Роль государства в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 22:20, реферат

Краткое описание

Человечество еще на заре своего существования пришло к выводу, что различным опасностям, в том числе разрушительным силам природы, лучше всего противостоять только объединившись в коллективы и сообщества.
Рассматривая эту проблему в историческом плане, нетрудно заметить тенденцию, заключающуюся в том, что по мере развития цивилизации, технического прогресса роль и влияние государства в обеспечении защиты населения и территорий от стихийных бедствий, аварий, природных, техногенных и экологических катастроф неуклонно возрастало.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Какова роль государства в обеспечении безопасности своих граждан от природных, техногенных и других опасностей и угроз?........4
Глава 2. Три этапа становления и развития системы защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций различного характера в России……………………………………………………………………………………………………...11
Глава 3. Основные определения терминов, вводимые Федеральным законом «О защите населения…», применяемых в РСЧ………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………………………………..14
Список литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

Безопасность жизнедеятельности. Доклад..docx

— 34.81 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Российской Федерации   

  «  Северо-Кавказский Федеральный университет  » 

        Институт образования и социальных  наук

                           Кафедра социологии 

                                     Реферат 

                              ТЕМА:

 

 «Роль государства в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»

 

 

 

                                                                                Выполнила:

                                                                                                  студентка 1 курса

                                                               специальности   «Социология»

                                                                                                      Вадыжева О.В.

 

                                                                                                       Руководитель:

                                                                                                    профессор кафедры ТиМБЖ

                                                                                                   Иванов В.М

 

                                               г.  Ставрополь  2014 год.

 

 

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Какова роль государства в обеспечении безопасности своих граждан от природных, техногенных и других опасностей и угроз?........4

Глава 2. Три этапа  становления и развития системы защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций различного характера в России……………………………………………………………………………………………………...11

Глава 3. Основные определения терминов, вводимые Федеральным законом «О защите населения…», применяемых в РСЧ………………………………………13

Заключение……………………………………………………………………………………………..14

Список литературы………………………………………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      ВВЕДЕНИЕ

   Человечество еще на заре своего существования пришло к выводу, что различным опасностям, в том числе разрушительным силам природы, лучше всего противостоять только объединившись в коллективы и сообщества.

     Рассматривая эту проблему в историческом плане, нетрудно заметить тенденцию, заключающуюся в том, что по мере развития цивилизации, технического прогресса роль и влияние государства в обеспечении защиты населения и территорий от стихийных бедствий, аварий, природных, техногенных и экологических катастроф неуклонно возрастало.

    В конце ХХ века во многих государствах мира пришли к выводу, что для успешной борьбы с опасными природными явлениями, техногенными и экологическими катастрофами нужна целенаправленная государственная политика. Одной из первых на этот путь встала Россия.

    Еще уроки Чернобыльской катастрофы 1986 г. подвели Россию к пониманию необходимости решения вопросов предотвращения катастроф и ликвидации их последствий на государственном уровне. Трагедия землетрясения в г.Спитак в 1988 г. (в Армении) заставила форсировать принятие решений по данному вопросу.

       В Федеральном законе Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принятом после этого (1994 г.), целью которого являлось создание правовых основ в области предупреждения катастроф, снижения размеров ущерба и потерь от них, а также ликвидации их последствий, были расписаны полномочия органов государственной власти всех уровней, в том числе Президента Российской Федерации, Федерального Собрания и т.д.

  Это свидетельствует о том, что в России вопросы защиты человека при катастрофах природного и техногенного характера были подняты на уровень государственной политики.

 

 

Какова же роль государства в обеспечении безопасности своих граждан от природных, техногенных и других опасностей и угроз?

       Прежде всего, она состоит в создании системы  соответствующих организационных  структур. В России на всех  уровнях образованы органы управления, специально уполномоченные на  решение задач в области защиты  населения и территорий от  чрезвычайных ситуаций природного  и техногенного характера. Решениями  Правительства Российской Федерации (постановления от 15 апреля 1992 г и  от 5 ноября 1995 г. № 1113) создана единая  государственная система предупреждения  и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

   Важная роль принадлежит  государству в деле создания  специальных сил и средств  ликвидации чрезвычайных ситуаций. Постановлением Правительства Российской Федерации (от 3 августа 1996 г. № 924) определен перечень сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, часть из которых предназначена для наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, другая часть - это силы ликвидации чрезвычайных ситуаций.

     В рамках государственной  политики создана и продолжает  совершенствоваться законодательная, нормативная правовая и методическая  база, регламентирующая вопросы  защиты населения и территорий  от чрезвычайных ситуаций природного  и техногенного характера, функционирования  РСЧС и др.

    Особое внимание государство  в современных условиях уделяет  проведению активной научно-технической  политики. В настоящее время принят  и выполняется ряд важных целевых  научно-технических программ. Одной  из таких программ является  Государственная научно-техническая  программа "Безопасность населения  и народнохозяйственных объектов  с учетом риска возникновения  природных и техногенных катастроф" (ГНТП "Безопасность").

    С каждым годом усиливается материальная и финансовая поддержка мероприятий в области природной и техногенной безопасности со стороны государства. При этом речь идет не только о государственной помощи пострадавшему населению и районам бедствия, что само по себе крайне важно, но и о средствах, направляемых на предупреждение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их масштабов. Вместе с тем следует отметить, что в современных условиях для реализации всех необходимых мероприятий одних только государственных средств не хватает. В связи с этим важное значение приобретают вопросы внедрения экономических механизмов, обеспечивающих привлечение необходимых сил и средств.

     Усиливается роль государства по расширению международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от катастроф природного и техногенного характера. Открытость нашего государства позволяет осуществлять целенаправленную интеграцию РСЧС в складывающиеся в Европе и мире системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Сотрудничество организуется путем заключения договоров и иных международных актов, создания совместной правовой базы по вопросам взаимной или коллективной заинтересованности, участия в работе крупнейших специализированных международных организаций.

Какой будет роль государства в области природно-техногенной безопасности в ХХI веке?

Можно предполагать, что на государственном уровне начнется активная реализация общегосударственных стратегических программ, направленных на уменьшение рисков возникновения природных и техногенных катастроф и их масштабов, которые обеспечат устойчивое гармоничное развитие общества. Необходимость таких программ обусловливается не только вероятностью традиционных аварий и катастроф, но и появлением глобальных проблем, несущих угрозу всему человечеству.

    На современном этапе  основной целью государственной  политики в области защиты  населения и территорий от  чрезвычайных ситуаций является  обеспечение гарантированного уровня  безопасности личности, общества  и государства в пределах научно-обоснованных  критериев приемлемого риска.

Формирование и реализация этой политики осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:

- защите от чрезвычайных  ситуаций подлежит все население  Российской Федерации, а также  иностранные граждане и лица  без гражданства, находящиеся на  территории страны;

- подготовка и реализация  мероприятий по защите от чрезвычайных  ситуаций осуществляются с учетом  разделения предметов ведения  и полномочий между федеральными  органами государственной власти, органами государственной власти  субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления;

- при возникновении  чрезвычайных ситуаций обеспечивается  приоритетность задач по спасению  жизни и сохранению здоровья  людей;

- мероприятия по защите  населения и территорий от  чрезвычайных ситуаций различного  характера планируются и осуществляются  в строгом соответствии с международными  договорами и соглашениями Российской  Федерации, Конституцией Российской  Федерации, федеральными законами  и другими нормативными правовыми  актами;

- основной объем мероприятий, направленных на предупреждение  чрезвычайных ситуаций, а также  на максимально возможное снижение  размеров ущерба и потерь в  случае их возникновения, проводится  заблаговременно;

планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера;

- объем и содержание  мероприятий по защите населения  и территорий от чрезвычайных  ситуаций различного характера  определяются, исходя из принципа  необходимой достаточности и  максимально возможного использования  имеющихся сил и средств;

- ликвидация чрезвычайных  ситуаций различного характера  осуществляется силами и средствами  организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти  субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась  чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти, а также, при необходимости, силы и средства других субъектов Российской Федерации.

       Реализация государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе соответствующих законов и нормативных правовых актов через разработку и реализацию федеральных и региональных целевых программ, научно-технических программ, планов развития и совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях, а также с помощью комплекса мер организационного, инженерно-технического, экономического и административного характера.

     Финансирование мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    Как отмечалось выше, для организации реализации государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на всех уровнях создаются специальные органы управления, уполномоченные решать эти проблемы.

     В целях улучшения работы по защите населения и территорий в России при чрезвычайных ситуациях, придания этой работе общенациональной значимости, возведения ее на уровень государственной политики еще в 1990 г. был создан Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета Российской Федерации, который после ряда преобразований (1994 г.) превратился в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

      МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, а также координирующим деятельность федеральных органов исполнительной власти в указанной области.

Основными задачами МЧС являются:

1) реализация единой  государственной политики в области  гражданской обороны, защиты населения  и территорий от чрезвычайных  ситуаций, обеспечения пожарной  безопасности;

2) осуществление по решению  Президента Российской Федерации  и Правительства Российской Федерации  мер по организации и ведению  гражданской обороны, защите населения  и территорий от чрезвычайных  ситуаций и пожаров, а также  мер по чрезвычайному реагированию, в том числе за пределами  Российской Федерации;

3) осуществление в соответствии  с законодательством Российской  Федерации нормативного регулирования, специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;

4) осуществление управления  в области гражданской обороны, защиты населения и территорий  от чрезвычайных ситуаций, обеспечения  пожарной безопасности, а также  координация деятельности федеральных  органов исполнительной власти  в указанной области;

5) осуществление в установленном  порядке сбора и обработки  информации в области гражданской  обороны, защиты населения и территорий  от чрезвычайных ситуаций, обеспечения  пожарной безопасности, а также  обмена это информацией.

Информация о работе Роль государства в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций