Бизнес-план как проект нового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 14:08, реферат

Краткое описание

Создание новых проектов предполагает предварительное экономическое обоснование их целесообразности, последующее планирование необходимых затрат на их осуществление и ожидаемых конечных результатов. Бизнес-планирование позволяет экономистам-менеджерам не только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях. Основными объектами бизнес-планирования в свободных экономических отношениях служат высокодоходные и конкурентоспособные инновационные проекты.

Содержание

Введение 3
Для чего служит бизнес-план? 4
Составление бизнес-плана. 8
Пример бизнес-плана 21
Ошибки при разработке бизнес-планов 24
Список используемых источников. 30

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат экономика предприятия, Алла Потехина. Бизнес – план как проект нового предприятия..docx

— 76.05 Кб (Скачать файл)

Наименование

1 месяц

2 месяц

3 месяц

4 месяц

5 месяц

Остаток денег  на начало месяца

7000

1200

-800

100

 

Доходы

         

Проведение свадеб

 

500

500

500

 

Участие в общегородских  праздниках

   

3000

5000

 

Итого доходов

0

500

2500

5500

 

Расходы

         

Электроэнергия

300

300

300

300

 

Покупка материалов на кокошники и балалайки

5000

2000

1000

500

 

Покупка русской водки

500

200

100

100

 

Итого расходов

5800

2500

1400

900

 
           

Налоги

0

0

200

300

 
           

Остаток денег  на конец месяца

1200

-800

100

4400

 

В результате расчета в  некоторые месяцы может получиться отрицательный остаток денег. Это  показатель того, что вам необходимо или перепланировать бизнес, чтобы  устранить разрыв, или взять кредит на указанный период. 
 
В приведенном примере необходим кредит во второй месяц работы размером не менее 800 рублей. Отдать его можно уже в третий месяц, хотя кажется что это станет возможным только на 4 месяц. Убедиться в правильности можно путем внесения кредита в доход 2 месяца и пересчета последующих месяцев.

 

 

Приложение № 3

Пример бизнес-плана

БИЗНЕС-ПЛАН 
оказания транспортных услуг

Потехина Алла Сергеевна, 03 сентября 1992 года рождения, проживающая по адресу Нижний Новгород, ул.Янки Купалы, 26 корп.1-39 паспорт V-ВГ № 123456, выдан 4 сентября 2012 года.

ОПИСАНИЕ БИЗНЕСА

Я планирую заняться оказанием  развлекательных услуг при помощи собственного реквизита, соответствующую профессиональную подготовку и стаж работы имею. 
 
Мною проведен социологический опрос, в ходе которого было выяснено, что среди немецкого населения бытуют стереотипы о Российской действительности (водка, балалайки, бурые медведи, цыгане, шапки-ушанки и т.д.). Более того, они испытывают симпатию и умиление при виде всей этой атрибутики. Поэтому я считаю, что игра на стереотипах может быть отличным бизнесом.

Также открытие  Selbständig (ИП) не требует большого количества документов.

Чтобы начать свой малый  бизнес, свой промысел, достаточно:

1. предъявить паспорт  (удостоверение личности) + ВНЖ,

2. написать заявку, где  будет расписано, чем фирма  собирается заниматься,

3. оплатить небольшой  (от 15 до 30 евро) регистрационный сбор.

Вся процедура занимает несколько  минут. 
Все подготовительные этапы займут у меня 1.5–2 месяца.

ОРГАНИЗАЦИЯ

Я буду регистрироваться предпринимателем без образования юридического лица. Услуги буду оказывать без привлечения  наемных работников. Бухгалтерию  буду вести самостоятельно.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Считаю, что бизнес будет  успешным в силу следующего: 
 
— потенциальный клиент испытывает острую потребность в услуге; 
— клиент платежеспособен; 
— я имею большой опыт по оказанию этой услуги; 
— я говорю по-немецки и по-английски 
— потенциальные конкуренты не имеют российского происхождения

РИСКИ

Мой бизнес подвержен действию следующих факторов риска: 
 
— рост налогов в Германии 
— сезонность 
— неумение играть на балалайке 
— появление конкурентов

РАСХОДЫ ПО СОЗДАНИЮ БИЗНЕСА

5000 р.— расходы на материалы для кокошников 
10000р. — ростовая кукла бурого медведя

15000 р. - музыкальная аппаратура 
15-30 евро — оплата регистрационного сбора 
ИТОГО — 31 000 рублей. 
Собственные средства — 35 000 рублей (и набор различных костюмов) 

РАСЧЕТ ДОХОДА

Клиент готов оплачивать услуги по часовому тарифу от 60 евро в час. 
 
Основной сезон приходится на период с мая по октябрь, среднестатистический праздник длится от 5 часов. Т.е. в месяц как минимум 8 дней (выходные) по 5 часов = 40 часов 

ДОХОД

60 евро/час х 40 часов = 2400 евро в месяц

РАСХОДЫ

Расход на перевозку реквизита (при расходах от 10 евро включается в счет за проведение праздника)

 

Ошибки при разработке бизнес-планов

Первой и самой распространенной ошибкой российских разработчиков  бизнес-планов является попытка применить западную методологию разработки таких документов без адаптации к специфике российской деловой среды. 
 
Как правило, авторы и переводчики зарубежных пособий прямо и ненавязчиво подсказывают российским читателям: возьмите пособие, подставьте в формы и таблицы свои данные и вы получите отличный бизнес-план. В популярном у нас переводном пособии "Составление бизнес-плана" так и написано: "Замените в тексте Нью-Йорк на Москву, а Сан-Франциско на Владивосток - и все, пора действовать". Что же касается работ российских авторов, то в большинстве своем - это компиляции из нескольких зарубежных источников, естественно, не адаптированных к нашей деловой среде. 
 
Но надо ли адаптировать переводные или написанные на их основе методики, если в них отражается реальный опыт работы в рыночной экономике, в которую российские предприятия только еще стремятся войти? Неужели бизнес-планы, например, модернизации предприятия там и здесь должны принципиально отличаться? Есть достаточно оснований считать, что их различие вызывают особенности деловой среды в разных странах. 
 
Что включает в себя понятие деловой среды? Важнейшими ее компонентами являются:

  • законодательная база;
  • система подзаконных нормативных актов;
  • система стандартизации;
  • нормативно-методическое обеспечение внутренней деятельности предприятий в виде комплексов организационно-управленческой документации;
  • обычаи делового оборота, т.е. те сложившиеся и широко применяемые в предпринимательской практике правила поведения, не установленные законодательством и даже, возможно, не зафиксированные в каком-либо документе, но не противоречащие обязательным для участников соответствующих хозяйственных отношений нормам законодательства или договорам.

Сравнение указанных компонентов, например, для России и США, убедительно  свидетельствует, что деловая среда  США отличается от деловой среды  России как воздух от воды: они как  птицы летают по воздуху, мы же, как  рыбы, плаваем в воде. Поэтому, когда  россиянам предлагается брать на вооружение западные методики и прочие рецепты эффективного поведения, не адаптированные к условиям России, это примерно то же самое, что учить  рыб летать. 
 
С западными бизнес-планами связана еще одна проблема. Предлагая несовпадающие структуры документа, неодинаковые аналитические формы, практические пособия, как правило, утверждают, что именно данный вариант годится для разработки бизнес-плана любого конкретного проекта. Некоторые наши соотечественники спрашивают, почему же на Западе, если там накоплен такой огромный опыт, не составят единую стандартную форму для любых проектов. Зарубежные источники на вопрос не отвечают, хотя ответ достаточно прост: нет и не может быть универсального проекта и тождественных источников средств, а также единой стандартной формы бизнес-плана. 
 
Разные виды бизнеса обычно требуют отражения в бизнес-планах совершенно (или в значительной степени) неодинаковой информации в различных формах. Сравните, например, разработку и постановку на производство новой модели самолета и организацию небольшой частной парикмахерской. В обоих случаях специалисты, взявшиеся за осуществление проектов, могут обратиться в коммерческий банк. Какие конкретные формы в бизнес-планах должны быть заполнены в этих разных случаях? Кто это должен определить? 
 
Конечно же, сам коммерческий банк. Его специалисты должны потребовать от инициаторов реализации проектов предоставления именно той информации, которая позволяет судить о выгодности для банка подключиться к финансированию данного проекта и оценить все основные факторы риска. 
 
Другая часто встречающаяся ошибка, допускаемая разработчиками бизнес-планов, - неправильное понимание того, какие аспекты, отражаемые в подобном документе, являются определяющими. Обычно много сил тратится на разработку разделов "Финансовый план", "Анализ эффективности реализации проекта", но недостаточно внимания уделяется анализу рынка продукции (услуг) и обоснованию ее конкурентоспособности. Но если потребность в будущей продукции завышена, а такое нередко наблюдается, то ценность финансового плана и анализа эффективности становится равной нулю. 
 
Серьезной и распространенной ошибкой следует считать низкое качество проводимых маркетинговых исследований. 
 
В чем причина ошибок? Их несколько, причем они, как правило, встречаются одновременно. 
 
Во-первых, разработка маркетингового раздела поручается людям, не имеющим специальной подготовки в этой области, обычно ведущим специалистам ПЭО или одного из производственных подразделений. Они берут ставшую у нас классикой книгу Ф.Котлера или другие подобные издания и через некоторое время приносят готовый раздел в бизнес-план. При этом ни они сами, ни поручившие им такую работу не могут ее объективно оценить. 
 
Во-вторых, эти работники, как правило, не успевают разобраться в том, что именуется маркетингом. Им трудно понять, что маркетинг - это пока не стройная теория, а как бы некая сумма знаний, изложенная в книгах, авторы которых, добившись хороших результатов в бизнесе, свой собственный эмпирический опыт, свое практическое видение маркетинга пытаются изложить в виде теоретических постулатов. Поэтому нередко после прочтения нескольких западных книг российские специалисты теряют способность что-либо понимать и делать в плане маркетинга, не знают, на кого из авторов можно опереться. 
 
В-третьих, в нормально работающих компаниях маркетинг является не столько предметом заботы отдельных специалистов, сколько результатом объединения усилий, в том числе интеллектуальных, всего кадрового потенциала компании. Считается нормальным, что каждый специалист, имеющий возможность получить какую-либо полезную информацию о конкурентах или выпускаемой ими продукции, старается внести ее в маркетинговую базу данных своей компании. 
 
В-четвертых, плохую службу служит россиянам их опыт работы в планово-распределительной экономике и отсутствие объективных, принятых в развитых рыночных странах представлений о конкурентоспособности продукции, стратегии конкурентоспособности предприятия, конкурентной среде и конкурентных преимуществах. 
 
Но наиболее опасной ошибкой разработчиков является их непонимание интересов инвестора или кредитора и их психологии.

ИНТЕРЕСЫ И  ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНВЕСТОРА

Разработчикам бизнес-плана  необходимо, чтобы инвестор вложил свой капитал в предлагаемое ими  дело на приемлемых для них условиях. При этом разработчикам приходится учитывать, что у инвестора может  быть несколько направлений вложения средств и, следовательно, за его  привлечение к инвестиционному  проекту придется конкурировать. 
 
На схеме (рис. 2) представлена система вопросов, отражающих интересы, типичные для профессионального инвестора (кредитора), и ключевые элементы, имеющие решающее значение для одобрения проекта и принятия положительного решения о вложении средств. 
 
Поскольку перечисленные вопросы являются отражением фактических интересов и психологии инвестора, то возможность получения им ясных ответов на свои вопросы из представленных документов оказывается для него, по сути, главным критерием оценки качества подготовки бизнес-плана.

ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ  В СТРУКТУРАХ ЗАРУБЕЖНЫХ БИЗНЕС-ПЛАНОВ

Для современных российских условий принципиальное значение имеет  ответ на вопрос, насколько принятые на Западе типовые структуры бизнес-планов подходят для составления бизнес-планов в России? Анализ значительного количества зарубежных методик разработки бизнес-планов позволяет представить типичную для них структуру, содержащую следующие  разделы: 
 
1. Изложение целей деятельности 
2. Краткое описание бизнеса 
3. Анализ рынка 
4. Продукция (услуги) 
5. Организация производства 
6. Инвестиционный климат и риски 
7. Конкуренция 
8. Реализация продукции 
9. Управление и кадры 
10. Финансирование 
11. Приложения 
 
Насколько же эта структура подходит для составления российских бизнес-планов? Так, сегодня в России можно наблюдать попытки создания новых компаний по производству легковых автомобилей. Как правило, их инициаторы пытаются привлечь солидный иностранный капитал, без которого трудно обойтись. На первый взгляд кажется, что составить по западным стандартам интересный для инвесторов бизнес-план производства и реализации хороших автомобилей не сложно. Но это только на первый взгляд. 
 
Когда зарубежные бизнесмены передадут такой бизнес-план своим экспертам, то первым будет вопрос о потребительских свойствах будущих автомобилей. А наше понимание качества и отношение к нему им хорошо известны. Они знают, что у нас привыкли "качество продукции" как полную совокупность всех потребительских свойств изделия подменять "техническим уровнем", отражающим всего несколько параметров. В результате огромному количеству отечественной продукции, не соответствовавшей мировым стандартам качества, присваивался "Знак качества". 
 
Поэтому в российском бизнес-плане его разработчики обязательно должны показать, что они понимают существующую у нас проблему качества и знают, как ее можно решить в данном инвестиционном проекте. Именно в этом состоит одно из принципиальных отличий российского бизнес-плана от западного. 
 
Второй серьезный вопрос - себестоимость. Эксперты знают, что анализировать действительную себестоимость продукции, работая ранее в экономике с придуманной системой цен, плохо оплачиваемым трудом и варварским отношением к ресурсам, у нас не привыкли. И уж тем более не умеют практически заниматься управлением себестоимостью с целью доведения ее до необходимого уровня. Недаром методы функционально-стоимостного анализа (ФСА) так и не нашли массового применения в отечественном производстве. На Западе же практическое управление себестоимостью - дело абсолютно естественное. Поэтому другим принципиальным отличием российского бизнес-плана от западного является то, что его разработчики должны показать, что они знают, как справиться с управлением себестоимостью при реализации данного проекта и в состоянии обеспечить ее необходимый уровень. 
 
Наконец, третий вопрос (если ответы на два предыдущих - положительные) - о способности россиян, предлагающих участие в проекте, реализовать его на практике. Здесь имеют значение, во-первых, личные качества и опыт руководителей производств, берущихся за реализацию проекта; во-вторых, глубина и ясность видения ими будущего дела в деталях. 
 
В западной деловой среде все рассмотренные аспекты принято безоговорочно соблюдать, как само собой разумеющееся. Поэтому обычно они не освещаются в специальных разделах. В России же соответствующие разделы необходимо внести в бизнес-планы, поскольку инвестору нужна полная ясность по всем трем аспектам.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ СТРУКТУРА  РОССИЙСКОГО БИЗНЕС-ПЛАНА

Таким образом, западные методики разработки бизнес-планов не могут  применяться один к одному для  российских условий ввиду существенно  иной деловой среды. Это вызывает необходимость дополнять западные типовые структуры бизнес-планов, по крайней мере, тремя важными  разделами, в которых авторы должны показать:

  • адекватное понимание проблемы качества и возможность (способность) ее решения;
  • способность обеспечить приемлемую конкурентоспособность за счет грамотного управления себестоимостью;
  • ясное видение перспектив развития бизнеса и способность доводить начатое дело до конца.

В результате адаптированный к российским условиям бизнес-план приобретает следующую структуру: 
 
1. Цели деятельности 
2. Краткое описание бизнеса 
3. Анализ рынка 
4. Продукция (услуги)  
5. Организация производства 
6. Инвестиционный климат и риски 
7. Достижение необходимого качества 
8. Обеспечение конкурентоспособности 
9. Реализация продукции 
10. Управление и кадры 
11. Финансирование 
12. Эффективность бизнеса и возможные перспективы 
13. Приложения 
 
Структура российского бизнес-плана отличается от типичной западной за счет включения разделов 7 и 12 и изменения содержания раздела 8 (в него добавляется углубленное рассмотрение возможностей управления себестоимостью продукции). Важно то, что предлагаемая структура не противоречит западным требованиям к бизнес-планам, поскольку в ней есть все основные принятые в западной практике элементы, и в то же время она дополнена и адаптирована к условиям более тяжелой российской деловой среды.

УЧЕТ СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ИНВЕСТИЦИЙ

Свободные капиталы на рынке  инвестиций движутся с учетом ряда объективных факторов в направлении  более выгодных объектов вложения. Среди таких факторов - темпы экономического роста, кредито- и конкурентоспособность  страны (региона) или отрасли, интегральная оценка риска вложений средств и  др. Никто в мире не обязан вкладывать деньги именно в данный проект. Все  определяет лишь его выгодность, соотнесенная с рискованностью вложений. 
 
Существует распространенное мнение, что инвестиции в российские проекты - дело чрезвычайно рискованное. Разговоры о плохом инвестиционном климате в России - не редкость, но так ли это на самом деле? То, что иностранным инвесторам и их экспертам выгодно занижать оценку российского инвестиционного климата, вполне понятно - кто сильно рискует, тот может претендовать на большую прибыль как на адекватную компенсацию. Но существует ли убедительно обоснованная интегральная оценка российского инвестиционного климата, которую зарубежные эксперты выводят по своим методикам, сравнивая Россию с Ираком, Нигерией, Венесуэлой и другими странами? Представляется, что такого обоснования и такой оценки для России в целом на самом деле нет. 
 
Россия - огромная страна, имеющая 89 регионов, деловая среда в которых существенно отличается и очень многое зависит от местной власти. Поэтому тот, кто утверждает, что в России есть какая-то оценка инвестиционного климата, которую необходимо учитывать при кредитовании конкретного инвестиционного проекта, так же прав, как врач, пытающийся лечить пациента на основании средней по больнице температуры тела. 
 
Разрабатывая бизнес-план реализации своего инвестиционного проекта, нужно описать инвестиционный климат именно для этого проекта, существующий в данном регионе страны. Нужно показать и аргументированно подать все положительные и привлекательные факторы. Обман инвестора, даже в мелочах, не допустим. Разработчик должен понимать, что оценка инвестиционной привлекательности проекта в решающей степени зависит от умения показать ее инвестору в бизнес-плане, а вовсе не от сделанных где-то и кем-то общих оценок инвестиционного климата в России. 
 
Разработчикам следует включать в разделы своих бизнес-планов все, что считают нужным и полезным, имея в виду, что строгого государственного стандарта ни на форму бизнес-плана, ни на содержание его разделов в России, вероятно, не будет никогда. Да это, видимо, и не нужно. Развиваются бизнес, его технологии и организация, развивается и методология планирования реализации проектов. Следовательно, понятие "качественный бизнес-план" всегда будет относиться к какому-то конкретному моменту времени.

Информация о работе Бизнес-план как проект нового предприятия