный возраст. Утром, после пробуждения, принимая холодную ванну (4-б мин), ребенок должен сделать себе массаж лица в сочетании с водными процедурами. После промокания тела банным полотенцем ему необходимо побегать обнаженным, босиком б мин, 30 с поплясать и сделать упражнение К ЗО раз. Затем сразу же одеться и продолжить тренировку на свежем воздухе (45–60 мин), уделив основное внимание бегу трусцой при пульсе 130–150 уд/мин (ЗО – 45 мин) и общеразвивающим упражнениям.

В течение дня дома принимать холодную ванну или обливаться водопроводной или колодезной водой из ведра каждые 2–3 часа. Максимум времени проводить босиком, полуобнаженным. Лицо массировать через каждые 2 часа (1 раз). Достаточно часто подтягиваться на перекладине или упражняться на снарядах домашнего стадиона. Регулярно упражняться в диафрагмальном дыхании. Ночью купаться 1 раз.

 


Информация о работе Значение закаливания организма в укреплении здоровья и профилактики заболеваний