Роль государства в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 22:20, реферат
Краткое описание
Человечество еще на заре своего существования пришло к выводу, что различным опасностям, в том числе разрушительным силам природы, лучше всего противостоять только объединившись в коллективы и сообщества. Рассматривая эту проблему в историческом плане, нетрудно заметить тенденцию, заключающуюся в том, что по мере развития цивилизации, технического прогресса роль и влияние государства в обеспечении защиты населения и территорий от стихийных бедствий, аварий, природных, техногенных и экологических катастроф неуклонно возрастало.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………..3 Глава 1. Какова роль государства в обеспечении безопасности своих граждан от природных, техногенных и других опасностей и угроз?........4 Глава 2. Три этапа становления и развития системы защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций различного характера в России……………………………………………………………………………………………………...11 Глава 3. Основные определения терминов, вводимые Федеральным законом «О защите населения…», применяемых в РСЧ………………………………………13 Заключение……………………………………………………………………………………………..14 Список литературы……………
«Роль государства в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»
Выполнила:
студентка 1 курса
специальности
«Социология»
Вадыжева О.В.
Руководитель:
профессор кафедры ТиМБЖ
Иванов В.М
г. Ставрополь 2014 год.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………..3
Глава
1. Какова роль государства в обеспечении
безопасности своих граждан от природных,
техногенных и других опасностей и угроз?........4
Глава
2. Три
этапа становления
и развития системы защиты населения и
территории от чрезвычайных ситуаций
различного характера в России……………………………………………………………………………………………………...11
Глава
3. Основные определения терминов, вводимые
Федеральным законом «О защите населения…»,
применяемых в РСЧ………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………………………………..14
Список
литературы………………………………………………………………………………….15
ВВЕДЕНИЕ
Человечество еще на заре своего существования
пришло к выводу, что различным опасностям,
в том числе разрушительным силам природы,
лучше всего противостоять только объединившись
в коллективы и сообщества.
Рассматривая эту проблему
в историческом плане, нетрудно заметить
тенденцию, заключающуюся в том, что по
мере развития цивилизации, технического
прогресса роль и влияние государства
в обеспечении защиты населения и территорий
от стихийных бедствий, аварий, природных,
техногенных и экологических катастроф
неуклонно возрастало.
В конце ХХ века во многих государствах
мира пришли к выводу, что для успешной
борьбы с опасными природными явлениями,
техногенными и экологическими катастрофами
нужна целенаправленная государственная
политика. Одной из первых на этот путь
встала Россия.
Еще уроки Чернобыльской катастрофы
1986 г. подвели Россию к пониманию необходимости
решения вопросов предотвращения катастроф
и ликвидации их последствий на государственном
уровне. Трагедия землетрясения в г.Спитак
в 1988 г. (в Армении) заставила форсировать
принятие решений по данному вопросу.
В Федеральном законе
Российской Федерации "О защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера",
принятом после этого (1994 г.), целью которого
являлось создание правовых основ в области
предупреждения катастроф, снижения размеров
ущерба и потерь от них, а также ликвидации
их последствий, были расписаны полномочия
органов государственной власти всех
уровней, в том числе Президента Российской
Федерации, Федерального Собрания и т.д.
Это свидетельствует о том, что в
России вопросы защиты человека при катастрофах
природного и техногенного характера
были подняты на уровень государственной
политики.
Какова же роль государства
в обеспечении безопасности своих граждан
от природных, техногенных и других опасностей
и угроз?
Прежде всего,
она состоит в создании системы
соответствующих организационных
структур. В России на всех
уровнях образованы органы управления,
специально уполномоченные на
решение задач в области защиты
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера. Решениями
Правительства Российской Федерации
(постановления от 15 апреля 1992 г и
от 5 ноября 1995 г. № 1113) создана единая
государственная система предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС).
Важная роль принадлежит
государству в деле создания
специальных сил и средств
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской
Федерации (от 3 августа 1996 г. № 924) определен
перечень сил и средств единой государственной
системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, часть из которых
предназначена для наблюдения и контроля
за состоянием окружающей природной среды,
обстановкой на потенциально опасных
объектах и прилегающих к ним территориях,
другая часть - это силы ликвидации чрезвычайных
ситуаций.
В рамках государственной
политики создана и продолжает
совершенствоваться законодательная,
нормативная правовая и методическая
база, регламентирующая вопросы
защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера, функционирования
РСЧС и др.
Особое внимание государство
в современных условиях уделяет
проведению активной научно-технической
политики. В настоящее время принят
и выполняется ряд важных целевых
научно-технических программ. Одной
из таких программ является
Государственная научно-техническая
программа "Безопасность населения
и народнохозяйственных объектов
с учетом риска возникновения
природных и техногенных катастроф"
(ГНТП "Безопасность").
С каждым годом усиливается
материальная и финансовая поддержка
мероприятий в области природной и техногенной
безопасности со стороны государства.
При этом речь идет не только о государственной
помощи пострадавшему населению и районам
бедствия, что само по себе крайне важно,
но и о средствах, направляемых на предупреждение
чрезвычайных ситуаций и уменьшение их
масштабов. Вместе с тем следует отметить,
что в современных условиях для реализации
всех необходимых мероприятий одних только
государственных средств не хватает. В
связи с этим важное значение приобретают
вопросы внедрения экономических механизмов,
обеспечивающих привлечение необходимых
сил и средств.
Усиливается роль государства
по расширению международного сотрудничества
в области защиты населения и территорий
от катастроф природного и техногенного
характера. Открытость нашего государства
позволяет осуществлять целенаправленную
интеграцию РСЧС в складывающиеся в Европе
и мире системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций. Сотрудничество
организуется путем заключения договоров
и иных международных актов, создания
совместной правовой базы по вопросам
взаимной или коллективной заинтересованности,
участия в работе крупнейших специализированных
международных организаций.
Какой будет роль государства
в области природно-техногенной безопасности
в ХХI веке?
Можно предполагать, что на государственном
уровне начнется активная реализация
общегосударственных стратегических
программ, направленных на уменьшение
рисков возникновения природных и техногенных
катастроф и их масштабов, которые обеспечат
устойчивое гармоничное развитие общества.
Необходимость таких программ обусловливается
не только вероятностью традиционных
аварий и катастроф, но и появлением глобальных
проблем, несущих угрозу всему человечеству.
На современном этапе
основной целью государственной
политики в области защиты
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций является
обеспечение гарантированного уровня
безопасности личности, общества
и государства в пределах научно-обоснованных
критериев приемлемого риска.
Формирование и реализация
этой политики осуществляется с соблюдением
следующих основных принципов:
- защите от чрезвычайных
ситуаций подлежит все население
Российской Федерации, а также
иностранные граждане и лица
без гражданства, находящиеся на
территории страны;
- подготовка и реализация
мероприятий по защите от чрезвычайных
ситуаций осуществляются с учетом
разделения предметов ведения
и полномочий между федеральными
органами государственной власти,
органами государственной власти
субъектов Российской Федерации
и органами местного самоуправления;
- при возникновении
чрезвычайных ситуаций обеспечивается
приоритетность задач по спасению
жизни и сохранению здоровья
людей;
- мероприятия по защите
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций различного
характера планируются и осуществляются
в строгом соответствии с международными
договорами и соглашениями Российской
Федерации, Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами
и другими нормативными правовыми
актами;
- основной объем мероприятий,
направленных на предупреждение
чрезвычайных ситуаций, а также
на максимально возможное снижение
размеров ущерба и потерь в
случае их возникновения, проводится
заблаговременно;
планирование и осуществление
мероприятий по защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций различного
характера проводятся с учетом экономических,
природных и иных характеристик, особенностей
территорий и степени реальной опасности
возникновения чрезвычайных ситуаций
различного характера;
- объем и содержание
мероприятий по защите населения
и территорий от чрезвычайных
ситуаций различного характера
определяются, исходя из принципа
необходимой достаточности и
максимально возможного использования
имеющихся сил и средств;
- ликвидация чрезвычайных
ситуаций различного характера
осуществляется силами и средствами
организаций, органов местного самоуправления,
органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации,
на территориях которых сложилась
чрезвычайная ситуация. При недостаточности
вышеуказанных сил и средств, в установленном
законодательством Российской Федерации
порядке, привлекаются силы и средства
федеральных органов исполнительной власти,
а также, при необходимости, силы и средства
других субъектов Российской Федерации.
Реализация государственной
политики в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
осуществляется на основе соответствующих
законов и нормативных правовых актов
через разработку и реализацию федеральных
и региональных целевых программ, научно-технических
программ, планов развития и совершенствования
единой государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планов
действий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций на всех уровнях,
а также с помощью комплекса мер организационного,
инженерно-технического, экономического
и административного характера.
Финансирование
мероприятий по защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций осуществляется
в соответствии с законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов
Российской Федерации.
Как
отмечалось выше, для организации реализации
государственной политики в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций на всех уровнях создаются специальные
органы управления, уполномоченные решать
эти проблемы.
В целях улучшения работы по защите населения
и территорий в России при чрезвычайных
ситуациях, придания этой работе общенациональной
значимости, возведения ее на уровень
государственной политики еще в 1990 г. был
создан Российский корпус спасателей
на правах Государственного комитета
Российской Федерации, который после ряда
преобразований (1994 г.) превратился в Министерство
Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий (МЧС России).
МЧС России является федеральным органом
исполнительной власти, проводящим государственную
политику и осуществляющим управление
в области гражданской обороны, защиты
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера,
обеспечения пожарной безопасности, а
также координирующим деятельность федеральных
органов исполнительной власти в указанной
области.
Основными задачами МЧС
являются:
1) реализация единой
государственной политики в области
гражданской обороны, защиты населения
и территорий от чрезвычайных
ситуаций, обеспечения пожарной
безопасности;
2) осуществление по решению
Президента Российской Федерации
и Правительства Российской Федерации
мер по организации и ведению
гражданской обороны, защите населения
и территорий от чрезвычайных
ситуаций и пожаров, а также
мер по чрезвычайному реагированию,
в том числе за пределами
Российской Федерации;
3) осуществление в соответствии
с законодательством Российской
Федерации нормативного регулирования,
специальных, разрешительных, надзорных
и контрольных функций по вопросам, отнесенным
к компетенции МЧС России;
4) осуществление управления
в области гражданской обороны,
защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций, обеспечения
пожарной безопасности, а также
координация деятельности федеральных
органов исполнительной власти
в указанной области;
5) осуществление в установленном
порядке сбора и обработки
информации в области гражданской
обороны, защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций, обеспечения
пожарной безопасности, а также
обмена это информацией.