Классификация условий трудовой деятельности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 09:55, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является изучение классификации условий труда, обеспечивающий целостность человека в трудовой среде. Необходимо установить, как современные условия производства и совокупность общественных отношений, которые устанавливаются и развиваются в современном обществе, влияют на здоровье работника.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....3
1. Формы деятельности человека……………………………………………3
2. Классификация условий трудовой деятельности…………………………….5
3. Особенности трудовой деятельности женщин и подростков……………….7
4. Классификация условий труда по степени тяжесть и напряженности
трудового процесса…………………………………………………………….7
5. Общие принципы гигиенической классификации условий труда…………11
Заключение……………………………………………………………………….13
Список использованной литературы……………………………………….......14

Вложенные файлы: 1 файл

Контр раб БЖД.2015docx.docx

— 77.80 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«XXXXXXXXXXXXXXXXXXX»

 

 

 

ФАКУЛЬТЕТ XXXXXXXXXXXXXXXXXX

 

КАФЕДРА XXXXXXXXXXXXXXXXX

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Тема: «Классификация условий трудовой деятельности человека»

 

 

 

 

                                     

 

 

 

                                        Выполнил(а)

                                            Студент ….. курса

                                   

                                                               

 

 

 

                                       Проверил(а)

                                         к.п.н., доцент

                                             

 

 

XXXXXXX-2015

 


 

 

Содержание:

 

Содержание…………………………………………………………………………………..2 
 
Введение………………………………………………………………………….....3 
 
1. Формы деятельности человека……………………………………………3 
 
2. Классификация условий трудовой деятельности…………………………….5 
 
3. Особенности трудовой деятельности женщин и подростков……………….7 
 
4. Классификация условий труда по степени тяжесть и напряженности 
 
    трудового процесса…………………………………………………………….7 
 
5. Общие принципы гигиенической классификации условий труда…………11 
 
Заключение……………………………………………………………………….13 
 
Список использованной литературы……………………………………….......14 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 
 
             Труд – целенаправленная деятельность человека на удовлетворение своих культурных и социально-экономических потребностей. Характер и организация трудовой деятельности человека оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека. Многообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.

 
             В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также к различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный.

 
           В процессе физического и умственного труда у человека возникает определенный комплекс эмоций. Эмоции - это реакция человека на определенные условия. А производственная обстановка - комплекс факторов, которые положительно или отрицательно влияют на самочувствие и работоспособность нормального человека.

 
          Целью контрольной работы является изучение классификации условий труда, обеспечивающий целостность человека в трудовой среде. Необходимо  установить, как современные условия производства  и совокупность общественных отношений, которые устанавливаются и развиваются в современном обществе, влияют на здоровье работника.

 
            Улучшение условий труда и его безопасности приводит к снижению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, что сохраняет здоровье трудящихся и одновременно приводит к уменьшению затрат на оплату льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда. [5, 88.]

 
Формы деятельности человека

 
            Трудовая деятельность требует от человека высокой подвижности нервных процессов, быстрых и точных движений, повышенной активности восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональной устойчивости. Изучение человека в процессе труда осуществляют физиология и психология труда, а также другие науки, как-то: инженерная психология, эргономика, техническая эстетика и др.

 
           Физиология труда - раздел гигиены труда, посвященный изучению изменения функционального состояния организма человека под влиянием производственной деятельности и разработке рекомендаций по организации трудового процесса.

 
            Многообразные формы трудовой деятельности принято условно подразделять на труд физический и умственный. Физический труд требует большой мышечной активности и имеет место при отсутствии механизированных средств для работы  (труд сталевара, грузчика, овощевода и т.д.). Он развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же  время социально неэффективен, обладает низкой производительностью, требует длительного отдыха. [3, 81.]

 
          Механизированная форма труда требует социальных знаний и длительных навыков, в работу включаются мелкие мышцы рук, ног, которые обеспечивают скорость и точность движения, но однообразие простых действий, малый объем воспринимаемой информации приводят к монотонности труда.

 
          Труд, связанный с автоматическим и полуавтоматическим производством, имеет следующие недостатки: монотонность, повышенный темп и ритм работы, отсутствие творческого начала, так как обработкой  предметов занимается механизм, а человек выполняет простые операции по обслуживанию станков.

 

           Конвейерный труд отличается  дроблением процесса на операции, заданным темпом и ритмом, строгой последовательностью операций. Его недостатком является монотонность, приводящая к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению.

 
         Умственный труд связан с восприятием и переработкой большого количества информации и подразделяется на:

 
1) операторский - подразумевает контроль  за работой машин; отличается  высокой ответственностью и нервно-эмоциональным  напряжением;

 
2) управленческий - характеризуется  большим ростом объема информации  при нехватке времени для ее  переработки, большой личной ответственностью  за принятые решения, стрессовыми  и конфликтными ситуациями;

 
3) творческий труд - требует большого  объема памяти, напряжения, внимания; он приводит к повышению нервно-эмоционального  напряжения, тахикардии, повышению кровяного давления, изменению ЭКГ и другим сдвигам со стороны вегетативных функций;

 
4) труд преподавателей и медицинских  работников - это постоянный контакт  с людьми, повышенная ответственность, частая нехватка времени и  информации для принятия правильного  решения, что приводит к высокому  нервно-эмоциональному напряжению;

 
5) труд учащихся и студентов - подразумевает концентрацию памяти, внимания; присутствуют стрессовые  ситуации (экзамены, зачеты). [1, 46.]

 

 
Классификация условий трудовой деятельности

 
          Условия труда - это совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье в процессе труда. 
 
Условия труда подразделяются на 4 класса:

 
1. Оптимальные условия труда обеспечивают  максимальную производительность  труда и минимальную напряженность  организма человека. Оптимальные  нормативы установлены для параметров  микроклимата и факторов трудового  процесса. Для других факторов  условно применяют такие условия  труда, при которых уровни неблагоприятных  факторов не превышают принятых  в качестве безопасных для  населения. 
 
Сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются предпосылки для поддержания высокой производительности труда. При этом за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы не превышают уровней, принятых в качестве безопасных для населения.

 
2. Допустимые условия труда. При  них вредные воздействия не  превышают уровней, установленных  для рабочих мест, а возможные  изменения функционального состояния  организма восстанавливаются при  отдыхе, и не должны оказывать  неблагоприятного воздействия в  ближайшем и отдаленном периоде  на состояние здоровья работающих  и их потомства. Изменения функционального  состояния организма восстанавливаются  во время регламентированного  отдыха или к началу следующей  смены.

 
1 и 2 классы соответствуют безопасным  условиям труда.

 
3. Вредные условия труда, при которых  наличие вредных производственных  факторов, превышающих гигиенические нормы, оказывает неблагоприятное влияние на организм работающего и его потомство.

 
4. Опасные условия труда. Воздействие  вредных факторов в течение  смены создает угрозу для жизни, и существует высокий риск  возникновения тяжелых форм острых  профессиональных поражений. [3, 122.]

 
Условия труда могут быть также:

 
-  физические; 
 
- бытовые; 
 
- социальные; 
 
- производственные.  
 
           К физическим условиям труда относятся: температура, давление, загрязненность воздуха, влажность, сухость, освещенность, шум и вибрация, скорость движения воздуха. 
 
В результате воздействия на человека физических условий труда могут возникать:  
 
- переутомление; 
 
- переохлаждение;  
 
- перегрев;  
 
- загрязненность и сквозняк.  
 
         Комфортные условия включают: бытовые удобства, благоустроенность, уют. В соответствии с действующими нормативами, к комфортным относятся следующие условия: 
 
- t = 18-20 С°; 
 
- давление 760 мм рт. ст.; 
 
- минимальная скорость движения воздуха - 0,1 м/сек., 
 
- относительная влажность - 45 - 50% летом, 50 - 55% - зимой.

 
Особенности трудовой деятельности женщин и подростков

 
           При использовании на производстве труда женщин и подростков необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности их организма. 

 
           В подростковом возрасте наблюдается ускоренный рост костей скелета и мускулатуры, особенно конечностей, и вместе с тем - слабость связочного аппарата, более быстрая утомляемость мышц, нередки отклонения в развитии органов дыхания и желудочно-кишечного тракта.

 
          Для лиц в возрасте 16-18 лет установлена сокращенная - 36-часовая - рабочая неделя. Ограничено применение труда подростков при переносе тяжестей, а если работа связана именно с переносом тяжестей, то масса груза не должна превышать 4,1 кг.

 
          Анатомо-физиологические особенности женщин в некоторых случаях, при неудовлетворительной производственной обстановке, могут способствовать возникновению гинекологических заболеваний и повлиять на состояние репродуктивной функции женщин. Для работающих женщин регламентируют предельные величины переноски и перемещения грузов, вводят более благоприятные режимы труда и отдыха, ограничивают использование труда женщин в ночное время, устанавливают для них режим работы с неполным рабочим днем или с неполной рабочей неделей. 
 
Максимальная масса поднимаемого и перемещаемого женщинами груза, при условии чередования этого труда с другими видами работ до 2-х раз в час, составляет 10 кг, а при постоянном подъеме и перемещении тяжестей в течение рабочей смены - 7 кг. 

 
Поскольку организм женщины особенно уязвим во время беременности, существует необходимость перевода женщин на определенное время на работы, не связанные с опасностью воздействия тяжелых и вредных условий труда. [4, 51.]

 
Классификация условий труда по степени тяжесть и напряженности трудового процесса

 
            Энергозатраты человека в процессе жизнедеятельности определяются интенсивностью мышечной работы, степенью нервно-эмоционального напряжения, а также условиями окружающей человека среды. Суточные затраты энергии для лиц умственного труда составляют 10...12 МДж, работников механизированного труда и сферы обслуживания – 12,5...13 МДж, работников тяжелого физического труда – 17...25 МДж.

 
Специалистами по гигиене условия труда человека классифицированы по степени тяжести и напряженности трудового процесса и по показателям вредности и опасности факторов производственной среды (Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда»).

 
Факторы трудового процесса, характеризующие тяжесть физического труда, – это в основном мышечные усилия и затраты энергии: физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза, статическая нагрузка, рабочие позы, наклоны, перемещение в пространстве.

 
Факторы трудового процесса, характеризующие напряженность труда, – это эмоциональная и интеллектуальная нагрузка, нагрузка на анализаторы человека (слуховой, зрительный и т.д.), монотонность нагрузок. [2, 158.]

 
Труд по степени тяжести трудового процесса подразделяется на следующие классы: 
 
- легкий (оптимальные по физической нагрузке условия труда);

 
- средней тяжести (допустимые условия труда);

Информация о работе Классификация условий трудовой деятельности человека