Библиографическая продукция библиотек и информационный рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 20:37, реферат

Краткое описание

Формирование информационного рынка в России обусловило новое отношение к источникам библиографической информации и библиографическим услугам как к товару особого рода, заставило библиотеки с позиций рыночной экономики пересмотреть содержание, организацию и технологию библиографической деятельности. В 90-е гг. центральные и региональные библиотеки стали осваивать механизм применения библиотечно-информационного маркетинга с целью изучения отечественного рынка информационных продуктов и услуг, определения своего места в нем как производителей, поставщиков и информационных посредников.

Вложенные файлы: 1 файл

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ БИБЛИОТЕК.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

 

 БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ БИБЛИОТЕК  

И ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЫНОК 

  

Формирование информационного  рынка в России обусловило новое  отношение к источникам библиографической  информации и библиографическим  услугам как к товару особого  рода, заставило библиотеки с позиций рыночной экономики пересмотреть содержание, организацию и технологию библиографической деятельности. В 90-е гг. центральные и региональные библиотеки стали осваивать механизм применения библиотечно-информационного маркетинга с целью изучения отечественного рынка информационных продуктов и услуг, определения своего места в нем как производителей, поставщиков и информационных посредников.  

Составление библиографических  пособий и предоставление на их основе разнообразных библиографических  услуг составляет важный компонент библиотечной работы, характер и объем которого зависят от вида и типа библиотеки, ее ведомственной, отраслевой и территориальной принадлежности, состава читателей. Несмотря на сложное материальное положение большинства российских библиотек, их слабое техническое оснащение и кадровые проблемы, тем не менее осуществляется процесс включения библиотек в единое информационное пространство на основе использования вычислительной техники и современных информационных технологий. Принята и реализуется федеральная программа «Создание общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети» - Либнет.  

Постепенно превращаясь  в информационные центры, библиотеки вместе с тем не утрачивают своего специального социального назначения и качественного своеобразия, соединяя информационно-прагматические функции с просветительскими, культурно-досуговыми, социально-педаго-гическими и социально-реабилитационными. Именно в библиотеках сосредоточены основные библиографические ресурсы страны и каждого региона, обеспечивается их общедоступность, а также систематическая подготовка и дифференцированное использование текущих и ретроспективных источников библиографической информации среди всех слоев населения, начиная с детского возраста. Библиографические пособия и библиографические услуги библиотек ориентированы на обеспечение профессиональных, учебных и личностных потребностей, интересов и запросов потребителей информации. Но на информационном рынке они занимают пока небольшую долю и реализуются в весьма скромных размерах.  

Основная часть библиографической  продукции библиотек распространяется в профессиональной среде - между  библиотечно-библиографи-ческими учреждениями и органами научной информации. В  розничную книготорговую сеть библиографические  издания или их электронные аналоги поступают редко. Как предмет свободной купли-продажи они довольно часто оказываются неконкурентоспособными, так как не представляют необходимой потребительской ценности. Во многом это объясняется традиционно сохранившимся диктатом производителя (библиографа-профессионала), определяющим потребительские характеристики библиографического товара в ущерб приоритету запросов пользователей, реальных или потенциальных покупателей. Для продвижения библиографических продуктов и услуг слабо используются такие инструменты маркетинга, как реклама и связи с общественностью (паблик рилейшнз). Кроме того, в библиотеках недостаточно еще развита учебно-консультационная работа по повышению информационной культуры личности, привитию читателям навыков самостоятельного библиографического поиска.  

Чтобы изменить сложившуюся  ситуацию, библиотекам следует полнее осознать преимущества библиотечно-информационного, в том числе библиографического маркетинга, проводить маркетинговые  исследования и активно использовать их результаты для совершенствования библиографической деятельности с учетом особенностей тех или иных сегментов информационного рынка.  

Маркетологическая подготовка библиотекарей-библиографов только начинается. Заметную роль в этом плане должны сыграть учебные заведения культуры и структуры дополнительного образования. К этой работе приступил библиотечно-информационный факультет МГУК. Здесь введен общепрофессиональный курс «Маркетинг отраслевых библиографических продуктов и услуг», читается курс по выбору «Маркетинговое планирование библиографической деятельности», изучаются основы информационного и библиотечного маркетинга.  

Дальнейшая теоретическая  разработка и широкое изучение проблем  библиографической деятельности в  русле методологии маркетинга будут способствовать развитию рыночно ориентированного производства новых видов библиографических продуктов и услуг и обеспечению их стабильного присутствия на информационном рынке.

 

 

СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ  АППАРАТ 
БИБЛИОТЕКИ

1. Справочно-библиографический аппарат (СБА) — это совокупность каталогов, картотек и библиографической продукции, как в традиционном, так и в электронном виде, используемых для поиска информации. СБА обеспечивает оперативность, полноту и точность удовлетворения запросов читателей. 
     В составе СБА обычно выделяют: 
Ø фонд справочных изданий, который включает: 
— универсальные и отраслевые энциклопедии; 
— толковые, языковые и терминологические словари; 
— справочники законодательных материалов; 
— юридические, страноведческие и статистические атласы; 
— календари знаменательных дат; 
— путеводители и т. д.; 
Ø фактографические поисковые системы; 
Ø библиографические издания, каталоги и картотеки (базы данных); 
Ø единый алфавитно-предметный указатель, составляемый к систематическому каталогу, справочным изданиям на СО-RОМ и всем картотекам библиотеки для упрощения поиска информации.     

 СБА и наполнение его элементов зависит: 
þ от статуса библиотеки и направлений ее специализации; 
þ контингента обслуживаемых читателей и их информационных потребностей; 
þ технической оснащенности библиотеки и ее включенности в корпоративную библиотечно-информационную систему. 
     Большие возможности открываются перед библиотеками, готовыми создать медиатеки — залы для работы с различными мультимедийными обучающими программами. 
     С внедрением информационных технологий ЭК (электронный каталог): 
— объединил поисковые возможности алфавитного, систематического и предметного каталогов, а также каталогов на различные виды изданий (нотные, картографические, аудиовизуальные материалы и т. д.); 
— подвергся активному генерированию (сводные электронные каталоги, доступные в онлайновом режиме).

2. Библиотечный  каталог — это перечень библиографических записей документов, имеющихся в фонде одной или нескольких библиотек, раскрывающий состав или содержание библиотечных фондов. 
     Каталог может иметь карточную или машиночитаемую форму.

Функции библиотечных каталогов:

1. Знаково-коммуникативная — помогает дистанционному общению «потребитель — каталог — автор». С помощью библиотечного каталога осуществляется дистанционное общение разделенных в пространстве и (или) во времени автора и читателя; 
2. Информационно-поисковая — реализуется в процессе разыскания документов в ответ на запрос читателя; 
3. Педагогическая — способствует интеллектуальному и профессиональному развитию личности читателя.

Библиотечные  каталоги:     

 Алфавитный  каталог (АК) — содержит библиографические записи, которые располагаются в алфавитном порядке. С помощью АК можно проводить поиск по следующим типам запросов: 
• имеется ли произведение данного автора (индивидуального или коллективного) в фондах библиотеки и если имеется, то каков его адрес (шифр); 
• какие произведения данного автора имеются в библиотеке; 
• какие переиздания данного произведения имеются в фондах; 
• в каких изданиях то или иное лицо участвовало в качестве соавтора, составителя, редактора, переводчика и т. п.; 
. какие выпуски входят в ту или иную серию; 
• запрос на книгу, заглавие которой известно читателю; 
• запрос на библиографическое уточнение, касающийся тех или иных элементов библиографической записи, например в каком году вышло данное издание, каково место издания, было ли оно переработано и дополнено и др. 
     Центральный (генеральный) каталог — отражает фонды библиотек и всех библиотек-филиалов. Он может быть: 
• служебным — является связующим звеном со всеми каталогами библиотеки; 
• читательским; 
     Систематический каталог — содержит библиографические записи, которые располагаются по отраслям знаний в соответствии с определенной библиотечно-библиографической классикацией. Расстановка записей производится в алфавитном либо обратнохронологическом порядке. Данный каталог наделен вспомогательным аппаратом — алфавитно-предметным указателем (АПУ) к СК, представляющим собой алфавитный перечень предметных рубрик, раскрывающих содержание отраженных в СК документов с указанием соответствующих классификационных индексов. 
     Важную роль в оформлении выполняют разделители, которые возглавляют каждый раздел СК. СК используется в библиотечно-информационной работе: 
•  для изучения состава фонда; 
•  комплектования фондов, в справочно-библиографической и информационно-библиографической работе; 
•  организации выставок, массовых мероприятий и пропаганды литературы; 
Предметный каталог (ПК) — один из видов информационно-поисковых систем, предназначенных для хранения и поиска информации. При организации ПК применяется так называемый принцип единой карточки, добавочные записи в каталог не включаются. 
Краеведческий каталог (КК) — это библиотечный каталог, отражающий документы краеведческого  характера. В общедоступных библиотеках – это центральный систематический каталог, назначением которого является хранение и поиск краеведческой информации о районе, области, в которых находится ЦБС. Если он включает сведения о краеведческих фондах других библиотек, научных учреждений, музеев, то называется не центральным, а сводным. 
Электронный каталог (ЭК) — это библиотечный каталог в машиночитаемой форме. ЭК обеспечивает доступ к ресурсам каталога на расстоянии. Современным требованиям отвечает ЭК, обеспечивающий: 
• ввод библиографических записей в диа-логовом и пакетном режимах с удаленных или локальных терминалов; 
• редактирование библиографических записей и, при необходимости, удаление их из ЭК; 
• поиск информации в диалоговом или пакетном режиме по разовым запросам и избирательное распространение информации; 
• печатание библиографических данных в виде каталожных карточек, библиографических указателей, отчетов по управленческой информации и др.; 
• возможность обмена информацией с други-ми библиографическими базами данных, в том числе подключение к сети Интернет.

3. Все технологические процессы создания ЭК происходят с помощью автоматизированного рабочего места (АРМ) каталогизатора. 
     АРМ каталогизатора — это совокупность технических, лингвистических и программных средств, обеспечивающих процессы автоматизированной каталогизации. 
     Программное обеспечение — это специально разработанные алгоритмы и программы, позволяющие вести автоматизированную обработку документов. 
     Лингвистические средства включают: 
• •комплекс информационно-поисковых языков различного типа (иерархического, неиерархического и др.); 
• •методику индексирования и поиска информации; 
• •нормативно-методические документы, регламентирующие создание и поддержание в рабочем состоянии лингвистических средств и обеспечивающие возможность обмена базами данных.

Организация библиотечных каталогов

1. Процесс  организации каталогов включает следующие операции: 
• •определение структуры каталога. Организация каталогов начинается разработкой Положения о системе каталогов и положений об отдельных видах каталогов; 
• •составление паспорта каталога, который служит источником положения об отдельном каталоге, указывая: 
— наименование каталога; 
— его объем (в ящиках или карточках); 
— дату организации каталога; 
— методы группировки библиографических записей; 
— читательское назначение; 
— отражаемые фонды; 
•  методические материалы; 
— вспомогательные пособия к каталогу и другие паспортные данные. 
• •оформление и тиражирование карточек — на карточках с основными библиографиче-скими записями указываются: 
— полный классификационный индекс; 
— предметные рубрики; 
— сведения о добавочных записях; 
— количество экземпляров данного издания и их инвентарных номерах, и в каких подразделениях ЦБС они находятся; 
• •внешнее оформление каталогов — включает: 
— внесение сведений о наименовании каталога и его краткую характеристику; 
— размещаются над шкафами; 
— надписи на этикетках о включенном в ящик фрагменте каталога; 
— нумерацию ящиков — горизонтальную или вертикальную; 
• внутреннее оформление каталогов — включает: 
— группировку записей; 
— расстановку карточек, которая тесно связана с видом каталога и способами группировки записей; 
— выделение отдельных групп карточек с помощью разделителей. Разделители раскрывают внутреннюю логику каталога и облегчают читателю пользование каталогом; 
•  составление пособий в помощь использованию и рекламированию каталогов; 
• ведение каталогов – заключается: 
— в пополнении каталогов; 
— расстановке карточек; 
— добавлении разделителей; 
— редактировании; 
— внесении исправлений;  
— изъятии карточек на списанную литературу; 
— внутреннем и внешнем оформлении уже функционирующего каталога. 
2. Внешнее оформление — это оформление шкафов и ящиков каталога. 
     Все ящики в каталоге нумеруются арабскими цифрами либо по горизонтали (слева направо), либо по вертикали (сверху вниз) с помощью ярлыков. Ящики снабжаются этикетками, которые помещают в металлическую или пластмассовую рамку. 
     Этикетка — это надпись, отражающая сведения о материале, который содержится в ящике. На этикетке могут быть указаны буквы, слоги или слова, которыми начинаются библиографические записи первой и последней карточек ящика. 
     Внутреннее оформление осуществляется при помощи каталожных разделителей. Они показывают порядок расположения записей, наглядно демонстрируя правила их расстановки. 
     В зависимости от приведенной информации различают разделители: 
• буквенные; 
• слоговые; 
• словесные. 
3. Редактирование каталогов заключается в проверке соответствия структуры, содержания и оформления каталогов требования предъявляемым к ним, и в исправлении обнаруженных недостатков. 
     Различают редактирование: 
• плановое и текущее; 
• полное и выборочное; 
• методическое и техническое. 
     Редактирование называется плановым, если работа рассчитывается заранее и находит свое отражение в пятилетнем или годовом плане отдела. 
     Текущее редактирование ведется в процессе ведения каталога одновременно с расстановкой карточек. 
     Полное редактирование затрагивает каталог в целом, выборочное один или несколько заранее определенных разделов. 
     В зависимости от решаемых задач различают редактирование. 
• методическое; 
• техническое. 
     Под методическим редактированием понимают совершенствование   каталога путем переработки содержания, улучшения его структуры за счет ввода новых делений, внесение исправлений в оформление каталога. 
     Техническое редактирование связано с проверкой правильности внутреннего оформления каталогов — расстановки карточек, оформления разделителей, обнаружения орфографических ошибок, замены ветхих карточек. 
     В результате редактирования улучшаются информационные качества и их поисковые возможности, что делает библиотечные каталоги более надежным средством обслуживания читателей.     

 БД (базы данных) отражают сведения о документах (или извлеченных из них фактах) вне зависимости от наличия этих материалов в фонде данной библиотеки. 
     Связи между каталогами и картотеками (базами данных) формируются уже в момент их создания. 
     Единство этих частей СБА обеспечивают: 
— единые или совместимые информационно-поисковые языки и стандартизированные формы библиографической записи; 
— перекрестные ссылки и отсылки; 
— единый АПУ. 
     К числу распространенных в практике работы общедоступных библиотек относятся библиографические картотеки (БД,): 
— журнальных статей; 
— краеведческие; 
— тематические; 
     Систематическая картотека статей (СКС) базируется на аналитической росписи периодических и продолжающихся изданий, сборников, разделов, разделов монографий, руководств и пособий. 
     Краеведческие картотеки (КК): 
— расширяют возможности краеведческого каталога и заменяют его; 
— отражают документы по широкому кругу вопросов, касающихся различных аспектов истории и современной жизни региона. 
     Полная краеведческая картотека включает следующие разделы: 
— история территории в целом; 
— географические и экономические особенности региона; 
— экология; 
— особенности развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т. п.; 
— сведения демографического характера; 
— информация о деятельности религиозных конфессий национально-культурных обществ; 
— сведения о культуре, науке и искусстве региона; 
— художественная литература, фольклор; 
— особенности языка края; 
— происхождение и значение имен. 
     Тематическая картотека статей (ТКС) — назначением тематических библиографических картотек является отражение документов по наиболее актуальной и востребованной читателями проблематике. 
     Специальные библиографические картотеки в общедоступных библиотеках создаются для отражения заглавий произведений художественной литературы, рецензий, иллюстративных материалов. 
     Ключевым вопросом методики создания фактографических картотек (БД) является разработка типовых макетов описания объектов, дающих достаточно полную и многоаспектную характеристику. 
     Макет описания включает следующие сведения: 
• название организации; 
• адресные данные; 
• наличие филиалов; 
• тип организации и форма собственности; 
• сведения о первых лицах; 
• основные направления деятельности; 
• продукция, услуги и условия их предоставления; 
• рейтинг организации; 
• членство в российских и международных профессиональных объединениях; 
• отражение деятельности организации в печати; 
• издания организации. 
     Сведения об образовательных услугах включают информацию: 
• о направленности обучения; 
• образовательном учреждении и наличии у него лицензии; 
• контингенте обучаемых, на которых ориентирована услуга; 
• сроках обучения и возможностях его продолжения; 
• основном содержании учебных программ; 
• предоставлении пакетов учебных материалов в личное пользование  
 обучающихся; 
• документах, выдаваемых по окончании обучения; 
• условиях обучения. 
     Основные характеристики картотек и баз данных закрепляются в паспортах, где указывается: 
— название картотеки (БД); 
— ее тематика; 
— год создания картотеки (БД); 
— источники комплектования; 
— хронологический охват; 
— ее объем, ежегодный прирост; 
— оперативность включения новых сведений (актуализация данных); 
— виды отражаемых или обрабатываемых документов; 
— способ библиографической характеристики документов; 
— организация материала в пределах картотеки и конкретных разделов; 
— используемый информационно-поисковой язык (ИПЯ); 
— вспомогательный аппарат; 
— фамилия ответственного за ведение картотеки (БД).

Информация о работе Библиографическая продукция библиотек и информационный рынок