Особенности трудовой деятельности на предприятиях автосервиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 13:32, реферат

Краткое описание

Возрождение и развитие экономики нашей страны и рост благосостояния населения приводят к быстрому росту количества автомобилей и соответственно увеличению потребности в услугах автосервиса.
Автосервис - это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение потребностей потребителя (автовладельца) посредством оказания индивидуальных услуг. Объектами деятельности являются человек и его потребности в индивидуальных услугах.
К предприятиям автомобильного сервиса относятся станции технического обслуживания (СТО), автозаправочные станции (АЗС), стоянки, автотранспортные предприятия (АТП).
Высокий уровень аварийности автотранспорта по причине его неисправности связан с высокой изношенностью автотранспортных средств, которая, в свою очередь, является следствием неудовлетворительного состояния дорог и сверхнормативных сроков эксплуатации автомобилей.

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности трудовой деятельности на предприятиях автосервиса.docx

— 29.35 Кб (Скачать файл)

Возрождение и развитие экономики  нашей страны и рост благосостояния населения приводят к быстрому росту количества автомобилей и соответственно увеличению потребности в услугах автосервиса.

Автосервис - это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение потребностей потребителя (автовладельца) посредством оказания индивидуальных услуг. Объектами деятельности являются человек и его потребности в индивидуальных услугах.

К предприятиям автомобильного сервиса относятся станции технического обслуживания (СТО), автозаправочные  станции (АЗС), стоянки, автотранспортные предприятия (АТП).

Высокий уровень аварийности  автотранспорта по причине его неисправности  связан с высокой изношенностью  автотранспортных средств,  которая, в свою очередь, является следствием неудовлетворительного состояния  дорог и сверхнормативных сроков эксплуатации автомобилей.

В этих условиях возрастает роль автосервисных предприятий, выполняющих услуги обслуживания и ремонта.

Развитие рынка автосервисных услуг способствует улучшению экономических и финансовых показателей заводов, производящих автомобили, и росту их конкурентоспособности.

Одной из важнейших причин ДТП с участием владельцев личных автомобилей является техническая  неисправность автомобиля, поэтому  в этих условиях требуется дальнейшее развитие сети специализированных предприятий, выполняющих их техническое обслуживание и ремонт.

Таким образом, развитие автосервиса  способствует созданию оптимальных  условий для максимального использования  заложенных в автомобиле возможностей для перевозки людей и грузов.

Организация работ  на СТО

Организация работ на участках технического обслуживания (ТО) и технического ремонта (ТР) в значительной мере определяется объемом производственной программы и суточным количеством автомобиле-заездов по технологически однородным видам работ.

Автомобили, прибывающие  на СТО для проведения ТО и ТР, поступают на участок моечно-уборочных работ, а затем на участок приемки для определения необходимого объема работ и их стоимости. В случае затруднения определения объема выполнения необходимых работ на участке приемки автомобилей его уточняют после прохождения автомобилем участка диагностики.

При организации работ  на СТО владелец автомобиля пользуется правом проведения выборочных работ  из объема ТО и ТР в любом сочетании, обязательным при этом являются предшествующие моечно-уборочные работы. Предусматривается также, что владелец автомобиля может заявить о необходимости выполнения дополнительного диагностирования. Проведению работ ТР должно предшествовать выполнение работ по ТО.

В зависимости от числа и оборудования постов, между которыми распределяют комплекс операций данного вида обслуживания, различают два метода организации работ:

- на универсальных постах;

- на специализированных  постах.

Метод организации работ  на универсальных постах предусматривает  выполнение всех работ данного вида ТО одой бригадой рабочих всех специальностей или рабочими-универсалами высокой  квалификации.

Универсальные посты могут  быть тупиковые и проездные.

На участке ТО и ТР в основном применяют тупиковые посты, при уборочно-моечных работах – проездные посты.

Преимущество метода организации  работ на универсальных постах заключается  в возможности проведения на них  различного объема работ, недостатки- в увеличении общего времени на обслуживание автомобиля и многократное дублирование одинакового оборудования. При наличии нескольких универсальных, параллельно расположенных постов работы могут выполняться специализированными бригадами, которые после выполнения своей работы на одном посту переходят на другой. Такии образом, в результате более рационального распределения исполнителей по постам эффективнее используется рабочее время, однако из-за неравномерности поступления автомобилей и разнообъемности работ возникают организационные трудности.

Метод технического обслуживания на специализированных постах заключается  в расчленении объема работ данного  вида ТО и в распределении его  по нескольким постам. Посты обеспечиваются специализированным оборудованием, а  рабочие на них специализируются соответственно с учетом однородности работ или рациональной их совместимости.

Метод специализированных постов может быть поточным и операционно-постовым (тупиковые посты).

При поточном методе организации  объем работ каждого вида обслуживания проводят на нескольких, последовательно  расположенных постах, за каждым из которых закрепляют специализированные рабочие места для выполнения определенных операций. Совлкупность постов составляет поточную линию обслуживания. Поточный метод эффективен в том случае, если сменная программа обслуживания достаточна для полной загрузки поточной линии, операции обслуживания четко распределяются по исполнителям, работы широко механизируются, имеется надлежащая материально-техническая база и резервный пост или скользящие исполнители для оперативной корректировки ритма линии и синхронизации загрузки постов. В этом случае производительность труда повышается на 20%.

При операционно-постовом методе обслуживания автомобилей объем  работ каждого вида обслуживания также распределяется по нескольким постам. После обслуживания на одном  посту автомобиль перемещается на другой пост. Время пребывания на каждом посту  обслуживания должно быть одинаковым. Организация работ операционно-постовым методом позволяет специализировать оборудование, механизировать технологический  процесс, и тем самым повышать качество работ и производительность труда. Однако при этом неизбежны  потери времени на многократную установку  и съезд автомобилей с постов, а также загрязнение воздуха  в помещении отработавшими газами.

Наибольшее применение при  обслуживании и ремонте автомобилей  получили три метода организации  производства:

- метод специализированных  бригад;

- метод комплексных бригад;

- агрегатно-участковый метод.

Метод специализированных бригад предусматривает закрепление всех работ ТО и ТР автомобилей за определенными бригадами рабочих. Применение этой прогрессивной формы организации труда возможно лишь при достаточно интенсивном поступлении автомобилей на СТО, необходимом для обеспечения полной загрузки рабочих, и при наличии специализированных постов для проведения ТО и ремонта автомобилей.

Метод комплексных бригад заключается в выполнении каждой бригадой всего комплекса работ  ТО-1, ТО-2 и ТР автомобилей. Бригады укомплектовывают рабочими различных специальностей, необходимыми для выполнения закрепленных за бригадой работ. Наличие в бригаде рабочих мест всех специальностей позволяет оперативно корректировать выполнение различных работ по времени. Бригадир может переводить рабочих, занятых на ТО, на ремонт автомобилей, и наоборот.

Агрегатно-участковый метод  состоит в том, что все работы по ТО и ремонту распределяются между  специализированными производственными  участками, полностью ответственными за качество и результаты своей работы. Эти участки являются основными звеньями производства. При таком методе организации устанавливается четкая ответственность за качество выполненных работ. Недостатком этого метода является трудность маневрирования автомобиля по специализированным постам, что ведет к излишним затратам времени и тем самым ограничивает его применение на практике.

Особенности работы на автосервисе

Для обеспечения эффективной  деятельности автосервисной службы требуется несколько видов должностей с компетентным персоналом. В малых предприятиях может быть слишком дорого нанимать людей на каждый вид должности. В этих случаях обязанности объединяют, но группировку функций стараются сохранить. Так, сервисная служба может иметь общего подсобного рабочего со складом запчастей и отделом продаж машин, но руководитель не должен заставлять механиков выполнять подсобные работы.

Одной из особенностей работы в автосервисах является особое формирование бригад. Бригада должна быть небольшой, максимум четыре человека, при работе по сменам при четырехдневной рабочей неделе – максимум пять человек. Этим гарантируется присутствие как минимум четырех участников и исключается возможность перегрузки бригадира, связанная с потерей производительности.

Одним из вариантов бригадной  работы при недостатке квалифицированных  кадров на автосервисе является бригада, состоящая из одного специалиста  и подмастерьев с разной степенью обученности. В таких бригадах работа выполняется строго по указанию специалиста. Каждую операцию специалист поручает подмастерьям и проверяет после исполнения.

На предприятиях автосервиса  работы группируются по квалификациям, так как выполнение одного ремонтного заказа требует участия рабочих разных уровней. Помощникам обычно поручается мойка и полировка, замена масла и шин. Квалифицированным механикам поручается диагностика, регулировка двигателя и тормозов, разборка-сборка узлов и агрегатов и т.п.

Свои особенности есть в организации технического диагностирования на СТОА и в автохозяйствах, причем в автохозяйствах в зависимости от их мощности — свои. В мелких автохозяйствах нецелесообразен разрыв между выявлением неисправностей и местом их устранения. Во всех случаях следует стремиться к более полной загрузке средств диагностирования, максимально снижать непроизводительные затраты средств и рабочей силы. Следует учитывать использование средств диагностирования при внезапных отказах машин, что невозможно планировать, а также постов диагностирования при сезонных и контрольных осмотрах автомобилей. Соблюдая оптимальную последовательность измерения параметров, можно в 1,5-2 раза снизить трудоемкость диагностирования автомобиля.

При оценке численности персонала на предприятиях автосервиса ориентируются на показатель нагрузки персонала: на одного работника должно приходиться примерно 70 автомобилей в год. Этот показатель зависит от конкретных условий, например марки ремонтируемых автомобилей, степени конкурентности рынка и т.п. При этом необходимо учитывать трудовую деятельность работников. Например, рабочее время работников должно использоваться не менее, чем на 80 %. Если это время меньше, то число работников на предприятиях автосервиса уменьшают, если больше — увеличивают.

Еще одна особенность деятельности автосервиса в отличии от других предприятий проявляется в неосязаемости, неотделимости от процесса производства, несохраняемости и непостоянстве качества предоставляемых услуг.

Важное следствие неосязаемости  — отсутствие права собственности  на услугу. Клиент может приобрести запасные части, материалы и пр. и  стать их собственником, в то время  как приобретая услугу, он оплачивает результат трудовой деятельности персонала, оказывающего эту услугу, но не становится его обладателем. Результаты этого труда возвращают автомобилю работоспособность и изменяют его свойства, становятся частью комплекса свойств отремонтированного автомобиля, но отличие произведенных услуг в том, что запасные части можно продать отдельно, а труд ремонтного рабочего неотделим от предмета труда, т.е. его нельзя продать отдельно от услуги. Он уже неотделим от автотранспортного средства.

Неотделимость от источника  производства и потребления автосервисной услуги проявляется в том, что услуги потребляются в ходе изготовления. Заказ клиента выполняется в результате трудовой деятельности персонала предприятия, и в процессе обслуживания удовлетворяются его конкретные потребности. Клиент может убедиться, что услуга оказана, только по завершении оказания непосредственно самой услуги.

Несохраняемостъ услуги (мойка автомобильного транспорта) ставит перед менеджерами задачу правильно отслеживать и прогнозировать спрос на нее, чтобы планировать объем производства и управлять сервисными службами.

Важным показателем считаются нормо-часы в автосервисе. Этот показатель учитывается практически на каждом предприятии автосервиса. Такой подход гарантирует, что не возникнут проблемы и ошибки из-за усталости или моральной перегрузки персонала.

Отличительной особенностью автосервисов является то, что все автосервисные предприятия, будь то дилеры, СТО или независимые авторемонтные мастерские, имеют одинаковый доступ к технологической информации заводов — изготовителей автомобилей. Продуцент, который хочет продавать автомобили на рынке, должен сбросить в общую базу данных всю свою технологическую информацию, необходимую для обслуживания, ремонта, эксплуатации и использования автомобилей. При обслуживании и ремонте используются составленные на основе этой информации базы данных, которые разрабатывают несколько фирм. Эти базы данных может купить и постоянно пополнять любое автосервисное предприятие. Базы содержат алгоритмы поиска неисправностей, технологии ремонта и идентификации запасных частей по всем моделям автомобильного рынка. Они не только расширяют возможности СТО, но и обеспечивают повышение уровня технической исправности автомобилей в эксплуатации, что ведет к повышению безопасности движения. Такой подход к организации автосервиса более демократичен по сравнению с европейской фирменной концепцией. Он ставит в равные условия все станции технического обслуживания, обеспечивает им одинаковый доступ к автомобильному рынку и конкуренции.

Как и любой вид деятельности, автосервис обладает некоторыми особенностями, которые формируются исходя из специфики  работы. Они необходимы для нормальной деятельности предприятия – и  потому такие особенности прописываются  в регламенте работы. Именно полное соблюдение всех особенностей гарантирует бесперебойную и эффективную работу автосервиса.

Развитие предприятий автосервиса и учет особенностей трудовой деятельности предполагает улучшение организации технического обслуживания и ремонта автомобилей, нормативно-техническое обеспечение, создание гибкой системы управления, обеспечение запасными частями и материалами, повышение качества выполняемых работ и квалификации персонала, выработку эффективных мер, позволяющих повысить заинтересованность персонала в качественном и производительном выполнении работ.

Информация о работе Особенности трудовой деятельности на предприятиях автосервиса