Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 10:35, реферат
Охрана труда в широком смысле слова - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Охрана труда как институт трудового права - это совокупность норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников.
Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Понятие и содержание охраны труда……………………...…………………..5
2. Ответственность должностных лиц и других работников за нарушение законодательства об охране труда………………………………………………..8
3. Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства…………………………………………………………………18
4. Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде……...23
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………………...32
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и содержание охраны труда……………………...…………………..5
2. Ответственность должностных лиц и других работников за нарушение законодательства об охране труда………………………………………………..8
3. Государственный
контроль и надзор за соблюдением трудового
законодательства……………………………………
4. Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде……...23
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников…………………………………………...
Введение
Охрана труда в широком смысле слова - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Охрана труда как институт трудового права - это совокупность норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников. Как правовой институт охрана труда включает в себя нормы, устанавливающие права и обязанности работников и работодателей по вопросам безопасности и гигиены труда, а также конкретизирующие их с помощью правил и инструкций по охране труда; специальные нормы о компенсациях для лиц, работающих в тяжелых, вредных или опасных условиях; нормы об охране труда женщин, несовершеннолетних работников, лиц с пониженной трудоспособностью; нормы, регулирующие организацию работы по охране труда; правила расследования и учета несчастных случаев на производстве.
Охрана
труда имеет социальное, экономическое
и правовое значения. Социальное значение
охраны труда состоит в том, что
охрана труда способствует укреплению
(сохранению) здоровья работников от вредных
и опасных производственных факторов.
Экономическое значение охраны труда
реализуется в росте
В
правовом регулировании охраны труда
широко сочетаются централизованные нормы
трудового законодательства, которые
устанавливают минимум правовых
мер по охране труда, с договорным
методом, повышающим, конкретизирующим
этот минимум на основании соглашений,
коллективных договоров, а также
трудовых договоров.
Согласно
ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация
социальное государство, политика которого
направлена на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное
развитие человека. В Российской Федерации
охраняются труд и здоровье людей, устанавливается
гарантированный минимальный
Охрана труда система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст.209 ТК РФ). Выраженные в правовой форме и в первую очередь закрепленные в трудовом законодательстве, все эти нормы образуют важнейший правовой институт особенной части трудового права, хотя, конечно, нельзя при этом не учитывать, что под охраной труда в широком смысле слова следует понимать все трудовое право, поскольку все его нормы направлены на защиту интересов всех работающих.
В правовом регулировании охраны труда широко сочетаются централизованные нормы трудового законодательства, которые устанавливают минимум правовых мер по охране труда, с договорным методом, повышающим, конкретизирующим этот минимум на основании соглашений, коллективных договоров, а также трудовых договоров.
Статья 37 Конституции РФ декларирует, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Основными нормативными актами об охране труда являются: Основы законодательства об охране здоровья граждан, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации", иные нормативные правовые акты, принятые Президентом РФ, Правительством РФ, Министерством труда и социального развития РФ, специализированными федеральными инспекциями по надзору за охраной труда (Госкомсанэпиднадзором, Госгортехнадзором и др.). В настоящее время действуют единые отраслевые и межотраслевые правила по технике безопасности и производственной гигиене труда, многие из которых в целях унификации требований по охране труда взяты в стандарты, и разработана федеральная и отраслевая система стандартов безопасности труда.
Каждый работник имеет право на охрану труда, которое является основным правом, закрепленным в ст. 37 Конституции РФ и ст. 21 и 219 ТК РФ. Право на охрану труда работник реализует в процессе трудовой деятельности.
Содержание права на охрану труда включает право работника на:
Статья
220 Трудового кодекса РФ закрепляет
гарантии права работников на труд
в условиях, соответствующих требованиям
охраны труда.
2. Ответственность
должностных лиц
и других работников
за нарушение законодательства
об охране труда
Основным нормативным актом, содержащим нормы по охране труда, является ТК РФ. Статья 212 ТК РФ перечисляет основные обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. В Постановлении Правительства №399 перечислены правовые акты, содержащие нормативные требования по охране труда.
В ТК РФ достаточно четко и подробно изложены основные права и обязанности сторон трудовых правоотношений, в том числе работодателя. Так, к числу основных обязанностей работодателя, предусмотренных ст. 22 ТК РФ, относятся:
обязанность
соблюдать законы и иные нормативные
правовые акты, локальные нормативные
акты, условия коллективного
предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;
выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату;
обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда;
исполнять
предписания государственных
Статьей 362 ТК РФ предусмотрено, что руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, установленных федеральными законами.
Применение
того или иного вида юридической
ответственности зависит от характера
нарушения трудовых прав работника, степени
тяжести нарушений и некоторых других
обстоятельств. Поэтому за нарушение трудового
законодательства предусмотрены различные
виды юридической ответственности: административная,
дисциплинарная, гражданско-правовая
и уголовная (ст. 419 ТК РФ).
2.1
Административная
ответственность
Административная ответственность заключается в применении к виновным лицам мер административного взыскания, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В настоящее время этот вид юридической ответственности за нарушение трудовых прав граждан является наиболее распространенным.
Административная
ответственность может
Характеризуя
меры административной ответственности,
нельзя не отметить, что пределы
административной юрисдикции органов
Федеральной инспекции труда
РФ существенно расширились по сравнению
с ранее действовавшим
В соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ Федеральная инспекция труда РФ и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, 5.28–5.34, 5.44 КоАП РФ.
Так, нарушение работодателем (его полномочным представителем) практически любой нормы законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).
Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.28 КоАП РФ).
Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.29 КоАП РФ).
Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего от заключения коллективного договора, соглашения влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.30 КоАП РФ).
Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.31 КоАП РФ).
Информация о работе Надзор и контроль исполнения законодательства по охране труда