Секты. Воздействие сект на психологию человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей курсовой работы – ознакомить человека с возможной угрозой попадания в секту и разработать методы предотвращения подобной ситуации .
Задачи курсовой работы:
Обозначить понятие «секта»
Определить, как создается культовая личность
Определить, как не попасть под влияние культа

Содержание

Введение
Феномен манипулирования
Создание культовой личности
Использование автоматических реакций основанных на стереотипах
Методы влияния религиозных культов, применяемые для привлечения новых членов
Тактики вербовки
Обращение в полного приверженца
Доктрины сатанистских культов
Вывод
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

 

21

Довольно скоро они  замечают всю химеру «религиозного» учения своей секты, но при этом также  быстро замечают и возможную выгоду. Их прельщает перспектива быстро вырваться «из серой массы», занять «офицерскую» должность в секте (то есть роли надзирателя, наставника, активного помощника, ассистента главы культового новообразования, войти в руководящую структуру, побывать в заграничном центре секты) со всеми соответствующими земными (и немалыми) благами..Чем выше они поднимаются по иерархической лестнице, чем ближе они к большим деньгам – тем меньше в них даже сектантской «духовности».

VIII.   Лица – наивные искатели «чего-то новенького», необычного, таинственного. Они также хотят выделиться из серой массы, быть причастными к «современному», «международному» духовному движению. Их манят завлекающие, многообещающие рекламы сект, возможность пообщаться с заграничными, «всемирно признанными» проповедниками, не говоря уже о перспективе бесплатно съездить «за океан На предупреждения об опасности связи с сектами они самонадеянно говорят, что могут всегда, когда захотят бросить это дело. К сожалению, они не замечают скрытой, но последовательной психологической обработки и постепенного развития синдрома зависимости, после сформированности которого обратный ход практически закрыт».

К числу общих факторов такого риска относятся такие  характерологические черты, как  повышенная внушаемость, ведомость, пассивность. Подверженность личности вербовке в  секту усиливается развитием невротического состояния в результате упоминавшегося психологического надлома, потери смысловых ориентации, неуверенности в завтрашнем дне, духовной опустошенности, чувства одиночества и ненужности, непонимания в семье.[11, с.14]

В мотивационной сфере предпосылками интереса к учению неокульта и факторами риска вовлечения в его деятельность являются ориентации на глобальные макросоциальные ценности в сочетании с такими социально-психологическими особенностями личности, как неудовлетворенность бездуховной жизнью, протест против поп-культуры, жажда познания, поиск истины. Личностная самостоятельность, ориентированная на такие ценности. может предопределить легкость присоединения к «новой религии», но эта же личностная особенность помешает формированию синдрома зависимости и поможет быстро выйти из неокульта при возникшем сомнении в ее «божественности».

 

22

IX.      Подростки. Чем младше человек, тем более он подвержен индоктринирующим влияниям, ибо воспринимает окружение как обучающую среду. Первый период повышенной чувствительности – период раннего полового созревания.

 Он характеризуется  активной ориентацией на адаптацию  к образцам общения в малой  группе, то есть восприятие правил  игры в коллективе.

Этот возраст более  всего уязвим в плане повышенной восприимчивости к предлагаемым ему образцам поведения в группе, более того, именно в этом возрасте резко возрастает значение символических родительских фигур, которые проективно разыскиваются вовне.

Второй возраст повышенной чувствительности – юношество 17–19 лет, когда возникает реальная жажда самоутверждения в социуме, однако сил для этого не хватает, а потому нужна поддержка покровителей, которые заведомо сильнее и образованнее самого человека. Достаточно продемонстрировать эффективность собственного поведения в кризисных ситуациях, для того чтобы стать кумиром молодого индивидуума. В юношеском возрасте очень сильна мотивация к формированию образа «Я» через отрицание отвергаемых моделей поведения.

Самоопределение и самоутверждение  осуществляется посредством контрастного и резкого разграничения собственной идентичности с наблюдаемыми вовне примерами судеб и моделей жизни. Личностная зрелость проявляется в адекватном восприятии того образа жизни, который не созревшему индивидууму представляется как формальный, банальный, скучный и серый, отыгравший, исчерпавший себя, неперспективный, безжизненный.

Молодые люди, чьи родители оказывают постоянное психологическое  давление и не способны ответить эмоциональной  поддержкой в его проблемах ищут контакт со «слушающими и понимающими людьми», способными дать ориентир в жизни. Для относительно свободных от серьезной ответственности подростков, характерен недостаток личного опыта, сопровождающийся наивностью и идеализмом. Для снятия напряженности, возникающей от созерцания окружающей несправедливости, они видят один путь – быть приобщенным к чему-то главному, через причастность к «великой идее» за счет идентификации с лидером, воплощающим данную идею. Этот путь приводит подростка в деструктивный культ.

 

 

23

4. Особенности поведения личности, длительное время подвергавшиеся манипулятивному воздействию  

Изначально, любой человек обладает определённой системой психологической  защиты оберегающей его от деструктивных  влияний, как группы, так и другого  человека. Сила защиты варьируется в зависимости от личностных особенностей человека и его знаний. Так осведомлённость о действии определённых групповых феноменов может повысить уровень психологической защищённости личности.

Взломать психологическую  защиту личности, действуя простым убеждением, в большинстве случаев не удаётся.

Чтобы проникнуть во внутренний мир человека, в секте организуется специальная ситуация, в рамках которой  выработанные раннее личностью защитные механизмы не эффективны. [3 с. 13].

М.Т. Сингер и Р.Д. Лифтон выделили следующие параметры ситуаций, с помощью которых, можно достичь ослабления защитных механизмов нового человека, включившегося в жизнь тоталитарной секты:

1. Тотальный  контроль над временем (в том числе и временем размышления); практикуется физически и эмоционально напряжённая деятельность, при этом даётся мало времени на её осмысление и в целом на уединение;

2. Содержание  новичков в состоянии неведения  и неспособности отдавать себе  отчёт в том, что с ними  делают;

3. Создание  жёстко контролируемой директивными лидерами системы, в которой тех, кто отступает от взглядов группы, заставляют чувствовать себя дискомфортно, подталкивая их к мысли о том, что они, к примеру, врождённо неполноценные.

4. Создание  у новичка ощущения беспомощности и снятие этого неприятного переживания с помощью обеспечения его моделями нового поведения – удобного группе;

5. Подавление  прежнего социального поведения и, за счёт манипулирования наградами и наказаниями, достижение нового состояния сознания. Далее использование нового состояния сознания для создания желаемого восприятия прежнего жизненного опыта (его переоценки);

24

Последователи сатанинского культа могут быть подразделены на несколько типов:    

 Первый тип - "самостоятельно изучающие любители". Как правило, это те, кого сатанизм привлек через популярные книги и фильмы по данному предмету, рок-группы, популяризирующие обряды и атрибутику сатанизма и через другие доступные источники. "Любитель" обычно не связан с организованной группой или культом, хотя могут существовать и небольшие местные "группы любителей".       

 Второй тип - "психопатические сатанисты". Это нравственно искалеченные индивиды, имеющие тягу к насилию, садизму, некрофилии и др., которых сатанизм привлекает потому, что он четко выражает и внешне "облагораживает" их патологические отклонения и придает им идейную, ритуальную окраску. Первые два типа иногда частично сливаются.    

 Третий тип - "религиозные сатанисты". состоит из уже сложившихся структурированных групп, таких, как "Российская церковь сатаны", "Южный крест", "Черный ангел" и др.     

 Четвертый тип - "черные сатанисты", представляет собой тайные малочисленные группы, состоящие, преимущественно, из потомственных адептов сатаны, серьезно занимающихся самыми отталкивающими формами оккультизма и поклонения сатане. Они не афишируют своей деятельности и не заняты прозелитизмом. Имеется крайне мало прямых данных о существовании таких групп. К этой группе можно отнести "Черную графиню" (Москва), "Верховную жрицу" (Брянск), верховную жрицу "Черного ангела", несколько семей в Санкт-Петербурге, руководителей "Южного креста" и др. Интересно, что некоторые "черные сатанисты" весьма скептически относятся к адептам сатанинских сект третьего типа, считая их деятельность "детскими играми" и "баловством".     

 Представители всех  вышеперечисленных типов несут  ответственность за случаи ритуального  насилия, являются социально опасными. Расспространению и утверждению сатанизма способствует развитие рок-"культуры" и особое направление в кино "фильмы ужасов".

Доктрины сатанистских культов   

 Сатанистские культы - это наиболее дикая и криминогенная  разновидность деструктивных культов  даже на фоне других тоталитарных сект. Здесь растление адептов достигает наивысшей степени. 

25

"Мораль" сатанистов  базируется не только на отрицании,  но и на полном извращении  христианских жизненных ценностей.  Все основные православные обряды  и молитвы имеют у сатанистов варианты, противоположные по смыслу, но схожие по форме. Наиболее наглядно противостояние культа сатаны христианству проявляется в обрядах нынешних дьяволопоклонников. Самый впечатляющий из них - черная месса, во время которой подвергаются хуле и осмеянию священные символы христианства, например, крест. Устраиваются, как и в средние века, шабаши, проводимые в лесу или на пустынной равнине.   

Основа культа сатанистов - принесение жертвы. Настоящая жертва для них - не убийство как таковое, а смертные муки живого существа. Выбор жертвы прост. Это любой из тех, кто поступил с сатанистами, с их точки зрения, неправильно или серьезно нарушил их спокойствие. Вместо настоящей жертвы иногда может быть использован ее образ: кукла, фотография, рисунок, письменное или словесное описание. Над ним осуществляются магические действия.

В жертву часто приносятся животные. Также активно применяются  наркотические и психотропные вещества, налажено взаимодействие с наркомафией. По поводу жизни после смерти у сатанистов весьма неопределенные высказывания на уровне "все будет хорошо". Некоторые секты уверены, что им достанется вечное блаженство мучить своих врагов и иные формы удовлетворения их эго. Они считают, что наступает новая сатанинская эра. У сатанистов применяется специальный магический алфавит и язык, называемые енохианскими.    

Одной из самых распространенных книг у сатанистов, отражающей основные концепции их деятельности, является "сатанинская библия" (или "Черная библия") Антона Шандора Ла Вея, предводителя американских черных магов, написанная им в 1968 г., в которой "есть сатанинские мысли и высказаны они с сатанинской точки зрения".    

 Сатана, считает Ла  Вей , прозванный многими из  своих последователей "Черным  Папой", является концентрацией  всех темных сторон человеческой натуры. "В каждом из нас сидит сатана, и задача состоит лишь в том, чтобы выявить и познать его. Сатанистское начало, заключенное в людях, - главное и наиболее могущественное. Им надо гордиться, а не тяготиться. Его надо культивировать, что мы и делаем в нашем храме с помощью различных магических заклинаний", - утверждал Ла Вей. [13]    

 

26

"Загробной жизни  не существует, по крайней мере  райской.- констатировал он .- Поэтому  надо спешить наслаждаться земными  радостями. Собственно говоря, мы проповедуем то, что уже давным-давно стало американским образом жизни. Просто не все обладают мужеством называть вещи своими именами".     

Вся книга написана очень  продуманным и изощренным стилем и ориентированна на потенциальных  членов культов. Цель ее не в том, чтобы сразу привести читающего к явному поклонению сатане, но заронить в его душу и разум лживые семена сомнения: "То, что вы здесь увидите, быть может, не всегда будет вам по вкусу, но, главное, - вы увидите!". 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод 

Регулярно в средствах массовой информации появляются сообщения о жестоких преступлениях с участием адептов различного рода сатанистских культов. Сексуальные оргии, растление малолетних, издевательства над животными, осквернение могил, гробокопательство - вот далеко не полный список их деяний.

После служб сатанистов органы милиции находили в этих местах повешенных, квалифицируя это как  самоубийство. В целом правоохранительные органы предпочитают не связываться  с сатанистами, действуя лишь в вопиющих и ставших известными случаях. По информации МВД РФ, сатанисты тщательно изучают уголовное и иное законодательство России, заранее готовясь к противодействию правоохранительным органам. Для осуществления тяжких преступных деяний сатанисты нередко стараются использовать психически больных людей.  [13]

В современном обществе человек свободен в выборе вероисповедания или отходе от религии вообще. Выбор всегда дело сложное, этим и живут секты, которые подавляют разум, играют на наших слабостях, незащищенности, надежде и стремлении к лучшему. Вряд ли можно построить новую жизнь ценой жизни ближнего, забыть свое прошлое, отдать свой дом, отказаться от семьи и детей. Человеку свойственно верить в чудо и в высшую справедливость, но часто выбор между верой и бездной оказывается не в ее пользу…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27

Список используемой литературы

 

1.   Бессонов Б.Н. Идеология духовного подавления – Москва, 1999 г

2.   Волков Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах // Журнал практического психолога. – Москва, 2001 №6

3.  Волков Е.Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) // Журнал практического психолога. – Москва, 1999 №5

4. http://veramolodih.ru

5.  http://www.aquarun.ru

6   Домовец О.С. Манипуляция в рекламном дискурсе. // Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики. Волгоград, 1999

Информация о работе Секты. Воздействие сект на психологию человека