Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:03, курсовая работа
Модель процесса жизнедеятельности в наиболее общем виде можно представить
состоящей из двух элементов: человека и среды его обитания. Между собой эти
элементы связаны двухсторонними связями (рис.1).
Прямые связи человека со средой очевидны.
Обратные связи обусловлены всеобщим законом реактивности материального мира.
Система “человек – среда” является двухцелевой:
1) одна цель состоит в достижении определенного эффекта в процессе
деятельности;
2) вторая – в исключении нежелательных последствий от этой деятельности.
1. Введение ........................ 3
2. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности .... 3
2.1 Опасность. Основные понятия и определения ....... 4
2.2 Принципы, методы и средства обеспечения безопасности .. 6
3. Теории риска ....................... 8
3.1 Основные положения теории риска ............. 8
3.2 Методика изучения риска ................. 12
3.3 Другие приемы анализа риска ............. 18
3.4 Сравнительные данные различных методов анализа ....20
степенью риска обычных
представление приемлемом уровне риска и иметь основу для принятия
соответствующих решений.
По данным американских ученых индивидуальный риск гибели по различным
причинам, по отношению ко всему населению США за год составляет:
Автомобильный транспорт |
3´10-4. |
Падение |
9´10-5. |
Пожар и ожог |
4´10-5. |
Утопление |
3´10-5. |
Отравление |
2´10-5. |
Огнестрельное оружие и станочное оборудование |
1´10-5. |
Водный, воздушный транспорт |
9´10-6. |
Падающие предметы, эл. ток |
6´10-6. |
Железная дорога |
4´10-6. |
Молния |
5´10-7. |
Ураган, торнадо |
4´10-7. |
Таким образом, полная безопасность не может быть гарантирована никому,
независимо от образа жизни.
При уменьшении риска ниже уровня 1´10-6 в год общественность не
выражает чрезмерной озабоченности
и поэтому редко
меры для снижения степени риска (мы не проводим свою жизнь в страхе погибнуть
от удара молнии). Основываясь на этой предпосылке, многие специалисты принимают
величину 1´10-6 как тот уровень, к которому следует
стремиться, устанавливая степень
риска для технических
странах эта величина закреплена в законодательном порядке. Пренебрежимо малым
считается риск 1´10-8 в год.
Необходимо отметить, что оценку риска тех или иных событий можно производить
только при наличии
случае данные будут не точны, так как здесь идет речь о так называемых “редких
явлениях”, к которым классический вероятностный подход не применим. “Так,
например, до чернобыльской аварии риск гибели в результате аварии на атомной
электростанции оценивался в 2´10-10 в год”.
Анализ риска позволяет
данным американских ученых частота несчастных случаев со смертельным исходом
составляет (по времени суток) (рис.3):
Рис. 3. Наиболее опасные деятельности человека.
Выявление и количественная оценка риска может выполняться по следующей схеме
(рис.4).
|
Предварительная оценка риска Анализ риска
Рис. 4. Выявление и количественная оценка риска.
Таким образом, должны рассматриваться все технические и социальные аспекты в
их взаимосвязи. При этом возможно обеспечить приемлемый риск, который
сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты
и представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и
возможностями ее достижения.
Упрощенный пример определения
приемлемого риска можно
графиком (рис.5):
Рис.5. Определение приемлемого риска.
Затрачивая чрезмерные средства на повышение надежности технических систем,
можно нанести ущерб социальной сфере. Величина приемлемого риска определяется
уровнем развития общества и темпами научно - технического прогресса.
Начальный импульс к созданию численных методов оценки надежности был дан
авиационной промышленностью. После первой мировой войны в связи с увеличением
интенсивности полетов и авиакатастроф были выработаны критерии надежности для
самолетов и требования к уровню безопасности. В частности, проведен
сравнительный анализ одномоторных и
многомоторных самолетов с
успешного завершения полета и выработаны требования по частоте аварий,
отнесенных к 1ч. полетного времени. К 1960г., например, было установлено, что
одна катастрофа приходится в среднем на 1млн. посадок. Таким образом, для
автоматических систем посадки самолетов можно было бы установить требования по
уровню риска, не превышающего одной катастрофы на 1´107
посадок.
Дальнейшее развитие математического аппарата надежности применительно к
сложным системам последовательного типа показало невозможность применения
старого закона “цепь не прочнее, чем самое слабое ее звено”. Был получен
закон произведения для последовательных элементов:
Таким образом, в системе последовательного типа надежность отдельных
элементов должна быть значительно выше для удовлетворительного
функционирования системы.
В 40-е годы увеличение надежности шло по пути улучшения конструкционных
материалов, повышения точности и качества изготовления и сборки изделий.
Большое внимание уделялось техническому обслуживанию и ремонту оборудования
(до тех пор, пока
стоимость обслуживания оборудования составляет 2$ на каждый 1$ его стоимости;
т.е. при 10-летнем сроке его эксплуатации необходимо 20млн.$ на содержание
оборудования стоимостью 1млн.$).
В дальнейшем от анализа надежности технических систем начали переходить к
оценке риска, включив в анализ ошибочные действия оператора. Сильный толчок
развитию теории надежности дала военная техника - требование поражения цели
“с одного выстрела”.
Развитие космонавтики и ядерной энергетики, усложнение авиационной техники
привело к тому, что изучение безопасности систем было выделено в независимую
отдельную область деятельности. В 1969г. МО США приняло стандарт MIL - STD -
882 “Программа по обеспечению надежности систем, подсистем и оборудования”:
Требования в качестве основного стандарта для всех промышленных подрядчиков
по военным программам. А параллельно МО разработало требования по надежности,
работоспособности и ремонтопригодности промышленных изделий.
Методика изучения риска.
Изучение риска проводится в три стадии
Первая стадия: предварительный анализ опасности.
Риск чаще всего связан с бесконтрольным
освобождением энергии или
токсических веществ (факторы мгновенного действия). Обычно одни отделения
предприятия представляют большую опасность, чем другие, поэтому в самом
начале анализа следует
участки производства или его компоненты, которые являются вероятными
источниками бесконтрольных утечек. Поэтому первым шагом будет:
1) Выявление
источников опасности (
ядовитых веществ, взрывы, пожары и т.д.?);
2) Определение частей системы (подсистем), которые могут вызвать эти
опасные состояния (химические реакторы, емкости и хранилища, энергетические
установки и др.)
Средствами к достижению понимания опасностей в системе являются инженерный
анализ и детальное
оборудования. При этом очень важно знание степени токсичности, правил
безопасности, взрывоопасных условий, прохождения реакций, коррозионных
процессов, условий возгораемости и т.д.
Перечень возможных опасностей является основным инструментом в их выявлении.
Фирма “Боинг” использует следующий перечень:
1. Обычное топливо.
2. Двигательное топливо.
3. Инициирующие взрывчатые вещества.
4. Заряженные электрические конденсаторы.
5. Аккумуляторные батареи.
6. Статические электрические заряды.
7. Емкости под давлением.
8. Пружинные механизмы.
9. Подвесные устройства.
10.Газогенераторы.
11.Электрические генераторы.
12.Источники высокочастотного
13.Радиоактивные источники
14.Падающие предметы.
15.Катапультированные
16.Нагревательные приборы.
17.Насосы, вентиляторы.
18.Вращающиеся механизмы.
19.Приводные устройства.
20.Ядерная техника.
и т.д.
Процессы и условия, представляющие опасность:
1.Разгон, торможение.
2.Загрязнения.
3.Коррозия.
4.Химическая реакция (
5.Электрические: поражение
источника питания; электромагнитные поля.
6.Взрывы.
7.Пожары.
8.Нагрев и охлаждение: высокая
температура; низкая
температуры.
9.Утечки.
10.Влага: высокая влажность;
11.Давление: высокое; низкое; быстрое изменение.
12.Излучения: термическое;
13.Механические удары и т.д.
Обычно необходимы определенные ограничения на анализ технических систем и
окружающей среды (Например, нерационально в деталях изучать параметры риска,
связанного с разрушением
авиакатастрофы, т.к. это редкое явление, однако нужно предусматривать защиту
от таких редких явлений при
анализе ядерных
за собой большое количество жертв). Поэтому необходим следующий шаг.
3) Введение ограничений на анализ риска (например, нужно решить, будет ли он
включать детальное изучение риска в результате диверсий, войны. ошибок людей,
поражения молнией, землетрясений и т.д.).
Таким образом, целью первой стадии анализа риска является определение системы
и выявление в общих чертах потенциальных опасностей.
Опасности после их выявления, характеризуются в соответствии с вызываемыми
ими последствиями.
Характеристика производится в соответствии с категориями критичности:
1 класс - пренебрежимые эффекты;
2 класс - граничные эффекты;
3 класс - критические ситуации;
4 класс - катастрофические последствия.
|
В дальнейшем необходимо наметить предупредительные меры (если такое возможно)
для исключения опасностей 4-го класса (3-го, 2-го) или понижения класса
опасности. Возможные решения, которые следует рассмотреть, представляются в
виде алгоритма, называемого деревом решений для анализа опасностей
(рис.6).
Рис.6. Дерево решений.
После этого можно принять
проект в целом или изменить конструкцию оборудования, изменить цели и функции
и внести нештатные действия с использованием предохранительных и
предупредительных устройств.
Типовая форма, заполняемая при проведении предварительного анализа риска
имеет следующий вид (рис.7.).
Рис.7. Типовая форма для проведения предварительного анализа.
1. Аппаратура или функциональный элемент, подвергаемые анализу.
2. Соответствующая фаза
работы системы или вид
3. Анализируемый элемент аппаратуры или операция, являющаяся по своей
природе опасными.
4. Состояние, нежелательное событие или ошибка, которые могут быть
причиной того, что опасный элемент вызовет определенное опасное состояние.
5. Опасное состояние, которое может быть создано в результате
взаимодействия элементов в системе или системы в целом.
6. Нежелательные события или дефекты, которые могут вызывать опасное
состояние, ведущее к определенному типу возможной аварии.
7. Любая возможная
авария, которая возникает в
опасного состояния.
8. Возможные последствия потенциальной аварии в случае ее возникновения.
9. Качественная оценка потенциальных последствий для каждого опасного
состояния в соответствии со следующими критериями:
класс 1 - безопасный (состояние, связанное с ошибками персонала, недостатками
конструкции или ее несоответствием проекту, а также неправильной работой), не
приводит к существенным нарушениям и не вызывает повреждений оборудования и
несчастных случаев с людьми;
класс 2 - граничный (состояние, связанное с ошибками персонала, недостатками
конструкции или ее несоответствием проекту, а также неправильной работой),
приводит к нарушениям в работе, может быть компенсировано или взято под
контроль без повреждений
класс 3 - критический: (состояние, связанное с ошибками персонала,
недостатками конструкции или ее несоответствием проекту, а также неправильной
работой), приводит к существенным нарушениям в работе, повреждению
оборудования и создает