Секты. Воздействие сект на психологию людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной исследовательской работы – анализ работ по сектоведению , в частности, в вопросах о методах воздействия культов на психику людей, как о негативном влиянии нерелигиозных организаций.
Задачи:
- проанализировать литературу по сектоведению, материалы конференций и семинаров;
- выявить сущность сект и их основные признаки;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теория сект.
1.1. Понятие секты. Различие понятий «секта» и
«деструктивный культ» 6
1.2. Признаки секты 10
1.3. Классификация сект в России 13
Глава 2. Влияние сект на психологию людей
2.1. Методы вербовки людей. Психологические приемы
Вовлечения людей в секты 15
2.2. Механизмы влияния ни психологию людей в сектах 19
Глава 3. История одной секты. «Свидетели Иеговы»
3.1. История развития «Свидетелей Иеговы» 24
3.2. Причины успеха секты. Отличительные черты секты
и факты ее не негативного влияния 26
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Список приложений

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Герман В.С..doc

— 304.50 Кб (Скачать файл)

   [13, с.123-128]

   Считается, что  человек, который был подвержен  этим 8 факторам, становится марионеткой в руках секты, готовой выполнять любые приказы Учителя.

   Безусловно, установление  полного контроля над личностью  и сознанием человека, формирование его второго «Я» в рамках секты – это крайне непростой процесс, имеющий множество аспектов и механизмов, которые разрабатывались специальными структурами сотни лет.

   Рассмотрим еще  один взгляд на данную проблему. Американский психолог, консультант по выходу из деструктивных культов, а также реабилитации после пребывания в них, Стивен Хассен в своей книге «Борьба с культовым контролем сознания» выделяет 4 основных элемента:

  1. «Контроль поведения»
  2. «Контроль информации»
  3. «Контроль мышления»
  4. «Контроль эмоций»

   Данная концепция этой проблемы имеет более широкое объяснение механизма влияния деструктивных культов на психологию адептов. Кратко рассмотрим каждый из этих элементов:

  1. Контроль поведения:

- контроль над жилищем,  интересами, пищей, питьем, одеждой,  деньгами и подобными ценностями в жизни адепта;

-  планирование распорядка  дня адепта в таком ритме,  чтобы большую часть времени  он проводил в рамках сект;

- система поощрений и наказаний за соблюдение (несоблюдение) правил секты;

- полная зависимость  от лидера культа - его решений и приказов.

   2. Контроль информации:

- максимальное уменьшение  доступа к информации, не относящейся  к секте – телевидение, радио,  книги, журналы, интернет;

- информация о секте  различна в зависимости от  того, на какой ступени иерархии находится адепт. «Всё учение» знает только лидер;

- информация, полученная  в ходе исповеди адепта, используется  против него при экстренных  ситуациях, неугодных лидеру секты.  Адепт в таких случаях подвергается шантажу или преследованию.

   3. Контроль мышления:

- перед адептом в  принудительном порядке ставится  задача воспринять учение как  единственную истину без каких-либо  компромиссов;

- система наград за  правильное мышление относительно  секты и его пропаганду в  массы;

- полное отрицание  критики секты;

- полное отрицание других религий как заведомо ложных.

   4. Контроль эмоций:

- использование чувств  личности как средства манипуляции  человеком;

- формирование в людях  чувства вины за любые ситуации, происходящие в их жизни;

- избыточное использование  чувства страха как средства манипуляции: страх перед критикой культа, страх индивидуального типа мышления, страх потерять секту как место пребывания, страх подвести лидера, страх «Конца света»:

- целенаправленное доведение адепта до критических эмоциональных состояний (истерики, нервные срывы, депрессии, маниакально-депрессивный синдром);

- признание собственной  греховности адепта перед всеми  участниками культа;

- внедрение в мысли  адепта страха как основы мировосприятия.

   Полное выполнение  данного вида концепции разрушения личности приводит к абсолютной психологической беспомощности адепта вне секты, а также стопроцентной зависимости от лидера секты и его мыслей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Глава 3. История одной  секты. Свидетели Иеговы.

 

 

   Чтобы закрепить  и проанализировать знания, полученные в 1 главе, рассмотрим одну из современных сект - «Свидетели Иеговы» - во всех ее аспектах.

   Существует и  другое название данной секты  – «Общество Сторожевой башни». Это название идет от основного источника учений данной организации – журнала «Сторожевая башня».

   Ее численность  в современном мире достигает  4-5 миллионов человек.

   Сектоведы и  критики характеризуют «Свидетелей  Иеговы» как деструктивный культ с высоким уровнем опасности как для личности и общества, так и для государства и его законов и устоев.

   Рассмотрим основные  постулаты этой секты, ее историю  и интересные факты.

 

   

  • 1.1. История секты «Свидетели Иеговы».
  •  

     

       История секты  берет свое начало в 1870 году. Основателем данной секты является  Чарльз Тейз Рассел, известный американский проповедник.

    См. Приложение 1.

       В 1870 году он  основывает группу численностью 6 человек по изучению Библии и ее анализу.

       В 1879 году Рассел  начинает издавать религиозный  журнал «Утренний вестник» совместно с другим деятелем Н. Барбором. Вскоре Рассел отделяется от Барбора и самостоятельно издает журнал под названием «Сионская сторожевая башня и вестник присутствия Христа», который и становится прототипом современных изданий «Сторожевой башни».

       В 1886 году Чарльзом  Расселом было выпущено 6 томов комментариев к священному Писанию под названием «Изучение Писаний». Данное издание является и по сей день основой учения Свидетелей Иеговы.

       Деятельность  Рассела постоянно подвергалась  различной критике. Например, в  1912 году была опубликована разоблачительная статья-памфлет, которая была направлена против Рассела как общественного и религиозного деятеля. Автором этой статьи стал Дж. Росс, пастор баптистов. В своем памфлете Росс изобличал Рассела как человек с весьма низким уровнем нравственности, который пытается внести в ряды общество еретическое учение, которое приведет его последователей к неминуемой гибели как нравственной, так и физической.

       После выхода  данной статьи Рассел подал  на Росса в суд за клевету,  но проиграл это резонансное дело. Это в очередной раз доказало шаткость учений Рассела и их противоречивость.

       После издания  в США книги «Изучение Писаний»  Рассел решил, что его учение  следует распространить по миру. Путешествуя, Рассел проводил  собрания для желающих и находил  на них своих сторонников. На собраниях Рассел проповедовал отрицание Троицы:

    «Вкратце учение о  Троице сводится к следующему: существуют три Бога в одном – Бог Отец, Бог сын и Бог Святой дух. Все  три равновластны, единосущны и предвечны. Вывод очевиден: автор учения о троице – сатана. Очевидная истина в том, что сатана пытается скрыть от богобоязненных людей истину об Иегове и его Сыне Иисусе Христе. Троицы же нет.»

    [15, с.153]

       В 1916 году Чарльз Рассел умирает. Его последователем становится Д. Ф. Рутерфорд.

    См. Приложение 2.

     В 1931 году он  переименовывает организацию в  «Свидетели Иеговы». Изменив название, он заставил людей верить в  и то, что «Свидетели Иеговы»  не имеют ничего общего с  организацией Рассела.

       В 1916 году конгресс  «Свидетелей Иеговы» провозглашает дату Конца света – 1918 год, затем данную дату изменяют на 1925 год.

       В 1916 году организация  переживает свой первый крупный  кризис из-за очевидного лжепророчества. В секте остаются лишь самые  преданные идее люди. Но вскоре  провозглашается очередное «Второе пришествие» на 1942 год, и с этой новостью в организацию возобновляется приток людей.

       Следующим лидером  секты стал Норр, назначив следующую дату Конца света на 1975 год. Умер он в 1976 года, так и не дождавшись Второго пришествия.

       В настоящее время секта «Свидетели Иеговы» находится под официальным запретам в мусульманским странах, а в США она действует как издательская организация религиозного журнала. [16]

      

     

     

     

     

     

     

     

     

    1.2. Причины успеха «Свидетелей Иеговы». Отличительные черты секты и факты ее негативного влияния.

     

     

       Проанализировав  историю, структуру и  учение  той или иной секты, можно  с легкостью выделить определенное  количество факторов, влияющих на  успех организации. Родни Старк,  американский социолог и религиозный  деятель в своем труде выделил 5 таких факторов у «Свидетелей Иеговы»:

    1. «Культ преемственности» - в основном, новых адептов вербуют в христианской среде населения, так как, по их учению, основа Свидетелей Иеговы – христианская Библия в собственной трактовке.
    2. «Легитимная иерархия» - при реально существующей в устройстве структуры пирамидальной иерархии и, следовательно, возможности роста адепта внутри секты, каждый из ее членов обладает примерно одинаковым количеством информации вне зависимости от ступени. Исключением является лишь лидер секты.
    3. «Бесплатная рабочая сила» - все члены секты обязаны помогать друг другу посредством предоставления собственного безвозмездного труда, если того требует та или иная жизненная ситуация адептов.
    4. «Рождаемость превышает смертность» - в секте поощряется рождение более чем 3 детей в браке.
    5. «Строгий контроль над временем адептов» - загруженность адептов внутри секты не дает им времени рационально задуматься над своей жизнью или подвергать критике «Свидетелей Иеговы».

       [17, с.24-26]

    Отличительные признаки учения и правил секты.

    1. Полное отрицание Троицы как воплощения Бога. Признано существование лишь одного Бога – Иегова. Иисус Христос же не Бог, а сын Иегова.
    2. В секте запрещено переливание донорской крови адептам. При вступлении в секту адепт подписывает соответствующую форму – заявление-отказ. Такое правило нередко приводило к гибели адептов во время тяжелых ранений или родах. (См. Приложение 3)
    3. Запрещено молиться иконам, крестам, мощам и другим предметам «идолопоклонства».
    4. Запрещено общение с исключенными или ушедшими из секты. Исключением являются только бытовые случаи (проживание в одном жилище). Нарушение данного правила расценивается как тяжелый грех.
    5. Государство провозглашается ненужной последователям Иеговы структурой, так как все должны преклоняться только перед Богом – Иегова. Запрещено ходить на выборы, митинги; участвовать в политической деятельности.
    6. Запрещено праздновать государственные праздники: 8 марта, 23 февраля, 1 мая, 9 мая, Новый год, Рождество, пасху и т.п. Празднование Дня собственного рождения особенно выделяется в запрете, так как «Свидетели Иеговы» расценивают этот праздник как проявление сатанизма.
    7. Считается, что адепту и его детям достаточно для хорошей жизни среднего или средне-специального образования. Высшее образование считается ненужным, так как оно затуманивает мысли адепта ненужными стремлениями и заботами. Большинство адептов занимаются среднестатистическим трудом лишь для того, чтобы иметь возможность жить.
    8. Запрещено общение с «инаковерцами». Исключение, как и в случае с исключенными адептами, составляют лишь бытовые случаи.
    9. Запрещены ненормативная лексика, национализм, чинопочитание, курение, наркотики, азартные игры.
    10. Запрещено участвовать в войнах. Гибель за Родину считалось абсурдным действием, возможным лишь среди «инаковерцев», как признака отсталости и глупости.
    11. Тяжелыми грехами являются убийство, воровство, аборт (приравнен к убийству), ложь, клевета, разбой.
    12. Любые сексуальные отношение разрешены только в браке. Сексуальные отношения до брака или вне семьи (измены) – большой грех.
    13. Запрещены такие виды отдыха как охота, игра в лотереи, занятия боевыми видами искусства.

      Такая обстановка  внутри секты порой приводила к криминальным последствиям, таким как:

    - нарушение личных  прав и свобод человека и  гражданина;

    - противоречия основам  конституционного строя;

    - разжигание враждебности  к лицам других вер и конфессий;

    - способствование значительным  негативным изменениям в психическом и физическом состоянии адептов;

    - разрушение семей.

      Этому свидетельствуют  отдельные факты истории правонарушений  секты:

    1. 1996 год, Латвия, в больнице скончалась девочка от потери крови. Ее мать, член секты «Свидетели Иеговы» запретила врачам делать переливание крови дочери. Подобные случаи часто фиксируются в больницах. Особенно опасен запрет переливания крови для рожающих женщин и их младенцев.
    2. 1996 год, Сургут, женская часть членов «Свидетелей Иеговы» занималась проституцией для пополнения финансового содержания секты. Там же зафиксированы случаи осознанного заражения «неверных мужчин» венерическими заболеваниями, в том числе ВИЧ-инфекцией.

      Если суммировать  все факты истории противоправных  действий секты, можно сделать вывод, что ее члены были уличены в воровстве, убийствах, насилии, расизме, разбое, нанесении легких и тяжких телесных повреждений, государственном шпионаже. 

    Заключение

     

     

       В ходе выполнения курсовой работы мной были изучены следующие вопросы:

    • Общая характеристика сект
    • Место сект в системе права РФ
    • Классификация сект
    • Признаки сект
    • Методы вербовки в секты
    • Концепции воздействия сект на психологию человека
    • Характеристика секты «Свидетели Иеговы»

    Стоит отметить, что основной целью данной работы был анализ работ  по сектоведению, в частности, в вопросах о методах воздействия культов на психику людей, как о негативном влиянии нерелигиозных организаций. Данная цель была полностью выполнена вследствие таких методов как:

    • Анализ
    • Синтез
    • Сравнение
    • Систематизация
    • Исторический подход

    Информация о работе Секты. Воздействие сект на психологию людей