Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 20:56, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в изучение методики обучения обеспечения безопасности при активном отдыхе в природных условиях в школьном курсе ОБЖ.
В соответствии с поставленной целью в работе выдвигаются следующие задачи:
1. изучить возможные опасности при активном отдыхе в природных условиях Забайкалья;
2. проанализировать содержание и структуру 6 класса по теме исследования;
3. изучить наиболее эффективные формы и методы обучения школьников обеспечения безопасности при активном отдыхе в природных условиях
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Активный отдых в природных условиях и правила безопасности………………………………………………………………….…..5
Общие правила безопасности при активном отдыхе в природных условиях………………………………………………………….…..5
Опасные ситуации в природных условиях, характерные для Забайкальского края……………………………………………………………....7
Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях в содержание школьного курса ОБЖ 6 класса. …….………………16
Вывод по главе 1………………………………………………………...18
Глава 2. Методика подготовки учащихся к обеспечению безопасности при активном отдыхе в природных условиях ……….…....19
Формы и методы обучения школьников по обеспечению безопасности при активном отдыхе в природных условиях…………….……19
Методическая разработка урока для 6 класса…………..……….22
Организация практических занятий, внеклассной работы по обучению безопасности при активном отдыхе ……………………..………..28
Вывод по главе 2……………………………………………….………...31
Заключение…………………………………………………………….…32
Библиографический список……………………………………………34
На уроках учащиеся изучают лечебный свойства растений которые понадобятся при оказание помощи, самопомощи. Практически учатся оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему. Рассматривают разные виды ушибов, порезов, вывихов, и способы их устранения. Знакомятся с разными опасными животными и насекомыми: дикими зверями, змеями, пчелами, клещами, паукообразными, и изучают методы обеспечения безопасности при встречи с ними. Так же они изучают порядок действий при помощи утопающему, человеку получившему солнечный удар. [16]
Вывод по главе 1.
Активный отдых требует большого внимания к безопасности каждого человека. Существуют установки, правила и договорённость между участниками группы. Здесь обговариваются все детали, вопросы о том, что должен взять с собой в поход каждый. Также разрабатывается маршрут, по которому собираются идти. Но нельзя забывать об опасных ситуациях, которые могут возникнуть в природных условиях. Это и погодные явления, лесные пожары, опасные животные и насекомые. В курсе ОБЖ 6 класса учащиеся проходят тему: «Экстремальная ситуации в природе и первоочередные действия человека, попавшего в нее». В ходе изучения школьник рассматривают виды опасных ситуаций и первую помощь в природных условиях.
Глава 2. Методика подготовки учащихся к обеспечению безопасности при активном отдыхе в природных условиях.
2.1 Формы методы обучения школьников к обеспечению безопасности при активном отдыхе в природных условиях.
Учителям ОБЖ в особенности нужно обратить внимание на адаптацию учеников 6 класса. Осуществляя образовательный процесс в 6 классе, необходимо относится бережно к учащимся, не забывать, что это вчерашние ученики начальной школы, вводить больше игровых моментов, смену видов деятельности.
Для развития познавательной деятельности необходимо использование для познания учащимися окружающего мира методы наблюдения, измерения, опыта, эксперимента, моделирования и др., способствующих определению структуры объекта познания, поиску и выделению значимых функциональных связей и отношений между частями целого, развитию умений разделять процессы на этапы, звенья; выделять характерные причинно-следственные связи.
Метод проблемного изложения способствует развитию у учащихся навыков определения адекватных способов решения ситуационной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинирования известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, а также развитию умений сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.
Использование практических и лабораторных работ, самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности, выполнение несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений, описание результатов этих работ, способствует творческому решению учебных и практических задач, развитию умений мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения проблемы.
Включение учащихся в игровую деятельность способствует адекватному восприятию устной речи и развитию способности передавать информацию в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью задания игрового сюжета, владеть монологической и диалогической речью, уметь вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), уметь перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), использование для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.
Задания для самостоятельной организации учебной деятельности способствуют развитию умений ставить цели, планировать, определять оптимальное соотношение цели и средств; овладению навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий; поиску и устранению причин возникших трудностей; оцениванию своих учебных достижений, поведения, своего физического и эмоционального состояния; соблюдению норм поведения в окружающей среде.
Применение методов группового взаимодействия способствует овладению умениями совместной деятельности: согласованию и координации деятельности с другими ее участниками; объективному оцениванию своего вклада в решение общих задач коллектива; учету особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.); оцениванию своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей; использованию своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Учитывая особенности младшего подросткового периода и содержание изучаемых тем, для достижения эффективности организации образовательного процесса необходимо:
2.2 Методическая разработка урока для 6 класса на тему «Как подготовиться к походу, чтобы не попасть в экстремальную ситуацию».
Цель урока: воспитание культуры безопасного поведения в природной среде.
Задачи:
Ход урока
На доске проецируется слайд 1, настраивающий учеников на урок по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Вводное слово учителя.
Проверка домашнего задания.
Давайте вспомним с вами материал предыдущих уроков. Отвечая на вопросы, вы получите конверты с карточками, которые вам пригодятся при изучении нового материала.
Что такое экстремальная ситуация? (Ситуация, представляющая угрозу для жизни человека)
Перечислите основные причины попадания человека в экстремальную ситуацию. (Легкомыслие человека, незнание правил поведения в природной среде, непредвиденные обстоятельства, природная стихия, непредусмотрительность людей).
Что помогает человеку выжить в экстремальной
ситуации? (Знания и навыки, активность
и дружба, умение управлять собой - мыслями и чувствами, своими
ощущениями и вниманием).
И все-таки, где мы можем попасть в экстремальную
ситуацию? (Дома, на улице, на природе).
Объяснение нового материала.
Ребята, послушайте стихотворение. (Слайд 2 - Лес, природа)
Шуми, шуми зеленый лес,
Знаком мне шум твой величавый
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.
Когда ты входишь в лес
Душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных и летней тишины,
Встречает грудь твоя так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны.
Как вы думаете, о чем мы будем говорить с вами на сегодняшнем уроке? (Ответы учащихся)
Тема сегодняшнего урока: «Как подготовиться к походу, чтобы не попасть в экстремальную ситуацию». (Слайд 3 - Тема урока) Откройте рабочую тетрадь и запишите тему.
Скажите, что такое поход? (Ответы учащихся)
Поход - организованное передвижение группы людей с определенной целью. Например, военный поход, поход по местам боевой славы, туристический поход. (Слайд 4 - Формулировка понятия, наглядные примеры)
Классификация походов. (Слайды 5-6 - Наглядные примеры)
(Слайд 7 - Иллюстрирует содержание вопроса,
показывает туристическую группу на привале
и совещание руководителя и старших группы)
Почему у руководителя группы
абсолютная власть во время похода? (Ответы учащихся: он отвечает
за жизнь и здоровье участников похода,
должна быть строгая дисциплина, чтобы
не попасть в беду)
Вопросы: Собрал? Что будешь с ним делать? (Положу в карман брюк или куртки)
Особое внимание при подготовке к походу следует уделить одежде и обуви.
(Слайд 11 - Требования к одежде и обуви)
Самостоятельная работа.
У вас на партах лежат белые листочки.
Подпишите их, выполните письменную работу
и подготовьтесь к взаимопроверке: первый ряд передает
листки второму ряду, второй - третьему,
третий - первому. Ребята, будьте внимательны,
в некоторых вопросах может быть два варианта
ответа.
Тестирование (Слайды 13-17 - По теме вопросов):
А. В получении новых впечатлений и сведений.
Б. В получении удовольствия.
В. В обеспечении безопасности.
Г. В образовании новых связей и знакомств.
А. Поделиться информацией с участниками похода.
Б. Согласовать маршрут с органами МВД.
В. Утвердить маршрут в маршрутно-квалификационной комиссии.
Г. Сообщить о маршруте и сроках его прохождения в поисково-спасательную службу МЧС России.
А. Особых правил не существует.
Б. В лесу нельзя шуметь, мусорить, разводить костры.
В. На маршруте или на привале нельзя отходить от группы.
Г. Быть внимательным и осторожным, и тогда медикаменты не понадобятся.