Обоснование строительства объездного пути при перевозке опасных грузов через густонаселенные территории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Резкое увеличение объёмов перевозок опасных грузов породило ряд серьёзных проблем. Происшедшие в последние годы аварии заставили серьёзно изучать вопросы безопасности перевозок опасных грузов и их потенциальные угрозы людям и окружающей среде. Хотя железнодорожный транспорт и является наиболее безопасным для таких перевозок , но произошедшие на железных дорогах мира аварии, потребовавшие эвакуации значительной части людей населения и вызвавшие жертвы, требуют более внимательного отношения к разработке и обеспечению безопасности перевозок опасных грузов.

Содержание

Введение
Экологическая безопасность в аварийной ситуации
Термины и определения
Задача курсовой работы
Исходные данные Расчет прогнозируемой глубины зоны заражения СДЯВ(сильнодействующие ядовитые вещества)
Определение эквивалентного количества вещества в первичном облаке
Определение эквивалентного количества вещества во вторичном облаке
Расчёт глубины заражения первичными и вторичными облаками СДЯВ
Расчет глубины зон поражения
Расчёт потерь людей в очаге химического заражения
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 37.35 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет путей сообщения»

(ФГБОУ ВПО УрГУПС)

 

 

 

 

Факультет управления процессами перевозок

 

Кафедра: Техносферная безопасность


 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

по дисциплине: «Надежность технических систем и техногенный риск»

 

 на тему: «Обоснование строительства объездного пути при перевозке опасных грузов через густонаселенные территории»

 

 

 

 

 

 

 


Выполнила:

Студентка .гр. ТБп-211

Кручинина Ксения                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

 

 

Содержание:

  1. Введение
  2. Экологическая безопасность в аварийной ситуации
  3. Термины и определения
  4. Задача курсовой работы
  5. Исходные данные Расчет прогнозируемой глубины зоны заражения СДЯВ(сильнодействующие ядовитые вещества)
  6. Определение эквивалентного количества вещества в первичном облаке
  7. Определение эквивалентного количества вещества во вторичном облаке
  8. Расчёт глубины заражения первичными и вторичными облаками СДЯВ
  9. Расчет глубины зон поражения
  10. Расчёт потерь людей в очаге химического заражения
  11. Заключение
  12. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

При перевозке на железнодорожном транспорте опасных грузов, всегда имеется большая опасность аварии, связанной с разливом сильно действующих ядовитых веществ (СДЯВ). И хлор в их числе.

Именно поэтому обеспечение безопасности перевозок опасных грузов является важнейшей задачей всех структур.

Резкое увеличение объёмов перевозок опасных грузов породило ряд серьёзных проблем. Происшедшие в последние годы аварии заставили серьёзно изучать вопросы безопасности перевозок опасных грузов и их потенциальные угрозы людям и окружающей среде. Хотя железнодорожный транспорт и является наиболее безопасным для таких перевозок , но произошедшие на железных дорогах мира аварии, потребовавшие эвакуации значительной части людей населения и вызвавшие жертвы, требуют более внимательного отношения к разработке и обеспечению безопасности перевозок опасных грузов.

 Существуют  расчёты, позволяющие заранее спрогнозировать масштабы заражения территории СДЯВ при авариях на химически опасных объектах и транспорте.

Мои расчеты могут наглядно обосновать необходимость строительства объездного пути.  Заменить путь следования поездов на станциях: «ВИЗ- Свердловск- Пассажирский, Шарташ», на «Звезда, Восточная, Малышева- Высоцкого». В данной работе  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экологическая безопасность в аварийной ситуации

Под экологической безопасностью понимается состояние защищенности жизненоважных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, создаваемых вследствие ЧС природного и техногенного характера.

По сфере возникновения ЧС подразделяются на:

-техногенные

-природные

-экологические

Техногенные ЧС - это состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной ЧС на объекте определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится  ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей среде.

Природные ЧС- классифицируются по виду стихийных бедствий: геофизические, геологические, гидрометеорологические, гелиофизические, массовые заболевания.

ЧС экологического характера подразделяются на связанные с изменением суши, гидросферы, атмосферы, биосферы.

Аварийными ситуациями при перевозке грузов на железнодорожном транспорте называются состояния отличные от нормальных условий перевозки грузов и связанные с возгоранием, утечкой, просыпанием опасного груза и другие, которые могут привести к взрыву, пожару, отравлению, облучению, заболеваниям, обжогам, обморожениям, гибелям людей или животных, опасным последствиям для окружающей среды.

На железнодорожном транспорте функции спасательных служб выполняют специальное формирование, в том числе восстановительные поезда для ликвидации последствий при сходе с рельсов подвижных составов, пожарные для тушения пожаров на объекте, подвижном составе, оказании помощи ЧС, внештатные медицинские бригады на базе центральных дорожных больниц. При аварии  и крушении с опасными грузами привлечение сил и средств территориальных подсистем МЧС осуществляется в обязательном порядке независимо от масштаба аварий и крушений.

В зависимости от физико-химического состояния перевозимого груза и места аварии различают 4 вида утечек химических веществ и попадания их в окружающую среду через неисправные цистерны:

  1. Газ-воздух.

Данный вид утечек является наиболее распространенным типом и проявляется не только при утечке газа и пара, но и при выбросе жидких и твердых веществ.  Наиболее эффективным методом предотвращения попадания в воздух газообразных продуктов является покрытие поверхности парогазообразным экранирующим веществом (пены, пластиковое одеяло, песок и.т.д.)

  1. Жидкость-земля.

Занимает 2 место. Для ликвидации разливов жидких химических веществ устанавливают устройства барьеров от обвалования от вод разлившегося вещества, сбор вытекающей жидкости, химическую нейтрализацию, поглощение пористыми материалами и.т.д.

  1. Жидкость-вода.

При такой утечке учитывают характер водного пространства и физико-химические свойства вещества попавшего в воду, после этого занимаются устройством далебы (вальера), препятствующего распространению загрязнителя, устраивают плывучие барьеры, рассеивают сорбенты по поверхности водоема и.т.д.

При разрушении ёмкости хлор разливается по поверхности и образует утечки двух типов:

      -газ-воздух,

      -жидкость-земля

тем самым воздействуют на атмосферный воздух, подстилающую поверхность, а также на грунтовые воды (если авария вдруг не будет вовремя устранена и погодные условия вызовут осложнение ситуации).

 Хлор  перевозится в сжиженном состоянии. Локализация источника заключается  в обваловании места разлива, устранения течи из поврежденной  системы (цистерны), перекачивание и  сбор утекающей жидкости в  исправную ёмкость + сбор и откачивание разлитого груза в отдельную ёмкость. Обвалование проводят с целью воспрепятствовать растеканию и накоплению жидкости путем насыпки земляного вала в 1 или несколько колец, сооружении запруда, отводных канав в направлении понижения местности и.т.д.

Для обвалования используют бульдозеры, грейдеры, при малых разливах допускается использование лопат. Перекачка грузов из несправных цистерн проводится с помощью мобильных станций и насосных установок различных типов.

Изоляция разливов проводится с целью остановить или затормозить поступление паров в атмосферу путем поглощения его паров за счет сорбции пористых материалов, созданием механической преграды для испарения, растворением в изолирующем материале.

Изоляцию осуществляют следующими изолирующими материалами:

   -песок,

   -земля,

   -вода,

   -воздушно-механическая пена

   -и др.

 Толщина  урывающего слоя должна быть  больше или равна 15-20см, а для  пен не менее 10см.

Для рассеивания паров, смыва жидких, твердых и газообразных продуктов используется вода, для нейтрализации используют воду, а также вещества и их смеси, обладающие нейтрализующим и окисляющим действием, щелочными и кислотными свойствами, а так же пены.

После изоляции и нейтрализации места разлива приступают к очистке и обезвреживанию территории.

Вода, используемая для нейтрализации опасных грузов, откачивается и передается на очистные сооружения.

Места захоронения срезов грунта с объектов аварии определяется и согласовывается с местными природоохранными органами.

В теплое время года очистка территорий от аварийных разливов нефтепродуктов осуществляется на месте обработкой БАК аппаратами. Для улучшения процесса очистки, обработанные  БАК препаратами участки следует регулярно увлажнять и разрыхлять.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Термины и определения:

СДЯВ- химическое вещество применяемое в народном хозяйстве, которое при выбросе может привести к загрязнению на уровне поражающей концентрации.

Зона заражения СДЯВ- территория, на которой концентрация СДЯВ достигает значения опасного для жизни людей.

Авария- нарушение технологических процессов на производстве, нарушение трубопроводов ёмкостей, хранилищ, транспортных средств, приводящих к выбросу СДЯВ в количествах, которые могут вызывать массовые поражения людей и животных.

Хлор перевозится и хранится в стальных ёмкостях в сжиженном состоянии, поэтому при нарушении ёмкости образуется первичное и вторичное облако СДЯВ.

Первичное облако СДЯВ- образуется в результате мгновенного 1-3 минутного проникновения хлора в атмосферу части СДЯВ из ёмкости при разрушении.

Вторичное облако СДЯВ- образуется при испарении разлившегося СДЯВ с подстилающей поверхности.

Пороговая токсодоза- ингаляционная токсодоза вызывающее начальные симптомы поражения

Площадь зоны фактического заражения СДЯВ- площадь территории зараженность СДЯВ в которой в опасных для жизни пределах.

Площадь зоны возможного заражения СДЯВ- площадь территории в пределах которой под воздействием изменения направления ветра может перемещаться облако СДЯВ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача курсовой работы.

  1. Определить эквивалентное количество СДЯВ в первичном облаке
  2. Определить эквивалентное количество СДЯВ во вторичном облаке
  3. Определить глубину зоны заражения при разрушении ёмкости со СДЯВ
  4. Определить глубину зоны поражения, в том числе со смертельной концентрацией
  5. Распределить градации станций, на которых может произойти авария

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исходные данные:

 Разлив  СДЯВ из ёмкости (25м3) на подстилающую поверхность, направление ветра северное. Ёмкости содержащие СДЯВ при аварии разрушаются полностью. Толщина слоя жидкости h, свободно растекающейся по подстилающей поверхности, образуетcя h=0,05м по всей площади разлива.

Метео условия: степень вертикальной устойчивости воздуха – инверсия, скорость ветра V=1м/с,t=200С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчёт глубины зоны заражения СДЯВ.

Qэ1 -эквивалентное количество вещества по первичному определяется по формуле:

Qэ1 = K1*K3*K5*K7*Q0 

Q0 = d*Vx     , где

К1 – коэффициент, зависящий от условий хранения СДЯВ

( К1=0,18)

К3 – коэффициент пороговой токсодозы хлора  СДЯВ (К3=1)

К5 – коэффициент, учитывающий степень вертикальной устойчивости атмосферы (К5=1, инверсия)

К7 – коэффициент, учитывающий влияние температуры воздуха

( К7=1, при t=20°);

Q0 – количество выброшенного (разлившегося) при аварии вещества.

d – плотность СДЯВ, т/куб.м. (d=1,553т/куб.м);

Vx – объем хранилища, (Vx=25 куб.м.)

 

Расчет:

  1. Q0 =1,553 (т/куб.м)*25(куб.м)=38,825(т)
  2. Qэ1 = 0,18*38,825(т)=6,9885(т)

 

Определение эквивалентного количества вещества во втором облаке:

Qэ2 = (1-К1)*К2*К3*К4*К5*К6*К7*Q0 / (h*d) , где: 

Информация о работе Обоснование строительства объездного пути при перевозке опасных грузов через густонаселенные территории