Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 11:04, реферат
Целью данной работы заключается в изучения мер обеспечения безопасности при проведении водных походов и лыжных походов. Данная тема актуальна потому что с каждым годов в России все больше людей начинают активно заниматься туризмом. И вопрос обеспечения безопасности является одним из важнейших при подготовке какого либо похода или путешествия.
Для длительных походов необходимы теплые штаны - либо флисовые в комплекте с капроновыми, одеваемыми поверх, либо «самосбросы» с синтетическим утеплителем. Пуховые штаны хоть и легче, но подходят меньше: их тяжело высушить, зато легко порвать. Для сложных походов штаны должны иметь прочные непромокаемые накладки на колени и седалище - эти части неминуемо задействованы при постановке лагеря и заготовке дров.
Хорошо иметь с собой перчатки и рукавицы, первые позволяют производить более тонкую работу на морозе (фотографировать, расстегивать рюкзак или крепления), а вторые лучше греют. Необходимо иметь с собой запасной комплект: мокрые рукавицы на руках - верный путь к обморожению. На ладонях желательны кожаные накладки, иначе ткань быстро протирается от палок. Существует и гибридный вариант: рукавицы-«трехпалки», т.е. такие, где указательный палец отделен от остальных. Важная деталь - длина рукавиц; крайне желательно, чтобы они полностью и надежно закрывали запястье, сантиметров на 10 заходили на рукав куртки и имели в этом месте затяжку. Именно в таких рукавицах катаются сноубордисты. Такой крой препятствует попаданию снега и предотвращает крайне неприятные обморожения запястий в сильный ветер.
С собой всегда нужно иметь налобный фонарик. Зимний день короток, а искать дорогу домой в полной темноте - довольно экстремальное развлечение. Не стоит забывать и о специальных солнцезащитных очках, защищающих глаза от ультрафиолета. Даже в лесу в ясный зимний день можно получить снежную слепоту, не говоря уже про весенние походы. Также для защиты лица при ветре понадобится маска. В спортивных магазинах в настоящее время имеются разнообразные маски из флиса и других материалов.
В зимнем походе пользуются большой палаткой шатрового типа. Наиболее распространена палатка-шатер «Зима», в которую вмещается 10-12 человек. Для большего удобства в эксплуатации ее необходимо модернизировать. В одном из скатов (обычно слева от входа) пришивается жароупорная ткань с отверстием для трубы печки. Такая вставка может быть и металлической, с тщательно обработанными краями, не рвущими палатку. На стенке и скате у печки делают экран-отражатель из металлической фольги, который одновременно предохраняет капрон от перегрева, а под печкой пришивают кварцевую или асбестовую ткань для защиты дна палатки от искр, вылетающих из печки
Во время мокрого снега или дождя тонкая капроновая ткань шатра легко пропускает воду, поэтому его необходимо защитить тентом, причем сделать это так, чтобы тент не пострадал от горячей трубы и искр, вылетающих из нее.
Групповой спальник - может быть очень вместительным изначально либо изготовлен путем сращивания двух и более спальников. Его достоинство в том, что в групповом спальнике, сделанном из двух обычных, вмещается три человека, из трех - пять и т. д., что существенно облегчает вес снаряжения. Кроме того, в таком спальнике лучше сохраняется тепло, и участники похода греются за счет тепла друг друга.
В зимних походах при низкой температуре понадобится печка облегченного типа для отопления палатки. Все многообразие печек можно условно разделить на следующие группы: по форме - прямоугольные, круглые, овальные; по готовности к использованию - собранные (сваренные, склепанные), складные и разборные; по способам установки - на ножках или подвесные; с горизонтальным или вертикальным расположением корпуса и укладкой дров; с приспособлением для увеличения теплоотдачи и уменьшения вылета искр; сочетающие функции обогрева и приготовления пищи.
Печки требуют строгого соблюдения правил техники безопасности. Рекомендуются следующие правила: на скате палатки в месте выхода трубы пришивают жароупорную ткань или дюралевый листок с таким расчетом, чтобы полотно палатки начиналось в 15-20 см от трубы; палатку ставят так, чтобы труба оказывалась с подветренной стороны и заканчивалась поворачивающимся коленом; убирают из-под печки все предметы и подстилают кварцевую ткань или дюралевый лист; печку устанавливают или подвешивают как можно ниже, чтобы не загорелась крыша палатки; при топке печки всю ночь организуется дежурство. Печку и трубу нельзя раскалять докрасна.
Особым предметом снаряжения для лыжного похода являются волокуши - это санки с широкими полозьями, назначение которых - вести тяжелый груз. В магазинах волокуши называются «санки-ледянки», их продают для катания с горок. Форма полозьев таких санок идеально подходит для передвижения по лыжне. В сложные многодневные походы туристы берут с собой несколько волокуш, это значительно снимает тяжесть с рюкзаков. С помощью волокуш груз тащить легче, чем в рюкзаке.
Походный ремонтный набор лучше всего упаковывать по принципу патронташа: на плотный материал нашиваются карманы различной величины для инструмента и разных предметов. Гвозди, шурупы, болтики и гайки следует упаковать в коробочки с наклеенными этикетками, указывающими, что именно помещается в каждой из них. Отвертку желательно сделать самому с коротким пером и плоской деревянной ручкой, обеспечивающей удобство работы на морозе в рукавице. Напильник лучше взять полукруглый: он позволяет делать пропилы различной формы: трехугольные, полукруглые, ровные. Пассатижи должны иметь приспособления для резки проволоки. Свернутый в рулон и завязанный ремнабор должен свободно помещаться в среднем или боковом кармане рюкзака.
Дюралевый носок для лыж, запасные крепления, кольца и мази целесообразно упаковывать отдельно, поскольку во время похода они, как правило, используются редко.
Список ремнабора для лыжного похода находится в приложении №4.
Снаряжение в зимнем туризме, помимо функции обеспечения совершения путешествия, имеет и функцию жизнеобеспечения самих путешественников. Как правило, такие походы совершаются с печкой, и поэтому остальное утепляющее снаряжение иногда подбирается не достаточно теплым, чтобы обеспечить тепловой комфорт группы на отдыхе без огня. Такой подбор снаряжения делает группу повышенно уязвимой для холода, и любая незапланированная длительная остановка, вызванная некомплектностью снаряжения или ошибкой в тактике прохождения маршрута, может оказаться достаточной для чрезвычайного происшествия. Пример. Если в конце светового дня группа не вышла к дровам, то, скорее всего, ей придется продолжить движение ночью, устать и в нужный момент оказаться не готовой к борьбе за благополучное завершение путешествия. Другим примером критической ситуации могут стать прогорание печки и невозможность ее ремонта в походных условиях, приводящие группу к необходимости срочного схода с маршрута. Невозможность быстрого ремонта или замены сломанной лыжи в условиях холода, ветра и отсутствия дров также может послужить причиной чрезвычайного происшествия. Знание этих и других причин приводит к пониманию того, что в подготовке зимнего похода нет и не может быть мелочей.
Особенности питания в зимнем путешествии
Режим питания в лыжных походах может быть разным. Он зависит, прежде всего, от времени совершения путешествия, тактического плана дневного перехода и привычек группы.
Наиболее распространено двухразовое горячее питание, в промежутках предусматривается большой (до 30 мин.) привал и прием пищи в сухом виде, с чаем из термосов. Такой режим мотивируется стремлением максимально использовать светлое время для движения. Недостаток его (кроме питания всухомятку) заключается в том, что 10-12-часовой разрыв между приемами горячей пищи и воды нарушает биологический ритм организма и ослабляет его работоспособность.
Альтернативный вариант - трехразовое питание с 5-6 часовым разрывом между приемами горячей пищи, что соответствует привычному режиму питания. При хорошей организации обеденный перерыв с приготовлением первого, второго блюд и чая занимает не более 1,5 часа, а первого и чая - до 1 часа. Как показывает практика, после такого обеда и отдыха группа легко преодолевает вторую половину дневного перехода и останавливается на бивак в состоянии, которое позволяет, если потребуется, без особого переутомления пройти еще несколько километров или выполнить какую-то трудоемкую работу.
Однако при путешествиях в условиях полярной ночи или в начале зимы, а также в осеннее межсезонье, когда день ограничен несколькими часами светлого или сумеречного времени, наиболее приемлемо двухразовое горячее питание.
Одной из самых распространенных причин травматизма в зимнем туризме является падение при спуске на лыжах. Общей рекомендацией для исключения подобных травм является запрещение спуска на лыжах с незнакомых склонов, особенно с грузом, который значительно снижает устойчивость лыжника. На спусках следует придерживаться небольшой скорости, при которой турист мог бы владеть лыжами и которую мог бы всегда погасить. Скорость «гасят» либо поворотами в сторону, либо (в экстренных случаях) технически правильно выполненным падением. Повороты в лыжном туризме проводятся из позиции «полуплуга», без переступания и постановки внутренней по отношению к дуге поворота ноги к ноге внешней. Поворот совершается при опоре на внутреннюю ногу, при необходимости - на сдвоенные лыжные палки, упирающиеся в склон чуть сзади и сбоку от опорной ноги. Дополнительно палки опираются на бедро.
Технику внезапных остановок на спусках, включая падение, необходимо освоить на тренировочных выходах до похода. Правильное выполнение приема внезапной остановки падением заключается в том, что турист должен резко перейти из положения стоя в положение сидя и затем падать назад - вбок от лыж. При этом лыжи сами развернутся поперек движения и помогут торможению. Если торможение все же запаздывает, необходимо начать тормозить сдвоенными лыжными палками, втыкаемыми в снег и бороздящими склон сбоку, или (в случае переворачивания на живот) выше упавшего. При этом палки необходимо держать одной рукой как можно ближе к воткнутому в снег концу, а другой рукой - несколько выше, удерживая палки в положении торможения. Приседать и падать следует мимо лыж.
В походах необходимо запрещать свободное катание со склонов во время отдыха, так как травма участника или поломка лыж может поставить группу в тяжелое положение.
Меры страховки туриста при траверсировании склона, подъеме или спуске «лесенкой», а также пешком заключаются в постоянной готовности туриста к самозадержанию в случае потери равновесия. Для этого используют сдвоенные лыжные палки, обращенные штыками к склону.
Смена направления движения производится поворотом «кругом» спиной к склону. Перед началом поворота необходимо поставить лыжи параллельно склону во избежание соскальзывания вниз. Затем лыжу, расположенную ниже по склону, нужно поднять махом ноги и переставить носком в нужном направлении. При выполнении этого движения следует опереться на палку, воткнутую выше лыжи, а другую - отвести в сторону, чтобы она не мешала переставлять первую лыжу. Далее в нужном направлении переставить и вторую лыжу. Прием выполняется плавно, без рывков. Не рекомендуется разворачиваться из положения «лицом к склону»: в случае потери равновесия падение произойдет на спину вниз по склону, что затруднит быстрое самозадержание.
Зимой можно передвигаться по руслам замерзших рек, соблюдая при этом необходимые меры предосторожности. Так, следует помнить, что течение обычно нарушает лед снизу, и он становится особенно тонким под сугробами у обрывистых берегов. В руслах рек с песчаными отмелями часто образуются натеки, которые, замерзая, превращаются в своеобразные плотины. Чаще всего они скрыты под глубоким снегом, и их трудно обнаружить. Поэтому все препятствия на речном льду лучше обходить, а в местах изгибов рек следует держаться подальше от обрывистого берега, где течение быстрее и лед тоньше. Часто после замерзания реки уровень воды убывает настолько быстро, что под тонким льдом образуются «карманы», представляющие большую опасность. По льду, который кажется недостаточно прочным, а другого пути нет, передвигаются ползком. Весной лед наиболее тонок на участках, заросших осокой, и у затопленных кустов.
Движение по руслам рек и водоемам никогда не является вполне безопасным, поскольку даже движение по льду толщиной, превышающей безопасную (7 см для речного или озерного льда), всегда остается опасность попасть в трещину, получить травму в торосах или провалиться в промоину. Тем не менее, движение по льду водоемов производится достаточно часто в случаях, когда нет другого пути, или при необходимости переправы.
В целях уменьшения вероятности проламывания участков тонкого льда при движении по рекам следует двигаться по линии наименьших скоростей течения воды подо льдом, т.е. двигаться по внутренним дугам русла, там, где обычно располагаются мелкие участки с тихим течением. Для определения безопасности движения по льду того или иного конкретного водоема, нужно многое знать о характере этого водоема и о климате местности, в которой он расположен. При малейшем сомнении в безопасности движения по льду лучше его избежать, но, если это неизбежно, необходимо передвигаться по льду, организуя страховку участников с берега. Если это не возможно из-за большой протяженности преодолеваемого участка, организовать движение в связке, при котором веревка закрепляется на первом и последнем участнике, а все остальные участники движения держат веревку под мышкой. При таком движении необходимо вынуть руки из темляков лыжных палок, расстегнуть крепления лыж, поясные ремни рюкзаков, сами рюкзаки нести на одном плече. Дистанция между участниками движения должна быть не менее 3-4 м.
При полной уверенности в безопасности движения по льду, которая, впрочем, может быть ошибочной, необходимо предусмотреть возможность быстрой организации страховки, т. е. иметь в зоне быстрого доступа готовую к работе веревку, двигаться на дистанции, исключающей одновременное проваливание под лед нескольких участников движения. Лучше, если веревка будет у нескольких участников группы.
Если турист провалился под лед, ему следует, не теряя самообладания, попытаться самостоятельно выползти на крепкий участок или держаться за край до прибытия помощи. При сильном течении и большой глубине нужно сбросить рюкзак и попытаться освободиться от лыж.
Для оказания помощи нужно как можно быстрее достать или изготовить подручные спасательные средства. Такими средствами может служить веревка или соединенные лыжные палки, которые нужно протягивать пострадавшему из положения лежа, стараясь при этом находиться как можно дальше от опасного участка. Вытаскивающему нужно хорошо закрепиться на льду, так как пострадавший может притянуть к себе спасателя. Вылезать из пролома следует из положения лежа, не вставая на колени. После того, как пострадавшего вытащили, нужно быстро организовать бивак. При наличии свободных людей он организуется одновременно с оказанием помощи, при этом разводят костер, все примусы ставят в палатку. Пострадавшего переодевают в запасной комплект одежды и отогревают чаем или другими средствами. При переодевании полезно растереться сухой шерстяной одеждой, а затем согреться движением.
При движении по льду водоема следует опасаться поверхностных, незамерзающих вод, растекающихся под снегом и потому незаметных. Если турист промочил ноги, нужно срочно сменить носки, а ботинки протереть изнутри сухим снаряжением. При необходимости ноги нужно согреть. Меньшая, чем намокание ног, неприятность заключается в намерзании на скользящую поверхность лыж снега, существенно тормозящего движение группы. Поэтому попавшему на подснежную воду туристу следует продолжить движение по промокающему под лыжами снегу и двигаться, не отрывая лыж от поверхности снега, не допуская зазора между лыжами и водой (если только не существует опасности провалиться под лед или промочить ноги). В этом случае подмерзание лыж может не состояться, и такое движение нужно продолжать до выхода на сухое место и еще какое-то время посуху.
Косвенно влияют на безопасность группы глубокий рыхлый снег и завалы в тайге. При неправильной тактике прохождения глубокого снега участники устают, теряют координацию движения, делают незапланированно малые дневные переходы, что создает предпосылки для травмирования и возникновения критической ситуации. Тактику движения группы по глубокому снегу нужно отработать на тренировках и умело применять на марше. Нельзя допускать, чтобы кто-то из участников слишком долго тропил лыжню и подорвал силы. Успех заключается в коллективном преодолении препятствий при чередовании нагрузки с отдыхом.