Секты. Воздействие сект на психологию людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной исследовательской работы – анализ работ по сектоведению , в частности, в вопросах о методах воздействия культов на психику людей, как о негативном влиянии нерелигиозных организаций.
Задачи:
- проанализировать литературу по сектоведению, материалы конференций и семинаров;
- выявить сущность сект и их основные признаки;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теория сект.
1.1. Понятие секты. Различие понятий «секта» и
«деструктивный культ» 6
1.2. Признаки секты 10
1.3. Классификация сект в России 13
Глава 2. Влияние сект на психологию людей
2.1. Методы вербовки людей. Психологические приемы
Вовлечения людей в секты 15
2.2. Механизмы влияния ни психологию людей в сектах 19
Глава 3. История одной секты. «Свидетели Иеговы»
3.1. История развития «Свидетелей Иеговы» 24
3.2. Причины успеха секты. Отличительные черты секты
и факты ее не негативного влияния 26
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Список приложений

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Герман В.С..doc

— 304.50 Кб (Скачать файл)
  1. Структура секты иерархична.

   Каждая из сект  имеет четкую структуру – иерархию, то есть предразумевает определенные ступени учения, возможность развития адепта. Вступив в секту, человек попадает лишь на низшую ступень иерархии. Такая система необходима для того, чтобы стимулировать адептов, заинтересовывать их стремлением наверх (приближение к Мессии). Для этого адепты отдают многое – личную жизнь, финансы, имущество и т.п.

  1. Сильное психологическое давление  на адептов.

   Вся деятельность  секты направлена на полное  и бесповоротное вовлечение в культ, а затем подчинение людей учениям данной организации. Для этого новичок, попавший на собрание, мгновенно окружается всеобщим вниманием и заботой, его слова вызывают восхищение со стороны всех окружающих, что, безусловно, вызывает чувство гордости и ощущение собственной значимости.

   Чтобы человек не имел  возможности впоследствии выйти  из секты, на первом этапе его пребывания на него собирается компромат, который он сам и предоставляет на исповеди или в некоторых сектах во время сеанса гипноза. И затем любое желание человека выйти из секты пресекается при помощи шантажа, преследования.

  1. Внушение адепту статуса его избранности на фоне всего человечества.

   На собраниях  в людей вкладывается мысль,  что именно они – избранные Богом люди, а все остальное человечество (иноверцы) обречены на гибель. Такая идея стимулирует людей на решение постоянного пребывания в секте.

  1. Двойственность программы секты.

   Программа привлечения  в секту и внутренняя программа,  как правило, отличаются друг от друга. Вербовщикам невыгодно сообщать потенциальным адептам всю правду о секте, так как ее постулаты противоречат нравственным и общественным устоям жизни.

  1. Полный контроль над жизнью адептов.

   Для достижения  такой цели секты адепт лишается  своего круга общения. Вся  его жизнь – беспрерывное служение секте. Необходимо это для того, чтобы адепту некогда было допускать мысли о критике секты и целесообразности нахождения в ней. Также практикуется привлечение в секту членов семей адептов, так как воспитание в духе секты его детей дает стопроцентную гарантию, что они станут преданными приверженцами культа. В истории сектоведения зафиксированы случаи, когда дети, с раннего возраста воспитанные на учениях культа, становились смертниками террористических актов во имя Учителя.

 

    1. Классификация сект в России.

 

 

   Каждое широкое понятие, как правило, имеет свою систематизацию по тем или иным признакам. Понятие секта также имеет собственную классификацию. Проблема классифицирования сект довольно трудна, так внутренние структуры сект весьма разнообразны, и чаще всего каждая из сект имеет по нескольку из каждых признаков классификации.

   Рассмотрим одну из основных классификаций российских сект. Основываясь на электронном справочнике «Религии и секты в России» [9]:

Классификация

  1. Традиционные секты.

   Примеры: баптисты, протестанты, адвентисты.

   Данные религии  в большинстве своем выходцы  из различных этнических групп – евреи, поляки, балтийцы и т.п. Учения в таких сектах не имеют негативной окраской и отличаются от основных религий лишь некоторыми пунктами и убеждениями.

  1. Деструктивные культы псевдохристианской ориентации.

   Примеры: «Церковь  Христа», «Семья».

   Суть данных  сект заключается в том, что  в их учениях искажается истинный смысл христианской Библии путем самопроизвольного трактования различных вырванных цитат и писаний. Но по своей сущности с христианством данная организация не имеет ничего общего.

  1. Учения Востока

   Примеры: «Ананда  Марга».

   Такого рода  учения стали появляться в  странах Запада и России сравнительно недавно. Они позиционируют себя как приближенные к христианству религии, отличающиеся от него лишь небольшими исправлениями и дополнениями, взятыми из восточных религий. То есть, учения Востока – некий симбиоз христианства и восточных религий. На самом же деле, они не имеют ничего общего с христианством и даже противоречат ему.

  1. Секты, задачи которых обозначение и развитие в человеке паранормальных способностей.

   Примеры: «Новая  эра», «Академия Золотова».

   Они проповедуют  целительство, спиритизм, колдовство,  йогу в высшем ее проявлении, астрологию и т.п.

  1. Культы Сатаны.

   Примеры: «Церковь  последнего суда», «Южный крест», «Российская церковь Сатаны».

   Членами таких  сект чаще всего становится  молодежь. Культы носят садистский  изуверский характер. Включают в  себя соответствующие обряды, жертвоприношения  и т.п. Главными ценностями  данных сект является неограниченная свобода (наркотики, преступления, хулиганство, сексуальная распущенность, насилие). Именно этот фактор и привлекает в ее ряды молодежь, так как данный слой общества в силу юношеского максимализма всегда стремится к отрицанию устоев общества.

   Предложенная классификация не является совершенной, так как многие религиозные организации в России можно отнести сразу к нескольким видам по приведенным признакам.

 

Глава 2. Влияние сект на психологию людей.

 

 

  • 2.1. Методы вербовки людей. Психологические приемы привлечения в секту.
  •    Вербовка –  это самая первая стадия психологического  влияния секты на  человека, превращение  простого человека в адепта.

       История сект  насчитывает сотни лет, поэтому  данная стадия, вернее ее основы, отработаны до мелочей и проверены  на тысячах людей.

       Итак, как же  распознать вербовщика.

    4 признака вербовщика.

    1. Это самый дружественный  человек, которого вы когда-либо  встречали.

    2. Это человек, слишком  заинтересованный в том, что  и вам, как он выяснил, нравится делать.

    3. Это человек, который  осыпает вас похвалой и комплиментами и в то же время хладнокровно оценивает, что у вас можно взять: энергию, финансы, имущество и т.п.

    4. Это человек, у  которого есть ответы на все  ваши, даже самые каверзные вопросы.

    [10]

       Техника вербовки такова. Если вербовщик видит малейшую заинтересованность в разговоре, он начинает всячески завлекать новичка в беседу.

       Это достигается  несколькими способами:

    1. Нащупав в диалоге с новичком его переживания, волнения по поводу каких-либо жизненных проблем и ситуаций, вербовщик начинает проявлять огромное сочувствие и понимание к нему;
    2. Практикуется тактильный контакт ( рукопожатия, прикосновения), взгляд «глаза в глаза», которые усиливают эмоциональную связь вербовщика и новичка.
    3. Любое увлечение, хобби, место работы новичка тут же становится крайне схожим с интересами или работой вербовщика.

      Порой для полной  заинтересованности новичка в  продолжении беседы уже на  другом уровне достаточно 15-20 минут  такого общения. Далее, как  правило, вербовщик предлагает новичку посетить собрание их организации, которое в сознании новичка всячески маскируется под группу по интересам вербуемого.

       Конечно, данная схема  является основной из действующих  в, но  далеко не единственной в мире.

       «Чемпионами по методичности  вербовки по праву являются члены секты «Свидетели Иеговы», которые обходят квартал за кварталом, квартиру за квартирой, иногда по несколько раз, вооружившись подробной инструкцией, содержащей 86 способов завязывания контакта с вербуемым. От таких обходов спасает лишь табличка на двери: «Свидетелей Иеговы просьба не беспокоить»».

    [11,с. 56]

       У вербовщиков всех сект  разработано определенное количество  моделей завязывания контактов, как и у «Свидетелей Иеговы».

       Одна из таких весьма  распространенных моделей – «модель  4 типов личности». Ее суть состоит в том, что вербовщиков учат при первом контакте распознавать , к какому из типов личности относится потенциальный адепт, и на основе этого формировать дальнейший тип вербовки (стратегию общения).

    Типы личности.

    1. Мыслители: люди, главными инструментами жизни которых являются разум и интеллект.

       Тип вербовки: общение на интеллектуальные  темы. Также используется прием поднятия интеллектуального престижа секты. Например, потенциальному адепту вербовщик рассказывает, что какой-либо известный деятель науки или даже лауреат Нобелевской премии является участником их секты либо человеком, поддерживающим их учения. В подтверждение вербовщик показывает фотографию с изображением данного деятеля, выступающего на собрании секты. В реальности, естественно, данный деятель никакого отношения к секте не имеет, а фотография подделана.

    1. Чувствующие: люди, главным инструментом жизни которых являются чувства и эмоции.

       Тип вербовки: вербовщик проявляет максимальную  искренность. Любовь, заботу и теплоту по отношению к потенциальному адепту. Большое внимание уделяется картине благополучной эмоциональной атмосфере в секте в духе большой дружной семьи. Ярко противопоставляется полное понимание проблем каждого адепта внутри секты и абсолютное непонимание и невнимание внешнего мира к проблемам человека.

    1. Деятельные: люди, которые привыкли решать любую жизненную ситуацию самостоятельно (действовать).

       Тип вербовки: выявляется самая волнующая потенциального  адепта проблема, которую он хочет исправить, но пока ему это не удается. Вербовщик рассказывает, что одно из направлений деятельности секты – как раз эта проблема; поясняет, какими способами они пытаются ее решить; перечисляет сотни надуманных механизмов ее решения.

    1. Верующие: люди, главным фактором в жизни которых является вера и духовная сторона жизни человека и общества.

       Тип вербовки: чаще всего данный тип добровольно,  без особых усилий вербовщика становится членом секты. Вербовщик лишь подтверждает мысли потенциального адепта о том, что встреча с ним и вступление в секту – дар Божий, и отказываться от него немыслимая глупость и огромный грех.

       Стоит отметить, что вопреки очевидным  мыслям, приходящим при анализе данного  метода, чаще всего членами сект  становятся не верующие, а чувствующие и деятельные. Мыслители редко поддаются на уловки вербовщика, но если это все-таки происходит, из них чаще всего рождаются новые лидеры сект.

     

     

    2.2. Механизмы влияния  на психологию людей в сектах.

     

     

       В последнее  время в научном мире все больше внимания уделяется такому феномену, как массовое влияние на психику человека ради достижения интересов отдельных групп людей, которые чаще всего являются корыстными или даже преступными.

       Ярким примером  такого рода деятельности является  секта «Аум синрикё».

       «20 марта 1995 года 10 участников «Аум Синрикё» совершили  групповую газовую атаку в токийском метрополитене с помощью отравляющего газа зарин. В результате 12 человек погибло, несколько десятков серьезно отравилось, около 1000 человек имели временные или постоянные проблемы со зрением » [12].

       Этот факт истории  иллюстрирует в полной мере, как  секта может делать из обычных людей преступников, а в отдельных случаях террористов-смертников.

       Чтобы понимать, как руководители сект добиваются полного подчинения им личности людей, следует рассмотреть основные научные работы на эту тему и проанализировать представленные в них механизмы влияния на психику людей.

       Основной моделью  влияния сект на психологию  людей заслуженно считается модель Роберта Дж. Лифтона.

       Итак, согласно  данной модели к бедственным  для сознания человека изменениям  психики приводит 8 факторов:

    1. «Средовый контроль» - полный контроль над окружающими адепта людьми, а также приходящей к нему информации.
    2. «Мистическая манипуляция» - специально подстроенные ситуации, несущие какой-либо магический или мистический смыл, выгодный руководителям секты.
    3. «Требование чистоты» - учение секты делит мир в сознании людей на «добро» и «зло», «чистоту» и «грязь». Адепты уверены, что все, что находится за гранью, дозволенного учением секты, - сторона зла.
    4. «Культ исповеди» - заключается в поддержке постоянного контроля над мыслями и поступками человека (исповедь). Это необходимо манипуляторам для выявления психологических болевых точек адепта и его прошлых грехов. Тогда у секты появляется возможность в критических ситуациях заниматься шантажом или даже преследованием адепта.
    5. «Святая наука» - все постулаты учения являются единственно верными; любая их критика – это ложь.
    6. «Подтасованный язык» - заключается в создании собственных слов и набора клише внутри секты. Это необходимо для полного устранения способности человека мыслить как раньше.
    7. «Доктрина выше личности» - религиозное учение выдают, как истинную реальность, не имеющую критики, которая по своей сути гораздо выше любой индивидуальности.
    8. «Разделение существования» - всех людей мира делят на «участников секты» и всех остальных. Только участники секты есть истинные люди, остальные же не имеют право на жизнь на Земле и вскоре их настигнет гибель.

    Информация о работе Секты. Воздействие сект на психологию людей