Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 20:27, реферат
Поскольку одним из ведущих компонентов трудовой деятельности является двигательный или физический, то вполне естественно, что выявление закономерностей его развития и функционирования и их практическая реализация исторически определились как прикладная функция физической культуры. Часть физической культуры, в ведении которой находится исследуемая функция, в последнее время все чаще получает название «профессионально-прикладная физическая культура».
Введение
1. Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду в современных условиях.
2. Общие положения профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).
3. Цель и задачи профессионально-прикладной физической подготовки.
4. ППФП в системе физического воспитания студентов.
5. Средства профессионально-прикладной физической подготовки студентов.
6. Организация, формы и система контроля ППФП студентов в вузе.
7. Специфические требования к ППФП специалистов нефтегазового
производства.
8. Характеристика санитарно-гигиенических условий труда в нефтегазовом
производстве.
9. Основные факторы, определяющие содержание ППФП выпускника
нефтегазового производства.
10. Особенности ППФП студентов будущих специалистов нефтегазового
производства по избранным специальностям.
Заключение
Вспомогательные средства ППФП, обеспечивающие её эффективность, это различные тренажеры, специальные технические приспособления, с помощью которых можно моделировать отдельные условия и характер будущего профессионального труда.
6. Организация, формы и система контроля ППФП студентов в вузе
Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов в высших учебных заведениях осуществляется на учебных занятиях и определяется рабочей программой по учебной дисциплине «Физическая культура». В рабочей программе отображаются особенности будущей профессии студентов каждого факультета и учитываются материально-технические возможности конкретного вуза.
Для расширенной психофизической подготовки с профессиональной направленностью в основном учебном отделении проводятся занятия на базе общей физической подготовки и по прикладным видам спорта. Студенты, занимающиеся в специальном учебном отделении, осваивают те элементы профессионально-прикладной физической подготовки, которые доступны им по состоянию здоровья.
ППФП студентов на учебных занятиях проводится в форме теоретических и практических занятий.
Цель теоретических
занятий – дать будущим специалистам
прикладные знания, которые бы обеспечили
сознательное и методически правильное
использование средств
Результаты освоения теоретического, методического и практического разделов ППФП оцениваются в соответствии со специальными требованиями и нормативами, разработанными кафедрой физического воспитания. Утвержденные кафедрой зачетные нормативы по разделу ППФП обязательны для каждого студента и входят в комплекс зачетных требований и нормативов по учебной дисциплине «Физическая культура». В каждом семестре выполняется не более 2-3 тестов. Студенты специального отделения, а также освобождённые от практических занятий выполняют тесты и требования из тех разделов ППФП, которые доступны им по состоянию здоровья.
В седьмом семестре по учебной дисциплине «Физическая культура» студенты должны выполнить обязательные практические тесты по общей физической, спортивно-технической и профессионально-прикладной подготовке не ниже оценки «удовлетворительно».
Тесты по профессионально-прикладной физической подготовке студентов основного и спортивного учебных отделений
Т е с т ы |
Оценка в очках | ||||
5 |
4 |
3 |
2 |
1 | |
ЖЕНЩИНЫ | |||||
1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, кол-во раз |
18 |
16 |
14 |
12 |
10 |
2. Проба Штанге (задержка дыхания), с |
80 |
70 |
60 |
50 |
40 |
МУЖЧИНЫ | |||||
1.В висе поднимание ног до касания перекладины, кол-во раз |
10 |
7 |
5 |
3 |
2 |
2. Проба Штанге (задержка дыхания), с |
80 |
70 |
60 |
50 |
40 |
Тесты по профессионально-прикладной физической подготовке студентов специального учебного отделения
Т е с т ы |
Оценка в очках | ||||
5 |
4 |
3 |
2 |
1 | |
ЖЕНЩИНЫ | |||||
1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на скамейке (кол-во раз) |
16 |
14 |
12 |
10 |
8 |
2. Проба Штанге (задержка дыхания),с |
50 |
40 |
35 |
30 |
25 |
МУЖЧИНЫ | |||||
1. В висе поднимание ног до касания перекладины (кол-во раз) |
7 |
5 |
3 |
2 |
1 |
2. Проба Штанге (задержка дыхания), с |
50 |
40 |
35 |
30 |
25 |
7. Специфические требования к ППФП специалистов нефтегазового
производства
Современная нефтяная промышленность представляет собой чрезвычайно многообразный комплекс подразделений, в которых занято работников более 700 профессий. Тысячи техников и инженеров управляют сложными процессами на рабочих местах, установках и в цехах. На поиски и освоение нефтяных месторождений тратятся колоссальные финансовые и материальные ресурсы, в нефтедобыче и переработке находят применение новейшие технологии, их разработкой и связанными с ними исследованиями занимаются лучшие научные коллективы, возглавляемые выдающимися учёными современности. В результате престиж специалистов в области геологии и геофизики нефти и газа, бурения скважин и нефтедобычи, проектирования и сооружения нефтепроводов, нефтегазопереработки и нефтехимии, нефтегазовой экономики и менеджмента необычайно высок. Этим объясняются и значительное число высших учебных заведений, осуществляющих в настоящее время подготовку специалистов различного профиля и уровня для нефтегазового производства, и стремление молодых людей во всем мире получить высшее образование в этой сфере.
Не вызывает сомнений, что труд в нефтегазовой отрасли предъявляет повышенные требования к здоровью, физическим и личностным качествам работников. В ряде исследований отмечается, что специалисты нефтяной и газовой промышленности работают вахтовым методом и сталкиваются с факторами возмущающего воздействия: климатический контраст районов постоянного проживания и работы, смещение геофизических источников времени, интенсивный труд, сменяющийся длительным периодом отдыха; изменение социального окружения и психологического микроклимата вахтовых коллективов. Таким образом работают до 500 тысяч специалистов. Текучесть кадров в ряде отраслей этой промышленности достаточно высока. Такие условия и характер труда специалистов нефтегазового профиля вынуждает рассматривать процесс подготовки будущих специалистов как индивидуальный, предъявляя повышенные требования к уровню психической и физической готовности к профессиональной деятельности.
В структуре готовности
Сущность психофизической
--совокупность характеристик,
--уровень переносимости
--третий компонент
--четвертый компонент
8. Характеристика санитарно-гигиенических условий труда
в нефтегазовом производстве
Нефтегазовая промышленность является
одной из самых механизированных
отраслей, где тяжелый физический
труд заменён приборами и
Нефтяные вузы России готовят специалистов по 80 специальностям.
Несмотря на значительный
технический прогресс в
Вся нефтегазовая
Основными факторами, имеющими профессионально-гигиеническое значение на всех нефтяных производствах, является газовый. Наблюдается различное сочетание химических соединений (от 2-х до 8-ми и более инградиентов).
Газовый фактор воздействует не изолированно,
а в комбинации с рядом физических
факторов производства. Наличие сочетания
влияния обоих факторов термического
и физической нагрузки, оказывает
более неблагоприятное
Например, состояние загазованности
воздуха операторного помещения
на заводах углеводородом
Производственный шум - второй по гигиенической значимости неблагоприятный фактор в производственных помещениях и территориях нефтегазовых предприятий. В результате внедрения комплексной механизации технологических процессов интенсивность шума, вибрации и ультразвука постепенно растёт. Предельно допустимые концентрации шума на постоянных рабочих местах инженеров-нефтяников повышены на 10- 15 децибел.
Длительное действие шума
приводит к функциональным
Использование в нефтяном производстве высоких температур создает потенциальную возможность воздействия на работающих, помимо газового, также и метеорологического фактора. Имеет место комбинированное воздействие паров, газов, токсических веществ и высокой температуры. Наблюдаются повышенные температуры окружающего воздуха в летнее время года при низких уровнях относительной влажности и, наоборот, переохлаждение рабочей зоны в зимнее время. Во время работы на воздухе в зимнее время персонал подвергается действию низких температур и сильных ветров со снеговыми осадками.
Следовательно, основными
9. Основные факторы, определяющие содержание ППФП выпускника
нефтегазового производства
На основании изучения профессиональной деятельности специалистов нефтегазового производства определены приоритетные прикладные физические качества, которые в наибольшей мере необходимы каждой группе специалистов.
Решение задач ППФП возможно только после разработки профессиограммы, которая включает подробное описание условий труда, его характер и специфику.
Рассмотрим виды трудовой деятельности специалистов нефтегазового производства.
По содержанию труда: труд физический, умственный (операторский, творческий).
По средствам труда: ручной, механизированный, автоматизированный, автоматический.
По условиям труда: комфортный, экстремальный, вредный, опасный.
По организации труда: статический, динамический, монотонный, индивидуальный, коллективный.
По требованию к субъекту труда: высокий уровень способности, профобразование, профессиональный опыт, хорошее состояние здоровья и физическое развитие, психофизическая подготовленность.
Определение характера труда
будущих специалистов
Специальности, имеющие смешанный характер труда: умственный, физический (инженеры-технологи, механики, инженеры автоматизации производственных процессов, инженеры по транспорту и хранению нефти и газа). Все виды этих специальностей требуют быстроты реакции, хорошей координации движений, внимания, мышления. В тоже время требуется повышенная общая выносливость и сила отдельных мышечных групп, ловкость.