Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 02:29, курсовая работа
роль средств массовой информации в информационном противоборстве, информационное оружие и методы информационного противоборства
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..............3
1 Средства массовой информации и средства массовой коммуникации как источник информации
1.1 Становление и развитие средств массовой информации.....................................7
1.2 Социальные функции средств массовой информации в современном обществе.……………………………………………………………………….….17
2 Информационное противоборство и средства массовой информации
2.1 Информационное противоборство и информационная война………………....21
2.2 Средства массовой информации и информационное оружие……....................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……..………………………………………………..............................30
СПИСОК СОКРАЩЕННЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ……………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.......…………………………..............33
Манипуляция массовым сознанием («манипуляция общественным мнением») — один из способов господства и подавления воли людей путём духовного воздействия на них через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении.
По мнению С.Г. Кара-Мурзы, симптомами и признаками скрытой манипуляции могут быть: язык, эмоции, сенсационность и срочность, повторение, дробление (парцелляция), изъятие из контекста, тоталитаризм источника сообщений, тоталитаризм решения, смешение информации и мнения, прикрытие авторитетом, активизация стереотипов, не когерентность высказываний и т.д.
Манипуляцию
вытупает как «акт влияния на людей
или управления ими с ловкостью,
особенно с пренебрежительным
В XX веке круг явлений, к которым стали прилагать термин «манипуляция» с политическим наполнением изначального определения (в техн., медиц.: «обращение с объектами со специальным намерением, особенной целью, как ручное управление»), расширился. «Он стал использоваться применительно к СМИ и политическим мероприятиям, направленным на программирование мнений или устремлений масс, психического состояния населения и т.п. Конечная цель таких усилий — контроль над населением, его управляемость и послушность» [26].
Соответственно
сформировалось и понимание термина
«манипуляция» в
В
политологии же в 1950-70-е гг. понятие
«манипуляция» активно
Изданный в 1969г. в Нью-Йорке «Современный словарь социологии» определил манипуляцию как «вид применения власти, при котором обладающий ею влияет на поведение других, не раскрывая характер поведения, которое он от них ожидает» [27]. Человек, взаимодействуя с окружающими, взаимодействует с сознанием других людей, так или иначе влияя на их поведение, но сознательная манипуляция начинается с того момента, когда манипулятор ставит для себя цель манипуляции.
Так же манипуляцию определяют как:
-
вид духовного,
-
скрытое воздействие, факт
-
воздействие, которое требует
значительного мастерства и
Условие успешной манипуляции заключается в том, что в подавляющем большинстве случаев преобладающее большинство граждан не тратит ни душевных и умственных сил, ни времени на то, чтобы усомниться в сообщениях СМИ. Всякая манипуляция сознанием есть взаимодействие. Жертвой манипуляции человек может стать лишь в том случае, если он выступает как соавтор, соучастник.
Одной из форм противодействия манипуляции личностью является критический анализ поступающей информации, организация получения информации из разных источников.
Методов манипуляции сознанием, используемых в средствах массовой информации, довольно много, но чаще всего выделяются следующие:
1)Использование внушения;
2)Перенос частного факта в сферу общего, в систему;
3)Использование слухов, домыслов, толкований в неясной политической или социальной ситуации;
4)Метод под названием «нужны трупы»;
5)Метод «страшилок»;
6)Замалчивание одних фактов и выпячивание других;
7)Метод фрагментации;
8)Многократные повторы или «метод Геббельса»;
9)Создание лжесобытий, мистификация;
Дезинформация — процесс манипулирования информацией, как то: введение кого-либо в заблуждение путём предоставления неполной информации или полной, но уже не нужной информации, искажения контекста, искажения части информации.
Цель такого воздействия — оппонент должен поступить так, как это необходимо манипулятору. Поступок объекта, против которого направлена дезинформация, может заключаться в принятии нужного манипулятору решения или в отказе от принятия невыгодного для манипулятора решения. Но в любом случае конечная цель — это действие, которое будет предпринято оппонентом.
В процессе дезинформирования, как и манипулирования можно выделить следующие уровни:
-
усиление существующих в
- частичное изменение взглядов на то или иное событие или обстоятельство;
-
кардинальное изменение
Пропаганда (лат. propaganda — подлежащее распространению, от propago — распространяю), распространение политических, философских, научных, художественных и др. взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности. Слово «пропаганда» происходит от названия католической организации Congregatio de Propaganda Fide (Конгрегация распространения веры), созданной папой Григорием XV в 1622 году [30].
Основные элементы процесса пропаганды: её субъект (социальная группа, интересы которой выражает пропаганда), содержание, формы и методы, средства или каналы пропаганды (прежде всего, СМИ - радио, телевидение, печать и т.д.), объект (аудитория или социальные общности, которым адресована пропаганда). Решающим для понимания процесса пропаганды являются социальные интересы её субъекта, их соотношение с интересами общества в целом и отдельных групп, к которым обращена пропаганда. Это определяет её содержание и оказывает существенное влияние на выбор форм, методов и средств.
Л. Дуба и Ж. Эллюль рассматривают пропаганду как заранее спланированное и целенаправленное духовное воздействие на аудиторию, целью которого является привлечение аудитории на сторону того, кто ведет пропаганду, т.е. контроль за мышлением и поведением. В конечном итоге пропаганда является совокупностью определенных структур, абстракты символов, влияющих на человеческое восприятие и поведение. Этим она сродни понятию Public Relations (связь с общественностью) [31].
Пропаганда является одним из основных средств политической манипуляции.
Позитивная (конструктивная) пропаганда стремится довести до потребителя те или иные убеждения в доходчивой форме. Цель позитивной пропаганды — способствовать социальной гармонии, согласию, воспитанию людей в соответствии с общепринятыми ценностями. Позитивная пропаганда выполняет воспитательную и информационную функции в обществе. Позитивная пропаганда, в отличие от негативной, не преследует манипулятивных целей.
Негативная (деструктивная) пропаганда навязывает людям те или иные убеждения по принципу «цель оправдывает средства». Цель негативной пропаганды — разжигание вражды, эскалация социальных конфликтов, обострение противоречий в обществе, пробуждение низменных инстинктов у людей и тому подобное. Это позволяет разобщить людей, сделать их послушными воле пропагандиста. Технология создания «образа врага» позволяет сплотить толпу вокруг пропагандиста, навязать толпе выгодные ему убеждения и стереотипы. Основная функция негативной пропаганды — создание иллюзорной, параллельной реальности с «перевернутой» системой ценностей, убеждений, взглядов [32].
Стратеги применения информационного оружия рассчитывают на массовое распространение и внедрение в сознание людей определенных представлений, привычек и поведенческих стереотипов. Получая информацию из СМИ, мы имеем возможность наблюдать широкомасштабные операции по информационному и морально-психологическому воздействию на население, государственные институты и руководство страны. Конечным результатом использования информационного оружия в социальной сфере предполагается вызов недовольства или паники среди населения, а также провоцирование деструктивных действий различных социальных групп.
Основными объектами применения информационного оружия как в мирное, так и в военное время выступают:
1)компьютерные системы и системы связи, используемые государственными и правительственными организациями
2)информационные и управленческие структуры банков, транспортных и промышленных предприятий
3)средства массовой информации, в первую очередь, электронные.
Итак, СМИ и информационное оружие
тесно связаны, т.к. через СМИ
передается информация для
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном обществе СМИ представляют собой огромный, оперативный, мобильный, круглосуточный источник информации, который включает прессу, радио, телевидение и интернет ресурсы. СМИ информирует большую часть населения земного шара. Доступность, охват населения, масштабы влияния и само количество средств массовой информации и коммуникации, в том числе и российских постоянно увеличивается, что приводит к информационной перегрузке населения. Большое количество газет, журналов, радиостанций, телеканалов, в том числе кабельных, и сайты различного рода новостей создают огромное информационное пространство, которое охватывает все сферы жизнедеятельности общества в целом и личности в частности.
Так же эволюционировали и функции СМИ. Если раньше СМИ лишь информировали общество, то теперь количество функций увеличилось, и они затрагивают новые и немаловажные сферы жизни, такие как образование, развлечение, влияют на внешнюю и внутреннюю политику государств, формируют общественное мнение и стереотипы, что активно используется в информационном противоборстве.
Суть
информационного противоборства заключается
в скрытом воздействии
Вместе
с тем СМИ являются не только объектом
информационного
СПИСОК СОКРАЩЕННЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
СМИ – средства массовой информации
США –
Соединенные Штаты Америки
Информация о работе Роль СМИ и СМК в информационном противоборстве