Государственное регулирование рынка образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:18, автореферат

Краткое описание

Проблема совершенствования государственного регулирования рынка образовательных услуг, предоставляемых отечественной высшей школой в условиях глобализации социально-экономических процессов, является актуальной по следующим причинам.
Особую актуальность проблема предоставления образовательных услуг высшей школой приобретает в условиях реформирования российского образования и формирования целостной концепции развития российского образования на фундаментальной основе, в связи с чем выдвинут приоритетный национальный проект «Образование». В Послании Федеральному Собранию РФ Президент Российской Федерации В.В. Путин особо подчеркнул необходимость обеспечения высокой конкурентоспособности российского образования.

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное регулирование рынка образовательных услуг высшей.doc

— 297.50 Кб (Скачать файл)

В диссертационном исследовании был проведен сравнительный анализ динамики спроса и цен (за семестр обучения) на различные специальности в вузах Саратовской области: Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского (СГУ), Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина (ПАГС), Саратовском государственном социально-экономическом университете (СГСЭУ), выявлены закономерности в спросе и проанализирован спрос на предмет эластичности.

На основе статистических данных (табл. 1) в диссертационном исследовании были построены модели влияния цены за семестр обучения на спрос: линейная модель, имеющая вид Q = –25,6 + 0,006*P (где Q – количество поданных заявлений, Р – цена за семестр обучения), и степенная модель, имеющая вид Q = 0,0013*P1,09, оказавшиеся незначимыми, так как коэффициент детерминации линейной модели R2 = 0,57, а степенной функции R2 = 0,4 (коэффициент R2 свидетельствует о значимости модели влияния цены на спрос: чем ближе R2 к 1, тем больший процент зависимости результата приходится на исследуемый фактор, тем более значима зависимость и построенная модель).

В диссертационном исследовании было установлено, что для рассматриваемой экономической специальности не действует классический закон спроса (рис. 1), отражающий обратную зависимость спроса от цены, и цена не влияет на спрос на данную специальность, а следовательно, ни о какой эластичности спроса по цене речь вести нельзя.

Напротив, анализ динамики реальных доходов населения в  Саратовской области (табл. 2) показал, что их рост в целом по региону позволил абитуриентам компенсировать рост цены за семестр обучения, что, в конечном счете, привело к положительной зависимости спроса от цены.

 

Таблица 1

Количество  поданных заявлений на коммерческое отделение

специальности «Национальная экономика» в СГУ

и цена за семестр  обучения в 2000–2006 годах

Показатели

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Цена за семестр обучения, тыс. руб.

6000

7200

12000

12000

13000

15000

17000

Количество поданных заявлений на коммерческое отделение

22

28

14

31

47

57

104


 

Рис. 1. Линия спроса на специальность «Национальная экономика» экономического факультета СГУ

На основе статистических данных (табл. 2) была построена степенная зависимость спроса на специальность «Национальная экономика» экономического факультета СГУ от среднемесячной номинальной заработной платы по крупным и средним предприятиям: Q = 1,3410 – 6*I2,04. Данная модель является статистически значимой: оба коэффициента значимы при 1% уровня значимости в соответствии с t-статистикой, а коэффициент детерминации R2 = 0,95.

Таблица 2

Динамика реальных доходов на душу населения

в Саратовской области в 2000–2006 годах

Показатели

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Реальные доходы на душу населения (декабрь к декабрю предыдущего года)

109,4

108,6

113

116,8

115,1

131,8

Индекс изменения цены за семестр обучения на специальности «национальная экономика»

120

166

100

108,3

115,3

113,3

Среднемесячная номинальная заработная плата работников по крупным и средним предприятиям за год, тыс. руб.

2884,9

3622

4560,8

5711,5

7100


 

Показатель степени в степенной функции является показателем эластичности спроса по доходу:

,

показывающим процентное изменение спроса при однопроцентном изменении дохода и принимающим значение больше нуля в случае эластичного спроса по доходу, меньше нуля – в случае неэластичного спроса по доходу и равного нулю – в случае нейтрального спроса по доходу (где I – средняя заработная плата за год по крупным и средним предприятиям Саратовской области).

Приведенная модель предлагается для расчета эластичности спроса на образовательные услуги высшей школы по доходу на различных сегментах рынка образовательных услуг высшей школы.

В исследовании было выявлено, что на резко выросший спрос (83%) на специальность «Национальная экономика» в СГУ повлияло и увеличение цены за семестр обучения на экономические специальности в других вузах города. Например, в СГСЭУ цена за семестр обучения по специальности «Финансы и кредит» выше на 15% по сравнению с ценой за семестр обучения на специальность «Национальная экономика» в СГУ, что повлекло отток абитуриентов из данного вуза в другие вузы города, в частности, в СГУ. Следовательно, другим важным неценовым фактором, влияющим на спрос, является стоимость обучения на равнозначные специальности в других вузах города.

Для сопоставления динамик  спроса на разных сегментах рынка образовательных услуг высшей школы был проанализирован спрос на специальности, не пользующиеся популярностью, например специальность «Микроэлектроника и твердотельная электроника» на физическом факультете или специальность «Метеорология» на географическом факультете СГУ за период с 2000 по 2006 год. Анализ показал, что цена за семестр обучения не являлась существенным фактором, влияющим на количество подаваемых заявлений на коммерческое отделение, так как при повышении цены за семестр обучения спрос на данные специальности имел как положительную, так и отрицательную динамику. Кроме того, спрос на данные специальности в период 2000–2006 годов не зависел от динамики доходов, так как отличия в построенных зависимостях числа поданных заявлений на коммерческое отделение от динамики номинальной средней заработной платы оказались незначимыми, что свидетельствует о несущественном влиянии фактора дохода на исследуемый показатель, и, напротив, спрос на данные специальности в большей мере зависел от других неценовых факторов: престижности получаемой профессии, более высокой заработной платы, желания получить диплом о высшем образовании для возможности иметь выбор лучшего рабочего места независимо от полученной специальности.

В диссертационном исследовании выявлено, что спрос на специальности на сегментах рынка образовательных услуг высшей школы, дифференцированных по профессиям и специальностям, а также цены на них напрямую зависят от функционирования сегментов рынка труда соответствующих профессий и специализаций. Анализ взаимосвязи и взаимозависимости рынка образовательных услуг и рынка труда позволил выявить противоречия развития рынка образовательных услуг высшей школы: между несбалансированным спросом на рынке образовательных услуг высшей школы и спецификой предложения на отраслевом рынке труда; между относительно низкой производительностью труда и отсутствием спроса на высококвалифицированных специалистов; между доходами населения и ценой предложения на рынке образовательных услуг высшей школы, которые не способствуют результативному взаимодействию рынка труда и рынка образовательных услуг высшей школы.

Для устранения противоречий развития рынка образовательных  услуг высшей школы, повышения результативного взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг высшей школы и, как следствие, достижения системой рынка образовательных услуг высшей школы своей цели в диссертационном исследовании предложена комплексная система государственного регулирования рынка образовательных услуг высшей школы (рис. 2), включающая методы прямого государственного регулирования и методы индуцированного государственного регулирования.

Методы прямого государственного регулирования оказывают непосредственное влияние на систему. Индуцированные методы государственного регулирования предполагают косвенное государственное регулирование через формирование и реализацию макроэкономической политики.

Методы прямого государственного регулирования включают правовые, административные и экономические методы. Правовые методы государственного регулирования предполагают соблюдение нормативной правовой базы высшего образования. Административные методы государственного регулирования обеспечивают разработку и соблюдение государственных стандартов высшего образования, лицензирование образовательной деятельности, аккредитацию и аттестацию высших учебных заведений, способствуя повышению качества образовательных услуг высшей школы. Экономические методы государственного регулирования базируются на налоговом регулировании, системе государственных закупок и заказов, целевом финансировании.

Индуцированные методы государственного регулирования рынка  образовательных услуг высшей школы обеспечивают опосредованное регулирование рынка труда, способствуют укреплению взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг высшей школы через развитие взаимоотношений работодателей и вузов, поощрение предприятий, инвестирующих в интеллектуальный капитал и высшую школу посредствам льготного субсидирования и налогообложения. Воздействие на развитие рынка образовательных услуг высшей школы должно осуществляться и через стимулирование государственного совокупного спроса.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Механизм государственного регулирования рынка образовательных услуг высшей школы 

В качестве совершенствования экономических методов государственного регулирования рекомендуется ввести систему кредитования на образовательные цели, основанную на институте поручительства со стороны государства и будущих работодателей, льготных фиксированных процентных ставок по кредиту и отсрочки выплат по кредиту для заемщиков на период окончания обучения. При этом государство совместно с работодателями должно разработать программу гарантированного трудоустройства выпускников-заемщиков. Для повышения целесообразности кредитования на образовательные цели разработана скоринговая шкала показателей эффективности инвестиций в человеческий капитал (табл. 3) и методика оценки затрат на высшее образование с учетом привлечения средств предприятий, фирм и федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных (муниципальных) бюджетов.

Таблица 3

Скоринговая шкала показателей эффективности инвестиций

в человеческий капитал

Наименование 
показателя

Значение 
пока-зателя

Балл

Значение 
пока-зателя

Балл

Значение 
пока-зателя

Балл

Значение 
пока-зателя

Балл

1. Инвестиции в человеческий  капитал

1.1.Федеральный бюджет (млрд руб. / год)

0÷100,0

25

100,0÷ 
200,0

50

200,0÷ 
300,0

75

300,0÷ 
400,0

100

1.2. Бюджеты субъектов Российской Федерации  
и местные (муниципаль-ные) бюджеты (млрд руб. / год)

0÷200,0

25

200,0÷ 
400,0

50

400,0÷ 
600,0

75

600,0÷ 
800,0

100

1.3. Предпри-ятия, фирмы (тыс. руб. / год)

0÷100,0

20

100,0÷ 
1000,0

40

1000,0÷ 
10000,0

80

10000,0÷ 
100000,0

100

2. Выработка студента  
во время обу-чения в выс-шем учебном заведении  
(тыс. руб. / год)

0÷1,0

20

1,0÷10,0

40

10,0÷20,0

80

20,0÷30,0

100

3. Цена едини-цы интеллекту-ального труда (тыс. руб. / месяц)

0÷10,0

20

10,0÷100,0

40

100,0÷ 
500,0

80

500,0÷ 
1000,0

100


 

Методика оценки затрат на высшее образование:

1. Показатель инвестиций в человеческий капитал.

1.1. Показатель степени  затрат денежных средств (млрд  руб. / год) на высшее образование  из федерального бюджета. Присваивается балл: от 0 до 100,0 – 25 баллов; от 100,0 до 200,0 – 50 баллов; от 200,0 до 300,0 – 75 баллов; 300,0 до 400,0 – 100 баллов.

Информация о работе Государственное регулирование рынка образовательных услуг