Экономическая безопасность России: угрозы и пути их преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Введение
Потребность в защите от нежелательных внешних воздействий и радикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность в безопасности – это базовая, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, семьи, так и различных объединений людей, включая общество и государство. В условиях формирования рыночной экономики сфера безопасного существования настолько сузилась, что постоянное и массовое неудовлетворение этой потребности оказывает негативное воздействие на развитие функционирование отдельных граждан, семей, организаций, государства и общества в целом, усугубляя кризисное состояние всех сфер его жизнедеятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..….3
1 Экономическая безопасность России: понятие и значение для экономики
России………………………………………………………………………………...5
1.1 Экономическая безопасность России: понятие и угрозы……………….......8
1.2 Значение экономической безопасности для экономики России……..........13
2 Государственная стратегия экономической безопасности России……............17
2.1 Меры и механизмы экономической политики, направленные
на обеспечение экономической безопасности…………………………………21
2.2 Необходимые меры для повышения экономической безопасности
России……………………………………………………………………..……….23
Заключение………………………………………………………………………….26
Список используемых источников……………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик по безопасности.docx

— 60.64 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

 

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

 

ФАКУЛЬТЕТ МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО 

 

КАФЕДРА

 «Таможенное дело»

 

 

 

 

 

Экономическая безопасность России: угрозы и пути их преодоления

 

 

Курсовая работа

 

 

По дисциплине «Национальная безопасность»

 

 

 

 

 

 

Выполнил  студент ТД-312

Маношкин  А.Н.

 

 

                                                                                 Научный руководитель:

                                                                                        канд. социол. наук, доцент.

                                                                Плотников В.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОВОСИБИРСК

2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..….3

1 Экономическая безопасность России: понятие и значение для экономики

России………………………………………………………………………………...5

   1.1 Экономическая безопасность России: понятие и угрозы……………….......8 

   1.2 Значение экономической безопасности для экономики России……..........13

2 Государственная стратегия экономической безопасности России……............17

   2.1 Меры и механизмы экономической политики, направленные

   на обеспечение экономической безопасности…………………………………21

  2.2 Необходимые меры для повышения экономической безопасности

  России……………………………………………………………………..……….23

Заключение………………………………………………………………………….26

Список используемых источников………………………………………………..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Потребность в защите от нежелательных внешних  воздействий и радикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность  в безопасности – это базовая, основополагающая потребность, как  жизни отдельного человека, семьи, так  и различных объединений людей, включая общество и государство. В  условиях формирования рыночной экономики сфера безопасного  существования настолько сузилась, что постоянное и массовое неудовлетворение этой потребности оказывает негативное воздействие на развитие функционирование отдельных граждан, семей, организаций, государства и общества в целом, усугубляя кризисное состояние  всех сфер его жизнедеятельности. 

Сегодня наиболее актуальными являются вопросы, связанные с угрозами национальной безопасности Российской Федерации. Экономическая  безопасность – одна из важнейших  составляющих национальной безопасности страны.

В настоящее  время объектом безопасности становится экономика на всех уровнях с ее задачами устойчивости, неуязвимости, баланса очевидных выгод и  определенного ущерба, привносимого процессом «втягивания» в международные  рыночные отношения и экономические  связи. Кризисное состояние экономики  проявляется через существенное сокращение производства, снижение инвестиционной активности, разрушение научно-технического потенциала, стагнацию аграрного  сектора, уменьшение доходной части  федерального бюджета и т.д.

Расширение  делового сотрудничества с хозяйствующими субъектами в стране и за ее пределами  актуализирует  задачи преодоления  негативных обстоятельств, препятствующих нормальному функционированию экономики, ее устойчивому развитию.

Состояние экономики, оценка негативных последствий  принимаемых политических и хозяйственных  решений, в том числе по реформированию и перестройке, выявление причинно-следственных связей кризисных явлений обусловили рассмотрение факторов экономической безопасности в рамках государственной экономической политики.

В самом  общем виде экономическая безопасность зависит от совокупности факторов оптимального соотношения в масштабах структур государства, состояния экономики  общества, содержания института власти и культуры общественной жизни. Она  понимается как многоуровневое явление: экономическая безопасность личности; экономическая безопасность региона  или сферы хозяйственной деятельности; экономическая безопасность субъекта хозяйствования; экономическая безопасность страны в целом.

Из-за отсутствия целостной системы обеспечения  экономической безопасности, прогноз  и модели дальнейшего социально-экономического развития страны в значительной степени  основывались на международных программах, разработанных Международным банком реконструкции и развития (МБРР) и Международным валютным фондом (МВФ).

Проведение  неадекватной хозяйственным условиям политики реформирования еще больше усугубило положение.  Открытость экономики позволила зарубежным производителям захватить российский рынок, вследствие чего в экономике  России начался резкий спад производства, который все еще продолжается. Под угрозой находится национальная безопасность России. Резкое падение  уровня доходов и жизни населения  представляет угрозу государственности  России. Всему этой виной – состояние  экономики.

Целью данной работы является исследование экономической безопасности России.

Поставленная  цель решается посредством следующих  задач:

Исследованием понятий и значений экономической  безопасности для экономики России, рассмотрением государственной  стратегии экономической безопасности России, а так же рассмотрение необходимых  мер для повышения экономической  безопасности России.

1 Экономическая безопасность: понятие и значение для экономики России

В наши дни особенно ярко проявляется  тенденция к установлению все  более тесных связей между различными странами, к глобализации мирового экономического пространства, к формированию все более тесной зависимости  национальной экономики каждой страны от процессов, происходящих на мировой  арене в целом. Однако события, происходящие в настоящее время в мире, а  также сложные и неоднозначные  процессы, характерные для экономики  и политики России сегодня, требуют  пересмотра как значения внешнеэкономических  связей в национальной экономике, так  и стратегии и тактики внешнеэкономической  деятельности.

Основные  уроки, извлеченные из безуспешных  попыток российских реформаторов осуществить  интеграцию России как полноправного  участника международных экономических  отношений, следующие:

Россия  должна находить активные пути взаимодействия с мировым хозяйством, однако это взаимодействие должно носить прагматичный характер: необходимо четко представлять не только цели этого взаимодействия, но и реальные пути их достижения и не распыляться, пытаясь достичь многих целей, сколь бы заманчивыми они ни были.

Необходимо  признать, что ведущие мировые  державы не заинтересованы в укреплении позиций России (в особенности  в сфере внешнеэкономических  связей) и, обладая суммарно несравнимо большими ресурсами, стремятся ограничить наше влияние в мире; разумеется, это прикрыто благими заявлениями  о проблемах, связанных с правами  человека, недоработками международных  договоров и т.д. Поэтому следует  использовать все скрытые и явные  преимущества соглашений, заложенные в них [7].

Важно понять и учитывать в практической деятельности тот факт, что нормализация в области  внешнеэкономических связей невозможна без координации внутренних процессов  в стране с внешнеэкономическими интересами. Основным критерием принятия любых серьезных решений должен стать трезвый расчет, учитывающий все возможные последствия как внутри страны, так и за ее пределами.

Анализируя  перспективы развития различных  форм внешнеэкономических связей, необходимо помнить, что мы вынуждены в первую очередь решать насущные проблемы, стоящие перед Россией сегодня. Этот факт не позволяет концентрироваться на новых формах взаимодействия, которые, хотя и могут принести существенные дивиденды в будущем, требуют существенных ресурсных затрат сейчас, ибо без адекватного разрешения назревших внешнеэкономических проблем, связанных с внешней торговлей и миграцией капитала, Россия вообще не имеет перспектив на роль полноправного участника общемировых процессов в XXI в.

В области  внешней торговли Россия сталкивается с двумя комплексами проблем.

Первый  комплекс связан с многочисленными  трудностями непосредственно взаимодействия с различными странами и включает в себя: антидемпинговые пошлины и нетарифные ограничения, применяемые к конкурентоспособным российским товарам на рынках развитых стран; дискриминационные положения по отношению к российским экспортерам, которые могут быть применены в одностороннем порядке при возникновении политических противоречий; проблемы транспортной изоляции России, ограничения в осуществлении эффективных грузоперевозок; невозможность вступления нашей страны в ВТО, которая могла бы обеспечить приемлемый баланс прав и обязанностей в области внешней торговли.

Второй  комплекс проблем непосредственно  связывает внешнеторговую деятельность с внутриэкономической ситуацией  в стране и включает: проблему продовольственной зависимости нашей страны; проблему, связанную с динамикой цен на сырьевые ресурсы, которая определяет уровень поступлений в государственный бюджет.

Очевидна  вся сложность этих проблем. Однако необходимо признать, что существуют пути их решения или по крайней мере смягчения их последствий.

Важнейшим аспектом внешнеэкономической деятельности выступает миграция капитала, имеющая  для нашей страны основополагающее значение. В этой связи перед Россией  встают два основных блока проблем: проблемы внешнего долга и проблемы «бегства» капитала [8].

Основной  проблемой, связанной с внешним  долгом, является то, что кредиты, полученные за годы реформ, не были использованы для  подъема национальной экономики  и комплексной реструктуризации народного хозяйства, а монетаристские рекомендации организаций и стран-кредиторов, не учитывающие специфику страны, не способствовали улучшению экономической  ситуации.

Чрезмерно большие объемы взятых кредитов не оставляют иной альтернативы, как  полное и безоговорочное прекращение  практики займов и ориентация на внутренние ресурсы.

Безусловно, было бы неправильно отказаться от выплат по своим обязательствам, однако необходимо использовать имеющиеся  юридические преимущества. В частности, по советским долгам, оформленным  в облигации Внешэкономбанка, в  полном объеме может отвечать только Внешэкономбанк. Государство же может  взять на себя эту ответственность  только при условии списания 75—85% долга. Кроме того, грамотной представляется политика скупки российских долгов на мировых рынках по сложившейся цене (не возведенная, разумеется, в ранг государственной политики, а осуществляемая при помощи спецслужб). Критическая  ситуация внутри страны и ограниченность ресурсов до известной степени оправдывает  такие действия.

Проблема  «бегства» капитала может быть разрешена  с помощью либерализации и  упрощения налогового законодательства внутри страны вместе с резким ужесточением мер административного контроля за валютными операциями и любыми видами денежных переводов за рубеж, в особенности в оффшорные зоны. Необходимо понять, что либеральное валютное регулирование, позволяющее ежегодно вывозить суммы, сопоставимые с доходной частью федерального бюджета, несовместимо с критической ситуацией в стране. Кроме того, должны всячески стимулироваться прямые инвестиции за рубеж, создающие базы для развития транснациональных корпораций на базе российских компаний [10].

Очевидно, что вышеперечисленные проблемы не охватывают все сферы внешнеэкономической  деятельности, однако, они до некоторой  степени отражают всю сложность  ситуации в области внешнеэкономической  деятельности и показывают непосредственную связь между внутриэкономическими процессами и международным взаимодействием. Нет сомнений и в том, что ряд  других проблем, в частности, проблемы инвестиционной активности, долларизации российской экономики, недостаточного участия нашей страны в международном  научно-техническом сотрудничестве и международной кооперации имеют  весьма важное значение для дальнейшей интеграции Российской Федерации в систему мирохозяйственных связей. Однако решение рассмотренных вопросов является фундаментом экономического, политического и социального прогресса, единственно возможным способом сохранения за Россией положения одной из мощнейших держав в мире, достойной жизни всех ее граждан в XXI в., ее существования и развития в качестве богатой и процветающей страны.

 

1.1 Экономическая безопасность: понятие и угрозы

 

Внешние угрозы на первый взгляд, отражая текущее состояние мировой экономики, не подрывают основ ее развития. Это изменение конъюнктуры мировых цен и внешней торговли, резкие колебания курса рубля, превышение оттока капитала над его притоком (иностранные инвестиции); большой внешний государственный долг и увеличение корпоративного долга, чрезмерная импортная зависимость, перегрузка экспорта сырьевыми товарами. Однако продолжительность их действия и расширение спектра взаимодействия угроз ведут к отставанию России от зарубежных стран в темпах роста экономики, конкурентоспособности и благосостояния граждан. Наиболее чувствительны к внешним угрозам политические оппозиционные движения и партии. Как политически активная часть общества, они перерабатывают информационные сигналы опасностей, которые угрожают благоприятному развитию общества и его процветанию в будущем.

Информация о работе Экономическая безопасность России: угрозы и пути их преодоления