Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 09:59, дипломная работа
Рыночная среда и усиливающаяся конкуренция вынуждает каждое предприятие искать новые, более эффективные методы оценки стратегии развития предприятия, которые должны гарантировать приемлемый уровень обоснованности принятой стратегии, как для собственников предприятия и возможных инвесторов, обеспечивающих достаточность финансовых и материальных ресурсов, так и для руководителей всех уровней, от которых зависит эффективность их использования.
Рис 1.1 Схема процесса разработки стратегии
На предварительном этапе
При этом учитываются как ресурсы самой компании (в частности, перераспределение средств между стратегическими зонами хозяйствования), так и возможность получения этих ресурсов извне (например, займы). На этом же этапе детально изучается внешняя макро- и микросреда компании, проводится оценка риска с учетом выявленных возможностей и угроз. Процедура разработки стратегии компании включает в себя установление взаимосвязи между стратегической зоной хозяйствования (СЗХ) фирмы, анализ ее видов деятельности, оценку степени взаимосвязи и взаимодействия между различными СЗХ.
От степени проработки предварительного этапа во многом зависит эффективность будущей стратегии. По своей сути задача оптимальной стратегии в предельном случае заключается в совмещении трех окружностей (рис. 1.2) или, по крайней мере, в максимизации площади пересечения (А) окружностей [10].
Рис. 1.2 Соотношение целей, ресурсов и возможностей рынка
На втором этапе разработки стратегии
формулируются стратегические альтернативы,
учитывающие различные
Третий этап разработки стратегии состоит в оценке отобранных стратегических альтернатив. Соответствуя внешнему окружению, целям компании и ее ресурсам, стратегическая альтернатива не должна противоречить другим стратегиям фирмы. При стратегическом выборе у организации возникают противоречия между тремя группами ориен тиров: между долгосрочными и краткосрочными показателями рента бельности и объема продаж, между внутренней и внешней гибкостью, между гибкостью и синергизмом.
Четвертый этап разработки стратегии состоит в выборе одной или нескольких наилучших стратегий.
Существуют правила, которым целесообразно следовать при выборе эффективной стратегии.
1. Одним из наиболее важных
критериев является то, как предполагаемая
стратегия соотносится со
2. Важным при выборе стратегии
также является следующий
3. Необходимо убедиться, что
все функциональные стратегии,
поддерживающие данную
4. Необходимо учитывать степень риска данной альтернативы, особенно если речь идет о вовлечении крупных активов.
5. Следует также принимать во
внимание реакцию на данную
стратегическую альтернативу
4. Выбор стратегии
развития на примере ОАО «
ОАО «Челябвтормет» является юридическим
лицом и действует в
В настоящее время предприятие успешно наращивает долю на рынке за счет следующих факторов:
- производственная база, которая насчитывает 65 - летний стаж площадки, находящиеся в собственности организации возможность снижения издержек за счет масштаба производства
- налаженные связи с
- налаженный сбыт продукции
- техническое оснащение
- гибкое ценообразование
- несмотря на масштаб организации, быстрая адаптация к изменениям на рынке
- высококвалифицированный
- постоянный контроль всех
- постоянное изучение рынка
ломосдатчиков, проведение
Для рассмотрения вопросов, связанных с сегментацией и выбором стратегии развития используют так называемый SWOT-анализ табл 1.
Таблица 1 SWOT-анализ
STRENGHS (СИЛА) |
WEAKNESSES (СЛАБОСТИ) |
|
|
OPPORTUNIES (ВОЗМОЖНОСТИ) |
THREAT (УГРОЗЫ) |
|
|
Из таблицы 1 видно, что основными преимуществами предприятия являются: налаженная система стимулирования сбыта, развитая система стимулирования персонала, гибкая система скидок относительно конкурентов, а так же расположение в высокоразвитом промышленном регионе [11].
Недостатками являются - отсутствие четкой системы планирования производства и сбыта продукции, низкий уровень автоматизации рабочих мест, высокая себестоимость продукции из-за, отсутствие информационно-рекламной деятельности, большая сосредоточенность конкурентов. Исправить данное положение можно путем привлечения новых клиентов и укреплением сложившихся связей с крупными потребителями продукции ОАО «Челябвтормет».
Одним из направлений стратегии развития данного предприятия является введение на предприятие контроля качества за продукцией, снижение себестоимости продукции и внедрение автоматизации.
Направленность
В течение нескольких лет на предприятии ОАО «Челябвтормет» измеряли показатели качества и составляли отчеты о состоянии обеспечения качества в процессе производства. Такие подразделения, как службы обеспечения качества и надежности, направляли свои ресурсы на выявление проблем и исправление ошибок; в результате сформировалась система управления «по отклонениям», которая реагировала на возникшие ошибки и пренебрегала более важными профилактическими мероприятиями, недооценивала важность отличных результатов работы в подразделениях, не связанных с процессом производства [14].
Средства, выделяемые на решение проблем по обеспечению качества продукции, должны быть распределены так, чтобы система управления регулировала текущие операции и не допускала возникновения проблем.
Необходимо разработать
Краткосрочные планы должны быть включены в годовой план реализации общей стратегии. В течение года должно проверяться выполнение требований этих планов каждой группой сотрудников точно также как проверяют сроки выполнения работ, издержки производства и объемы реализации [6].
Процесс улучшения деятельности – это изменение общепринятого подхода к ошибкам. Можно говорить о том, что существуют два пути проведения требуемых перемен. Можно наказывать каждого, кто допускает ошибки при выполнении своих обязанностей, или воздавать должное отдельным работникам и коллективам, которые выполняют поставленную задачу или вносят значительный вклад в процесс улучшения деятельности.
Самый наилучший путь – признание заслуг работников, в том числе и руководителей, их стимулирование к достижению еще более высоких результатов [6].
Процесс улучшения деятельности – это прямой путь к искоренению ошибок в среде руководителей, специалистов всех уровней. Как правило, процессы улучшения деятельности результативны. Условием эффективности процессов является комплексный подход к их организации. Основные причины неудач практически всегда связаны со следующими просчетами руководства:
Основные же условия результативности процесса улучшения деятельности можно сформулировать основываясь на высказываниях Джона Харрингтона, который более десятка лет назад обобщил опыт реализации процесса улучшения деятельности в виде десяти основополагающих условий, способствующих успеху:
1) отношение к потребителю как важнейшему фактору процесса;
2) принятие руководством
3) уверенность в том, что нет предела совершенствованию;
4) уверенность в том, что
5) заинтересованность, ведущая роль
и непосредственное участие
6) стандарт работы в виде
7) участие всех работников, как коллективное, так и индивидуальное;
8) основное внимание
9) вера, что внешние участки процесса,
например, поставщики, станут партнерами,
если поймут задачи