Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 02:29, курсовая работа
роль средств массовой информации в информационном противоборстве, информационное оружие и методы информационного противоборства
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..............3
1 Средства массовой информации и средства массовой коммуникации как источник информации
1.1 Становление и развитие средств массовой информации.....................................7
1.2 Социальные функции средств массовой информации в современном обществе.……………………………………………………………………….….17
2 Информационное противоборство и средства массовой информации
2.1 Информационное противоборство и информационная война………………....21
2.2 Средства массовой информации и информационное оружие……....................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……..………………………………………………..............................30
СПИСОК СОКРАЩЕННЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ……………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.......…………………………..............33
Таким образом, в настоящее время СМИ стали оперативными мобильными, глобальными, поменяли свой статус на электронный. Если раньше были необходимы дни и недели, чтобы донести информацию до населения, то теперь скорость передачи важной информации выросли в сотни раз, проблема информационного голода сменилась проблемой информационной перегрузки. Также эволюционировала и социальная роль СМИ. Теперь это не просто донесение информации о событиях. СМИ занимаются обучением, развлекают, просвещают, формируют общественное мнение, влияют на внутреннюю и внешнюю политику государств, используются в информационных войнах и т.д.
1.2
Социальные функции
средств массовой информации в
современном обществе
Функция (лат. functio) - это «обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей» [17].
Рассмотрение и анализ функций
любой системы социальной
У СМИ имеются различные функции в разных сферах. Например, Е. П. Прохоров, считая журналистику полифункциональной системой, выделяет следующие шесть функций журналистики:
1)коммуникативную
— функцию общения,
2)непосредственно-
3)идеологическую
(социально-ориентирующую), связанную
со стремлением оказать
4)культурно-
5)рекламно-справочную, связанную с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.);
6)рекреативную
(развлечения, снятия
Примером другого подхода к определению функций СМИ является работа С. Г. Корконосенко, кокторый выделяет 4 основные сферы деятельности СМИ: экономическую, политическую, духовно-идеологическую и социальную.
В каждой из этих сфер СМИ выражают свою социальную специфику:
1)производственно-
2)регулирующую;
3)духовно-идеологическую:
4)информационно-
Так,
в экономической области она
становится элементом системы
В духовной сфере пресса выполняет познавательную, образовательную, воспитательную функции, свойственные всем идеологическим институтам.
Так же, как и сбор, хранение и т. д. информации, так как это слишком ограниченное определение функции в социальной сфере. Автор также определяет субъектов, которые оказывают влияние на формирование функций СМИ [18].
Данные авторы (Е.П. Прохоров и С.Г. Корконосенко) по всей видимости, отождествляют функции журналистики и функции СМИ. Функции средств массовой информации более разнообразны и журналистика не исчерпывает весь спектр деятельности СМИ. Однако различная деятельность средств массовой информации выходит за рамки деятельности журналистики, как, например, прямая трансляция по телевидению заседания какого-либо съезда или сессии парламента, трансляция по телевидению или радио балета (спектакля, эстрадного концерта), публикация (оглашение) законодательных актов, указов и прочих нормативных актов государственных властей, трансляция урока английского (или любого другого) языка, трансляция (публикация) программы передач, сводки погоды, рекламы очередного товара. То есть понятие «журналистика» может появиться тогда и только тогда, когда дается оценка текущему событию. Только при этих условиях комментатор становится журналистом, а комментарий — элементом журналистской деятельности.
Мнение журналиста-практика — руководителя еженедельника «Тайм», приведенное С. Г. Корконосенко в своей работе, является достаточно объективным: «Мы по-прежнему имеем дело с оценкой текущих событий и не претендуем на беспристрастность» [18].
Таким образом, различные авторы по-разному рассматривают функции средств массовой информации. На наш взгляд функции, выполняемые СМИ в обществе можно разделить на две составляющие:
1) гуманитарные функции СМИ — информирование, образование, развлечение и т.п.;
2) политические функции СМИ — формирование общественного сознания и направленное влияние на отдельные группы населения.
Эти
две функции не могут существовать
по отдельности, т.е. одновременно идет
информирование населения и формирование
общественного сознания. Вторые названы
политическими, поскольку политическая
власть воздействует на общественное
мнение, формирует определенную идеологию
в массах, привлекает к политическим идеям
различные группы лиц. Особенно сильно
процесс влияния на общественное мнение
происходит во время политических выборов,
когда внедряются установки, стереотипы,
навязываются свои цели и человек побуждается
к определенному действию.
2
Информационное противоборство
и средства массовой
информации
2.1 Информационное противоборство и информационная война
Успех в экономике, политике, науке, военном деле в решающей степени обусловлен тем, насколько быстро можно получить нужную и достоверную информацию, а также не менее важно не дать воспользоваться этой информацией конкуренту, неприятелю или противнику.
События последнего времени показывают, что победа даже в боевых действиях зависит не только от того, у кого больше солдат и танков, а определяется тем, чье оружие “умнее” и насколько оно аккумулирует последние достижения науки, техники и особенно информатики.
Обострение информационного противоборства в мире, последние проявления международного терроризма, диктатуры и авторитарности ряда государств повышают актуальность проблем технической защиты информации в Российской Федерации.
Информационное
противоборство - соперничество социальных
систем в информационно-
Интенсивное внедрение информационных технологий, рост удельного веса безопасности информации в обеспечении национальной безопасности государства привели к тому, что информационный ресурс становится сегодня таким же богатством страны, как ее полезные ископаемые, производственные и людские ресурсы.
Превращение информации в товар привело к резкому обострению международной конкуренции за обладание информационными рынками, технологиями и ресурсами, а информационная сфера в значительной мере определяет и эффективно влияет на состояние экономической, оборонной, социальной, политической и других составляющих национальной безопасности страны. Возросшее и принимающее все более острые формы за последние годы соперничество в информационной сфере позволяет назвать это соперничество информационным противоборством.
Суть
информационного
Информационное противоборство - это война без линии фронта, а проведение многих операций информационной войны практически невозможно обнаружить, а если такие факты и отмечаются, они с большой вероятностью остаются анонимными. Какие-либо международные, юридические нормы ведения информационной войны отсутствуют.
Термин «информационная война» (англ. Information war) имеет несколько определений:
1)
Воздействие на гражданское
2)В
этом смысле также
3) Целенаправленные действия, предпринятые для достижения информационного превосходства путём нанесения ущерба информации, информационным процессам и информационным системам противника при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем [23].
Невысокая стоимость технических средств, которые могут быть использованы в информационной войне, существенно расширяет круг ее возможных участников. Ими могут быть отдельные страны и их органы разведки, преступные, террористические группировки, коммерческие фирмы и даже лица, действующие без преступных намерений.
Все формы информационной войны сводятся к воздействию на информационную инфраструктуру противника, его телекоммуникационные системы, СМИ с целью искажения получаемой информации, лишения его возможности получения новой или уничтожение его информационных средств, а также к обеспечению защиты собственных информационных ресурсов от аналогичных действий противника.
Таким образом, возросшее использование информационного ресурса во всех сферах деятельности, признание информации интеллектуальной собственностью и превращение ее в товар, разработка иностранными техническими разведками, структурами промышленного шпионажа и организованной преступности принципиально новых средств сбора и поражения информации приводят к необходимости уделять самое серьезное внимание вопросам защиты информации, информационной инфраструктуры, СМИ, населения в целом.
2.2 Средства массовой информации и информационное оружие
Информационное оружие – это комплексные технологии информационно-психологического воздействия, предназначенные для поражения центральной нервной системы человека в результате управления его высшей нервной деятельностью [24].
В информационной войне используют, в основном, три вида информационного оружия:
1)манипуляция
2)дезинформация
3)пропаганда
Информация о работе Роль СМИ и СМК в информационном противоборстве