Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках ОБЖ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 23:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение условий организации игровой деятельности на уроках ОБЖ.
Задачи:
1. Исследовать возрастные особенности детей среднего школьного возраста;
2. Раскрыть значение применения игровой деятельности на уроках ОБЖ для развития творческих способностей школьников;
3. Выявить особенности организации игровой деятельности на уроках ОБЖ для развития творческих способностей учащихся.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

 

Глава 2. Теоретические аспекты игровой  деятельности как средства развития творческих способностей школьника

2.1 Развитие  творческих способностей школьника

Творчество  понимается как механизм продуктивного  развития. Для творчества решающее значение имеют не само по себе содержание знаний, а их структура, психологический тип усвоенных знаний, определяемый типом деятельности, в которой они приобретались. Готовность выпускников средней школы к творческой деятельности во многом определяет их будущий успех в профессиональной сфере. Поэтому проблема развития творческих способностей школьников подросткового периода всегда находит отражение в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов и психологов [9].

Цель процесса обучения школьников на уроках ОБЖ сводится к созданию условий, благоприятствующих творчеству. Комплекс таких условий многообразен. Он начинается с создания особенностей ситуаций, благоприятствующих интуитивному схватыванию идеи решения творческой проблемы, и кончается воспитанием необходимых способностей, качеств личности, созданием творческого климата в коллективе.

В методической литературе отмечается, что творческие способности  такие способности, которые проявляются  в умении применять полученные знания в новой ситуации, в гибкости мышления и порождении множества разнообразных оригинальных идей для их творческого и практического решения. Творческие способности проявляются в нестандартности и нешаблонности решения заданий [25].

Творческая  деятельность - форма деятельности школьника, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся - данных традиционными способами. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, важно суметь раскрыть их и развить [25].

В методической литературе отмечается, что главными взаимосвязанными факторами развития творческих способностей учащихся являются личность самого педагога и специально организованные учителем условия, в которых осуществляется деятельность учащихся [25]. Активная познавательная деятельность школьников организуется с помощью разнообразных средств. Игровая деятельность является отличным средством развития творческих способностей и активизации познавательной деятельности школьников в подростковом возрасте.

Проведенный анализ научных источников по проблеме развития творческих способностей учащихся в процессе обучения, позволил сделать  следующие заключения:

основным  ведущим направлением в современной педагогической науке для развития творческих способностей является обогащение, видоизменение (трансформация) содержания учебного материала;

творческие  способности могут целенаправленно  развиваться;

развитие  происходит в учебной деятельности, в которой ученик выражает свое отношение к ней;

основное  направление развития творческих способностей для школьников - включение в учебный  процесс вариативных учебных  заданий и задач.

Из множества  заданий, которые применяются в  практике для различных дидактических целей, выделяем такие задания, которые могут являться средством развития творческих способностей школьников. Эти задания мы называем вариативными учебными и характеризуем определенными признаками, которые включают в себя:

овладение учебным материалом в соответствии с учебной программой;

развитие  мыслительных операций;

развитие  психических процессов;

различные уровни познавательной деятельности (от репродуктивных заданий до творческих).

Целенаправленная  активная творческая деятельность школьников по самостоятельному решению проблем в конкретных вариативных учебных заданиях стимулирует у них поиски правильных вариантов решения этих заданий. Решение вариативных учебных заданий активизирует сознание учащихся настолько, что они привыкают самостоятельно и творчески осмысливать изучаемый материал под углом зрения уже имеющихся у них системы знаний, требует творческого подхода к выбору решения задания, проблемности, и даже некого прогноза проявления результата этого задания в других ситуациях [5].

Исследование  показало, что одно наличие вариативных  учебных заданий с их выявленными  характеристиками не всегда может привести к развитию творческих способностей каждого школьника, и в массовой школе требуются специальные  условия их применения, которые могут обеспечивать принятие учеником задания и поддержку его выполнения.

Таким образом, для развития творческих способностей школьников в процессе обучения необходимо наличие следующих условий:

отбор и совокупность вариативных учебных  заданий, выполнение которых предполагает овладение школьниками учебного материала в соответствии с учебной программой;

развитие  у школьников умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, конкретизировать, делать выводы и  т.д.;

развитие  психических процессов у школьников; наличие различного уровня познавательной деятельности школьников (от репродуктивного до творческого), стимулирование межличностного взаимодействия между субъектами учебного процесса;

организация и поэтапное внедрение вариативных  учебных заданий в учебную деятельность школьников [26].

Творческие  способности представляют собой  комплекс многих качеств. Многие психологи  связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями  мышления. Люди, обладающие таким типом  мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

1. Быстрота - способность высказывать максимальное  количество идей (в данном случае  важно не их качество, а их  количество).

2. Гибкость - способность высказывать широкое  многообразие идей.

3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

4. Законченность  - способность совершенствовать  свой "продукт" или придавать  ему законченный вид.

Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук [26], опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

1. Способность  видеть проблему там, где её  не видят другие.

2. Способность  сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность  применить навыки, приобретённые  при решении одной задачи к  решению другой.

4. Способность  воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность  легко ассоциировать отдалённые  понятия.

6. Способность  памяти выдавать нужную информацию  в нужную минуту.

7. Гибкость  мышления.

8. Способность  выбирать одну из альтернатив  решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность  видеть вещи такими, какие они  есть, выделить наблюдаемое из  того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость  генерирования идей.

12. Творческое  воображение.

13. Способность  доработки деталей, к совершенствованию  первоначального замысла.

Ученые  и педагоги, занимающиеся разработкой  программ и методик, творческого  воспитания считают, что один из компонентов  творческого потенциала человека составляют следующие способности [26]:

1. Способность  рисковать.

2. Дивергентное  мышление.

3. Гибкость  в мышлении и действиях.

4. Скорость  мышления.

5. Способность  высказывать оригинальные идеи  и изобретать новые.

6. Богатое  воображение.

7. Восприятие  неоднозначности вещей и явлений.

8. Высокие  эстетические ценности.

9. Развитая  интуиция.

В образовательном  процессе ОБЖ для развития творческих способностей используются различные  варианты учебных и игровых заданий. Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

2.2 Применение  игровой деятельности на уроках  ОБЖ

Игровая деятельность рассматривается как наиболее доступный эффективный метод обучения школьника его собственной активной позиции, связанный с инициативой, фантазией, творчеством. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельностью. Целевым ориентиром в обучении является развитие и формирование творческой индивидуальности человека. А самое начальное звено - осознание уникальности своего интеллекта [12].

Организация игровой деятельности на уроках ОБЖ  имеет свои особенности. В процессе организации игровой деятельности на уроках ОБЖ необходимо опираться на возрастные особенности школьников. Для подросткового возраста характерны широкие познавательные мотивы - интерес к знаниям. Учебно-познавательный мотив у подростков проявляется в интересе к способам добывания знаний. Совершенствуется интерес к методам теоретического и творческого мышления (участие во внешкольных мероприятиях, применение исследовательских методов анализа на уроке) [3].

Для подготовки урока с использованием игровой  деятельности необходимо тщательно  готовиться. Важно продумать содержание урока, его задачи. При отборе содержания необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В материал уроков следует включать четкие, конкретные образы, события, ситуации. Задачи урока, с использованием игрового метода обучения.

Образовательные:

1. Способствовать  прочному усвоению учащимися  учебного материала.

2. Способствовать  расширению кругозора учащихся  через использование дополнительных  источников.

Развивающие:

1. Развивать  у учащихся творческое мышление.

2. Способствовать  практическому применению умений  и навыков, полученных на уроке  ОБЖ.

Воспитательные:

1. Воспитывать  нравственные взгляды и убеждения.

2. Вырабатывать  самосознание - осознанную сопричастность  с происходящими событиям.

3. Способствовать воспитанию саморазвивающейся самореализующейся личности.

При разработке содержания урока ОБЖ с игровой  деятельностью преподавателю следует  определить:

средства  и методы решения каждой педагогической задачи;

учебно-материальное обеспечение урока;

методы организации работы учащихся при решении каждой задачи;

критерии  оценки работы учащихся.

При организации  игрой деятельностью необходимо продумать форму организации  коллективной деятельности школьников на уроке ОБЖ. Одной из форм организации  коллективной учебно-познавательной деятельности школьников на уроках ОБЖ с игровой деятельностью, в ходе которой происходит овладение обучающимися знаниями, формирование у них умений и навыков, является групповая работа: работа малыми группами, работа в микрогруппах. Групповая форма организации учебно-познавательной деятельности школьников относится к личностно-ориентированным технологиям обучения, ставящим в центр внимания творческое развитие каждого школьника с учетом его индивидуальных возможностей. На уроке школьники учатся вместе получать знания, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь [10].

Игра - это сложное социально-психологическое  явление. Игровая деятельность способствует развитию у школьников мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца. В общественной практике последних лет в науке понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра принимается, как общенаучная, серьезная категория. Возможно, поэтому игры начинают входить в дидактику более активно [24].

Игра - это метод познания действительности. В игре развиваются новые, прогрессивные  образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой  возникновения стимула к учебе. Творческий характер игры подтверждается тем, что школьник не копирует жизнь, а, подражая тому, что видит, комбинирует свои представления.

Творчество  не появляется само собой, оно воспитывается, оно развивается в результате длительной систематической работы педагогов. Развитие игрового творчества проявляется, прежде всего, в постепенном обогащении содержания игры. От богатства и характера содержания игры зависит развитие замысла и средств изображения задуманного [14].

Информация о работе Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках ОБЖ