Методические рекомендации по написанию и оформлению дипломных работ студентами факультета психологии и педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 21:15, реферат

Краткое описание

Одним из самых важным этапов подготовки высококвалифицированных психологов является подготовка и написание дипломной работы. Выпускная квалификационная работа (дипломный проект) предусмотрена Государственным стандартом высшего профессионального образования по специальности 020400 «Психология». Дипломная работа должна показать степень готовности студента решать теоретические и практические профессиональные задачи психолога. Дипломная работа должна выполняться на основе производственной практики, базироваться на конкретном (фактическом) материале, способствовать завершению подготовки психолога по разработке планов, программ, методик и процедур психологического исследования и психодиагностики, проведению тестирования, психологического консультирования, преподавания психологии, внедрения в практику работы с людьми активных методов и форм обучения и воспитания (социально-психологических тренингов, ролевых и деловых игр).

Содержание

Введение ………………………………………………………….. 5
Общие положения …………………………………………… 6
Организация подготовки и выполнения работы .….. 8
Выбор темы дипломной работы ……………………..….. 8
Назначение руководителя дипломной работы и выдача дипломного задания …………………………..……..
9
Формулирование замысла дипломной работы и порядок его воплощения ………………………………………
11
Порядок подбора и изучения литературных источников …………………………………………………………….
13
Сбор и анализ практического материала ……………... 14
Требования, предъявляемые к дипломной
Работе ……………………………………………………………
18
Структура выпускной квалификационной работы… 19
Содержание выпускной квалификационной
работы …………………………………………………………..
20
Оформление выпускной квалификационной
работы …………………………………………………………..
23
Общие рекомендации по написанию дипломной работы ………………………………………………………………
30
Введение ……………………………………………………….. 30
Основная часть дипломной работы ……………………. 32
Заключение и выводы …………………………………….. 33
Защита дипломной работы .……………………………... 33
Подготовка дипломной работы к защите …………….. 33
Процедура защиты дипломной работы в Государственной аттестационной комиссии ………………………
35
Критерии оценки дипломных работ по специальности «Психология» ……………………………………………..
38
Литература ……………………………….……………………. 42
Приложения ……………………………………………………… 43

Вложенные файлы: 1 файл

Гришина Наталья Владимировна доктор психологических наук, профес.doc

— 299.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 


 

Цель: определить активность учащегося на различных этапах урока.

Дата _________

Школа № ________ г. _____________________

Класс ________________ ученик (ученица)

Преподаватель ______________________________________________

                                                           фамилия, инициалы

Тема урока: _________________________________________________

 

Этапы урока

Активность  учащегося на уроке

 

Поднимает руку, чтобы ответить

Внимательно слушает

Тщательно выполняет задания

Задает вопросы

уточняющие

проблемные

Опрос д/з

         

Объяснение  нового материала

         

Закрепление изученного материала

         

Инструктаж  д/з

         

Примечания: _____________________________________________

 


 

Рис.1 Образец  оформления протокола наблюдения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пункт программы

Содержание

Вопрос

1. Исполнитель  эксперимента

Фамилия, имя, отчество

 

2. Педагогическая  цель

Ожидаемый результат  пед. деятельности, выраженный в позитивных изменениях, появившихся у учащихся благодаря экспериментальной разработке

Что хотите изменить в ученике? Какие качества личности хотите воспитать в ученике за счет экспериментальных действий? Какие способности хотите развить? Какие изменения в обученности ученика предполагаете?

3. Цель эксперимента

Ожидаемый результат  деятельности экспериментатора, выраженный в получении нового знания о психологической действительности

Что хотите разработать  и апробировать? Что (какие экспериментальные  разработки) будете внедрять и проверять? Что будет апробироваться: программа, концепция, методика и т.д.?

3. Гипотеза

Логически обоснованное предположение, совокупность психологических воздействий

Что предполагаете? В чем состоит совокупность психологических действий, направленных на достижение цели? Что будете проверять?

5. Диагностический инструментарий

Средства оценивания результатов эксперимента: анкеты, тесты, стенограммы

С помощью чего будет осуществляться контроль за результатами? С помощью какого типа задач или заданий будет проверяться результативность эксперимента?

6. Критерии оценки ожидаемых результатов

Признаки, на основании  которых производится оценка эффективности экспериментальной разработки

С помощью каких  признаков в изменении состояния  обследуемых будет оцениваться результативность экспериментальных материалов? Как вы предполагаете их фиксировать, диагностировать, какие изменения произошли в обследуемых?


 

Рис. 2 Вариант  структуры программы эксперимента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ

 

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования «..выпускная квалификационная работа по специальности 020400 «Психология» представляет собой законченную разработку, включающую результаты эмпирического или теоретического исследования, или обоснованный проект коррекционной, тренинговой или диагностической методики. В работе должны быть сбалансировано представлены теоретическое обоснование и выполненная исследовательская, практическая или методологическая работа. Дипломная работа должна выявлять высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности. Объем ее, как правило, должен быть в пределах 50-85 страниц стандартного печатного текста».

Поэтому дипломная  работа по специальности «Психология» должна:

— быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития психологии в  условиях рыночной экономики;

— носить научно-исследовательский  характер в области психологии;

    • содержать теоретическую главу и главы, посвященные анализу фактического эмпирического материала, т.е. иметь экспериментально-практическую часть (с аналитическими таблицами, графиками, диаграммами и т.п.);
    • характеризовать умение специалиста самостоятельно решать научно-практические проблемы, в том числе, адекватно использовать психологические методы и грамотно интерпретировать результаты психодиагностических исследований;

— показать добросовестность студента в использовании данных исследований и опубликованных материалов других авторов. (Во всех случаях заимствования результатов статистического анализа и материалов других авторов требуется делать ссылки на источники их опубликования с указанием наименования труда, издательства места и года издания, страницы. Дипломные работы без ссылок на источники заимствованного материала к защите не допускаются).

В общем виде можно выделить три группы требований к дипломной работе: требования к  оформлению, требования к структуре, требования к содержанию.

 

3.1. Структура  выпускной квалификационной работы

 

Структура дипломной  работы определяется выбранной темой  и степенью ее сложности. Рекомендуется  следующая примерная структура  дипломной работы:

 

1) титульный  лист (приложение 1);

2) реферат;

3) оглавление;

4) введение;

5) основная часть;

6) заключение  и выводы;

7) библиография;

8) приложения;

9) иллюстративный  материал.

 

Обычно работа над дипломным проектом начинается с определения методологии проведения исследования и составления плана дипломной работы.

План дипломной  работы представляет собой составленный в определенном порядке перечень глав и развернутый перечень вопросов, которые должны быть освещены в работе.  План дипломной работы студент составляет самостоятельно, с учетом замысла исследования. Однако при всем многообразии индивидуальных подходов к плану дипломных работ традиционным является следующий план дипломной работы.

 

Введение

Глава 1 (c полным наименованием главы).

Глава 2 (с полным наименованием главы).

Глава 3 (с полным наименованием главы).

Заключение.

Выводы.

Практические рекомендации.

Библиография.

Приложения.

 

Согласно традиционной структуре дипломной работы, в  каждой главе должно быть, как правило, по 2-3 параграфа (рассматриваемых вопроса).

План дипломной  работы согласовывается с научным  руководителем дипломной работы. В процессе работы план дипломной работы может уточняться. Могут расширяться отдельные главы и параграфы, вводиться новые параграфы, за счет собранного материала, представляющего интерес. Другие параграфы, наоборот, могут сокращаться либо опускаться.

  • Содержание выпускной квалификационной работы
  •  

    Материал дипломной  работы следует излагать в соответствии с названием и целевой установкой

    Дипломная работа должна быть логически выдержана, все  части в ней должны быть связаны. Логика изложения текста предусматривает увязку содержания отдельных глав между собой и отдельных разделов внутри глав. При этом текст должен быть разделен на абзацы. Каждый абзац должен отражать одну законченную мысль. Однако нельзя слишком дробить текст, отделяя одну фразу от другой, если между ними есть смысловая связь.

    Разработка  каждой составной части имеет  свои особенности.

     

    Реферат должен в кратком виде (в объеме до одной рукописной страницы) содержать цель и объект дипломного исследования, полученные результаты и новизну, степень внедрения и область применения, данные об объеме работы, количество разделов, иллюстраций, таблиц, приложений, использованных источников.

     

    Во  введении следует сформулировать, в чем заключается новизна и актуальность описываемой работы, и обоснованность по существу необходимости ее проведения. Оно должно кратко характеризовать современное состояние научной проблемы, которой посвящена работа. Формулируются проблема и круг вопросов, необходимых для ее решения; определяется цель работы с ее расчленением на взаимосвязанный комплекс задач, подлежащих решению для раскрытия темы; указываются объект и предмет исследования, используемые методы анализа и литературные источники.

    Основная  часть. Выпускная квалификационная работа содержит, как правило, три главы, каждая из которых в свою очередь делится на 2-3 параграфа.

    Первая  глава носит общетеоретический (методологический) характер. В ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к ее решению, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции студента. Эта глава служит теоретическим обоснованием будущих разработок. Вторая глава характеризует методологию исследования. Содержит характеристику обследованных людей, описывает какие психологические методы были использованы и как велась обработка первичных результатов. Кроме этого в данной главе дается характеристика проведенного эксперимента. Третья глава посвящена описанию и анализу результатов собственных исследований. Завершается основная часть как правило практическими предложениями. Причем все предложения и рекомендации должны носить конкретный характер, быть доведены до стадии разработки, обеспечивающей их практическое применение.

    Следует обратить внимание на то, что в тексте работы должны быть следующие сведения об экспериментальной части работы:

    1) Полный перечень  использованных методик, их описание, обоснование выбора методик. Если в работе использовались известные (распространенные) методики, их подробно описывать не надо. Необходимо привести ссылки на источники информации или поместить в приложении описание методик.

    2) Описание выборки  испытуемых: количество, состав по  полу, возрастные параметры (размах, средний возраст), социо-демографические характеристики.

    3) Описание условий  и процедуры эксперимента.

    4) Сводные таблицы  сырых данных. Полные копии протоколов эксперимента не требуются, но исходные данные определенным образом должны быть представлены в работе. Если таблицы чрезмерно громоздки, то допускается их приведение в приложении. В приложении также можно поместить и несколько наиболее интересных или типичных протоколов или их копии, выдержки из протоколов, рисунки испытуемых и т.д.

    5) Результаты  математико-статистической обработки  данных, которые как правило приводятся в виде таблиц или графических рисунков.

    6) Описание математико-статистического  анализа, сведения об уровнях  значимости, достоверности сходства и различий.

    В этом разделе  работы должно быть подробно и последовательно изложено содержание выполненного исследования, описаны все промежуточные и окончательные результаты, в том числе результаты отрицательные.

    В части, посвященной  описанию экспериментов, должна описываться программа экспериментов, излагаться их сущность, оцениваться точность и достоверность полученных данных, сопоставляться с теоретическими данными.

    Обязательным  для выпускной квалификационной работы является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы.

     

    В заключении логически последовательно обосновываются на основе результатов проведенного теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришел студент в результате исследования.  В конце заключения эти выводы приводятся отдельно, в виде четко сформулированных положений.

    Основные выводы должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок. Пишутся они тезисно (по пунктам) и должны отражать основные выводы по теории вопроса, по проведенному анализу и всем предлагаемым направлениям совершенствования проблемы с оценкой их эффективности по конкретному объекту исследования.

    1) Число выводов не имеет особенного значения, но лучше воспринимается количество равное 5-7. При большем их количестве желательно вводить в перечень выводов дополнительное структурирование, т.е. разбивать их на группы по некоторому логическому основанию.

    2) Выводы должны  содержать оценку соответствия результатов поставленным задачам, оценку продвижения в решении проблемы.

    3) Каждая поставленная задача должна быть определенным образом отражена в выводах.

     

    В приложении следует представлять вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст.

    К вспомогательному материалу могут относится промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, методики, распечатки на ЭВМ, иллюстрации вспомогательного характера и другие документы.

    Если приложений больше десяти, их следует объединить по видам: промежуточные математические расчеты, результаты испытаний и т.д.

     

    Графический (иллюстративный) материал

    Информация о работе Методические рекомендации по написанию и оформлению дипломных работ студентами факультета психологии и педагогики