Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 16:02, контрольная работа
Цель работы: Узнать способы законодательного можно обеспечения охраны труда человека.
Задачи: раскрыть сущность понятия, содержание и значение охраны труда, виды законодательств, каким образом организуется и обеспечивается охрана труда.
I. Теоретическая часть
Введение
1. Сущность охраны труда…………………………………………………………….4
1.1.Понятие, содержание и значение охраны труда………………………….………4
1.2.Законодательство об охране труда………………………………………………...6
2. Организация и обеспечение охраны труда…………………………………………8
2.1. Организация охраны труда, ее органы…………………………………………...8
2.2. Обеспечение охраны труда………………………………………………………10
3. Основные законодательные акты по охране труда………………………………11
Заключение…………………………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………………………16
II.Практическая часть…………………………………………………………………17
Задача 1. Расчет уровня шума в жилой застройке…………………………………..17
Задача 2. Определение времени разрушения построек, в случае возникновения аварии (катастрофы) на пожаро- и взрывоопасных объектах……………………...19
Титульный лист
I. Теоритическая часть
Введение
1.1.Понятие, содержание и значение охраны труда………………………….………4
1.2.Законодательство об охране труда………………………………………………...6
2. Организация и обеспечение охраны труда…………………………………………8
2.1. Организация охраны
труда, ее органы……………………………………
2.2. Обеспечение охраны труда………………………………………………………10
3. Основные законодательные акты по охране труда………………………………11
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
II.Практическая часть…………………………………………………………………
Задача 1. Расчет уровня шума
в жилой застройке…………………………………
Задача 2. Определение времени разрушения построек, в случае возникновения аварии (катастрофы) на пожаро- и взрывоопасных объектах……………………...19
Безопасность жизнедеятельности — система знаний, направленных на обеспечение безопасности в производственной и непроизводственной среде с учетом влияния человека на среду обитания.
Управление БЖД ведется по трем самостоятельным направлениям, каждое из которых имеет свою правовую (законодательную), нормативную и организационную основу, свои руководящие и контролирующие органы.
Этими направлениями являются: обеспечение охраны труда; обеспечение охраны окружающей среды; прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий ЧС.
Во всех этих случаях соответствующее
законодательство включает в себя одни
и те же виды нормативно-правовых актов.
Это Федеральные законы, которые
принимаются Государственной
Данная тема актуально, т.к. в процессе своей жизнедеятельности, человек проводит большую часть жизни на рабочем месте. И охрана труда законодательно позволяет охранять жизнь человека и создавать условия для работы.
Цель работы: Узнать способы законодательного можно обеспечения охраны труда человека.
Задачи: раскрыть сущность понятия, содержание и значение охраны труда, виды законодательств, каким образом организуется и обеспечивается охрана труда.
1.1. Понятие, содержание и значение охраны труда
Конституция РФ в ст. 7 устанавливает, что труд и здоровье людей охраняются государством, а в ст. 37 закрепляет, что граждане реализуют право на труд в условиях, безопасных для их здоровья.
Охрана труда в широком смысле — это система обеспечения жизни и здоровья работника в процессе труда всеми способами и мерами: правовыми, социально-экономическими, санитарно-гигиеническими, лечебно-профилактическими, организационно-техническими и др. Это широкое понятие охраны труда закреплено в ст. 1 Закона РФ от 17 июля 1999 г. “Об Основах Российской Федерации об охране труда” (Российская газета. 1999. № 143) и ст. 209 Кодекса. Поэтому охрану труда каждый изучает в своем аспекте — не только юридические, но и технические, экономические, медицинские вуз. Лишь такое широкое понятие охраны труда способно обеспечить безопасные и здоровые условия труда работников. Если хотя бы один ее компонент нарушен, нарушается вся охрана труда работника. В этом широком смысле охрана труда нужна везде, где трудится человек. Но ст. 2 Закона об охране труда распространяет это понятие более ограниченно — на труд в общественной организации на производстве всех форм собственности, включая труд, как работников, так и администрации, членов производственных кооперативов, студентов-практикантов, военнослужащих, привлекаемых к работе на предприятиях, стройках, граждан, отбывающих исправительные работы на предприятиях.
Третий аспект понятия охраны труда (как один из основных принципов трудового права) — обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников.
Институт охраны труда состоит из следующих групп норм, которые тесно взаимосвязаны:
1) нормы — принципы
государственной политики в
2) право работника на охрану труда и его гарантии;
3) нормы организации и
обеспечения охраны труда
4) правила по технике
безопасности и
5) правила особой охраны труда женщин;
6) правила особой охраны труда молодежи и лиц с пониженной трудоспособностью.
Социальное значение охраны труда: а) охраняет жизнь и здоровье трудящихся от возможных производственных вредностей; б) способствует их культурно-техническому росту: лишь не чрезмерно усталый от работы в грязных, загазованных производственных помещениях работник способен вечерами учиться, повышать свою квалификацию, читать, развлекаться, заниматься спортом, развивать личность; в) способствует гуманизации труда.
Экономическое значение охраны труда заключается в том, что она способствует: а) росту производительности труда работников, а тем самым и росту производства, экономики; б) сокращению потерь рабочего времени от временной нетрудоспособности работников из-за производственных травм, профессиональных заболеваний, экономии средств Фонда социального страхования.
Правовое значение охраны
труда: а) способствует работе по трудоспособности,
учитывая женский организм, организм
подростков, пониженную трудоспособность
инвалидов, пенсионеров; б) реализует
субъективное право работников на всестороннюю
охрану труда и обязанность
1.2. Законодательство об охране труда
В настоящее время основными
нормативными актами об охране труда
являются: Основы законодательства об
охране здоровья граждан (ст. 17, 20, 21, 23,
24, 26, 27); Федеральный закон РФ от 17
июля 1999 г. “Об основах охраны труда”
заменил ранее действующий
Комплексный Федеральный закон “Об основах охраны труда” закрепил основные принципы государственной политики в области охраны труда, право работников на охрану труда в ее широком смысле и гарантии этого права. В нем предусмотрен правовой и экономический механизм обеспечения охраны труда, надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда и ответственность за его нарушение. Этот Закон имеет четыре соответствующих главы: общие положения (ст. 1—7), право работников на охрану труда и его гарантии (ст. 8—10), обеспечение охраны труда (ст. 11 — 19), надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда (ст. 20—22). Как видим, основное внимание в нем уделено обеспечению охраны труда, что в настоящее время особенно важно. Статья 11 гл. V данного Закона предусматривает, что охраной труда управляет государство непосредственно через Федеральное Правительство или по его поручению федеральные органы исполнительной власти. Этот Закон закрепил единые принципы и нормы по охране труда, а также впервые (ст. 1) закрепил легально такие понятия, как: условия труда (в смысле охраны труда), вредный и опасный производственные факторы, безопасные условия труда, рабочего места, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, сертификат безопасности и понятие производственной деятельности. Указанные основные положения этого Закона нашли отражение в Трудовом кодексе РФ. Его ст. 209 указывает:
Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Вредный производственный фактор — производственной фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
Опасный производственный фактор — такой, воздействие которого на работника может привести к его травме.
Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы.
Рабочее место — место, в котором работник должен находиться и в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.Сертификат безопасности — документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.
Производственная деятельность — совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных услуг.
2.1. Организация охраны труда, ее органы
Организация охраны труда включает государственное управление, органы охраны труда, ее планирование и финансирование, предупредительный надзор и расследование несчастных случаев на производстве, их профилактику и учет.
Государственное управление
охраной труда (ст. 216 Кодекса и
ст. 11 Основ об охране труда) заключается
в реализации указанных основных
направлений государственной
Гос. управление охраной труда осуществляет непосредственно Правительство Российской Федерации и по его поручению Минтруд РФ и другие федеральные органы исполнительно власти, а на территории субъектов РФ — федеральные органы и органы субъектов РФ в пределах их полномочий. Распределение полномочий по охране труда между федеральными органами осуществляет Правительство РФ.
Структуру и численность службы охраны труда в организации определяет работодатель с учетом рекомендаций Минтруда РФ по этому вопросу (ст. 217 ТК).
В организации по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников или профкома для организации работ по охране труда создается комитет (комиссия) по охране труда из представителей работодателя и работников на паритетной основе.
Ответственность за состояние условий и охраны труда на производстве законом возлагается на работодателя (его администрацию). Статья 212 Трудового кодекса подробно перечисляет обязанности работодателя в области охраны труда. Изучите их тщательно. За нарушение каждой из 20 указанных в ней обязанностей по обеспечению охраны труда работодатель несет ответственность. Основы об охране труда в ст. 23 закрепляют ответственность работодателей и лиц, виновных в нарушении требований охраны труда.
Планирование мер по охране труда и их финансирование должны на каждом производстве осуществлять работодатели. Комплексные планы улучшения условий труда, охраны труда трудовые коллективы одобряют и конкретизируют в коллективных договорах и соглашениях. В них, в частности, указывается, что выделенные на охрану труда средства запрещается использовать на другие цели. Кодекс в ст. 226 предусмотрел порядок финансирования мер по охране труда.
Предупредительный надзор за охраной труда в отличие от текущего (в процессе труда) называется так потому, что осуществляется еще до пуска в эксплуатацию промышленных зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов. В предупредительный надзор входит прием в эксплуатацию промышленных зданий, машин, станков, технологических процессов (ст. 215 ТК). К предупредительному надзору относится и вводный предварительный при приеме на работу инструктаж работников по технике безопасности и производственной санитарии. По срокам и содержанию инструктаж согласно ГОСТ 12.0.004-90 “Системы стандартов безопасности труда” бывает:
а) вводный со всеми работниками при их приеме на работу, а также со студентами и учащимися-практикантами, с лицами, командированными на данное производство;
б) первичный на рабочем месте;
в) повторный, если требуют обстоятельства;
г) внеплановый при изменении правил охраны труда технологического процесса и т. д., а также при несчастных случаях, если в акте о нем указано на это;
д) целевой при работе по ликвидации последствий аварий, катастроф и т.д.
2.2. Обеспечение охраны труда