Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 15:15, реферат
При возникновении очага инфекционного заражения на пораженной территории, целях обеспечения условий для быстрейшей ликвидации инфекционных (в том числе особо опасных) заболеваний в части по приказу командования и при участии медицинской службы организуются режимно-ограничительные мероприятия - обсервация или карантин.
1. Введение.
2. Понятие терминов карантин и обсервация.
3. Порядок введения.
4. Организация проведения карантинных и обсервационных мероприятий в чрезвычайной эпидемической ситуации.
5. Заключение.
6. Список литературы.
Казахский Национальный Университет имени С.Д.Асфендиярова.
СРС
На тему: Карантин и обсервация. Понятие. Порядок введения. Мероприятия и организация их проведения.
Курс: 3
Алматы 2013г.
План.
1. Введение.
При возникновении очага инфекционн
2. Понятие терминов карантин и обсервация.
Карантин - это система противоэпидемических и режимных мероприятий, направленных на полную изоляцию очага заражения от окружающего населения и ликвидацию инфекционных заболеваний в нем. Вокруг очага устанавливается вооруженная охрана, запрещаются въезд и выезд, а также вывоз имущества. Снабжение производится через специальные пункты под строгим медицинским контролем.
Обсервация - это система изоляционно-ограничительных
мероприятий, направленных на ограничение
въезда, выезда и общения людей на территории,
объявленной опасной, усиление медицинского
наблюдения, предупреждение распространения
и ликвидацию инфекционных заболеваний.
Обсервация вводится при установлении
возбудителей инфекции, не относящихся
к группе особо опасных, а также в районах,
непосредственно соприкасающихся с границей
карантинной зоны.
3. Порядок введения.
В целях предупреждения заноса
инфекционных заболеваний и их распространения
при возникновении эпидемических очагов
осуществляется комплекс режимных, изоляционно-ограничительных
и медицинских мероприятий, которые в
зависимости от эпидемиологических особенностей
инфекции и эпидемиологической обстановки
подразделяются на обсервацию и карантин.
Организация и проведение при обсервации
и карантине изоляционно-ограничительных
и режимных мероприятий возлагаются на
ответственных руководителей административных
территорий и санитарно-противоэпидемические
комиссии.
Санитарно-эпидемиологическая служба
организует и проводит противоэпидемические
мероприятия, осуществляет контроль и
методическое руководство при проведении
изоляционно-ограничительных и режимных
мероприятий другими службами и ведомствами.
Карантин вводится при появлении в очагах
катастроф среди пораженного населения
больных особо опасными инфекциями, групповых
заболеваний контагиозными инфекциями
с их нарастанием в короткий срок.
При установлении неконтагиозных инфекции
карантин среди населения заменяется
обсервацией, которая осуществляется
в течение максимального срока инкубационного
периода для данного заболевания, исчисляемого
после изоляции последнего больного и
проведения заключительной дезинфекции
и санитарной обработки. При установлении
единичных случаев заболеваний чумой,
холерой, массовых заболеваний сибирской
язвой и некоторых других высококонтагиозных
заболеваниях, карантин сохраняется.
Обсервация вводится в районах катастроф
с неблагополучным или чрезвычайным санитарно-эпидемическим
состоянием при появлении единичных случаев
контагиозных инфекций. Изоляционно-ограничительные
мероприятия запрещают выезд без предварительного
проведения экстренной профилактики,
ограничивают въезд и транзитный проезд
через район обсервации. Между населенными
пунктами и группами населения ограничивается
контакт, а населением выполняются установленные
правила поведения в эпидемическом очаге.
При появлении случая заболевания чумой,
холерой, сибирской язвой, геморрагической
лихорадкой и другой опасной инфекцией,
распоряжением председателя комитета
(комиссии) по ГО ЧС и ликвидации последствий
стихийных бедствий административной
территории накладывается карантин или
обсервация.
Обсервацией предусматривается:
- выставление регулировочных постов на
внешней границе зоны обсервации, основных
маршрутах с целью ограничения въезда
(выезда);
- выявление инфекционных больных и их
изоляцию;
- проведение опроса и осмотра населения
с целью активного и своевременного выявления
инфекционных больных и контактных лиц;
- оказание медицинской помощи, эвакуация
выявленных больных в инфекционные больницы,
расположенные в пределах и вне зоны катастрофы;
- экстренную и специфическую профилактику
по эпидемическим показаниям лицам, подвергнувшимся
риску заражения среди пострадавшего
населения, спасателей и обслуживающего
персонала;
- противоэпидемический режим работы медицинских
учреждений здравоохранения;
- осуществление целенаправленного санитарно-эпидемиологического
надзора за эпидемически значимыми объектами,
определяемыми по результатам эпидемиологического
обследования;
- проведение текущей и заключительной
дезинфекции, а по показаниям - и санитарной
обработки;
- усиление санитарно-просветительной
работы.
При установлении карантина проводимые
при обсервации мероприятия усиливают
дополнительными режимными, которые
включают:
- оцепление зоны заражения и прилегающей
к ней территории;
- организацию заградительных постов на
всех второстепенных маршрутах, движение
по которым полностью прекращается;
- организацию контрольно-пропускных пунктов
(КПП) на основных маршрутах, по которым
осуществляется подвоз дополнительных
сил и средств для ликвидации ОБП, сырья
для промышленности, продуктов питания
и предметов первой необходимости для
населения;
- развертывание санитарно-контрольных
пунктов (СКП) на железнодорожных станциях,
в портах и на аэродромах для контроля
за правильностью ввода или вывода из
зоны карантина формирований и населения;
- организация приемно-передаточных пунктов
(ППП) с целью материально-технического
снабжения; работа ППП должна быть организована
так, чтобы исключить возможность контакта
людей, находящихся вне зоны карантина,
с людьми, находящимися в его пределах;
- запрещение въезда, выезда и транзитного
проезда через зону карантина без соответствующего
разрешения штаба ГО области;
- охрану инфекционных больниц, водоисточников,
продовольственных складов и предприятий,
производящих продукты питания, организацию
комендантской службы;
- максимально возможное разобщение населения,
проживающего в разных населенных пунктах
(выставление постов на маршрутах движения
людей); разобщение рабочих по сменам,
цехам, отделам;
- прекращение деятельности зрелищных
учреждений, учебных заведений, рынков
с целью уменьшения контактов среди населения.
Обсервация и карантин отменяются по истечению
срока максимального инкубационного периода
данного инфекционного заболевания с
момента изоляции последнего больного
проведения заключительной дезинфекции
и санитарной обработки обслуживающего
персонала и населения.
4. Организация проведения карантинных и обсервационных мероприятий в чрезвычайной эпидемической ситуации.
Чрезвычайная эпидемическая ситуация - прогрессирующее нарастание численности инфекционных больных в эпидемических очагах, приводящее к нарушению сложившегося ритма жизни населения данной территории, возможному выносу возбудителя за ее пределы, утяжелению течения болезни и увеличению числа неблагоприятных исходов.
При введении карантина предусматривается:
• полная изоляция эпидемического очага, карантинизированных населенных пунктов и всей зоны карантина с установлением вооруженной охраны (оцепления);
• строгий контроль за въездом и выездом населения и вывозом имущества из зоны карантина;
• запрещение проезда через очаг заражения автомобильного транспорта и остановок вне отведенных мест при транзитном проезде железнодорожного и водного транспорта;
• создание обсерваторов и проведение мероприятий по обсервации лиц, находившихся в очаге и выбывающих за пределы карантинной зоны;
• раннее выявление инфекционных больных, их изоляция и госпитализация в специально выделенное лечебное учреждение;
• ограничение общения между отдельными группами населения;
• установление противоэпидемического режима для населения, работы городского транспорта, торговой сети и предприятий общественного питания, объектов экономики в зависимости от складывающейся эпидемиологической обстановки, обеспечивающего их бесперебойную работу;
• обеспечение населения продуктами питания и водой с соблюдением требований противоэпидемического режима;
• установление противоэпидемического режима работы медицинских учреждений, находящихся в очаге;
• проведение мероприятий по обеззараживанию объектов внешней среды, выпускаемой промышленной продукции и санитарной обработки населения;
• перевод всех объектов пищевой промышленности на специальный технологический режим работы, гарантирующий безвредность выпускаемой продукции;
• проведение экстренной и специфической профилактики;
• контроль за строгим выполнением населением, предприятиями, министерствами и ведомствами установленных правил карантина;
• проведение санитарно-разъяснительной работы.
Карантин может быть заменен обсервацией. При введении обсервации предусматривается:
• ограничение выезда, въезда и транзитного проезда всех видов транспорта через обсервируемую территорию;
• ограничение передвижения и перемещения населения;
• проведение обеззараживания зараженных объектов внешней среды;
• активное раннее выявление инфекционных больных, их изоляция и госпитализация;
• проведение санитарной обработки пораженного населения;
• проведение экстренной профилактики среди контактных лиц;
• усиление ветеринарно-
• установление противоэпидемического режима работы медицинских учреждений.
Вооруженная охрана (оцепление) карантинизированной территории имеет целью обеспечить ее изоляцию и исключить вынос инфекции за ее пределы. Она осуществляется силами и средствами МВД России совместно с воинскими подразделениями Минобороны России путем выставления постов охраны по периметру очага заражения, на основных путях движения людей и транспорта и круглосуточного патрулирования между постами охраны, осуществления строгого контроля за передвижением населения между отдельными карантинизированными населенными пунктами, установления ограничительных знаков, указателей и выставления постов на проселочных дорогах, тропинках и т.д.
Для контроля за осуществлением противоэпидемического режима при выезде и въезде населения, вывозе груза развертываются специальные подразделения - контрольно-пропускные пункты (КПП), включающие в свой состав санитарно-контрольные пункты (СКП).
СКП развертывается в составе КПП силами и средствами здравоохранения с обязательным наличием изолятора. КПП развертывается в населенных пунктах на магистральных путях сообщения - шоссейных, железнодорожных, водных - в районах их пересечения с границей карантинной зоны, а также в аэропортах. КПП на железных дорогах, в аэропортах, в морских портах развертываются по решению территориальных штабов по делам ГОЧС и соответствующих министерств ведомственными службами.
Задачей КПП является контроль
за выполнением пропускного
Ввоз грузов в зону карантина (до мест разгрузки) осуществляется беспрепятственно при строгом выполнении установленных правил лицами, сопровождающими грузы.
В зону карантина беспрепятственно допускаются формирования службы медицины катастроф спасателей и отдельные специалисты, направляемые для проведения мероприятий по ликвидации возникших эпидемических очагов, а также лица, постоянно проживающие на территории зоны карантина, но выехавшие из нее до установления карантина.
На санитарно-контрольный пункт возлагается:
• проверка удостоверений о прохождении обсервации у лиц, выбывающих из зоны карантина;
• проверка документов о проведении вакцинации (при необходимости) у лиц, прибывающих в зону карантина; в отдельных случаях выдача средств экстренной профилактики прибывающим в зону карантина;
• медицинское наблюдение за лицами, сопровождающими грузы, транспортными бригадами, за населением и работающими сменами при следовании через СКП к месту рассредоточения и работы;
• контроль за санитарным состоянием аэропортов, железнодорожных, морских и речных вокзалов;
• медицинское наблюдение за личным составом КПП в зоне его действия;
• выявление инфекционных больных среди лиц, выезжающих из зоны карантина и въезжающих в нее, и их изоляция.
Для вывоза грузов из карантинной зоны используется продезинфицированный транспорт и транспорт, на котором доставлялись грузы в карантинную зону, после соответствующей его обработки.
Контроль за соблюдением санитарных требований к грузам, багажу, товарам и почтовым отправлениям, вывозимым из карантинной зоны, обеспечивается соответствующими ведомствами.
Выезд лиц, временно оказавшихся
в карантинной зоне (отпускники,
командированные и др.), разрешается
после обсервации. Для этих целей
создаются специальные
Обсерваторы развертываются местной администрацией и органами здравоохранения по заранее разработанному плану на базе гостиниц, общежитии, домов отдыха и т.п. В качестве обсерваторов возможно использование морских и речных судов, вокзалов, портовых сооружений. Медицинское наблюдение в обсерваторах осуществляется специально выделенными для этих целей медицинскими работниками за счет территориальных и ведомственных учреждений здравоохранения; питание организуется за счет обсервируемых и средств администрации.
Сведения о временно проживающих в карантинной зоне, подлежащих выезду, представляются руководителями предприятий, учреждений, органами коммунального хозяйства, домовладельцами в местные органы власти.
Обсервация пассажиров и обслуживающего персонала, выехавшего из очага до введения карантина, организуется руководителями соответствующих транспортных ведомств совместно с территориальной администрацией и органами здравоохранения.
Заполнение обсерватора производится одномоментно. Обсервируемые по возможности размещаются мелкими группами, общение между группами не допускается. Перед помещением в обсерватор обсервируемые проходят медицинский осмотр. В обсерватор помещаются только заведомо здоровые люди.