Государственное регулирование рынка образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:18, автореферат

Краткое описание

Проблема совершенствования государственного регулирования рынка образовательных услуг, предоставляемых отечественной высшей школой в условиях глобализации социально-экономических процессов, является актуальной по следующим причинам.
Особую актуальность проблема предоставления образовательных услуг высшей школой приобретает в условиях реформирования российского образования и формирования целостной концепции развития российского образования на фундаментальной основе, в связи с чем выдвинут приоритетный национальный проект «Образование». В Послании Федеральному Собранию РФ Президент Российской Федерации В.В. Путин особо подчеркнул необходимость обеспечения высокой конкурентоспособности российского образования.

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное регулирование рынка образовательных услуг высшей.doc

— 297.50 Кб (Скачать файл)

1.2. Показатель степени затрат денежных средств (млрд руб. / год) на высшее образование из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных (муниципальных) бюджетов. Присваивается балл: от 0 до 200,0 – 25 баллов; от 200,0 до 400,0 – 50 баллов; от 400,0 до 600,0 – 75 баллов; 600,0 до 800,0 – 100 баллов.

1.3. Показатель степени  затрат денежных средств (тыс. руб. / год) на высшее образование со стороны предприятий и фирм. Присваивается балл: от 0 до 100,0 – 20 баллов; от 100,0 до 1000,0 – 40 баллов; от 1000,0 до 10000,0 – 80 баллов; 10000,0 до 100000,0 – 100 баллов.

2. Показатель выработки  студента во время обучения  в высшем учебном заведении (тыс. руб. / год), характеризуется размером стипендиальных выплат. Присваивается балл: от 0 до 1,0 – 20 баллов; от 1,0 до 10,0 – 40 баллов; от 10,0 до 20,0 – 80 баллов; 20,0 до 30,0 – 100 баллов.

3. Показатель цены единицы интеллектуального труда на рынке труда (тыс. руб. / месяц), характеризуется размером заработной платы. Присваивается балл: от 0 до 10,0 – 20 баллов; от 10,0 до 100,0 – 40 баллов; от 100,0 до 500,0 – 80 баллов; 500,0 до 1000,0 – 100 баллов.

Эффективность инвестиций в человеческий капитал определяется следующим образом: при степени затрат на высшее образование, равных сумме свыше 301 балла, – эффективность инвестиций в человеческий капитал характеризуется высоким уровнем. При степени затрат, равных сумме от 200 до 300 баллов, – эффективность инвестиций в человеческий капитал характеризуется средним уровнем. При степени затрат, равных сумме от 100 до 199 баллов, – эффективность инвестиций в человеческий капитал характеризуется низким уровнем. При степени затрат ниже суммы 99 баллов инвестирование в человеческий капитал неэффективно.

В условиях присоединения российской высшей школы к Болонскому процессу (БП) и, как следствие, при вхождении в общеевропейский и мировой рынок образовательных услуг, обусловленном влиянием процессов глобализации, при формировании и реализации макроэкономической политики государства рекомендуется учитывать баланс преимуществ и недостатков участия российской высшей школы в Болонском процессе.

Основными преимуществами участия российской высшей школы в Болонском процессе являются: повышение качества и уровня образования и науки; рост конкурентоспособности российской системы образования, вузов и выпускников; наращивание экспорта российских образовательных услуг (по средствам увеличения программ совместных дипломов; увеличения программ двойных дипломов; увеличения программ стажировок для студентов и преподавателей; увеличения программ академических обменов; интеграции передовых учебных программ и пособий зарубежных авторов в учебный процесс); создание системы взаимного признания документов об образовании, курсов, модулей; повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда; повышение академической мобильности выпускников; обеспечение сопоставимости принципов, процедур и критериев систем контроля качества; интенсификация академической мобильности; создание единого образовательного информационного пространства и признание дипломов российских вузов.

Основные недостатки участия российской высшей школы в Болонском процессе: потеря специфики и, как следствие, конкурентных преимуществ российского высшего образования; отток специалистов из России («утечка мозгов»); сложность внедрения основных компонентов БП (двухуровневая структура дипломов: бакалавр, магистр; система перезачета кредитов; форма Приложения к диплому согласно Лиссабонской конвенции о взаимном признании дипломов; совместные учебные планы и программы двойных дипломов); уровень затрат на внедрение основных компонентов БП; трудность преодоления языкового, организационного, информационного, ресурсного, нормативного, содержательного барьеров (по основным компонентам БП); монополизация российского рынка образовательных услуг западными вузами и рынками вследствие неконкурентоспособности системы образования Российской Федерации.

Основные положения  диссертации представлены в следующих публикациях:

I. Статьи, опубликованные в ведущих научных  журналах и изданиях, рекомендованных перечнем ВАК РФ

1. Семеняк, О. В. Приоритетные направления совершенствования регулирования рынка образовательных услуг высшей школы в Российской Федерации [Текст] / М. Я. Веселовский, В. А. Королев, О. В. Семеняк // Региональная экономика: теория и практика. – 2007. – № 4 (43). – С. 100–107 (1,0 / 0,8 п.л.).

II. Иные издания

2. Семеняк, О. В. Развитие сферы услуг на современном этапе [Текст] / О. В. Семеняк // Мировая экономика и сфера сервиса : сб. науч. тр. и выступлений на IX Международной научно-практической конференции «Наука – сервису». – М. : МГУС, 2004. – С. 123–126 (0,5 п.л.).

3. Семеняк, О. В. Проблемы государственного и корпоративного финансирования высшего образования в Российской Федерации [Текст] / О. В. Семеняк // Государственное и корпоративное управление: проблемы, перспективы развития : сб. науч. тр. и выступлений на I Международной научно-практической конференции. – М. : МИГКУ, 2004. – С. 155–169 (1,0 п.л.).

4. Семеняк, О. В. Проблема оценки качества научных услуг высшей школы [Текст] / В. А. Королев, О. В. Семеняк // Сервис +. – 2005. – № 4. – С. 18–21 (0,7 / 0,5 п.л.).

5. Семеняк, О. В. Программные методы инновационного управления международной образовательной деятельностью вуза [Текст] / М. Я. Веселовский, О. В. Семеняк // Наука – сервису : материалы X Международной научно-практической конференции «Наука – сервису». – М. : МГУС, 2006. – С. 25–27 (0,2 / 0,1 п.л.).

6. Семеняк, О. В. Регулирование рынка образовательных услуг в Российской Федерации: проблемы и перспективы [Текст] / О. В. Семеняк // Проблемы практического маркетинга в сфере сервиса : материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М. : МГУС, 2006. – Вып. 7. – С. 38–43 (0,5 п.л.).

7. Семеняк, О. В. Мировые тенденции развития рынка образовательных услуг [Текст] / О. В. Семеняк // Научно-теоретические проблемы современного российского общества : сб. науч. докладов I научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых. – М. : МГУС, 2006. – С. 227–228 (0,1 п.л.).




Информация о работе Государственное регулирование рынка образовательных услуг