Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 10:35, реферат
Охрана труда в широком смысле слова - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Охрана труда как институт трудового права - это совокупность норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников.
Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Понятие и содержание охраны труда……………………...…………………..5
2. Ответственность должностных лиц и других работников за нарушение законодательства об охране труда………………………………………………..8
3. Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства…………………………………………………………………18
4. Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде……...23
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………………...32
-
принимать участие в
-
принимать участие в
-
принимать участие в
-
обращаться в соответствующие
органы с требованием о
Профессиональные
союзы, их инспекции труда при
осуществлении указанных
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
Вышеизложенные права конкретизированы в Типовом положении об уполномоченном профсоюзного комитета по охране труда, утвержденном постановлением исполкома Генсовета ФНПР от 16 июня 1994 года. В частности, Типовым положением предусмотрено, что уполномоченный профкома по охране труда имеет право: контролировать соблюдение в подразделениях законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда; проверять выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, а также разработанных на основании результатов расследования несчастных случаев; принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию средств труда; получать информацию от руководителей и иных должностных лиц своих подразделений и предприятий о состоянии условий и охраны труда, произошедших несчастных случаях на производстве; обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии несчастных случаев на производстве, и др. Вопросы организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива изложены в Рекомендациях, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 08.04.1994 N 30.
Защитная функция профсоюзов не ограничивается проведением проверок соблюдения законодательства о труде. Согласно ст. 371 ТК РФ, работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных Кодексом. Например, ч. 5 ст. 73 ТК работодателю предоставлено право с учетом мнения выборного профсоюзного органа в целях сохранения рабочих мест при массовом увольнении работников вводить режим неполного рабочего времени на срок до 6 месяцев. Статьей 99 ТК допускается привлечение к сверхурочным работам по инициативе работодателя с письменного согласия работника и в некоторых случаях с учетом мнения представительного органа работников. Дополнительно к установленным Трудовым кодексом в коллективные договоры, локальные нормативные акты организаций могут включаться иные случаи, когда при вынесении решений работодатель обязан учитывать мнение профсоюзного органа, как это предусмотрено ст. 372 ТК РФ.
Защитная функция профсоюзов реализуется также и в форме обязательного участия их выборного органа в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя (ст. 373 ТК). Его участие обязательно при решении вопросов: о возможном сокращении численности или штата работников (ч. 1 ст. 82 ТК); об увольнении работников, являющихся членами профсоюза, в связи с сокращением численности или штата организации, из-за недостаточной квалификации или вследствие неоднократного неисполнения такими работниками без уважительных причин трудовых обязанностей (ч. 2 ст. 82 ТК). Увольнение работников по указанным основаниям производится с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа данной организации. Оно должно быть в письменной форме представлено работодателю в течение 7 рабочих дней с момента получения проекта приказа о предстоящем увольнении работников, состоящих членами профсоюза. Не представленное в семидневный срок мнение или немотивированное мнение работодатель может не учитывать. Порядок учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа установлен ст. 373 ТК.
Частью 3 ст. 82 ТК РФ предусмотрено, что при проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работника по подпункту "б" п. 3 ст. 81 ТК, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается член комиссии от соответствующего выборного профсоюзного органа. В случае несоблюдения работодателем этого требования результаты аттестации будут считаться недействительными. В организации коллективным договором может быть установлен иной порядок обязательного участия выборного профсоюзного органа данной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя (ч. 4 ст. 82 ТК).
Заключенные
с рядом российских профобъединений
соглашения, совместные письма в регионы
о взаимодействии (с ФНПР, Конгрессом
российских профсоюзов, Нефтегазстройпрофсоюзом
России, СОЦПРОФом, ЦК Общероссийского
профсоюза рабочих местной промышленности
и коммунально-бытовых предприятии, ЦК
профсоюза "Торговое единство", Российским
профсоюзом работников рыбного хозяйства,
ЦК профсоюза работников оборонных отраслей
промышленности, Росуглепрофом, Всероссийской
конфедерацией труда, Конфедерацией труда
России, Общероссийским объединением
профсоюзов "Российская конфедерация
транспортников" и др.) позволили более
системно и целенаправленно проводить
эту работу. Аналогичные совместные с
республиканскими советами профсоюзов,
с федерациями профсоюзов и др. профобъединениями
документы приняты и в большинстве субъектов
Российской Федерации.
Заключение
В
данной работе рассмотрены наиболее
значимые вопросы касательно темы охраны
труда с точки зрения трудового
права. Так же представлена современная
Государственная система
Для более эффективной работы этой системы в настоящее время недостаточно жестких экономических механизмов, способных заставить как работодателя, так и работника соблюдать норму права, заложенную в законодательстве, а существующие механизмы не всегда эффективны в полной мере.
Необходимо,
чтобы изменилась логика, целевая
установка управления охраной труда
от прямого контроля и принуждения
к экономической
Если
проанализировать подходы, принятые в
Европейском Сообществе, а также
в других национальных законодательствах,
то там центральное место занимает
тактика снижения профессионального
риска. Такая логика действий диктуется
реализацией системы
Формирование в Российской Федерации новых подходов в государственной системе управления охраной труда с применением экономических механизмов вносят существенные изменения в структуру издержек производства предприятий.
Возложение ответственности за состояние условий и охраны труда на работодателя приводит к увеличению им расходов в связи с введением дифференцированных страховых тарифов системы обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Таким
образом, введение новых экономических
механизмов будет способствовать дальнейшему
развитию системы Государственного управления
охраной труда в России.
Список использованных
источников
Информация о работе Надзор и контроль исполнения законодательства по охране труда