работоспособности. Действие
таких стимуляторов достаточно кратковре-
менно. Прием активных стимуляторов
в виде специальных лекарственных
препаратов, например, при их
передозировке может вызвать отрицатель-
ный эффект. В этом случае наблюдается
ухудшение самочувствия, умень-
шение подвижности и скорости
реакций. На протяжении нескольких по-
следних десятилетий среди
населения получило распространение употреб-
ление транквилизаторов. В настоящее
время этот процесс представляет со-
бой всемирную социальную проблему.
Оказывая выраженное успокоение
и предупреждая развитие неврозов,
эти препараты в большинстве случаев
снижают психическую активность,
замедляют реакции, вызывают апатию
и сонливость человека.
Психогенное изменение настроения,
вызванное алкогольными на-
питками. Употребление алкогольных
напитков в небольших количествах
не является вредным. Однако
при частом их употреблении у человека
раз-
вивается биологическая зависимость,
которая заключается в постоянной
потребности организма в пополнении
алкоголя. Такой процесс ведет к 137
развитию пьянства и перерастает
в алкоголизм.
Пьянство и алкоголизм представляют
серьезную проблему для БЖД.
Недопустимость употребления
алкогольных напитков в рабочее время
и
отрицательное влияние их на
работоспособность человека общеизвестны.
Так, например, статистические
данные показывают, что автомобильный
травматизм в 40…60 % случаев
связан с употреблением алкоголя. 64 %
смертельных случаев на производстве
обусловлено приемом алкоголя и
последующими ошибочными действиями
человека.
С позиций безопасности человека
особое значение имеет также и по-
сталкогольная астения (похмелье).
Она наблюдается в последующие дни
после употребления алкоголя.
Такое психобиологическое состояние чело-
века снижает его производительность
труда, ведет к заторможенности ре-
акций, снижает чувство осторожности.
Специалисты, страдающие алкого-
лизмом, теряют свойственные
им профессиональные навыки. Динамика
развития алкоголизма вызывает
учащение их ошибок, активизирует сни-
жение способности решать сложные
творческие задачи, а также быстрой и
правильной ориентации в нестандартных
производственных ситуациях,
требующих оперативного принятия
решений.
3.4.3. Рациональные
режимы труда и отдыха
Одним из наиболее
важных элементов повышения эффективности
трудовой деятельности человека
является совершенствование профессио-
нальных навыков в результате
производственного обучения. Обучение
придает законченность и устойчивость
всем формам профессиональной
двигательной активности, является
важным средством предупреждения
утомления.
Производственное обучение,
с психофизиологической точки зрения
представляет собой процесс
создания соответствующих образов с даль-
138
нейшим развитием и изменением
психофизиологических функций челове-
ка, профессиональных навыков,
в том числе приемов безопасности для
наиболее эффективного выполнения
конкретной работы.
В результате обучения развивается
и совершенствуется специфиче-
ский мыслительный аппарат,
отдельные, необходимые для выполнения
ра-
боты группы мышц, повышается
точность и скорость движений, увеличи-
вается скорость восстановления
физиологических функций человека после
окончания работы.
Достижение высокой производительности
труда, длительной работо-
способности с одновременной
рациональной интенсивностью физиологи-
ческих функций человека и сохранением
его здоровья обеспечиваются
также правильной организацией
режимов труда и отдыха.
Эффективность чередования
периодов труда и отдыха заключается в
обеспечении длительно необходимых
периодов активной равномерной
трудоспособности человека
и перерывов, необходимых для восстановле-
ния его трудоспособности.
Для сохранения высокой и устойчивой
работоспособности применя-
ются две взаимодополняющие
формы чередования периодов труда и отды-
ха на производстве:
1 – обеденный перерыв
в середине рабочего дня;
2 – технологические кратковременные
перерывы.
Причем длительность обеденного
перерыва должна устанавливаться
с учетом удаленности от рабочих
мест санитарно-бытовых помещений,
столовых, организации раздачи
пищи.
Необходимость введения, продолжительность
и количество допол-
нительных кратковременных
технологических перерывов определяется
на
основании учета тяжести и напряженности
труда.
Так, например, при выполнении
работы, требующей значительных
усилий и участия в ее выполнении
крупных мышц, для восстановления 139
трудоспособности, рекомендуются
более редкие, непродолжительные пе-
рерывы, длительностью 10...12
мин.
При выполнении особо тяжелых
работ более эффективным является
сочетание работы в течение
15...20 мин с отдыхом такой же продолжи-
тельности. При работах, требующих
большого нервного напряжения и
внимания, быстрых и точных
движений рук, целесообразно введение
более
частых, но более коротких перерывов
по длительности составляющих
5...10 мин.
Организация процесса трудовой
деятельности человека логически
связана также с возникновением
еще одного вида технологических пере-
рывов – микропауз. Это нерегламентированные
перерывы, которые возни-
кают объективно между последовательно
следующими операциями и дей-
ствиям человека.
Таким образом, микропаузы возникают
самопроизвольно и, в свою
очередь обеспечивают поддержание
оптимального темпа работы и высоко-
го уровня работоспособности.
В зависимости от характера и тяжести
рабо-
ты микропаузы составляют 9...10
% рабочего времени.
Исследования показывают, что
в течение суток организм человека
по-разному реагирует на физическую
и нервно-психическую нагрузку. Так,
в соответствии с суточным циклом
организма наивысшая работоспособ-
ность человека отмечается
в утреннее – с 8 до 12 ч и дневное – с 14
до 17 ч
время. В течение дня наименьшая
работоспособность отмечается в период
между 12 и 14 ч, а в ночное время
– с 3 до 4 ч достигает своего минимума.
Этот диапазон времени характеризуется
минимальной суточной работо-
способность.
В закономерностях ритма трудовой
деятельности человека выделя-
ются также ежедневные временные
диапазоны адаптации человека к вы-
полняемой работе. Они составляют
~ 30 мин в начале рабочего дня и после
обеденного перерыва. По истечению
этих временных отрезков у работаю- 140
щих формируется максимальная
производительность труда. С учетом всех
этих закономерностей суточного
цикла изменения работоспособности че-
ловека определяется сменность
работы предприятий, начало и окончание
работы в сменах, виды и количество
перерывов.
Научный подход в организации
трудового процесса, режимов труда
и отдыха предусматривает необходимость
учитывания также и динамики
трудоспособности человека
на протяжении недели. Так, известно, что
наи-
высшая работоспособность человека
проявляется на 2-, 3- и 4-й день рабо-
ты.
В последующие дни недели она
понижается, падая до минимума в
последний день работы. После
выходных работоспособность человека
по-
нижается вследствие действия
тормозных процессов, которые развиваются
в зоне приобретенных профессиональных,
психофизиологических процес-
сов, состояний и психических
напряжений организма человека. В особенно-
сти ярко выражается этот вид
снижения трудоспособности после отпускно-
го периода.
Эффективными элементами организации
рационального режима
труда и отдыха являются производственная
гимнастика и меры по психо-
физиологической разгрузке
человека, в том числе функциональная
музыка.
В основе положительного эффекта
действия производственной гим-
настики лежит феномен активного
отдыха, который выражается в сле-
дующем. Утомленные мышцы быстрее
восстанавливают свою работоспо-
собность не при полном покое,
а при переключении физической нагрузке
на другие мышечные группы (И.
М. Сеченов).
В результате комплекса упражнений
производственной гимнастики
восстанавливается полезная
емкость легочной ткани, улучшается деятель-
ность сердечно-сосудистой
системы, повышается функция сосудистой
системы, функциональные возможности
анализаторных систем, регенери-
руется мышечная сила и активность,
выносливость организма человека.
141
В основе положительного действия
функциональной музыки лежит
вызываемый ею положительный
эмоциональный настрой, необходимый
для высококачественного выполнения
любого вида работ. Так, например,
функциональная музыка способствует
снижению утомляемости, улучше-
нию настроения и, как следствие,
повышает работоспособность и произво-
дительность труда.
В то же время функциональную
музыку не рекомендуется приме-
нять в следующих случаях:
– при выполнении работ, требующих
значительной концентрации
внимания;
– при физических работах, которые
занимают более 70 % рабочего
времени;
– при напряженной умственной
работе, которая составляет более 70
% рабочего времени.
Функциональная музыка также
не приводит к положительно-
му эффекту при большой напряженности
выполняемых работ, при работе
человека на непостоянных рабочих
местах и в неблагоприятных санитар-
но-гигиенических условиях.
Для снятия нервно-психического
напряжения, борьбы с утомлением,
восстановления работоспособности
эффективным решением является вре-
менное перемещение работающего
в другую внешнюю среду, внешние
факторы которой положительно
воздействуют на организм человека. Та-
ким решением являются кабинеты
релаксации или комнаты психологиче-