Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках ОБЖ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 23:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение условий организации игровой деятельности на уроках ОБЖ.
Задачи:
1. Исследовать возрастные особенности детей среднего школьного возраста;
2. Раскрыть значение применения игровой деятельности на уроках ОБЖ для развития творческих способностей школьников;
3. Выявить особенности организации игровой деятельности на уроках ОБЖ для развития творческих способностей учащихся.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Процесс обучения школьников на уроках ОБЖ  сводится к созданию условий, благоприятствующих творчеству. Комплекс таких условий многообразен. Он начинается с создания особенностей ситуаций, благоприятствующих интуитивному схватыванию идеи решения творческой проблемы, и кончается воспитанием необходимых способностей, качеств личности, созданием творческого климата в коллективе. Понятие безопасность связано с широким спектром разнообразных опасностей и угроз для человека. Это вызвало разработку специального научного направления и образовательной области "Безопасность жизнедеятельности" [32].

Безопасность жизнедеятельности - это такое качество жизнедеятельности, при котором она не создаёт  опасностей и угроз, способных нанести  неприемлемый вред (ущерб) жизненно важным интересам человека [16].

Готовность  выпускников средней школы к  творческой деятельности во многом определяет их будущий успех в профессиональной сфере. Поэтому проблема развития творческих способностей школьников является ведущей в процессе образования. Учебно-воспитательный процесс по предмету ОБЖ проводится в различных формах - это уроки и внеклассные мероприятия. На уроках изучается программный материал по курсу ОБЖ.

В содержание внеклассных и внешкольных мероприятий  входят: экскурсии в музеи военно-патриотической направленности, посещение постоянных и эпизодических специализированных выставок; встречи с военнослужащими и ветеранами Вооруженных сил РФ, работниками военкоматов, органов ГОЧС, ГИББД, медицины; подготовка и участие в окружных и городских соревнованиях по военно-прикладным видам спорта, в тематических викторинах, конкурсах, комбинированных эстафетах и соревнованиях с выполнением различных упражнений ОБЖ (например, "А ну-ка, парни!", "А ну-ка, девушки!", "Соревнования сандружинниц", "Школа безопасности"). Все формы организации учебно-воспитательного процесса направлены на развитие творческого начала школьников [35].

Структурно  программы курса ОБЖ состоят  из трех содержательных линий. Распределение  тематики ОБЖ по ступеням образования  соответствует возрастным особенностям и возможностям учащихся по освоению материала, их подготовке в других образовательных областях. Изучение курса позволяет получить систематизированное представление об опасностях и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения. Разнообразные формы обучения ОБЖ решают задачу развития творческих способностей личности школьника.

1.2 Особенности  возрастного развития подростков

Активная  творческая деятельность школьников в  подростковом периоде необходима для  формирования устойчивых взглядов. В период изучения курса "Основ безопасности жизнедеятельности" закладываются основы безопасного поведения детей и подростков. В нашей работе рассмотрим особенности возрастного развития подростков, так как именно этот период, является самым продолжительным по формированию основ безопасности жизнедеятельности школьников, процесс активного формирования творческих способностей относится к этому возрастному периоду. Для развития творческих способностей школьников необходимо развитие психических процессов, развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать [22].

Подростковым  принято считать период развития детей от 11-12 до 15-17 лет. Он знаменуется  бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. В психологической литературе принято разграничивать подростковый возраст и юношество [22]. В понимании хронологических границ этих периодов нет единства. При психологическом анализе особенностей переходного школьного возраста нельзя рассматривать физическое созревание изолировано от социального. В физиологии процесс переходного возраста условно подразделяется на три фазы:

предпубертатный, подготовительный период;

собственно  пубертатный период, в течение  которого осуществляются основные процессы полового созревания;

постпубертатный период, когда организм достигает полной биологической зрелости.

Если  совместить это деление с привычными возрастными категориями, предпубертатный  период соответствует предподростковому  или младшему подростковому, пубертатный - подростковому, постпубертатный - юношескому возрасту.

Однако  все процессы созревания протекают  крайне неравномерно и не одновременно, причем это проявляется, как на межиндивидуальном, так и на внутрииндивидуальном уровне (разные биологические системы одного и того же человека созревают не одновременно) [24].

Большое значения имеет формирование творческих способностей личности. Основные аспекты  физического созревания - скелетная  зрелость, появление вторичных половых  признаков и период скачка в росте - тесно связаны друг с другом, как у мужчин, так и у женщин. Подростковый период характерен интенсивным ростом, повышенным обменом веществ, резким усилением работы желез внутренней секреции. Это период полового созревания и связанного с ним бурного развития и перестройки всех органов и систем организма.

Подростки в этом возрасте способны добиться самых высоких темпов развития физического  потенциала. Наиболее интенсивно в  это период развиваются силовые  показатели и выносливость, а также  совершенствуется система координации  движений. Важно, чтобы подростки овладевали системой координации движений, что позволит им достичь высоких показателей при овладении туристической техникой при проведении поисково-спасательных работ, а так же при освоении военно-прикладных упражнений [2].

Половым созреванием обусловлены психологические особенности возраста: повышенная возбудимость и относительная неустойчивость нервной системы, завышенные притязания, переходящие в наглость, переоценка возможностей, самоуверенность.

Мощные  сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребенка, не случайно этот возраст называют "переходным" от детства к зрелости, однако путь к зрелости для подростка только начинается, он богат многими драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость [5].

Подростковый  возраст (отрочество) - это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытию "Я", обретения новой социальной позиции, развитие творческого начала.

Социальное  самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения. Мировоззрение - это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Познавательными предпосылками мировоззрения являются усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний и способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему. Но мировоззрение - не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные целостные ориентации [10].

Становление личности включает в себя также становление  относительно устойчивого образа "Я", то есть целостного представления в  самом себе. Образ "Я" - сложное  психологическое явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупности самооценок. Вопрос "кто я такой?" подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: "кем я могу и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и еще могу сделать в жизни?". На этот вопрос трудно ответить "объективно", потому что каждый человек, в зависимости от контекста и ситуации "видит", точнее, "конструирует" себя по-разному.

Образ "Я" - не просто отражение (в форме  представления или понятия) каких-то объективно данных и не зависящих от степени своей осознанности свойств, а социальная установка, отношение личности к самой себе, включающее три взаимосвязанных компонента: познавательный - знание себя, представление о своих качествах и свойствах; эмоциональный - оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и тому подобные чувства и поведенческий, то есть практическое отношение к себе, производное от первых двух компонентов [24].

В психической  сфере этот возраст период характеризующийся стремлением к неординарным поступкам, жаждой состязаний, тягой к творчеству. В этом возрастном периоде развитие творческих способностей помогает школьникам самоутвердиться, проявлять инициативу и творческий подход в различных видах деятельности. На основании этого, развитие творческих способностей на занятиях ОБЖ является важным элементом.

Подростковый  возраст - возраст проблем, рассуждений  и споров. Находящаяся в разгаре  своего созревания функция мышление начинает проявлять себя с большой  энергией, и огромное место занимает мышление в жизни подростка и юноши. Они забрасывают в школе учителей вопросами, а дома усиленно думают над решением порой труднейших проблем. Дружить для них в значительной степени, - значит иметь партнёров для рассуждений, а содержание их учебных предметов в большей мере состоит из рассуждений и доказательств. И в школе, и вне школы они имеют репутацию спорщиков, причём в этих спорах уже большое место занимает доказательство своих собственных положений. В этом возрасте мышление, уже неплохо отражающее связи объективного материального мира, однако абстрактное мышление ещё далеко от полной зрелости. В подростковом возрасте лишь начинается интенсивное развитие абстрактных понятий, но это развитие продолжается с ещё большей интенсивностью в юношеском возрасте [25].

В этот период является важным развитие творческих способностей школьника. Мышление - одна из тех функций, которая развивается  позднее ряда многих других функций. Влияние школы на мышление, начинающееся с первого дня поступления ребёнка в школу, особенно ярко выступает в подростковом возрасте. Развитие общественно-политического миросозерцания не исчерпывает собой всех изменений, которые происходят в эту эпоху в содержании мышления подростка. Подросток, переходя к адекватному освоению такого содержания, которое может быть представлено во всей полноте и глубине только в понятиях, начинает активно и творчески участвовать в различных сферах культурной жизни, которые раскрываются перед ним. Без мышления в понятиях нет понимания отношений, лежащих за явлениями. Целый мир глубоких связей, лежащих за внешней видимостью явлений, мир сложных взаимозависимостей и отношений внутри каждой сферы действительности и между её отдельными сферами раскрывается только перед тем, кто подходит к нему с ключом понятия. Это новое содержание не входит механически в мышление подростка, а претерпевает длительный и сложный процесс развития. Благодаря этому расширению и углублению содержания мышления перед подростком раскрывается весь мир. Расширение среды в переходном возрасте приводит к тому, что средой для мышления подростка становится мир. Мир внутренних переживаний, закрытый от ребёнка раннего возраста, сейчас раскрывается перед подростком и составляет чрезвычайно важную сферу в содержании его мышления.

Учение  занимает большое место в жизни  подростков. Подростки готовы избирательно при повышенной сенситивности чувствительности) к тем или иным сторонам обучения. Особенно они готовы к тем видам  обучения, которые делает их взрослыми  в собственных глазах [24].

Организуя учебно-воспитательную работу с подростками, необходимо учитывать, что на их поведение  и деятельность существенное влияние  оказывает мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках  они ориентируются, прежде всего, на это мнение. Постоянное взаимодействие подростка с товарищами порождает у него стремление занять достойное место в коллективе. Это один из доминирующих мотивов поведения и деятельности подростка. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками.

Творческие  способности школьника в подростковом периоде проявляются ярко. Это  отражается на учебной деятельности. Учебная деятельность считается сформированной, если она побуждается прямыми мотивами, а подросток может самостоятельно определить учебные задачи, выбрать рациональные приемы и способы решения задач, контролировать и оценивать свою работу. В этом случае реализуется потребность подростка в самоутверждении. Эффективность обучения подростков повышает целенаправленное формирование мотивов. Учитель должен формировать убежденность подростка в необходимости быть образованным, культурным человеком.

Подводя итог, можно отметить исключительную важность подросткового возраста для  всего развития личности. В этот период все стороны развития подвергаются перестройке, формируются новые  психологические образования. Это  необходимо учитывать в педагогической деятельности.

 

Выводы  по первой главе

Социальные  явления и процессы полны острых, порой неразрешимых противоречий и  катаклизмов, которые сегодня приобретают  глобальный характер. Главной целью  обучения предмета "Основам безопасности жизнедеятельности", является подготовка школьников к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства. В процессе обучения ОБЖ формируются и совершенствуются не только знания, но и умения, теория сочетается с практикой, формируются мотивы, стремления, ценностные ориентации.

Основной  особенностью подросткового возраста составляет его переход от детства  к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые  психологические образования. Этот возраст характеризуется стремлением к творчеству. Программный материал по курсу ОБЖ становится более сложным и разнообразным. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста, следовательно, и специфику работы с ними.

Информация о работе Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках ОБЖ