Общие положения безопасности РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:30, реферат

Краткое описание

Сложившаяся в результате конституционной реформы 1996 года система органов государственной власти и управления создала необходимые условия для обеспечения национальной безопасности. Вместе с тем не скоординированный и разнонаправленный характер деятельности государственных органов и общественных объединений по обеспечению национальной безопасности обусловлен, в первую очередь, наличием значительного числа специфических аспектов в политической, экономической, военной, экологической, информационной, гуманитарной сферах, которые необходимо учитывать в процессе разработки мероприятий по обеспечению национальной безопасности.

Вложенные файлы: 1 файл

Общие положения безопасности РБ.docx

— 30.34 Кб (Скачать файл)

Общие положения безопасности РБ

Современное состояние национальной безопасности Республики Беларусь

обусловлено целым рядом  исторических факторов, главным из которых является процесс коренной ломки государственных и общественных институтов в период распада СССР. Их масштабность, а также отсутствие

мирового опыта перехода от одной политической системы к  другой, и определили непоследовательность развития системы обеспечения национальной безопасности.

Разработка и принятие Концепции национальной безопасности Республики

Беларусь в 1995 году, а затем  ее новой редакции в 2001 году составили методологическую основу деятельности государственных органов по обеспечению национальной безопасности. Процесс формирования системы обеспечения национальной безопасности начался с создания Совета Безопасности республики. Были разработаны основные понятия в сфере национальной безопасности, определены жизненно важные интересы и

угрозы им, намечены направления  реализации интересов и противодействия  угрозам в политической, военной, экономической, экологической и  иных основных сферах жизнедеятельности  белорусского общества.

Сложившаяся в результате конституционной реформы 1996 года система  органов государственной власти и управления создала необходимые  условия для обеспечения национальной безопасности. Вместе с тем не скоординированный  и разнонаправленный характер деятельности государственных органов и общественных объединений по обеспечению национальной безопасности обусловлен, в первую очередь, наличием значительного числа  специфических аспектов в политической, экономической, военной, экологической, информационной, гуманитарной сферах, которые необходимо учитывать в  процессе разработки мероприятий по обеспечению национальной безопасности.

Безопасность  Республики Беларусь в политической сфере (политическая

безопасность) занимает ключевое место в системе обеспечения  национальной

безопасности и выступает  в качестве одного из главных ее структурных 

элементов. Именно в сфере  политики регламентируются общественные отношения и основные направления  развития общества и государства.

Решения, принятые на политическом уровне затрагивают экономическую, социальную, экологическую и иные сферы. Последние годы XX века можно с уверенностью назвать эпохальными в истории белорусского народа. Республика Беларусь окончательно оформила свою государственность и создала государство, способное решать сложные задачи экономического и социального развития страны.

Главным приоритетом развития Республики Беларусь является построение

демократического социального  правового государства и формирование гражданского общества что и было отражено в Концепции национальной безопасности. Реализация данного интереса предполагает обеспечение эффективного функционирования политической системы государства, наличие гражданского мира, национального согласия и социальной стабильности.

Важным элементом системы  жизненно важных интересов Республики Беларусь является достижение сбалансированности политических интересов граждан  и государства, а также поддержка  обществом осуществляемой внутренней и внешней политики. В связи  с этим угрозу безопасности общества могут представлять существенные недостатки и ошибки в государственном управлении и действиях политических лидеров, институтов власти, а также решения, ведущие к делегитимизации политического строя, социальным конфликтам, гражданскому неповиновению и массовым выступлениям населения или отдельных его групп, анархии.

В качестве угроз политической безопасности выступают социально-политические явления и процессы, а также  действия (бездействие) субъектов политических (в т.ч. международных) отношений, способные приводить к нарушению территориальной целостности и потере государственного суверенитета; к резким (качественным) изменениям в жизни общества, опасным деформациям, влекущим за собой тяжелые социальные последствия для личности, общества и государства; вызывать дестабилизацию в политических отношениях.

В условиях осуществления  планов расширения НАТО на Восток, реализации на практике Североатлантическим альянсом концепции, предусматривающей применение военной силы без санкции ООН и ОБСЕ, возрастающей угрозы применения террористических актов сохраняется существенная роль военной составляющей обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.

Анализ состояния  национальной безопасности государства  в военной сфере свидетельствует о том, что ее уровень не в полной мере соответствует современным требованиям и не обеспечивается способность государства реализовывать всю совокупность имеющихся в его распоряжении сил, средств и ресурсов с целью предотвращения, локализации и нейтрализации военных угроз, создания благоприятных условий для организации вооруженной защиты его интересов. Требует дальнейшего совершенствования военная организация государства, составляющая основу военного потенциала страны.

Проблемы экономической  безопасности государства приобрели особую

актуальность в последние  десятилетия в связи с ускоренными  процессами глобализации мировых экономических  отношений и интеграции многих государств в различных сферах деятельности. Одной из основных общих угроз экономической безопасности Республики Беларусь, по мнению авторов, может быть неэффективность системы управления экономикой, при которой процесс принятия решений чрезвычайно длительный и требует большого времени для сбора достоверной исходной информации и согласований в центральных аппаратах управления. Рынок нуждается в быстрых решениях, смелости и мгновенной адаптации к часто меняющимся внешним и внутренним условиям и угрозам.

Большие шаги движения информации, необходимой для принятия оперативных управленческих решений по экономическим вопросам, затрагивают все основные жизненные интересы Республики Беларусь в экономической сфере, так как принятие оптимального решения с запаздыванием во времени может в будущем привести к противоположному результату. Поэтому при оценке экономической безопасности необходимо использовать комплексный подход, учитывающий совокупность всех факторов, влияющих на экономическую безопасность.

Реализация прав личности на здоровую среду обитания, обеспечение экологической безопасности существования, возможностей воспроизводства физических и духовных сил, интеллектуального развития, общения с природой относятся к жизненно важным интересам общества. Создание предпосылок для полноценной здоровой и насыщенной жизни людей, устойчивого социально-экономического развития государства невозможно без благоприятной природной среды.

Экологическая безопасность Республики Беларусь оказалась под угрозой

вследствие приоритетного  развития в течение многих десятилетий  ресурсоемких, многоотходных отраслей материального производства без учета естественных способностей природной среды к саморегуляции и восстановлению, а также в результате катастрофы на ЧАЭС. В то же самое время в современных условиях мерилом цивилизованности общества становится уровень экологической безопасности его существования. Мировое сообщество пришло к выводу, что темпы роста ВВП не могут служить единственным показателем благосостояния нации. Устойчивое человеческое развитие и обусловленное им качество жизни в значительной мере зависят от экологической ситуации в стране. Следствием антропогенной деятельности является возникновение трех разновидностей экологической

опасности:

социально-экологической, связанной  с ухудшением среды обитания людей  и 

показателей их здоровья и  благополучия;

биосферно-экологической, связанной  с угрозой нарушения природного равновесия, деградацией ландшафтов, загрязнением окружающей среды;

ресурсно-экологической, связанной  с угрозой сокращения природно-ресурсного потенциала, потерей ресурсами свойства возобновления, исчерпанием их запасов.

Однако информированность  общества по этим актуальным для него вопросам экологии не удовлетворяет  его потребности и не объединяет усилий всех организаций, граждан в  деятельности по созданию здоровой экологической  обстановки.

Значение информации в  современном мире сложно переоценить, поскольку 

информация есть всеобщее свойство материи. Любой предмет  в окружающем мире обладает информационными  свойствами. Любой процесс производства материальных благ, является процессом  информационного взаимодействия.

Наличие четко очерченной информационной сферы, на современном  этапе приобретает значение основного  государственно образующего признака.

Не является исключением  и Республика Беларусь.

Информационная  сфера республики формировалась в течение длительного периода, однако, попытка законодательного закрепления правоотношений, складывающихся в данной сфере, была предпринята, сравнительно, недавно. Непоследовательность развития информационного законодательства обусловлена значительным количеством разнородных факторов.

Как «информационная революция», так и всплеск криминальной активности в киберпространстве застали  республику в сложном экономическом  положении. И именно преступления в  информационной сфере, по общему мнению, способны нанести наибольший ущерб  нашей экономике. Это связано, в  первую очередь с тем, что одной  из наиболее угрожающих особенностей компьютерной преступности является ее масштабность. Ущерб лишь от одного случая может перекрыть сотни  единичных хищений в традиционных сферах криминальной деятельности.

Таким образом, белорусский  законодатель был вынужден реагировать  на ситуацию в условиях жесточайшего цейтнота времени. Более того, в виду отсутствия какого-либо мирового опыта коренного изменения государственного уклада в тех масштабах, которые испытала республика как в прочем и все государства бывшего СССР, новая законодательная база создается с позиции «чистого листа».

Кроме этих двух причин, следует  напомнить и то, что правовые механизмы  могут быть включены и эффективно работают только тогда, когда отношения, подлежащие правовому регулированию, в достаточной степени стабилизировались. Развитие же общественных отношений  в информационной сфере в огромной мере обусловлено стремительным  развитием самих информационных средств и технологий. Социум, не успев 

осмыслить достигнутые результаты, уже получает следующие.

Только в сравнительно недавний период общество осознало всю  тяжесть 

последствий манипулирования  информацией, негативного воздействия  на сознание людей, культуру, нравственные и духовные устои белорусского народа, стабильность функционирования государственных  институтов. Кроме этого, к факторам, создающим угрозу национальной безопасности, в соответствии с положениями  Концепции, относятся и нарушения, либо существенные ограничения прав граждан в информационной сфере. А 

именно полнота удовлетворения информационных потребностей личности, общества, государства является основным фактором информационной безопасности.

Угрозами становятся и  технологическая зависимость информационной

инфраструктуры Республики Беларусь от импорта зарубежных информационных технологий, несовершенство и непоследовательность развития нормативно-правовой базы, неразвитость и организационная неопределенность структуры системы информационной безопасности, необеспеченность и отсутствие воспроизводства кадров системы  обеспечения информационной безопасности, недостаточное интегрирование

Республики Беларусь в  международную систему обеспечения  информационной безопасности.

Перечисленные угрозы требуют  целенаправленной скоординированной 

деятельности в рамках всей системы обеспечения национальной безопасности.

Безопасность  в гуманитарной сфере или гуманитарная безопасность предполагает наличие условий для нормального физического и духовного развития личности, общества и государства. Гуманитарная безопасность является целью и результатом всех других сфер жизнедеятельности страны, а также условием и средством национальной безопасности в целом.

Реализация жизненно важных интересов личности, общества и государства, их защита от угроз, имеющих внутренний и внешний характер, становится все  более актуальной задачей.

Практика реализации в  республике положений первой Концепции  национальной безопасности позволила  определить основные функции субъектов обеспечения безопасности:

создание условий для  реализации жизненно важных интересов  личности, общества и государства  и выбор приоритетов по их защите в конкретно-исторических условиях, а также их корректировка в  соответствии с текущими изменениями  принципиального характера;

оценка текущего состояния  безопасности Республики Беларусь, прогнозирование  возможных направлений его развития;

Информация о работе Общие положения безопасности РБ