Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 21:15, реферат
Одним из самых важным этапов подготовки высококвалифицированных психологов является подготовка и написание дипломной работы. Выпускная квалификационная работа (дипломный проект) предусмотрена Государственным стандартом высшего профессионального образования по специальности 020400 «Психология». Дипломная работа должна показать степень готовности студента решать теоретические и практические профессиональные задачи психолога. Дипломная работа должна выполняться на основе производственной практики, базироваться на конкретном (фактическом) материале, способствовать завершению подготовки психолога по разработке планов, программ, методик и процедур психологического исследования и психодиагностики, проведению тестирования, психологического консультирования, преподавания психологии, внедрения в практику работы с людьми активных методов и форм обучения и воспитания (социально-психологических тренингов, ролевых и деловых игр).
Введение ………………………………………………………….. 5
Общие положения …………………………………………… 6
Организация подготовки и выполнения работы .….. 8
Выбор темы дипломной работы ……………………..….. 8
Назначение руководителя дипломной работы и выдача дипломного задания …………………………..……..
9
Формулирование замысла дипломной работы и порядок его воплощения ………………………………………
11
Порядок подбора и изучения литературных источников …………………………………………………………….
13
Сбор и анализ практического материала ……………... 14
Требования, предъявляемые к дипломной
Работе ……………………………………………………………
18
Структура выпускной квалификационной работы… 19
Содержание выпускной квалификационной
работы …………………………………………………………..
20
Оформление выпускной квалификационной
работы …………………………………………………………..
23
Общие рекомендации по написанию дипломной работы ………………………………………………………………
30
Введение ……………………………………………………….. 30
Основная часть дипломной работы ……………………. 32
Заключение и выводы …………………………………….. 33
Защита дипломной работы .……………………………... 33
Подготовка дипломной работы к защите …………….. 33
Процедура защиты дипломной работы в Государственной аттестационной комиссии ………………………
35
Критерии оценки дипломных работ по специальности «Психология» ……………………………………………..
38
Литература ……………………………….……………………. 42
Приложения ……………………………………………………… 43
В соответствии с этим Положением, к защите выпускной дипломной работы допускаются лица, завершившие полный курс обучения и успешно прошедшие все аттестационные испытания (экзамены и зачеты), предусмотренные учебным планом.
В Положении об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации определено, что защита дипломных работ проводится на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава. На защите руководитель работы и рецензент пользуются правом совещательного голоса. Участие рецензента в заседании необязательно.
Готовясь к защите работы, дипломник составляет тезисы выступления, оформляет наглядные пособия, продумывает ответы на замечания рецензента.
Защита выпускной квалификационной работы производится на заседании ГЭК.
Для доклада основных положений дипломной работы, обоснования выводов и предложений студенту предоставляется 15-20 минут.
В своем выступлении на заседании ГЭК дипломник должен отразить:
- актуальность темы;
- теоретические и методические положения, на которых базируется дипломная работа;
- результаты эксперимента и проведенного анализа изучаемого явления;
- конкретные
предложения по решению
Дипломник делает краткое сообщение (не более 10 минут), в котором излагает цель, задачи, предмет и методы исследования, гипотезу, результаты и выводы, обосновывает их, отмечает практическую значимость. По окончании сообщения студент отвечает на вопросы. Вопросы по содержанию дипломной работы могут быть заданы не только членами комиссии, но и любым присутствующим на защите.
Выступление не должно включать теоретические положения, заимствованные из литературных или нормативных документов, ибо они не являются предметом защиты. Особое внимание необходимо сосредоточить на собственных разработках.
В процессе выступления необходимо корректно использовать наглядные пособия. Они необходимы для усиления доказательности выводов и предложений студента, облегчить его выступление. Следует помнить: наглядные пособия при защите необходимы студенту, а не членам экзаменационной комиссии.
После выступления студента, оглашения отзыва руководителя, а также внешней рецензии дипломник отвечает на заданные ему вопросы и замечания научного руководителя, рецензента, председателя и членов ГЭК, а также присутствующих на защите.
Затем автор дипломной работы высказывает свое мнение по поводу замечаний, сделанных в отзыве и рецензии, и отвечает на вопросы, заданные ему в ходе защиты.
После этого происходит обмен мнениями, в котором могут принять участие все желающие.
В заключение автор получает возможность в кратком выступлении разъяснить положения, которые вызвали возражения, прокомментировать замечания, дать необходимые справки, привести дополнительные материалы.
По окончании публичной защиты ГЭК на закрытом заседании обсуждает результаты защиты выпускных квалификационных работ, оценивает их с учетом сдачи государственных экзаменов, принимает решение о присвоении студенту-дипломнику соответствующей квалификации.
Решения государственных аттестационных и экзаменационных комиссий принимаются простым большинством голосов членов комиссий, участвующих в заседании. При равном числе голосов мнение председателя является решающим.
Результаты любого из видов испытаний, включенных в итоговую государственную аттестацию, определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний экзаменационных комиссий.
Оценка дипломной работы дается членами Государственной аттестационной комиссии на ее закрытом заседании. Комиссией принимается во внимание содержание работы, качество расчетов, обоснованность выводов и предложений, содержание доклада студента-дипломника, отзывы на дипломную работу, уровень теоретической, научной и практической подготовки студента.
Оценки дипломных работ объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протокола заседания комиссии.
По результатам итоговой аттестации выпускников государственная комиссия по защите выпускных квалификационных (дипломных) работ принимает решение о присвоении им квалификации по направлению (специальности) и выдаче диплома о высшем образовании.
Решения государственных аттестационных и экзаменационных комиссий принимаются на заседаниях простым большинством голосов ее членов, участвовавших в заседании. При равном числе голосов голос председателя является решающим.
Студент, не прошедший в течение установленного срока обучения всех аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации, отчисляется из высшего учебного заведения и получает академическую справку или, по его просьбе, диплом о неполном высшем образовании.
Получение оценки «неудовлетворительно» на итоговом экзамене по какой-либо дисциплине не лишает студента права продолжить обучение и сдавать итоговые экзамены по другим дисциплинам.
Студентам, не проходившим аттестационных испытаний по уважительной причине, решением ректора вуза может быть удлинен срок обучения до следующего периода работы государственной аттестационной комиссии, но не более одного года.
После защиты дипломная работа остается на выпускающей кафедре. Таблицы и схемы остаются на кафедре и могут быть использованы в учебном кабинете в качестве наглядных пособий.
По результатам итоговой государственной аттестации выпускников экзаменационная комиссия по защите выпускных квалификационных работ принимает решение о присвоении им квалификации по специальности (направлению) и выдаче диплома о высшем образовании.
Государственная экзаменационная комиссия принимает также решения о выдаче диплома с отличием и рекомендации в аспирантуру. Студент, не защитивший выпускную квалификационную работу, допускается к повторной защите только один раз в течение трех лет после окончания учебного заведения.
Для студентов, не защитивших выпускную квалификационную работу в установленные сроки по уважительной причине, подтвержденной документально, председателем ГЭК может быть назначена специальная защита, но только в дни графика заседания комиссии.
После защиты диплома работы хранятся в высшем учебном заведении, сначала в фондах библиотеки или в учебных кабинетах выпускающих кафедр. По истечении пятилетнего срока дипломные работы передаются в архив вуза.
Бывают случаи, когда защита дипломной работы признается неудовлетворительной. Тогда Государственная аттестационная комиссия устанавливает, может ли студент представить к вторичной защите ту же работу с соответствующей доработкой, определяемой комиссией, или же студент обязан разработать новую тему, которая должна быть определена выпускающей кафедрой после первой зашиты.
Результаты защиты дипломных работ изучаются Государственной аттестационной комиссией и отражаются в отчете председателя ГАК.
5.3. Критерии оценки дипломных
работ по специальности «
В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации, итоговая государственная аттестация выпускников проводится в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, по направлениям и специальностям, предусмотренным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, и завершается выдачей диплома государственного образца.
Итоговая государственная аттестация выпускника состоит из одного или нескольких аттестационных испытаний, предусмотренных в учебном плане, и защиты выпускной квалификационной работы в форме дипломной работы или дипломного проекта.
По специальности «Психология» учебным планом предусмотрена защита дипломной работы.
Защита дипломной работы заканчивается выставлением оценок.
«Отлично» выставляется за дипломную работу, которая носит исследовательский характер, имеет грамотно изложенную теоретическую главу, глубокий психологический анализ, логичное, последовательное изложение материала с соответствующими выводами и обоснованными предложениями. Она имеет положительные отзывы научного руководителя и рецензента. При ее защите студент показывает глубокие знания вопросов темы, свободно оперирует данными исследования, вносит обоснованные предложения по реализации полученных в исследовании результатов в повседневную практику, во время доклада умело использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики и т.п.) или раздаточный материал, легко отвечает на поставленные вопросы.
«Хорошо» выставляется за дипломную работу, которая носит исследовательский характер, имеет грамотно изложенную теоретическую главу, в ней представлены достаточно подробный психологический анализ, последовательное изложение материала с соответствующими выводами, однако с не вполне обоснованными предложениями. Она имеет положительный отзыв научного руководителя и рецензента. При ее защите студент показывает знания вопросов темы, оперирует данными исследования, вносит предложения по улучшению взаимодействия всех структур учебно-воспитательного процесса, во время доклада использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики и т.п.) или раздаточный материал, без особых затруднений отвечает на поставленные вопросы.
«Удовлетворительно» выставляется за дипломную работу, которая носит исследовательский характер, имеет теоретическую главу, базируется на практическом материале, но имеет поверхностный анализ, в ней просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные предложения. В отзывах руководителя и рецензента имеются замечания по содержанию работы и методике анализа. При ее защите студент проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы, не дает полного аргументированного ответа на заданные вопросы.
«Неудовлетворительно» выставляется за дипломную работу, которая не носит исследовательского характера, не имеет анализа и практического разбора особенностей организации учебно-воспитательного процесса, не отвечает требованиям, изложенным в методических указаниях кафедры. В работе нет выводов либо они носят декларативный характер. В отзывах руководителя и рецензента имеются критические замечания. При защите дипломной работы студент затрудняется отвечать на поставленные вопросы по ее теме, не знает теории вопроса, при ответе допускает существенные ошибки. К защите не подготовлены наглядные пособия и раздаточный материал.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ (принят Государственной Думой 12 июля 1995 г.).
Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 2 августа 1996 г. № 125-ФЗ.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (утвержден постановлением Госкомвуза России от 12 августа 1994 г. № 940).
Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации (утверждено постановлением Госкомвуза России от 25 мая 1994 г. № 3).
ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».— М., 1984.
Будин К. С., Веселов П. В. Как оформить научную работу. - М.: Высшая школа. 1973.
Вахрин П.И. Методика подготовки и процедура защиты дипломных работ по специальности «Финансы и кредит»: Учебное пособие. М., Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999. - 44 с.
Кузин Ф. А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты.— М.: «Ось-89». 1997.
Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. 2-е издание, дополненное. С-Пб., 1995, 136 с.
Куликов Л.В. Методология и методы психологического исследования. Учебное пособие. С-Пб., ЛГОУ, 1999, 100 с.
НАУЧНЫЕ РАБОТЫ: Методика подготовки и оформления. Сост. И.Н. Кузнецов, Мн., Амалфея, 1998, 272 с.
Новиков А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М.: АПО. 1996.
Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык. 1986.
Организационно-методический сборнИК материалов для студентов-гуманитариев и слушателей-бакалаврантов о правилах оформления рефератов, контрольных и дипломных работ. Учеб.-метод. Пособие, Сост. Батаршев А.В. Псков, Издательство Псковского областного института повышения квалификации работников образования, 1998. - 144 с.
Эхо Ю. Практическое руководство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, рефераты, диссертации: успех без лишних проблем. М., Металлургия, 1996. 112 с.
Приложение 1
Образец оформления заявления о закреплении темы
дипломной работы