Секты. Воздействие сект на психологию человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей курсовой работы – ознакомить человека с возможной угрозой попадания в секту и разработать методы предотвращения подобной ситуации .
Задачи курсовой работы:
Обозначить понятие «секта»
Определить, как создается культовая личность
Определить, как не попасть под влияние культа

Содержание

Введение
Феномен манипулирования
Создание культовой личности
Использование автоматических реакций основанных на стереотипах
Методы влияния религиозных культов, применяемые для привлечения новых членов
Тактики вербовки
Обращение в полного приверженца
Доктрины сатанистских культов
Вывод
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

б) Использование техник изменения поведения:

  • поощрения и наказания;
  • блокировка мышления;
  • контроль среды.

в) Мистическая манипуляция.

                       г) Использование гипноза и других техник изменения сознания:

  • повторение, монотония, ритм:
  • однообразное скандирование или пение, моление, хуление, визуализации;

 

7

д) Использование данных исповеди, личных признаний, результатов  индивидуальных занятий и групповой  деятельности.

III. Замораживание.

а) Новая идентичность укрепляется; от старой идентичности избавляются:

  • отделение от прошлого; сокращение или полное прекращение контактов с друзьями и семьей;
  • отказ от жизненно важной собственности и передача в дар денежных средств;
  • переход к деятельности собственно культа: вербовке, сбору пожертвований (фандрайзингу), сближению с другими адептами.

б) Новое имя, новая  одежда, новая прическа, новый язык, новая «семья».

в) Образование пар  с новыми ролевыми моделями, система  «приятельства».

г) Индоктринация продолжается: практикумы, семинары в уединении от общества. [1, с.127-131]

У каждого есть свое подлинное  «я». В течение жизни индивидуальность у совершенно здорового человека не видоизменяется. Но в случае, когда человек ведет себя не так, как раньше, у него наблюдается неадекватное поведение, значит, на индивида оказывается психологическое давление. Человек поступает так, как будто все его действия выполняет совершенно другой человек. Как показали исследований, культы формируют именно такую схему давления. Благодаря этим исследованиям, подтвердилось наличие культовой личности, затыкающей рот истинному «я» подобно смирительной рубашке.

Конечно же, следует учитывать  различия между индивидом до вербовки и подлинным «я» личности, которое  не покидает человека никогда. Даже если человек уже рожден в секте, он все же имеет личностное «я», которое немедленно подавляется. И лишь сила подлинного «я» может быть тем «спасительным кругом», при помощи которого люди, пребывающие в культе десятилетиями, имеют возможность покинуть его. Большое влияние после выхода должны оказать семья и друзья, которые, сплотившись в команду, должны преподнести знания о контроле сознания, тогда стены, возведенные культом, рушатся. [2, с.42]

8

Использование автоматических реакций основанных на стереотипах  поведения

     Начнем  с того, что все люди поддаются  воздействию, если у них нет времени на обдумывание своего поведения - «…автоматическое реагирование. Как у животных, так и у людей, данные модели поведения, как правило, приводятся в действие каким-то одним элементом информации» [11, с. 9]

Благодаря быстрому темпу, этот принцип можно применять  при проведении каких-нибудь операций. Как правило, презентация – это большое количество информации, которое мы должны донести за небольшой отрывок времени. При грамотном устройстве, эта ситуация станет нашим большим преимуществом. Между действиями не должно быть больших пауз, все должно быть динамично и захватывающе, но главное не переборщить, чтобы у людей не возникло ощущения, что их преднамеренно дурачат, так как в этом случае человек включит свои системы защиты и станет нам недоступным.

Как ни странно, стереотипное мышление у людей является доминирующим, так как у нас нет возможности  на то, чтобы действовать только сознательно. Здесь главное не допустить появления таких действий или вещей, которые вызывают стереотипные негативные реакции.

Например, нельзя допустить, чтобы на презентации кому-то не хватило места, ли начало постоянно откладывалось, или организаторы ходили по сцене в неопрятных костюмах – это и создает негативные стереотипы. После этого организацию не будут считать солидной.

 

 

 

 

 

 

 

 

9

Методы влияния религиозных  культов, применяемые для привлечения  новых членов

Для того чтобы вы стали  потенциальным членом деструктивного, то есть разрушительного культа, вербовщики прибегают к двум силам: тактика, чтобы завербовать и собственная уязвимость вероятной «жертвы». Начнем со второго фактора. У вербовщиков, как говорится, глаз намётан, поэтому они без труда вычислят «новичка»: это человек, который в данный момент находится в очень неприятном социальном или психологическом положении. Люди повышенного риска – это люди, находящиеся на отдыхе, в местах развлечения и т.п., студенты первых и последних курсов, пенсионеры, оставшиеся в одиночестве, подростки с их максималистским взглядом на мир, а также граждане, пережившие какой-либо стресс (потеря близких, развод и т.д.) Они, как правило, ищут утешения и понимания.

Особую группу риска составляют люди, которые стремятся к «абсолютной Истине», они в поисках простых ответов на сложные вопросы, а также индивиды с художественным складом мышления. В целом же можно сказать, что при некотором стечении обстоятельств жертвой манипулирования со стороны деструктивных культов может оказаться, хотя бы и ненадолго, любой человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Тактики вербовки

В брошюре Американского  семейного фонда приводятся четыре признака вербовщика:

* Это самый дружественный  человек, какого вы когда-либо  встречали.

* Это человек, слишком заинтересованный в том, что и вам, как он выяснил, нравится делать.

* Тот, кто осыпает вас комплиментами и похвалами и хладнокровно оценивает, что с вас можно взять: энтузиазм, энергию, физическую или интеллектуальную силу, деньги, квартиру и т.п.

* Тот, у кого есть  все ответы на все вопросы.  Коль скоро предполагаемый клиент выглядит восприимчивым, вербовщик предпринимает преднамеренную, рассчитанную попытку вовлечь его в беседу, разжечь его интерес и увлечь следующими средствами:

* Показывая заботу о благополучии предполагаемого клиента, выражая необычно хорошую осведомленность о его чувствах и эмоциональном состоянии, что заставляет предполагаемого клиента поверить, что его действительно понимают. Например, узнав о поездках вербуемого, вербовщик может сказать: «Итак, ты был в дороге два месяца. Ты, должно быть, устал, чувствуешь себя одиноко, без каких-либо реальных корней?»;

* Демонстрируя острый, объединяющий интерес к идеям вербуемого, интересам, надеждам, целям, говоря, например: «О, ты музыкант. Ну, мне как раз случилось жить с группой музыкантов…»;

* Удерживая контакт глазами, поддерживая тесную физическую близость, «нападая» сексуально (в психологическом смысле);

* Извлекая личную информацию о текущем положении вербуемого, о его заботах, проблемах, стрессах. Например, вербовщик может спросить: «что твои родители думают о твоих путешествиях через всю страну?» или «Есть ли у тебя интимные отношения с кем-нибудь?» или «Знаешь ли ты, что хочешь делать со своей жизнью?».

 

11

Если вербовщик добивается успеха, вербуемый ощутит эмоциональную  связь с вербовщиком, а также  готовность или желание поддерживать контакт.

 Когда вербуемые  клиенты считаются готовыми, –  а это может быть после пятнадцати  минут разговора или после  нескольких случайных встреч, их  могут пригласить присоединиться  или посетить группу. [2 с. 2-3] Вербовщики часто подгоняют свои описания группы таким образом, чтобы они соответствовали интересам вербуемого. Например, вербуемый клиент, ищущий духовного свершения, может быть приглашен в «духовную дискуссионную группу», в то время как тот же самый вербовщик может пригласить другого вербуемого, интересующегося психологией, на «семинар по человеческому потенциалу». Для наивного или неинформированного наблюдателя вербовщики культов кажутся очень озабоченными благополучием тех, с кем они вступают в разговор. Однако их истинное намерение гораздо менее привлекательно – быстро оценить, будет ли вербуемый клиент ценным приобретением для группы, то есть способным приносить деньги и привлекать новых последователей. Если его считают заслуживающим «вложения», на вербуемого будет обрушиваться ливень внимания и щедрой заботы до тех пор, пока он не примет обязательство присоединиться к группе. В этот момент первоначальная забота вербовщика перемещается на других вероятных кандидатов. К несчастью, новый рекрут часто слишком охвачен энтузиазмом своей новой преданности, чтобы заметить, что этот хороший приятель и вербовщик покинул его для кого-то другого.

«Чемпионами» по методичности вербовки являются, видимо, члены секты  «Свидетели Иеговы», которые обходят  квартал за кварталом, квартиру за квартирой, иногда по несколько раз, вооружившись подробной инструкцией, содержащей 86 способов завязывания контакта и вступления в беседу с вербуемыми. От их назойливости спасает только специальная табличка на двери с надписью «Свидетелей Иеговы просят не беспокоить».

Обратите внимание: Различные  культы используют разные методики вербовки, в то время как некоторые культы уделяют вербовке мало внимания. Указанное  выше является очень общим и довольно эскизным описанием. Также, пожалуйста, заметьте, что многие популярные терапии и даже некоторые традиционные религии предлагают обещания свершения, сходные с деструктивными культами. Однако, деструктивные культы можно отличить по их тоталитарной структуре, бессовестной манипуляции и по вытекающему из них вреду, наносимому последователям.

 

12

 

 Согласно определению  Е.Н. Волкова «Деструктивные культы – это такие группы и организации, которые используют крайние и неэтичные техники манипулирования для вербовки и удержания своих членов, имеют тенденцию или прямо осуществляют тотальный контроль мыслей, чувств и поведения своих приверженцев с целью удовлетворения интересов лидеров и самодовлеющей группы» [2 с. 2]. Стивен Хассен определяет деструктивный культ таким образом: Деструктивный культ – это любая авторитарная иерархическая организация (религиозная, политическая, психотерапевтическая, образовательная образовательная или коммерческая), которая практикует:

             1. обманную вербовку;

2. прибегает к использованию контроля сознания, чтобы сохранить своих последователей зависимыми и покорными лидеру и доктрине [10, с.33]

Обращение в полного  приверженца

Цель обращения в  деструктивных культах заключается  в том, чтобы вербуемый безусловно принял верования, практику и характерные  черты личности, предписанные группой. Длительность времени, требующегося на обращение, варьируется от одного вербуемого к другому и от группы к группе. Некоторые культы пытаются совершить полное обращение в течение интенсивного уикэнда; другие имеют более смягченный подход, раззадоривая аппетиты потенциальных новообращенных в течение недель или месяцев перед тем, как позволить им формально быть принятыми в группу. Некоторые индивиды так полностью до конца и не обращаются. Эти люди остаются на краях группы, считаются временными и никогда не достигают высокого статуса среди культистов. частичное или неудачное обращение может возникнуть из-за неспособности подчиниться ожиданиям группы, необычайной способности сопротивляться давлению группы, скуки или внекультовых обязательств и ответственности, которые оказались слишком привлекательными и/иди настоятельными даже для высокого давления религиозных убеждений группы.

Успешное обращение часто сопровождается радикальным изменением новообращенных, когда они принимают на себя идеальную  культовую личность (соглашаются с требованием культа, чтобы они «стали как дети», «стали полностью спокойными», «были отделенными от материального мира» и тому подобное), и заменяют свой прежний жизненный стиль, словарный запас, интересы, друзей и ценности тем, что предписано культом.

13

Этот разительный разрыв с прошлым может первоначально  вызывать мощные стрессы у новообращенных, которые часто чувствуют разорванность  своей прежней и теперешней жизни, притягиваемые противоположными привязанностями  и сбитые с толку в отношении своей истинной сущности. Непрерывное подчинение практике и верованиям культов, однако, часто ослабляет эти стрессы, и, в конце концов, прежние убеждения, стили жизни и даже прошлый жизненный опыт выглядят отдаленными, частично забытыми и существенно отделенными (диссоциированными) от сегодняшнего сознания.

Хотя специфические средства могут  варьироваться от группы к группе, существует ряд общих тактических  приемов, используемых деструктивными культами, чтобы добиться обращения. Некоторые из них включают:

 

Контроль времени и деятельности (поведения), то есть подчинение потенциальных новообращенных рассчитанному строгому временному графику, в пределах которого каждый момент связан с физически и эмоционально напряженной деятельностью. Это оставляет мало времени или вовсе его не оставляет для уединения и размышления. Такой график может включать: лекционный марафон, длительные заседания – встречи группы, интенсивные консультации один на один, произвольные танцы или энергичные виды спорта, гипнотические упражнения, создание отчетливых зрительных образов (визуализация), медитация, монотонное пение, жаркие молитвенные собрания, недостаточные сон и еда.

Результаты: пониженная психологическая защита, уменьшившееся внимание, физическое и эмоциональное истощение, ослабленная способность критически оценивать группу, трансоподобные состояния, которые часто являются отвлекающими и делают человека в высшей степени поддающимся внушению.

Информационный контроль, например, отсечение или клевета на внешние источники информации, такие как телевидение, радио, газеты, связь, с людьми за пределами группы; «бомбардировка» вербуемых культовой литературой, записями и лекциями по идеологической обработке; классифицирование определенной информации о культе как «секретной» (например, кто является лидером; какие жертвы, изменения в стиле жизни и финансовые обязательстве требуются от культистов; на что уходят деньги);

 

14

Информация о работе Секты. Воздействие сект на психологию человека