Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 05:07, реферат
Защита прав человека и основных свобод, принцип верховенства права, развитие демократических институтов, утверждение толерантности и недискриминации относится к так называемому «человеческому измерению» деятельности общественных и политических структур стран Европы, а также ряда международных организаций. Политика «человеческого измерения» является частью общественной политики и позволяет личности реализовать свои способности и интересы, принять участие в управлении производством, обществом, в создании материальных и духовных ценностей, которые содействуют благополучию человека.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Понятие человеческого измерения…………………………………….4
Глава II. Человеческое измерение ОБСЕ………………………………………..5
Глава III. Обязательства ОБСЕ в области человеческого измерения………….6
Глава IV. Человеческое измерение как обязательный компонент международной безопасности…………………………………………………... 7
Глава V. Человеческое измерение культуры……………………………………8
Заключение……………………………………………………………………….10
Список использованной литературы…………………………………………...11
Министерство образования и науки Российской Федерации
(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
Реферат
На тему:
«Человеческое измерение-смысл и содержание этого понятия»
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «Безопасность жизнедеятельности»
Москва – 2012
Cодержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Понятие человеческого измерения…………………………………….4
Глава II. Человеческое измерение ОБСЕ………………………………………..5
Глава III. Обязательства ОБСЕ в области человеческого измерения………….6
Глава IV. Человеческое измерение
как обязательный компонент международной
безопасности………………………………………………
Глава V. Человеческое измерение культуры……………………………………8
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение
Вопрос о человеке, его сущности и связанной с ней "социальной перспективе", занимает центральное место в современной мировой социальной мысли. И в этом плане весьма своевременным представляется обращение ведущих авторов к человеческому измерению социального. Общество снова и снова обращается к человеку с древним призывом "nosce te ipsum" - "познай самого себя". Этот призыв в каждом случае имеет свое содержание. Когда мы говорим о человеческом измерении "социальной перспективы", то имеем в виду человека не как ее меру-эталон, к чему
привычна вся социально-научная мысль, а как составляющую общества, пронизывающую в разной степени все его социальное пространство. Социальная реальность включает в себя существенную составляющую общественного бытия – человека. Человек - центр, ядро "социальной перспективы", но не в смысле творца общества и истории, а прежде всего в бытийном, онтологическом смысле. В данном случае человек сам есть то социо-природное пространство, которое уже своим наличным бытием задает пространственно-временные и качественные параметры общества.
Защита прав человека и основных свобод, принцип верховенства права, развитие демократических институтов, утверждение толерантности и недискриминации относится к так называемому «человеческому измерению» деятельности общественных и политических структур стран Европы, а также ряда международных организаций. Политика «человеческого измерения» является частью общественной политики и позволяет личности реализовать свои способности и интересы, принять участие в управлении производством, обществом, в создании материальных и духовных ценностей, которые содействуют благополучию человека.
Глава I. Понятие человеческого измерения
«Человеческое измерение» – это вполне конкретное направление в определении прогресса государственности, измеряемое набором и качеством прав и свобод, другими условиями жизни человека. Кроме того, человек – это не абстракция, а вполне реальная личность, более конкретная, чем те «классы» с их отношением к средствам производства, к собственности, которые населяют формационную теорию. В современной теории государства проявляется конкретный критерий прогресса государственности. Борьба за качество жизни наполняет реальным смыслом существование многих коллективных образований, конкретных личностей.
В понятие «человеческое измерение» включены два аспекта человеческой деятельности: объективный и субъективный (духовный). В условиях неопределенности общественного развития, дестабилизации экономических отношений, межнациональных и межконфессиональных конфликтов многократно возрастает значимость позитивной человеческой активности, хотя все названные факторы являются также следствием человеческой деятельности. При этом необходимо понимать, что в процессе реализации «человеческого измерения» в социально-культурной деятельности человека доминирующую роль играет не государство, а структуры гражданского общества. Правовое демократическое государство рассматривается как управленческий орган, который призван соблюдать права граждан с помощью правовых механизмов и легальных процедур защиты прав человека. Новое понимание взаимодействия государства и общества в современную эпоху стимулирует поиск в обоснованиях политики как общественного явления, а также повышает значимость прав человека, побуждая национальные правовые системы пересматривать свои приоритеты. В терминологии международных организаций, в том числе ОБСЕ, термин «человеческое измерение» используется именно для обозначения набора норм и видов деятельности, связанных с правами человека и демократией, и рассматривается в качестве одного из трех измерений безопасности, наряду с военно-политическим и экономико-экологическим измерениями. Все три являются основополагающими принципами безопасности в ее широком понимании. Наиболее авторитетной организацией, которая осуществляет специальную работу по пропаганде «человеческого измерения», является ОБСЕ.
III. ОБСЕ в области человеческого измерения
ОБСЕ- организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 56 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии. Прежнее название -«Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» (СБСЕ).
ОБСЕ создана как организация по безопасности. Однако она не занимается исключительно вопросами военной безопасности, разоружения или пограничного режима. Взяв за основу широкую концепцию безопасности, она занимается в равной мере и правами человека. ОБСЕ понимает безопасность шире, чем просто отсутствие войны. Поэтому в намерения государств-участников ОБСЕ входило создание всеобъемлющей системы мира и стабильности в Европе.
В хельсинкском Заключительном акте признается в качестве одного из ее десяти руководящих принципов «уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии или убеждений». Это представляет собой важный этап в истории защиты прав человека. Впервые принципы прав человека были включены в систему региональной безопасности как четко выраженная и неотъемлемая часть, на той же основе, что и военно-политические и экономические вопросы. Это признание подкреплено многочисленными документами, принятыми позднее. Поэтому в настоящее время оно прочно установилось и не вызывает никакого сомнения. Среди этих принципов нет главных и второстепенных, и ни одно правительство не может заявлять, что оно должно обеспечить политико-экономическую безопасность до того, как займется вопросами прав человека и демократии.
В терминологии ОБСЕ выражение «человеческое измерение» используется для описания комплекса норм и мер, связанных с правами человека и демократией, которые рассматриваются в рамках ОБСЕ как одно из трех измерений безопасности, наряду с военно-политическим и экономико-экологическим измерениями. Этот термин указывает также, что нормы ОБСЕ в этой области охватывают более широкую сферу, нежели традиционное право в области прав человека.
IV. Обязательства в области человеческого измерения
В ряде случаев обязательства в области человеческого измерения ОБСЕ идут гораздо дальше, чем “традиционные” юридически обязательные инструменты в области прав человека. В традиционных договорах в области прав человека формулируются личные (или коллективные) права, а государство-участник обязуется соблюдать и/или гарантировать эти права. Однако, в большинстве случаев порядок выполнения этих обязательств остается на усмотрение государств.
Человеческое измерение ОБСЕ идет гораздо дальше по пути увязки прав человека с институциональной и политической системой государства. По сути государства-участники ОБСЕ, взяв на себя обязательства в области человеческого измерения, согласились с тем, что плюралистическая демократия, основанная на верховенстве закона, представляет собой единственную систему управления, способную эффективно гарантировать права человека.
Это объясняет, почему человеческое измерение ОБСЕ было названо общеевропейским общественным порядком. Другими словами, ОБСЕ - это не
просто организация, объединяющая 55 государств, а это “общность ценностей”. Эту связь отражает и активная приверженность верховенству закона и сама его формулировка: концепция, основанная на достоинстве человеческой личности, и система прав, реализуемых через судебно-правовые структуры.
Основополагающим аспектом человеческого измерения в ОБСЕ является то, что права человека и плюралистическая демократия не рассматриваются как внутреннее дело государства. Государства-участники подчеркнули, что вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, поскольку соблюдение этих прав и свобод составляет одну из основ международного порядка. Фактически государства-участники “категорически и окончательно” заявили, что “обязательства, принятые ими в области человеческого измерения ОБСЕ, являются вопросами, представляющими непосредственный и законный интерес для всех государств-участников, и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства”. Поэтому государства-участники ОБСЕ уже не могут ссылаться на принцип невмешательства в целях избежания обсуждения проблем прав человека в своих странах. Это объясняет, почему ОБСЕ является не только “общностью ценностей”, но и “общностью ответственности”. Следует подчеркнуть, что эта “ответственность” предполагает не только право критиковать другие государства за нарушения обязательств в области человеческого
измерения, но и
накладывает обязательства помо
V.Человеческое измерение как обязательный компонент всеобъемлющего подхода к международной безопасности
Сущность всеобъемлющего подхода к международной безопасности состоит в том, что ее обеспечение возможно только на путях использования всеохватывающего комплекса мер, касающихся самых различных отношений между государствами: политических, военных, экономических, юридических, гуманитарных, экологических и др.
До ядерно-космической эры ведущее место в арсенале средств обеспечения международной безопасности занимала военная сила, и государства видели тогда залог своей безопасности ' в строительстве возможно более крепкой обороны.
С наступлением ядерно-космической эры сложилась такая ситуация, когда упование только на военную силу для укрепления своей безопасности не могло дать желаемого результата. В подтверждение данного тезиса можно привести немало аргументов. Достаточно указать на два общеизвестных факта. Во-первых, огромный ядерный арсенал, накопленный в мире; в случае возникновения войны между ядерными державами она неизбежно привела бы к их взаимному уничтожению. Добавим к этому существование большого числа так называемых «околоядерных» держав, которые имеют реальную возможность создать ядерное оружие в ближайшем будущем. Во-вторых, для человечества возникла угроза не только от применения оружия (особенно, конечно, средств массового уничтожения), но и от других причин. Зловещим примером здесь служит феномен Чернобыля. Возможны и экологические катаклизмы иного рода (загрязнение окружающей среды от иных источников, эффект озоновой дыры и т. д.).
Сказанное со всей очевидностью свидетельствует о необходимости увязки вопросов безопасности не только с военными и политическими аспектами. Можно утверждать, что нет ни одной области международных отношений, которые в какой-то мере не влияли бы на международную безопасность.
Это касается и гуманитарной области сотрудничества, центральным звеном которого, как фактора укрепления международной безопасности, является так называемое «человеческое измерение», включающее в себя защиту семьи, прав человека и основных свобод, контакты между людьми. Следовательно, человеческое измерение (а значит и защита семьи) является обязательным компонентом всеобъемлющего подхода к международной безопасности.
VI. Человеческое измерение культуры
Культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику его собственного развития, а также развития общества, его взаимодействия с природой. Проблема человеческого измерения была подмечена еще в античности. Протагор говорил: «Человек есть мера всех вещей — существующих, что они существуют, не существующих, что они не существуют». В истории философии в различных аспектах отмечалась важность характеристики того или иного социального явления посредством личностного, человеческого измерения. Это просматривается при исследовании таких проблем, как отношение личности к государству и государства к личности: отношение личности к обществу и общества к личности; отношение личности к личности; отношение личности к природе; отношение личности к самой себе.
Информация о работе Человеческое измерение-смысл и содержание этого понятия