Посттравматическое стрессовое расстройство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 21:17, реферат

Краткое описание

Посттравматическое стрессовое расстройство – наиболее часто встречающаяся форма расстройств у жертв экстремальных событий, которая наиболее тяжело поддается лечению и коррекции. Проявляется психологическими, социальными и соматическими изменениями.
Впервые это понятие было введено в связи с теми нарушениями, которые были выявлены у солдат, которые воевали во Вьетнаме, в состоянии психического и соматического здоровья, а также в адаптации в обществе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Краткое описание посттравматического стрессового расстройства……4
Факторы возникновения посттравматического стрессового расстройства6
Классификация посттравматического стрессового расстройства………8
Виды реакции при посттравматическом стрессовом синдроме…………10
Заключение по посттравматическому стрессовому расстройству…….12
Заключение………………………………………………………………………18
Список литературы……………………………………………………………..20

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по бжд.docx

— 39.33 Кб (Скачать файл)

Со временем первые навязчивые мысли о травме могут войти в контаминацию с  реакциями индивида на широкий спектр стимулов и укрепить селективное  доминирование травматических сетей  памяти. Триггеры, запускающие навязчивые травматические воспоминания, со временем могут становиться все более  и более генерализованными, таким образом, не относящиеся к травме стимулы становятся напоминанием о травме. Например, пожарный отказывается носить часы, потому что они напоминают ему об обязанности быстрого реагирования на сигнал тревоги, или у ветерана войны резко ухудшается настроение при шуме дождя, потому что это напоминает ему сезоны муссонов во Вьетнаме. Это контрастирует с более характерными триггерами травматических воспоминаний, которые имеют типичную связь с травматической ситуацией, например такую, как эпизод насилия для жертвы изнасилования, или громкий звук треснувшей головни (ассоциация с выстрелом) для ветерана войны.

Одним из последствий гипервозбуждения, которое подробно описывалось выше, является генерализация ожидаемой угрозы, на фоне которой недоверие и страх может обратиться на себя. Мир становится небезопасным местом: безобидные звуки провоцируют реакцию тревоги, обычные явления воспринимаются как предвестники опасности. С точки зрения адаптации возбуждение вегетативной нервной системы служит очень важной функцией мобилизации внимания и ресурсов организма в потенциально значимой ситуации. Однако у тех людей, которые постоянно находятся в состоянии гипервозбуждения, эта функция утрачивается в значительной степени: легкость, с которой у них запускаются соматические нервные реакции, делает для них невозможным положиться на свои телесные реакции – систему эффективного раннего оповещения о надвигающейся угрозе. Устойчивое иррелевантное продуцирование предупредительных сигналов приводит к тому, что физические ощущения теряют функцию сигналов эмоциональных состояний и, как следствие, они уже не могут служить в качестве ориентиров при какой-либо активности или деятельности. Таким образом, подобно нейтральным стимулам окружающей среды, нормальные физиологические ощущения могут быть наделены новым и угрожающим смыслом. Собственная физиологическая активность становится источником страха индивида.

Люди  с ПТСР испытывают определенные трудности  и с тем, чтобы провести границу  между релевантными и иррелевантными стимулами; они не в состоянии игнорировать несущественное и выбрать из контекста то, что является наиболее релевантным, что, в свою очередь, вызывает снижение вовлеченности в повседневную жизнь и усиливает фиксацию на травме. В результате теряется способность гибкого реагирования на изменяющиеся требования окружающей среды, что может проявляться в трудностях в учебной деятельности и серьезно нарушить способность к усвоению новой информации.

ПТСР  – это синдром, который появляется по разным причинам, и эти причины  обусловлены природой происшедшего события, характеристиками травмированной личности и качеством окружения, влияющего на процесс выздоровления.

Некоторые люди имеют положительную адаптацию  к травме, используя опыт ее переживания  как источник мотивации. Для других работа становится методом разрушения и средством ухода от прошлого. Хотя их карьеры могут быть очень успешными, этот успех часто достигается за счет разрушения семьи или межличностных связей. Так эти люди становятся калеками из-за навязчивости прошлого и своей неспособности концентрироваться на настоящем.

Эти социальные последствия возможно лучше всего  были проиллюстрированы в исследованиях, описывающих выживших жертв концентрационных лагерей (Эйтиджер и Сторм, 1973). Они имели менее стабильный трудовой стаж, чем контрольная группа, с более частыми сменами работы, места жительства и рода занятий. Они переходили в менее квалифицированные и менее оплачиваемые слои в 25 % случаев, в противоположность 4 % случаев в контрольной группе. Бывшие заключенные из более низких социально-экономических классов с трудом компенсировали свое подорванное здоровье в отличие от более профессиональных групп.

Для того чтобы функционировать соответствующим  образом, человеку прежде всего необходимо определить свои потребности, быть способным  предвидеть, как их удовлетворить, и  составить план соответствующих  действий. Для того чтобы исполнить  это, в первую очередь индивид  должен быть в состоянии рассмотреть  умозрительно весь спектр своих возможностей до начала каких-либо действий: провести “мысленный эксперимент”.

Люди  с ПТСР, по-видимому, утрачивают эту  способность, они испытывают определенные трудности с фантазированием  и проигрыванием в воображении  различных вариантов. Исследования показали, что когда травмированные люди позволяют себе фантазировать, то у них появляется тревога относительно разрушения воздвигнутых ими барьеров от всего, что может напомнить  о травме. Для того чтобы предотвратить  это разрушение барьеров, они организуют свою жизнь так, чтобы не чувствовать  и не рассматривать умозрительно различные возможности оптимального реагирования в эмоционально заряженных ситуациях. Такой паттерн сдерживания  своих мыслей с тем, чтобы не испытать возбуждения, является существенным вкладом в импульсивное поведение этих индивидов.

Многие  травмированные индивиды, особенно дети, перенесшие травму, склонны обвинять самих себя за случившееся с ними. Взятие ответственности на себя в  этом случае позволяет компенсировать (или заместить) чувства беспомощности  и уязвимости иллюзией потенциального контроля. Парадоксально, но установлено, что жертвы сексуального насилия, обвиняющие в случившемся себя, имеют лучший прогноз, чем те, кто не принимает  на себя ложной ответственности, ибо  это позволяет их локусу контроля оставаться интернальным и избежать чувства беспомощности. Компульсивное повторное переживание травматических событий – поведенческий паттерн, который часто наблюдается у людей, перенесших психическую травму, – не нашел отражения в диагностических критериях ПТСР. Проявляется он в том, что неосознанно индивид стремится к участию в ситуациях, которые сходны с начальным травматическим событием в целом или каким-то его аспектом. Этот феномен наблюдается практически при всех видах травматизации. Например, ветераны становятся наемниками или служат в милиции; женщины, подвергшиеся насилию, вступают в болезненные для них отношения с мужчиной, который с ними плохо обращается; индивиды, перенесшие в детстве ситуацию сексуального соблазнения, повзрослев, занимаются проституцией. Понимание этого на первый взгляд парадоксального феномена может помочь прояснить некоторые аспекты девиантного поведения в социальной и межличностных сферах. Человек, демонстрирующий подобные паттерны поведения повторного переживания травмы, может выступать как в роли жертвы, так и агрессора. В литературе описывается феномен “ревиктимизации”: травмированные индивиды вновь и вновь попадают в ситуации, где они оказываются жертвами.

Преследуемые  навязчивыми воспоминаниями и мыслями  о травме, травмированные индивиды начинают организовывать свою жизнь  таким образом, чтобы избежать эмоций, которые провоцируются этими  вторжениями. Избегание может принимать разные формы, например дистанцирование от напоминаний о событии, злоупотребление наркотиками или алкоголем для того, чтобы заглушить осознание дистресса, использование диссоциативных процессов для того, чтобы вывести болезненные переживания из сферы сознания. Все это ослабляет взаимосвязи с другими людьми, приводит к их нарушению и как следствие – к снижению адаптивных возможностей.

Показатели  распространённости ПТСР в контингентах лиц переживших экстремальные ситуации, в литературе колеблются от 10% у свидетелей события до 95% среди тяжело пострадавших (в том числе с соматическими  повреждениями). Эти цифры зависят  от многих обстоятельств, в частности  от конкретной характеристики стрессогенного события, группы обследованных (свидетели, участники, пострадавшие или ликвидаторы), диагностической позиции исследователя и метода исследования. Рассмотрим обобщенные данные, которые имеются в литературе.

По данным J.R. Davidson (1995), распространенность ПТСР колеблется от 3,6 до 75% (у переживших экстремальные события). Соответствующие эпидемиологические исследования, проведенные в США среди ветеранов вьетнамской войны, позволили установить ПТСР у 30% лиц; парциальные и субклинические проявления синдрома были дополнительно выявлены у 22% участников войны. Тот же автор упоминает данные, согласно которым у лиц, переживших нацистские концентрационные лагеря, состояния, которые сейчас рассматриваются как ПТСР, наблюдались в 85-100% случаев.

В отечественной  литературе Ю. В. Поповым и В. Д. Вид (1998) был представлен показатель распространенности ПТСР среди перенесших тяжелый стресс, равный 50-80%. Частота  расстройств составляет в целом 0.5% для мужчин и 1.2% для женщин.

Хотя  посттравматическое расстройство может  появиться в любом возрасте, учитывая природу ситуаций, вызывающих это  расстройство, оно чаще бывает в молодом возрасте.

Распространенность  ПТСР среди популяции зависит  от частоты травматических событий. Так, можно говорить о травмах, типичных для определенных политических режимов, географических регионов, в которых  особенно часто происходят природные  катастрофы. В 90-е годы показатели частоты  возникновения ПТСР отчетливо возросли: если в 80-х гг. они соответствовали 1–2 %, то в недавних исследованиях, опубликованных в США, 7,8 %.

Анализ  результатов эпидемиологических исследований показывает, что подверженность ПТСР коррелирует с определенными физиологическими и психическими нарушениями, которые либо возникают как следствие травмы, либо присутствуют изначально. К числу таких нарушений относятся: невроз тревоги; депрессия; склонность к суицидальным мыслям или попыткам; медикаментозная, алкогольная или наркозависимость; психосоматические расстройства; заболевания сердечно-сосудистой системы. Данные свидетельствуют о том, что у 50 – 100% пациентов, страдающих ПТСР, имеется какое-либо из перечисленных сопутствующих заболеваний, а чаще всего два или более. Кроме того, у пациентов с ПТСР особую проблему представляет высокий показатель самоубийств или попыток самоубийств.

Интенсивность психотравмирующей ситуации является фактором риска возникновения ПТСР. Другими факторами риска являются: низкий уровень образования, социальное положение; предшествующие травматическому  событию психиатрические проблемы; наличие близких родственников, страдающих психиатрическими расстройствами, хронический стресс.

 

 

Заключение

 

Люди  с ПТСР испытывают определенные трудности  и с тем, чтобы провести границу  между релевантными и иррелевантными стимулами; они не в состоянии игнорировать несущественное и выбрать из контекста то, что является наиболее релевантным, что, в свою очередь, вызывает снижение вовлеченности в повседневную жизнь и усиливает фиксацию на травме. В результате теряется способность гибкого реагирования на изменяющиеся требования окружающей среды, что может проявляться в трудностях в учебной деятельности и серьезно нарушить способность к усвоению новой информации.

ПТСР  – это синдром, который появляется по разным причинам, и эти причины  обусловлены природой происшедшего события, характеристиками травмированной личности и качеством окружения, влияющего на процесс выздоровления.

В данное время были выделены основные социальные факторы, влияющие на успешность адаптации жертв психической травмы: отсутствие физических последствий травмы, прочное финансовое положение, сохранение прежнего социального статуса, наличие социальной поддержки со стороны общества и особенно труппы близких людей. При этом последний фактор является самым значимым.

 Также  выделены следующие стрессогенные ситуации, связанные с социальным окружением: человек с опытом войны не нужен обществу; война и ее участники непопулярны; между теми, кто был на войне, и теми, кто не был, отсутствует взаимопонимание; общество формирует комплекс вины у ветеранов. Столкновение с этими, уже вторичными по отношению к экстремальному опыту, полученному на войне, стрессорами достаточно часто приводило к ухудшению состояния ветеранов войн (например, вьетнамской или в Афганистане). Это свидетельствует об огромной роли социальных факторов как в помощи по преодолению травматических стрессовых состояний, так и в формировании ПТСР в случае, когда поддержка и понимание окружающих отсутствуют.

Также выделяются три группы факторов, сочетание которых  приводит к возникновению посттравматического  стрессового расстройства:

1. Факторы, связанные с травматическим событием: тяжесть травмы, ее неконтролируемость, неожиданность;

2. Защитные  факторы: способность к осмыслению  происшедшего, наличие социальной  поддержки, механизмы совладания; так, показано, что те, кто имеет возможность говорить о травме, отличаются лучшим самочувствием и реже обращаются к врачам (какого бы то ни было профиля);

3. Факторы  риска: возраст к моменту травматизации, отрицательный прошлый опыт, психические расстройства в анамнезе, низкие интеллект и социоэкономический уровень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Баринов А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них – учебное пособие для студ. ВУЗов – М., изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 496 с.
  2. Безопасность жизнедеятельности: учебник для ВУЗов, 2-е издание/ Под. ред. Михайлова Л.А. – СПб., 2009. – 461 с.
  3. И. Г. Малкина-Пых Экстремальные ситуации, Эксмо, 2006г.
  4. Помоги себе сам. www.avestnik.kz/?p=3440
  5. Психологическая помощь в ЧС www.2xs.ru/goods.php?dd=537961
  6. Стресс жизни: Сборник./ сост. Л.М. Попова, И.В. Соколов

 

 


Информация о работе Посттравматическое стрессовое расстройство